Если спрос ниже ПРЕДЛОЖЕНИЯ, то цена снижается
Выше цена (при определённых издержках производства) – больше прибыль. Часть прибыли может быть потрачена на расширение производства. Ниже цена – прибыль уменьшается. И товаропроизводитель вынужден будет искать пути увеличения прибыли: модернизация производства, производство более выгодного продукта и пр. Возможны и не популярные меры(сокращение штата и пр.). Т.о. Рн. регулирует производство, «сигнализирует» ч/з цены производителю: ЧТО производить, Какого качества и в каком КОЛИЧЕСТВЕ. (пример – пошив костюмов) Можно ли получить прибыль независимо от спроса и предложения.? МОЖНО. 1. сократить расходы материалов, например, если речь идёт об АТЕЛЬЕ, за счёт более рационального раскроя ткани. На какую сумму сократятся затраты, на такую сумму и увеличится прибыль. 2. повысить производительность труда по сравнению с др. предприятиями за счёт пункат №3 3. применение более совершенных технологий. Это всё может привести к тому, что за тоже время производитель изготовит большее количество ТТ при меньших затратах. и, естественно, возрастёт прибыль. Т.о., РН. побуждает к снижению производственных затрат (хозяйствовать более экономно), к совершенствованию техники, повышению производительности труда. Экономические законы стимулирую тех производителей, у которых индивидуальные издержки производства ниже общественно необходимых, т.е средних в данной отрасли. Они поощряют повышение производительности труда, совершенствование техники и технологий регулируют распределение ресурсов для производства тех или иных ТТ, а врезультате делают выгодным производство тех ТТ, которых не достаёт, и, следовательно, спрос на которые превышает предложение. Это называется рыночный механизм регулирования пропорций производства.
Сейчас мы охарактеризовали Рн. ТТ и УУ. Обратимся к РН. труда.
. Условия, необходимые для развития рыночного хозяйства · конкурентная среда: свободное ценообразование, многообразие форм собственности, отсутствие монополизации рынка, действие законов, охраняющих права частной собственности; · наличие резервов роста экономики (свободные капиталы, запас трудовых и природных ресурсов); · функционирование инфраструктуры рынка (обеспечение движения товарных, денежных, трудовых и информационных потоков). Рынок труда Этот Рн. имеет те же три признака, что и Рн. ТТ и УУ: спрос, предложение, цена. Здесь продаётся и покупается особый ТТ – рабочая сила. Здесь действует тот же механизм спроса и предложения. РН. ценных бумаг и валюты. Здесь Т. выступают ценные бумаги (акции, облигации) и валюта. Здесь тоже действует закон спроса и предложения, влияющий на цену. В зависимости от уровня развития производства стоимость акций м/б подниматься или падать относительно номинала. А в зависимости от состояния экономики гос-ва её валюта обменивается на валюту других стран в той или иной пропорции. Рн.информации. НТР значительно увеличивает ценность знаний. Без достижений неуки невозможно развитие экономики. Поэтому становится выгодным продавать и покупать информации., знания о новых способах Д, организации производства, новых технологиях и пр. Значительную роль в развитии экономики играют биржи и банки. Товарная биржа – это форма Рн. ТТ, продаваемых большими партиями, как правило, по образцам. Конкуренция – соперничество м/у производителями за более выгодные условия продажи ТТ и УУ В конкурентной борьбе побеждает тот, кто смог повысить производительность труда, расширить произ-во, произвести ТТ более высокого кач-ва. Т.е, выигрывает тот, кто снижает издержки и улучшает потребительские св-ва ТТ.
В конкурентной борьбе участвуют множество товаропроизводителей. Каждый из них на свой страх и риск решает вопросы: «Что и как производить?» ТТ конкретного производителя встречаются на Рн. с аналогичными ТТ др. производителей и каждый стремится завоевать потребителя. Он расхваливает свой ТТ, используя при этом рекламу, старается придать ТТ привлекательный внешний вид, использует различные «ФИШКИ» и пр. Потребитель же хочет приобрести ТТ лучшего качества и подешевле, т.к. возможности его ограничены. Какой фирме он отдаст свои деньги, у кого предпочтёт купить тот или иной Т? Это зависит от многих условий. А предпринимателю, для того, что бы продолжить пр-во, нужно продать Т и использовать полученные ср-ва для создания новой партии ТТ. А чтобы обойти конкурентов, нужно постоянно предлагать на Рн. новые ТТ, приходится идти на снижение цен. Тот, у кого издержки велики, не может снижать цену. Его ТТ. не будут проданы или будут проданы с убытком. Мелким производителям трудно выдержать конкуренцию. Крупные имеют больше шансов выжить, т.к у них больше возможностей для совершенствования пр-ва.
В к. Х1Х в. Крупные товаропоизводители в ряде стран стали объединяться в союзы (картели, синдикаты, тресты). Эти союзы сосредоточили в определённых отраслях решающую часть пр-ва ТТ, иными словами, стали МОНОПОЛИЯМИ. Монополия – исключительное право на осуществление к-л вида Д. (проз-ва, торговля и, промысла и пр.), предоставляемое одному лицу, определённой группе лиц, гос-ву. Суть монополии – экономический диктат путём установления монопольно высоких или низких цен для получения прибыли. Монополи предполагает выполнение следующих условий: 1 монополист является единственным производителем данного Т. 2. Продукция носит уникальный характер и не имеет близких заменителей 3. Проникновение в отрасль других фирм закрыто рядом барьеров. 4. Степень влияния монополиста на рыночную цену очень высока. Барьеры проникновения на Рн.: 1. исключительные права, полученные от пр-ва или местных властей. 2. право собственности на ресурсы, например источники сырья 3. преимущество низких издержек крупного пр-а.
Разновидности монополий: 1. открытая 2. закрытая 3. естественная 4. искусственная Закрытая монополия – защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений и запретов (чаще всего это госуд. моноп.) Открытая моноп - монополия, при которой одна фирма, по крайне мере на некоторое время, становится единственным поставщиком прдукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции. Естественная моноп -официально признанная неизбежная монополия на производство и продажу товаров и услуг, применительно к которым монополизм обусловлен либо естественными правами монополиста, либо соображениями экономической выгоды. для всего государства и населения, либо соображениями госуд. и общественной безопасности.. Так, Е.М. возникает в тех областях, где действует авторское право, ибо автор является монополистом по закону. С другой стороны, в интересах государства выгодно иметь единые трубопроводные, энергетические сети, железнодорожные магистрали. Государственная монополия возникает в тех сферах, где ее наличие обусловлено соображениями общественной безопасности. Искусственная монополия – объединение предприятий, создаваемое ради получения сверхприбылей и установления рыночной власти.
Экономическая жизнь включает в себе элементы и конкуренции и монополии. Возникновение крупных монополий не исключает конкуренцию: она происходит и м/у самими союзами, и м/у монополистическими союзами и немонополизированными предприятиями. Однако, монополии порождают высокие цены и несоответствие спроса и предложения. Вот почему многие гос-ва принимают антимонопольные законы, которые оформляются в антимонопольную политику государства. Она помогает сбалансировать спрос и предложение и выжить малому и среднему бизнесу. Разработка и существование антимонопольных законов – это пример государственного регулирования эк-ки: 1.меры, нацеленные на предотвращение и запрещение монополий 2.государственное регулирование Рн., эк-ки 3.антистрессовая политика – система законов, ограничивающих действие компаний, ведущее к снижению конкуренции и установлению монополий Тема 8Налоги
Главный источник дохода государства – налоги. Благодаря налоговой политики гос-во влияет на экономику. Если в стране высокий уровень инфляции, то возникает необходимость уменьшения денежной массы в обращении. Для этого гос-во увеличивает налоги, снижая экономическую активность фирм и населения. Если в стране наблюдается спад потребления и производства, то гос-во уменьшает налоги. Это приводит к оживлению экономики (рост производства и платёжеспособности населения). Налоговую политику гос-во осуществляет при помощи налаженной налоговой системы Налоговая система – совокупность налогово и сборов, взимаемых в государстве, а также форм и методов их построения Налоговая система РФ формируется в соответствии с налоговым кодексом РФ. Предметом налогового права являются ОТНОШЕНИЯ, возникающие в процессе аккумуляции публичным субъектом своих финансовых ресурсов. А также ОТНОШЕНИЯ, возникающие в связи с осуществлением налогового контроля и привлечением к ответственности за налоговые правонарушения. Принципы налоговой системы: · Каждый плательщик обязан уплачивать установленные налоги
· Налоги устанавливаются в целях финансовог8о обеспечения функционирования государства · Не допускается устанавливать налоги, нарушающие налоговую систему государства · Не допускается устанавливать налоги и их ставки, не предусмотренные действующим налоговым законодательством. Налоги – это обязательные сборы, взимаемые государством с физических и юридических лиц с целью финансового обеспечения государства. Сутью любого налога является принудительное изъятие в пользу государства части дохода самостоятельного экономического субъекта Основная задача налога – формировать государственный бюджет, необходимый государству для решения социальных задач. Признаки налога: 1. обязательность 2. Индивидуальная безвозмездность платежа 3. денежная форма 4. Отчуждение, принадлежавшего на праве собственности (или ином вещевом праве) имущества (денежных средств) в пользу публичного субъекта (государства) Налоги выполняют в экономике следующие функции: Фискальную Регулирующую
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|