Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Князь Владимир Святославич

Тема: 2. Русь во второй половине X – первой половине XI вв

 

Князь Владимир Святославич

(годы княжения 980-1015 гг.)

 

Политика в 980-988 гг.

Религиозный вопрос. С целью укрепления единства славянских племён, Владимир проводить реформу языческого пантеона. Верховными провозглашаются боги ведущих племенных союзов. Но это, вкупе с насаждением культа Перуна, имеющего в значительной части скандинавское происхождение (от культа Одина), приводит лишь к усилению конфликта, т.к. каждое племя стремилось к усилению роли «своего» бога. Определённую оппозицию составляли и жрецы, недовольные усилением религиозной власти князя. Встала задача выбора именно религии-единобожия, в которой при этом духовенство не имело бы политической власти.

Вопросы обороны. Для защиты от набегов кочевников-печенегов, ставшей существенной угрозой в этот период, создаётся система пограничных крепостей. Это также свидетельствует об усилившейся централизации, т.к. для обеспечения подобного масштабного государственного проекта необходима была развитая налоговая и мобилизационная система.

Государственно-административный вопрос. Была ликвидирована автономия племён. Наместниками князя становились дружинники и сыновья князя. Т.о. усиливалась централизация и вертикаль власти.

 

Крещение Руси

(988 г.)

В 988 г. Русь принимает Православное Христианство в качестве официальной религии. Князь Владимир женится на византийской принцессе Анне, повысив политический статус Руси.

Некоторые причины Крещения Руси

1) Внешнеполитические – необходимость установления более тесных и дружеских контактов со странами Европы и особенно с Византией, являвшейся наиболее экономически и культурно развитой державой того времени. Именно высокий уровень развития Византии, а также приоритетность данного рынка, стали важными, хотя и не единственными факторами для принятия Православного Христианства. Руси, достигшей значительных экономических успехов и нуждавшейся во внешней рынках, требовалось снять опасения иностранных специалистов и бизнесменов относительно их положения на русских землях, для чего важно было задекларировать приверженность христианским юридическим нормам, понятным для европейцев.

2) Внутриполитические – потребность в идее единения и братства для укрепления единства страны и ослабления межплеменных конфликтов.

Другими важными причинами были, с одной стороны, попытки не допустить подчинения Руси светской власти зарубежных религиозных лидеров, поэтому были отклонены миссионерские усилия Папы Римского, очевидно, в связи с идеологическими притязаниями Пап не только на религиозную, но и на верховную светскую власть. С другой стороны, для предотвращения новых межкняжеских столкновений, важно было создать новый авторитетный центр влияния на общественную жизнь, который, при этом, не посягал бы на светскую власть.

3) Культурные – значительное влияние Византии на Руси благодаря активным контактам русских именно с этой страной. Существуют археологические свидетельства распространённости Христианства на Руси до официальной даты Крещения, в т.ч. остатки церквей, а также факт Крещения княгини Ольги. Православное Христианство на Руси было уже знакомо. Немалую роль играл также и эстетический фактор – привлекательность византийских церквей

Некоторые основные социальные последствия Крещения Руси.
1) Широкое распространение грамотности и образования на Руси. При церквях создавались школы, при соборах - академии. Образование становится общедоступным. До христианизации подобной системы не было, т.к. не существовало в ней потребности для широких слоёв населения (грамотность необходима не только для делопроизводства, но и для изучения Библии, для чтения молитвослова и т.д., но позволяет читать и светскую литературу).

2) Приобщение широких групп населения Руси к мировой культуре, расширение географических и исторических границ мировоззрения. Именно соборы и монастыри являлись не только библиотеками и архивами, но и центрами ретрансляции античного философского и художественного наследия. Миф о том, что якобы Церковь "боролась с античной культурой", "препятствовала образованию" противоречит фактам - если бы не монахи и духовенство не переписывали античные манускрипты, то античное наследие до нас не дошло бы - папирус живёт недолго и поэтому книги нужно регулярно переписывать. Именно этим Церковь и занималась. Именно благодаря тысячам малоизвестных переписчиков в рясах мы можем прочитать Гомера, Аристотеля, Платона и иных классиков античности. Духовенство также занималось и переводами данных трудов, в т.ч. на древнерусский язык. И приобщится к этому интеллектуальному ресурсу, в т.ч. светскому могли все, кому было интересно и не жаль своего времени.

3) Мощный стимул к развитию национальной культуры - нематериальной и материальной. Прекрасные храмы, фрески, иконы могут положительно влиять на психологическое состояние человека. Немаловажно и развитие активного каменного строительства благодаря связам с иностранными инженерами из христианских стран.

4) Интенсификация связей с Европой и культурно-научным её лидером Византией способствовало расширению торговли, обогащению жителей Руси, проникновению различных культурных, научных, технологических инноваций (вышеупомянутое каменное строительство, но далеко не только оно).

5) Появление предпосылок появления единого русского народа, не разделённого по племенному принципу. На мой взгляд, стремление объединить разные племена идеей, что все они братья, а значит один народ, и являлось основной причиной принятия Христианства.

6) Широкая гуманизация общественной жизни. Важно именно появление идей человечности - что человек человеку брат, что к нему нужно относится по-человечески, что убивать, причинять насилие и т.д. - это плохо, что быть добрым, отзывчивым, человечным - хорошо. А это имело далеко идущие последствия. И многие ценности, которые воспринимаются как общечеловеческие, очевидные, светские имеют в значительной степени христианское происхождение. Влияние христианского гуманизма видно уже в первом сборнике законов на Руси - "Русской Правде".

7) Появление идеи подотчётности власти и предотвращение риска её сакрализации. Некорректным упрощением являются утверждения будто бы Церковь власть обожествляла, оправдывала - есть вполне конкретные источники и само церковное учение о том, что правитель - просто человек и за свои действия он будет отвечать. А сама идея ответственности власти важна уже сама по себе. При язычестве, особенно достигшим высот развития, власть часто сакрализовывалась (египетские фараоны, считавшиеся воплощением богов, римские императоры, в эпоху домината провозглашавшие себя богами уже при жизни и т.д.), а абсолютизм монархов появился уже в эпоху Нового времени – когда началась секуляризация и возрос интерес к возрождению античных ценностей. В средние века князь – такой же человек, менеджер.

8) Появление института сдерживания власти и защиты прав широких слоёв населения. Вопреки расхожему мнению, Церковь в средние века часто удерживала князей от злодеяний, стремилась к снижению и прекращение распрей, нередко успешно. Митрополит имел право «печалования» (ходатайства) за любого человека и нередко его использовал в правозащитной деятельности. Епископ мог отлучить князя от Церкви, что становилось определённым сдерживающим фактором для его действий. При язычестве князь обладал полнотой власти, светской и религиозной (князь на Руси также и верховный жрец), никем не сдерживался, не контролировался.

9) Гуманизация брака и повышение статуса женщины. Князь Владимир после Крещения издал ряд указов, например, о том, что муж не имеет право бросать больную жену. Значит, при язычестве это практиковалось. Если есть запрет, значит было что запрещать. Появлялась идея взаимной ответственности супругов, святости брака, моногамии, необходимости взаимной любви. Вопреки расхожему мнению Церковь не только не принижала статус женщины, но и повышала его по сравнению с языческим периодом - именно в церковном учении прямо говорится о том, что женщина - такой же человек, как и мужчина. Равенство полов имеет в значительной христианское религиозно-идейное происхождение, т.к. до этого статус определялся в большей степени экономической ролью, которая у мужчин была выше в связи с большими возможностями по участию в войне, охоте, землепашестве.

10) Позитивный взгляд на перспективу, что все твои действия имеют последствия, что всё не зря. Вопреки стереотипу о том, что якобы всё церковное учение сводится "к запугиванию адом" на практике идея о том, что Царствие Божие начинается на земле позволяло человеку позитивнее смотреть на будущее и на себя, действовать увереннее и на далёкую перспективу, что определённым образом воздействовало на прогресс российской цивилизации.

11) В более сложном контексте - это появление идеи полной ответственности за свои действия - ни духи, ни приметы, ни звёзды, и т.д. а только сам человек отвечает за свою жизнь, за свои поступки.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...