Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сокращено по источнику: Тихонова, Е.С. Состояние эмоциональной сферы дошкольников с общим недоразвитием речи / Е.С. Тихонова // Дефектология. – 2008. - № 3. – С. 39 – 47.

 

Адекватные представления о состоянии эмоциональной сферы, ходе ее развития, а также о ее взаимовлиянии и взаимозависимости с речью позволяют лучше понять механизмы освоения языка ребенком. Они чрезвычайно важны и в практическом отношении, так как расширяют возможности логопедической помощи, позволяют уточнить содержание коррекционной работы и способствуют поиску и разработке эффективных методов терапии детей с речевыми нарушениями.

Предметом исследования стала эмоциональная сфера детей с ОНР. В констатирующем эксперименте приняли участие 100 дошкольников 5-7 лет, которые составили контрольную и экспериментальную группы. В экспериментальную группу (ЭГ) вошло 50 детей, имеющих заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) о наличии у них третьего уровня недоразвития речи (по классификации Р.Е.Левиной), в контрольную группу (КГ) – 50 дошкольников с нормальным речевым развитием. В экспериментальном исследовании участвовали 50 родителей детей с ОНР.

Главным методом исследования был сравнительный анализ, в котором группа детей с общим недоразвитием речи сопоставлялась с дошкольниками с нормальным речевым развитием. Мы использовали диагностические методики, направленные на выявление таких характеристик эмоциональной сферы ребенка как тревожность, психическое напряжение, общий эмоциональный фон, направленность ребенка на сферу межличностных отношений: тест тревожности (Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки); тест для родителей на оценку уровня тревожности ребенка А.И.Захарова; опросник для родителей, позволяющий выявить признаки психического напряжения и невротических тенденций у детей; тест на психологическую адекватность восприятия настроений и состояний людей, а также характера взаимоотношений между ними (М.Ю. Колпакова); проективный тест «Рисунок семьи».

Экспериментальный материал для проведения теста детской тревожности составили две серии рисунков по 14 в каждой серии (для девочек и для мальчиков). Каждый рисунок представляет собой типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными изображениями детской головы, по размерам точно соответствующими контуру непрорисованного лица. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом – печальное. Рисунки предъявляются ребенку в строго перечисленном порядке. Показ рисунка сопровождается инструкцией. Выбор соответствующего лица и высказывания ребенка фиксируются в специальном протоколе.
Второе задание выполнялось параллельно родителями дошкольников экспериментальной и контрольной групп. Оно представляло собой тест на оценку уровня тревожности ребенка. Экспериментальный материал для выполнения родителями теста составили 15 утверждений, представляющих собой описание того или иного эмоционального состояния. Каждое утверждение оценивалось родителями в баллах. Затем баллы суммировались и делался вывод об эмоциональном состоянии ребенка.
Для выявления степени психоэмоционального напряжения нами использовалась методика «Признаки психического напряжения и невротических тенденций». Степень психического напряжения у детей, не умеющих определить свое состояние, оценивалась родителями с помощью 39 критериев. По количеству выбранных взрослыми признаков оценивается тенденция ребенка к невротизации.

Тест на психологическую адекватность восприятия настроений и состояний людей, а также характера взаимоотношений между ними мы использовали для определения направленности ребенка на сферу межличностных отношений и для более детального выяснения психологических особенностей детского восприятия. Под психологической адекватностью восприятия мы понимаем адекватность восприятия людей (их настроений, состояний) и характера взаимоотношений между ними. Тест выявляет наличие у ребенка искаженного восприятия людей и межличностных ситуаций по типу проекции, или доминирующего переживания ребенка, или психотравмирующего прошлого опыта. Тест позволяет выявить связь между такими переменными, как: психологическая адекватность восприятия; степень его проективности; выраженность установки к сопереживанию, содействию и идентификации; общий эмоциональный тон восприятия (положительный или отрицательный). В качестве экспериментального материала мы использовали 9 сюжетных картинок с изображением различных ситуаций. Ребенку предлагалось описать то, что изображено на картинке.

Для определения эмоционального состояния и выявления личностных проблем детей с ОНР мы использовали проективный тест «Рисунок семьи». В отличие от метода наблюдения и от вербальных методик, рисунки дошкольников глубже раскрывают их внутренний мир, чувства и переживания, восприятие мира, себя и других членов семьи. Детские работы позволяют лучше понять такие аспекты эмоциональной сферы, как настроение ребенка, характер эмоциональных отношений в семье, самоотношение. При проведении анализа детского рисунка семьи для нас важно было выяснить следующее: эмоциональные характеристики рисунка, отражающие настроения ребенка и его отношение к близким взрослым; взаимоотношения ребенка в семье; особенности образа себя.
Для выявления данных аспектов использовались традиционные для рисуночных методик показатели. Выясняя эмоциональные характеристики рисунка, мы обращали внимание:

• На цветовую гамму рисунка. Принято считать, что теплая цветовая гамма свидетельствует о положительном эмоциональном настрое ребенка; черно-белые тона говорят о негативном состоянии или об отчужденности.

• На наличие (отсутствие) улыбок на лицах людей. Этот показатель отражает характер настроения автора рисунка.

• На наличие в рисунке украшений и символов, которые традиционно считаются индикаторами положительного настроя ребенка, его связи с окружающим миром, сопричастности миру.

В качестве показателей взаимоотношений ребенка в семье рассматривались:

• Состав нарисованной семьи (полный, неполный состав семьи, изображение людей, не связанных с семьей, увеличение состава семьи).

Признаком эмоционального благополучия семьи считается ее рисунок в полном составе.

• Расположение членов семьи, особенности их взаимодействия. Члены семьи в полном составе, с соединенными между собой руками или занятыми общим делом, свидетельствуют об эмоциональном благополучии ребенка, его включенности в эту ситуацию.

• Последовательность и особенность рисования членов семьи. Важными показателями при анализе являются: размер фигуры относительно других персонажей, порядок ее расположения и степень ее прорисованность по сравнению с другими персонажами.

При анализе Я-фигуры учитывались:

• Размер фигуры относительно других персонажей. Величина фигуры может отражать ее значимость и превосходство.

• Порядок ее расположения по отношению к другим персонажам.

Последовательность изображения членов семьи отражает значимость их роли.

• Степень ее прорисован кости (контур, плохая или хорошая прорисованность). Негативное отношение выражается схематичным рисунком, силуэтом. Персонаж, вызывающий положительные эмоции, рисуется обычно с массой деталей.

Результаты исследования.

Исследование уровня тревожности у дошкольников с ОНР и с нормальным речевым развитием позволило установить следующее. У детей обеих групп наблюдается высокий и средний уровень тревожности. Низкий уровень тревожности – у 18 детей), средний уровень тревожности выявлен у 34 детей (КГ – у 32 детей). У дошкольников с ОНР наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок – взрослый: «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями», «Ребенок и мать с младенцем». Несколько ниже уровень тревожности в ситуациях, моделирующих отношения ребенок – ребенок: «Изоляция», «Агрессивное нападение», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Игра с младшими детьми». В ситуациях, моделирующих повседневные действия, проявляется незначительный уровень тревожности. Таким образом, сравнительный анализ уровней тревожности у детей обеих групп не выявил значительных различий в показателях.

Анализ результатов, полученных по второй методике, показал, что, согласно оценкам родителей, отклонения в эмоциональном состоянии незначительны почти у половины исследуемых с нормальной речью. Аналогичный показатель у детей с ОНР в три раза ниже. Необходимость внимания к ребенку подчеркивали родители обеих групп. Негативные эмоциональные проявления, вызывающие особое беспокойство родителей, отмечались в 24% случаев среди детей с ОНР, в то время как среди детей с нормальной речью – в 2 раза меньше.

Результаты исследования показывают, что психоэмоциональное напряжение у детей с ОНР выражено значительнее, чем у их сверстников с нормальным речевым развитием. В группе детей с ОНР высокая степень психоэмоционального напряжения наблюдается у 16% исследуемых, средняя степень психоэмоционального напряжения выявлена у 60% детей, невысокая степень зафиксирована у 24% обследованных детей. В контрольной группе высокая степень психоэмоционального напряжения не выявлена, показатели средней и невысокой степени равны соответственно 40% и 60%. Признаки психического напряжения у детей с ОНР выражены значительнее, чем у их сверстников с нормальной речью.

Результаты тестовой методики на психологическую адекватность восприятия настроений и состояний людей, а также характера взаимоотношений между ними послужили основанием к выделению трех групп детей. Исследуемых первой группы характеризует: средний или высокий уровень психологического восприятия; наличие направленности этих детей на восприятие внутреннего мира людей и их взаимоотношений; преобладание позитивных тем и настроений в детском восприятии; адекватная оценка настроений, состояний, переживаний людей; выраженность установки к сопереживанию и содействию. В эту группу вошли 17 детей с нормальным речевым развитием. У дошкольников с ОНР достаточный уровень психологического восприятия внутреннего мира и характера взаимоотношений не был выявлен.

Вторую группу составили дети, для которых характерен низкий уровень психологической адекватности восприятия, обусловленный отсутствием направленности на внутренний мир другого человека. Характерной особенностью восприятия детей данной группы является направленность на предметный мир. Описание картинки детьми второй группы, как правило, сводится к перечислению изображенных лиц или предметов обстановки. Ответы на уточняющие вопросы взрослого односложные. Для дошкольников этой группы свойственна невосприимчивость к отрицательно окрашенным эмоциональным состояниям изображенных лиц и их взаимоотношениям. У них доминирует оптимистическое восприятие изображенных ситуаций. В детских описаниях не выявлено проекции по причине предметной направленности восприятия. Например, «Мальчик сидит. Облако летит. Кусты стоят». «Солнце светит. Сумка лежит. Тут мальчик есть. Он в школу идет». «Мальчик сидит па травке. Идет дождь». Подводя итог изучения детей второй группы, можно выделить ее общие характеристики: низкий уровень психологической адекватности восприятия; отсутствие направленности на восприятие человеческих отношений; отсутствие проективности; преобладание оптимистических настроений и положительных оценок персонажей; невыраженность установки к сопереживанию и содействию. Данную группу составили 11 дошкольников КГ и 37 детей ЭГ.

Для дошкольников третьей группы (22 ребенка КГ и 13 детей ЭГ) оказался характерным низкий или невысокий уровень восприятия при наличии направленности на сферу межличностных отношений. Выраженной особенностью детей этой группы можно считать наличие доминирующих тем и настроений в описании изображенных ситуаций. Приведем примеры. На картинке изображено солнышко, пускающее веселых зайчиков на мальчика. Саша: «Я вижу солнышко, мальчика, лучики, ротик... Солнышко светит. Мальчик злой. Он не любит солнышко. Кричит: «Не свети!». На следующей картинке мальчик и девочка пропалывают сорняки на поле. Аня: «Девочка какая-то... Хочет убыть кого-то. Цветы ядовитые тут. Девочка отрубила цветы. Мальчик взял ветку и хочет их бить». Рассматриваем картинку, на которой изображен мальчик, который сидит на берегу озера. Илья: «Тут туча... не знаю, что... может кости какие-то... Плывет вода. Туча стреляет, а этот сидит...»

В детских рассказах доминируют темы обид, конфликтов, драк, которые, согласно нашим наблюдениям, обусловлены подобными отношениями в семье. Конфликтные, напряженные семейные отношения травмируют ребенка и приводят к тому, что он воспринимает мир в свете своей травмы. У детей, воспринимающих окружающий мир в узком диапазоне обиды, страха, угрозы, враждебности, грусти, наблюдается направленность на него на фоне слабой психологической восприимчивости взаимоотношений людей. Как правило, такие дети стремятся приписывать другим свои собственные, чаще негативные, переживания. Такое приписывание отмечается у детей с непростым опытом общения в семье. На одной из картинок изображены брат и сестра. Сестра щекочет брата, который сидит за столом. Руслан: «Девочка бьет мальчика. Он ее тоже бил». Данила: «Мальчик боится сесть на стул. Сестра, его сажает. Девочка кормит мальчика. Потом сталкивает его со стула. Она вредная».

К особенностям детей третьей группы можно отнести следующее: низкий или невысокий уровень психологической адекватности восприятия внутреннего мира людей и их отношений; выраженная направленность этих детей на восприятие межличностных отношений; наличие доминирующей темы или настроения в их восприятии; искажение изображенных межличностных ситуаций доминирующим переживанием ребенка; преобладание эмоционально-отрицательной оценки переживаний изображенного персонажа или межличностной ситуации; «застревание» на деталях изображения и затруднения в восприятии психологической ситуации в целом; невыраженность установки к сопереживанию и содействию.
Наблюдения и результаты проведенного теста позволили нам прийти к выводу о том, что трудности восприятия внутреннего мира, состояния, настроения другого человека во многом обусловлены нарушением отношений в семье, разрывом эмоционально-личностной связи с близкими взрослыми. Полученные в ходе исследования эмпирические данные позволяют выделить среди детей с нарушенной направленностью на сферу межличностных отношений две группы. Первую группу составляют дети с эгоистической установкой (ЭГ – 74%, КГ – 22%), которых характеризует предметная направленность восприятия. Возникновению эгоистической установки способствует такое положение ребенка в семье, которое приводит к вседозволенности, избалованности. Во вторую группу входят дети с эгоцентрической установкой (ЭГ – 26%, КГ – 44%). При направленности на мир взаимоотношений они воспринимают его искаженно, односторонне, сквозь призму своих негативных переживаний и состояний.
Сравнительный анализ рисунков детей экспериментальной и контрольной групп показал следующее. Большинство детей с нормальной речью в рисунках семьи использует как теплые, так и холодные цвета. Явное преобладание теплых тонов наблюдается в 1/3 детских рисунков. Улыбка на лицах персонажей встречается достаточно часто. В каждом втором рисунке семьи используются символы (солнышко, бабочки, птицы, цветы). Дошкольники с ОНР, выбирая теплые и холодные цвета, все же отдают предпочтение черно-белым тонам в рисунке. Преобладание теплых тонов встречается в 14%. Контур рисунка имеет место в каждой второй детской работе. По сравнению с детьми КГ, дети ЭГ значительно реже изображают улыбки на лицах. Их рисунки лишь в 12% случаев украшены символами (солнышко, цветы). Полученные данные могут свидетельствовать о том, что эмоциональное состояние дошкольников с ОНР отличается от эмоционального состояния детей с нормальной речью. Учитывая тот факт, что цветовая гамма далеко не всегда связана с эмоциональным состоянием ребенка и может отражать привычный способ рисования, показатели, свидетельствующие о хорошем эмоциональном состояние детей с ОНР, все же выражены менее ярко, чем у сверстников с нормальной речью. Полученные данные дают основания говорить о доминировании негативных эмоций у детей ЭГ, а также о нарушении связей с миром.
При анализе изображения состава семьи было отмечено, что дети с ОНР почти в 3 раза реже, чем их сверстники с хорошей речью, рисуют всех членов семьи, занятых общим делом. В рисунках детей экспериментальной группы чаще можно встретить кошек, собак, попугаев и др. Данный факт может свидетельствовать об отсутствии эмоционального благополучия семьи, о недовольстве семейной ситуацией, о наличии травмирующих переживаний по поводу семьи. Наиболее значимым персонажем в большинстве работ обеих групп является мать. Отсутствие ее изображения встречается в 12% рисунков детей КГ и только в 2% рисунков детей ЭГ. Что касается прорисованности фигуры матери,, то данный показатель у детей КГ значительно выше, чем у испытуемых с ОНР. Дошкольники с ОНР чаще (в 1/3 рисунков), чем их сверстники, для изображения мамы используют штриховку, что может обозначать наличие конфликтов в отношениях с ней или отсутствие эмоционально-личностных связей. Таким образом, дети с ОНР демонстрируют деформированную связь с матерью в сравнении со своими ровесниками.

Картина отношений с близкими взрослыми отражается на представлениях ребенка о себе, проявляющихся в общем сюжете рисунка и в особенностях изображения Я-фигуры. По окружению, в котором ребенок изображает самого себя, были выделены три типа рисунков: «Я в одиночестве», «Я в кругу семьи», «Я среди родственников».
На большинстве рисунков дети обеих групп изображают себя в окружении родственников. Отсутствие Я-фигуры наблюдалось всего лишь в двух рисунках детей с нормальной речью. Вместе с тем обращает на себя внимание тот факт, что дети с ОНР несколько чаще изображают себя в одиночестве, чем их сверстники с нормальным речевым развитием. Рисунки подобного типа могут свидетельствовать о переживании одиночества, эмоциональной отчужденности. Рассматривая изображения Я-фигуры на рисунках детей ЭГ и КГ, мы обнаружили некоторые различия в величине Я-фигуры. Дети с ОНР рисуют себя разного размера (как большего, так и меньшего) значительно чаще, чем дети с нормальной речью, что может быть еще одним признаком эмоционального дискомфорта. Следует также отметить более низкую прорисованность Я-фигуры у детей ЭГ. Полученные результаты могут говорить о существенных различиях в эмоциональном самоощущении детей исследуемых групп. Для дошкольников с ОНР характерными являются сниженный эмоциональный фон, часто испытываемое чувство одиночества, трудности общения в семье. Эти данные свидетельствуют об эмоциональном дискомфорте детей с ОНР.

Выводы:
1. Сравнительный анализ практически всех выбранных нами характеристик эмоциональной сферы выявил одну и ту же тенденцию, согласно которой дети с общим недоразвитием речи имеют менее благоприятную картину эмоциональной сферы по сравнению с их сверстниками с нормальной речью.
2. Эмоциональная сфера дошкольников с ОНР характеризуется повышенной тревожностью, высокой степенью психоэмоционального напряжения, нарушенной направленностью на сферу межличностных отношений, которая проявляется в предметной направленности восприятия или в избирательной направленности на сферу межличностных отношений при ее слабой психологической восприимчивости, сниженным эмоциональным фоном, преобладанием негативных переживаний, искаженным самоотношением.
3. Состояние эмоциональной сферы детей с ОНР во многом обусловлено нарушением эмоционально-личностных связей с близкими взрослыми, деформированными межличностными отношениями.
4. Для преодоления негативных эмоциональных состояний, эмоционального дискомфорта дошкольников с речевой патологией необходима психологическая работа с ребенком и семьей, направленная на восстановление эмоционально-личностных связей, гармонизацию межличностных отношений.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...