Плата за загрязнение окружающей среды
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 В начале XXI в. экологический фактор стал реально лимитировать народное благосостояние: ухудшается здоровье населения, Увеличивается число генетических нарушений, сокращается средняя продолжительность жизни и т. п. Бессистемный, расточительный и разрушительный характер природопользования постоянно порождает новые и все более острые экологические проблемы. Все это свидетельствует о кризисе сложившейся государственной политике природопользования. Основной причиной быстрого ухудшения экологической обстановки являлась деформированная милитаризованная структура экономики. Экологическая ситуация может быть стабилизирована и улучшена только путем изменения социально-экономического развития страны, формирования нравственных установок, пересмотра структуры потребностей, целей, приоритетов и способов деятельности человека. При решении экологических проблем важное значение имеет государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды. Во всем мире происходит активное административное вмешательство в хозяйственно-экономическую деятельность предприятий в целях создания благоприятной среды обитания, и в первую очередь акцент делается на законодательные акты, ограничивающие вредные воздействия на природу и человека, государственное нормирование и контроль, а также на санкции к нарушителям природоохранного законодательства. Новый хозяйственно-экономический механизм природопользования в России начал внедряться в конце 1980-х и начале 1990-х гг. Госкомприродой СССР, а затем РСФСР и РФ. Суть этого механизма заключалась во внедрении системы платежей за загрязнение воздуха, воды и складирование отходов. Данный эксперимент был проведен в 1990 г. в 49 регионах (городах, областях, автономных республиках) бывшего СССР согласно решению Государственного комитета СССР по экономической реформе. Эксперимент показал, что система платежей за загрязнение окружающей природной среды может сыграть исключительно важную роль в деле охраны природы.
Была также создана система экологических фондов, куда поступали платежи за загрязнение окружающей среды. Экономические подразделения Госкомприроды РФ занимались не только платежами за загрязнение окружающей природной среды, но и всем комплексом вопросов, связанных с хозяйственным механизмом природопользования. Разработки этих подразделений легли в основу Закона «Об охране окружающей природной среды», принятого Верховным Советом Российской Федерации 19 декабря 1991 г. Таким образом, были созданы все условия для совершенствования и развития экономического механизма природопользования. Однако после 1992 г. единая государственная политика не проводилась и действовали платежи (налоги) за пользование следующими видами природных ресурсов: земля (налог); лесные ресурсы (подати, арендная плата); водные ресурсы (налог); животный мир (платежи за пользование объектами животного мира); недра (платежи за право пользования недрами, отчисления, сбор за участие в конкурсе и выдачу лицензии и т.д.). Этот перечень видов платежей (налогов) свидетельствует об отсутствии общей методологии по их установлению и неувязке с основами Закона РФ «Об охране окружающей среды». Плата за негативное воздействие (загрязнение) на окружающую среду по Закону РФ «Об охране окружающей среды» предусматривается в соответствии со ст. 16: за выбросы в атмосферный воздух загрязненных веществ; сбросы загрязненных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные источники и на водосборные площади;
загрязнение недр и почв; размещение отходов производства и потребления (в неустановленных местах); загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий. Плата за загрязнение окружающей природной среды представляет собой форму возмещения эколого-экономического ущерба, нанесенного предприятиями или иными источниками от выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также за размещение отходов на территории предприятия, города, региона. Эта плата возмещает затраты на компенсацию воздействия выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов на окружающую природную среду сверх установленных лимитов. Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы вредных веществ, размещение отходов взимается с предприятий, учреждений и других юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм собственности в бесспорном порядке: 90 % Ц на специальные счета внебюджетных государственных экологических фондов; 10% — в доход республиканского бюджета РФ для финансирования деятельности территориальных органов государственного управления в области охраны окружающей среды. Плата за загрязнение не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды, а также от уплаты штрафных санкций за экологические правонарушения и возмещение вреда, причиненного загрязнением окружающей природной среды, народному хозяйству, здоровью и имуществу граждан. Если подразделения и филиалы предприятий, расположенные на отдельных от головных предприятий территориях, не являются юридическими лицами и не имеют расчетных счетов, плату за загрязнение этими подразделениями и филиалами вносят головные предприятия. Платежи поступают в экологические фонды тех территорий, где расположены указанные подразделения, и используются на природоохранные цели. В случае необходимости размер платежей корректируется в сторону снижения или увеличения с учетом экологических условий. При аварийном загрязнении природной среды устанавливаются штрафы (до десятикратного размера тарифа) к нормативам платы за выбросы (сбросы, размещение отходов) загрязняющих веществ. Система платежей по мере перехода к рыночной экономике и создания необходимой правовой базы должна совершенствоваться. При этом необходимо исходить из того, что платежи за загрязнение природной среды являются важнейшими элементами общей системы регулирования состояния окружающей среды. Они должны иметь строго целевое назначение и быть тесно увязаны с экологическими ограничениями и регламентациями режимов природопользования и выступать в качестве экономических рычагов реализации целей экологических программ.
В перспективе система платежей за выбросы загрязняющих веществ должна быть классифицирована и тесно увязана со стандартами, включающими в себя предельно допустимый выброс (сброс) загрязняющих веществ по отдельным технологиям и видам производств. Для внедрения более прогрессивной системы платежей требуются: проведение экологической аттестации технологий и производств с указанием фактических и потенциально возможных выбросов загрязняющих веществ; разработка программ технического перевооружения предприятий с определением сроков и необходимых средств для достижения мировых стандартов. Сумма выбросов загрязняющих веществ по предприятиям в пределах установленных стандартов не должна превышать экологическую емкость территории. В случае ее превышения необходимо выводить с данной территории или перепрофилировать отдельные предприятия. К эколого-экономической реформе в сфере природопользования следует отнести концепцию развития страхования. Суть этой реформы заключается во внедрении системы страховой защиты, имущественных интересов граждан и юридических лиц, обеспечивающей: реальную компенсацию убытков (ущерба), причиняемых в результате непредвиденных природных явлений, техногенных аварий, за счет резервов страховых организаций при снижении нагрузки на бюджет; максимальное использование страхования как источника инвестиционных ресурсов предприятий-природопользователей; повышение безопасности, устойчивости и финансовой надежности функционирования предприятий, эксплуатирующих природные ресурсы и оказывающих воздействие на окружающую среду. Таким образом, в настоящее время создана новая научная база для создания эффективной экономической системы природопользования. Дифференцированная по регионам плата за пользование природными ресурсами и экономическое поощрение конкретных положительных результатов по охране окружающей среды должны стать надежными инструментами по защите нашей природы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|