Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Плата за загрязнение окружающей среды




В начале XXI в. экологический фактор стал реально лимитиро­вать народное благосостояние: ухудшается здоровье населения, Увеличивается число генетических нарушений, сокращается средняя продолжительность жизни и т. п. Бессистемный, расточительный и разрушительный характер природопользования постоянно порождает новые и все более острые экологические проблемы. Все это свидетельствует о кризисе сложившейся государственной политике природопользования. Основной причиной быстрого ухудшения экологической обстановки являлась деформированная милитаризованная структура экономики.

Экологическая ситуация может быть стабилизирована и улуч­шена только путем изменения социально-экономического разви­тия страны, формирования нравственных установок, пересмотра структуры потребностей, целей, приоритетов и способов деятель­ности человека. При решении экологических проблем важное зна­чение имеет государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды.

Во всем мире происходит активное административное вмеша­тельство в хозяйственно-экономическую деятельность предпри­ятий в целях создания благоприятной среды обитания, и в пер­вую очередь акцент делается на законодательные акты, ограничи­вающие вредные воздействия на природу и человека, государ­ственное нормирование и контроль, а также на санкции к нару­шителям природоохранного законодательства.

Новый хозяйственно-экономический механизм природопользо­вания в России начал внедряться в конце 1980-х и начале 1990-х гг. Госкомприродой СССР, а затем РСФСР и РФ. Суть этого меха­низма заключалась во внедрении системы платежей за загрязне­ние воздуха, воды и складирование отходов. Данный эксперимент был проведен в 1990 г. в 49 регионах (городах, областях, автоном­ных республиках) бывшего СССР согласно решению Государствен­ного комитета СССР по экономической реформе. Эксперимент показал, что система платежей за загрязнение окружающей при­родной среды может сыграть исключительно важную роль в деле охраны природы.

Была также создана система экологических фондов, куда по­ступали платежи за загрязнение окружающей среды. Экономиче­ские подразделения Госкомприроды РФ занимались не только пла­тежами за загрязнение окружающей природной среды, но и всем комплексом вопросов, связанных с хозяйственным механизмом природопользования. Разработки этих подразделений легли в ос­нову Закона «Об охране окружающей природной среды», при­нятого Верховным Советом Российской Федерации 19 декабря 1991 г.

Таким образом, были созданы все условия для совершенство­вания и развития экономического механизма природопользова­ния. Однако после 1992 г. единая государственная политика не проводилась и действовали платежи (налоги) за пользование сле­дующими видами природных ресурсов:

земля (налог);

лесные ресурсы (подати, арендная плата);

водные ресурсы (налог);

животный мир (платежи за пользование объектами животного мира);

недра (платежи за право пользования недрами, отчисления, сбор за участие в конкурсе и выдачу лицензии и т.д.).

Этот перечень видов платежей (налогов) свидетельствует об отсутствии общей методологии по их установлению и неувязке с основами Закона РФ «Об охране окружающей среды».

Плата за негативное воздействие (загрязнение) на окружающую среду по Закону РФ «Об охране окружающей среды» предусмат­ривается в соответствии со ст. 16:

за выбросы в атмосферный воздух загрязненных веществ;

сбросы загрязненных веществ и микроорганизмов в поверхно­стные водные объекты, подземные источники и на водосборные площади;

загрязнение недр и почв;

размещение отходов производства и потребления (в неустанов­ленных местах);

загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромаг­нитными, ионизирующими и другими видами физических воз­действий.

Плата за загрязнение окружающей природной среды представ­ляет собой форму возмещения эколого-экономического ущерба, нанесенного предприятиями или иными источниками от выбро­сов и сбросов загрязняющих веществ, а также за размещение от­ходов на территории предприятия, города, региона. Эта плата воз­мещает затраты на компенсацию воздействия выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов на окружающую при­родную среду сверх установленных лимитов.

Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы вредных веществ, размещение отходов взимается с предприя­тий, учреждений и других юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм собственности в бесспорном порядке: 90 % Ц на специальные счета внебюджетных государ­ственных экологических фондов; 10% — в доход республиканс­кого бюджета РФ для финансирования деятельности территори­альных органов государственного управления в области охраны окружающей среды.

Плата за загрязнение не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей природной сре­ды, а также от уплаты штрафных санкций за экологические пра­вонарушения и возмещение вреда, причиненного загрязнением окружающей природной среды, народному хозяйству, здоровью и имуществу граждан.

Если подразделения и филиалы предприятий, расположенные на отдельных от головных предприятий территориях, не являются юридическими лицами и не имеют расчетных счетов, плату за загрязнение этими подразделениями и филиалами вносят голов­ные предприятия. Платежи поступают в экологические фонды тех территорий, где расположены указанные подразделения, и ис­пользуются на природоохранные цели. В случае необходимости размер платежей корректируется в сторону снижения или увели­чения с учетом экологических условий.

При аварийном загрязнении природной среды устанавливают­ся штрафы (до десятикратного размера тарифа) к нормативам платы за выбросы (сбросы, размещение отходов) загрязняющих веществ. Система платежей по мере перехода к рыночной эконо­мике и создания необходимой правовой базы должна совершен­ствоваться. При этом необходимо исходить из того, что платежи за загрязнение природной среды являются важнейшими элемен­тами общей системы регулирования состояния окружающей сре­ды. Они должны иметь строго целевое назначение и быть тесно увязаны с экологическими ограничениями и регламентациями режимов природопользования и выступать в качестве экономи­ческих рычагов реализации целей экологических программ.

В перспективе система платежей за выбросы загрязняющих ве­ществ должна быть классифицирована и тесно увязана со стан­дартами, включающими в себя предельно допустимый выброс (сброс) загрязняющих веществ по отдельным технологиям и ви­дам производств. Для внедрения более прогрессивной системы пла­тежей требуются:

проведение экологической аттестации технологий и производств с указанием фактических и потенциально возможных выбросов загрязняющих веществ;

разработка программ технического перевооружения предпри­ятий с определением сроков и необходимых средств для достиже­ния мировых стандартов.

Сумма выбросов загрязняющих веществ по предприятиям в пределах установленных стандартов не должна превышать эколо­гическую емкость территории. В случае ее превышения необходи­мо выводить с данной территории или перепрофилировать от­дельные предприятия.

К эколого-экономической реформе в сфере природопользова­ния следует отнести концепцию развития страхования. Суть этой реформы заключается во внедрении системы страховой защиты, имущественных интересов граждан и юридических лиц, обеспе­чивающей:

реальную компенсацию убытков (ущерба), причиняемых в ре­зультате непредвиденных природных явлений, техногенных ава­рий, за счет резервов страховых организаций при снижении на­грузки на бюджет;

максимальное использование страхования как источника ин­вестиционных ресурсов предприятий-природопользователей;

повышение безопасности, устойчивости и финансовой на­дежности функционирования предприятий, эксплуатирующих природные ресурсы и оказывающих воздействие на окружающую среду.

Таким образом, в настоящее время создана новая научная база для создания эффективной экономической системы природополь­зования. Дифференцированная по регионам плата за пользование природными ресурсами и экономическое поощрение конкретных положительных результатов по охране окружающей среды долж­ны стать надежными инструментами по защите нашей природы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...