Понятие и предмет экологического права
Прежде чем перейти к рассмотрению понятия и предмета экологического права, необходимо дать ряд основополагающих, базовых определений, составляющих понятийный аппарат экологического права и содержащихся в ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды»:
- окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;
- природная среда (природа) - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;
- компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;
- природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;
- природно-антропогенный объект - природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение; антропогенный объект - объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов;
- естественная экологическая система - объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией;
- природный комплекс - комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, объединенных географическими и иными соответствующими признаками;
- природный ландшафт - территория, которая не подверглась изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризуется сочетанием определенных типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях;
- охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее - природоохранная деятельность);
- природные ресурсы - компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления, и имеют потребительскую ценность;
- использование природных ресурсов - эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности; Для выделения самостоятельной отрасли права в системе российского права необходимы, как минимум, четыре условия:
1) наличие государственного интереса в создании такой отрасли;
2) выделение круга специфических общественных отношений, составляющих предмет самостоятельного правового регулирования;
3) потребность в особом методе правового регулирования;
4) наличие либо потребность в наличии особых источников права. Все эти признаки присущи экологическому праву, и поэтому его относят к самостоятельной отрасли права в системе российского национального права.
Существует несколько определений экологического права, содержание которых зависит от взглядов дающих их авторов.
Наиболее простое в терминологическом плане определение дано В.В. Петровым: экологическое право - совокупность норм и правоотношений, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Б.В. Ерофеев дает следующее определение: экологическое право как отрасль права представляет собой систему правовых норм, специфическим способом регулирующих экологические общественные отношения в целях достижения гармоничных отношений между обществом и природой, в интересах людей, живущих в нашем общем и единственном доме - на Земле.М.М. Бринчук определяет экологическое право (право окружающей среды) как совокупность основанных на эколого-правовых идеях норм, регулирующих конкретные общественные отношения собственности на природные ресурсы, по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды от вредных химических, физических и биологических воздействий в процессе хозяйственной и иной деятельности, по охране экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц. Выделяют три формы проявления экологического права как отрасли права: правовую концепцию, нормы права и правоотношения4.
Концепция (идеология) в экологическом праве служит формой политики государства и объединения эколого-правовых норм в систему. Эту политику выражают идеи, доктрины, теории, образующие в совокупности правовую концепцию экологически безопасного устойчивого развития общества при взаимодействии с природой.В основу экологической концепции России положены принципы и положения Программы действий «Повестка дня на 21 век», принятой на конференции ООН в 1992 г. в Рио-де-Жанейро (Бразилия).
Эта концепция сформулирована в «Основных положениях государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечения устойчивого развития», утвержденных Указом Президента РФ от 04.02.1994 г. № 236, а также в Указе Президента РФ от 01.04.1996 г. «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию».
Основными приоритетами, призванными обеспечить экологически безопасное и устойчивое развитие экономики и общества в целом, являются:
- введение в практику подготовки и принятия решений, связанных с общественным развитием, рассмотрения всех предполагаемых выгод и потерь экологического, социального и экономического характера на самых ранних стадиях подготовки этих решений;
- поиск экономических, хозяйственных и иных решений, способствующих устойчивому общественному развитию;
- исследование причин деградации окружающей среды и взаимосвязи социальных, экономических и экологических факторов, оказывающих влияние на этот процесс;
- совершенствование системы управления природными ресурсами в рамках социально-экономической политики государства, определение необходимых изменений в государственной политике по данным вопросам;
- своевременное разрешение социально-экологических конфликтов, возникающих в процессе осуществления различных видов хозяйственной деятельности;
- экологически обеспеченное размещение производительных сил, законодательное закрепление обязательных экологических требований и запретов на организацию и ведение хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное влияние на состояние окружающей среды;
- неистощительное использование возобновляемых природных ресурсов, рациональное потребление невозобновляемых природных ресурсов;
- максимально полное использование вторичных ресурсов, утилизация, обезвреживание и захоронение радиоактивных и иных вредных отходов производства и потребления;
- повышение культуры производства;
- опережающий рост научных разработок и исследований в области экологически безопасных технологий и производств;
- разработка таких мер принуждения, применение которых позволит превратить соблюдение экологических требований в норму поведения для тех, кто планирует общественное развитие, разрабатывает, принимает и санкционирует решения в сфере экологопользования, ведет хозяйственную деятельность;
- создание экологического законодательства Российской Федерации, основанного на положениях статей 42 и 58 Конституции РФ. Нормы экологического права закрепляют экологическую политику государства в обязательных правилах поведения физических и юридических лиц и субъективных правах этих лиц в отношениях природопользования и охраны окружающей среды.
В своей совокупности эколого-правовые нормы составляют систему правовых норм, устанавливающих правовую основу реализации экологических общественных отношений.
В свою очередь, экологические правоотношения представляют собой урегулированные правом общественные экологические отношения - юридические связи субъектов права. Посредством правоотношений экологическое право приводится в действие и реализуется. Без правоотношений как формы проявления экологического права, оно не действует.
Необходимо заметить, что помимо отрасли права экологическое право рассматривается в качестве учебной дисциплины и науки.
Как наука экологическое право представляет собой систему знаний об экологическом праве как отрасли права. В предмет науки, помимо изучения экологической отрасли права, включаются следующие самостоятельные темы: метод научных исследований; правоприменительная и правотворческая практика; история развития экологического права; источники экологического права, понятийный аппарат, раскрывающий специальную терминологию, и т.д.. Экологическое право как учебная дисциплина представляет собой систему знаний об экологическом праве, отвечающих программе образовательного учреждения, которая, в свою очередь, должна разрабатываться в соответствии с Государственным образовательным стандартом ОПД Ф.15 «Экологическое право» для юридических вузов и факультетов. В правовых науках предметом являются общественные отношения, складывающиеся по поводу того или иного объекта и входящие в сферу действия правовых норм. Наличие собственного предмета правового регулирования является необходимым условием выделения самостоятельной отрасли права, отграничивающим ее от других отраслей. От характера и содержания общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, зависят особенности, характер, способы и средства правового ре- гулирования.
В научной и учебной литературе по экологическому праву традиционно под предметом экологического права рассматривали совокупность общественных отношений, возникающих по поводу рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды.В преамбуле Федерального закона «Об охране окружающей среды» сказано, что данный Федеральный закон «регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации». Экологические правоотношения имеют сходство с другими видами общественных отношений, но в то же время им присущи специфические черты, обусловленные особенностями объектов этих отношений, т.е. природных объектов.
Так, по мнению Б.В. Ерофеева, особенности этих отношений заключаются в следующем:
1) они связаны с изъятием веществ и энергии из природной среды (недропользование сопряжено с изъятием полезных ископаемых: охота - с отстрелом и отловом диких животных; сенокос - с изъятием естественного травостоя и т. п.);
2) они связаны с использованием полезных качеств природного объекта (сельскохозяйственное землепользование основано на плодородии почв; использование дикой фауны - на полезных для человека свойствах или продуктах их жизнедеятельности и др.);
3) они связаны с привнесением в природную среду вещества или энергии, не существовавших ранее в природе либо существовавших в незначительных количествах (использование недр осуществляется для захоронения веществ и отходов; атмосферный воздух используется для выбросов в предельно допустимых рамках и т.п.)
4) они возникают в связи с преобразованием используемого природного объекта, которое может носить характер: а) радикального преобразования, в ходе которого изменяется природная функция этого объекта (создание искусственного водоема в данной местности изменяет режим функционирования экосистем; создание парков обновляет местность и т.п.);
5) частичных изменений используемого природного объекта, в силу чего происходит совершенствование его экологических функций (мелиорация земель улучшает биофизические свойства почв, повышая их продуктивность; внесение удобрений повышает плодородие пахотных земель);
6) они связанны с охраной используемых природных объектов экосистем и окружающей среды в целом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: