Изложение должно быть последовательно, системно, логически обосновано, причем характеристики процессов и явлений должны быть целостны, ориентироваться на конкретные категории обучаемых.
Учебник создается с учетом специфики уровня знаний и возможности восприятия информации обучаемым. Данное издание дает полное представление об учебной дисциплине. Объем и структура учебника определяются соответствующей учебной программой, которую учебник охватывает целиком. Содержание учебника отражает определенную систему знаний, составляющих основное ядро сведений по данной науке, сфере деятельности, отрасли или их разделу (направлению). Кроме того, учебник включает характеристику методов получения и использования знаний в данной области, а также методологические основания, определяющие базовые законы и закономерности функционирования и развития отраженной в учебнике деятельности или области знания, ключевые проблемы и важнейшие тенденции развития данной науки, сферы деятельности или их раздела (направления). Теоретические и технические вопросы рассматриваются во взаимосвязи, характеристики знаний и их использования представляются последовательно, во взаимодействии. По содержанию различают общие и специальные учебники. Общие учебники содержат фундаментальные знания гуманитарного, естественнонаучного, технического характера, составляющие основу информационной культуры. Специальные учебники содержат профессиональные знания по профилю каждой специальности. Вузовский учебник по характеру информации сближается с научной монографией, так как логика учебного предмета соответствует, как правило, логике науки, методы изложения и система терминов соответствуют традициям науки. В то же время отбор информации отличает учебник от монографии: в него включается не оригинальный, а уже апробированный материал.
Методика изложения материала и методический аппарат дают возможность самостоятельно овладевать содержанием учебника. Комплекс учебников вуза по общим и специальным дисциплинам дает необходимый объем знаний, нужных специалисту соответствующего профиля деятельности. Учебное пособие выпускается в дополнение к учебнику. Оно соответствует программе учебного курса в целом или ее разделу и содержит в основном новый материал по курсу, расширяя фундаментальные знания, включенные в учебник. Содержание учебного пособия в большей мере, чем содержание учебника, отражает актуальные проблемы и тенденции развития отрасли. Учебные пособия могут быть обязательными и факультативными. В учебное пособие можно включать спорные проблемы, демонстрируя разные точки зрения на проблему. Учебные пособия могут отступать от программы, могут освещать предмет в рамках программы и заменять учебник, но могут и значительно расширять круг сведений. Читательский адрес пособия уже, чем читательский адрес учебника. Учебные пособия предназначены для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебными программами и изложенными в учебнике. Кроме того, учебные пособия выпускают по новым или элективным курсам[4]. Для студентов вузов выпускают такие издания, как курсы лекций и конспекты лекций. Курс лекций включает лекции одного автора по дисциплине или взаимосвязанные между собою лекции нескольких авторов по нескольким вопросам одной дисциплины. Курс лекций является дополнением к учебнику и излагает в основном новый оригинальный материал. Лекции создаются на базе прочитанного материала. Курс лекций — авторская работа, раскрывающая конкретные проблемы, ставящая спорные вопросы, отражающая собственную позицию автора. В лекциях проявляется творческое индивидуальное начало автора, так как в них раскрывается позиция автора по отношению к поставленным проблемам. Курс лекций может быть создан на основе диссертационного исследования как результат изучения актуальной проблемы.
Конспект лекций включает основные положения лекционного курса. Готовится по новой дисциплине или в дополнение к учебнику. Как правило, в нем рассматривают новые проблемы, раскрывают альтернативные решения, характеризуют оригинальные направления развития отрасли. Среди вспомогательных изданий важное место занимают практикумы. К ним относят сборники задач, упражнений и контрольных работ, пособия, руководства по проведению лабораторных, практических, домашних работ, задания для проведения практических занятий, пособия, руководства по выполнению курсовых и дипломных проектов (работ), дневники наблюдений. Практикумы направлены на закрепление знаний и умений, на формирование навыков практической работы, на овладение формами и методами познания, используемыми в данной сфере. Содержание практикума отражает основные аспекты учебного курса, повторяя теоретические и практические вопросы для детального их рассмотрения и закрепления. Практикумы могут состоять только из одних вопросов и заданий, включать дополнительно методические указания по их выполнению или материалы, разъясняющие наиболее сложные вопросы. Структура практикума отражает последовательность изложения материала, принятую в учебной программе. Программированный практикум предназначен для самостоятельного изучения предмета и самостоятельного контроля усвоения обучаемым материала. Небольшие части материала в таком практикуме завершаются вопросами и заданиями, дающими возможность проконтролировать степень усвоения пройденного. Хрестоматия — сборник текстов, иллюстрирующих содержание учебника. В хрестоматию включают документы, литературные произведения и фрагменты из них, а также методические указания, разъясняющие тексты, связывающие их с вопросами учебной дисциплины. Книги для чтения издают в помощь изучающим иностранные языки. В них включают законченные произведения и фрагменты из них, позволяющие формировать навыки работы с иностранным текстом[5].
Функции учебных изданий обеспечиваются произведением литературы, аппаратом издания, а также отбором, особой обработкой и представлением учебного материала [6]. Коммуникативная функция обеспечивается показом связей и отношений разного рода, проявляя для читателя место и роль всякого объекта и явления в процессе вечного развития, видоизменения, взаимодействия элементов действительности: Информационная функция. Учебная книга вводит человека в мир культуры, приобщает к результатам человеческой деятельности. Познавательная функция характеризуется тем, что каждая дисциплина, каждый учебный предмет предполагает освоение определенной системы знания. Развивающая функция ориентирована на преемственность опыта общественных отношений, общественного сознания, культуры и производства, знаний о преобразовании и охране окружающей среды. Воспитывающая функция связана с формированием мировоззрения, с построением системы этических и эстетических норм субъекта, направлена на овладение оценочными критериями по отношению к поступкам, явлениям, на расширение границы социализации индивида. Организационная функция реализуется обеспечением последовательности изучения и преподавания дисциплин, отражением их взаимосвязи и взаимодействия, тем, что каждое издание ориентировано на строго определенную категорию читателей и учитывает возможности восприятия содержания и особенности воздействия учебной книги. Систематизирующую функция обеспечивает целостность обучения, систему знаний и представлений. Аппаратом книги (от лат. apparatus — снаряжение, сооружение) принято называть материалы, которые дополняют основной текст, а также позволяют читателю легче и проще воспринимать содержащуюся в книге информацию. Аппарат книги необходим во всех изданиях. Давая читателю предварительные разъяснения (предисловие), поясняя текст по ходу изложения (примечания, комментарии), вводя читателя в круг источников и исследований вопроса (библиография), раскрывая аналитическое содержание книги (указатель), аппарат сильно расширяет информационные достоинства издания, становится важнейшим показателем издательской культуры. Кроме того, аппарат облегчает соответствующую обработку издания в книготорговых, информационных организациях и в библиотеках.
Аппарат издания можно разделить на виды: 1. Опознавательно-отличительный аппарат: - выходные сведения. 2. Справочно-поисковый аппарат: - оглавление (содержание); - вспомогательные указатели; - колонтитулы и тому подобное. 3. Справочно-пояснительный аппарат: - предисловие; - вступительная статья; - послесловие; - сопроводительная статья; - примечания, комментарии. 4. Библиографический аппарат: - библиографическое описание; - библиографические списки; - библиографические ссылки. Аппарат ориентировки включает предисловие, примечания, библиографические материалы, указатели, приложения, словари, списки сокращений, условных обозначений, системы рубрикации и шрифтовых выделений. В задачу аппарата ориентировки входит помощь обучаемому более полно овладеть знаниями по данному изданию и наиболее эффективно использовать его. Элементы аппарата ориентировки должны обеспечить развитие у обучаемых интереса к предмету. К элементам аппарата организации усвоения материала (методического аппарата) относят вопросы, упражнения, задания. Аппарат издания в целом схож с аппаратом любого другого вида литературы, но имеет свои особенности. Нельзя сказать, что составляющие аппарата абсолютно самостоятельны и независимы. Они пересекаются при обеспечении тех или иных функций, тесно взаимосвязаны и готовятся с учетом друг друга. В анализируемых изданиях могут отсутствовать некоторые элементы аппарата, так как они относятся не к учебникам, а к учебно-методической литературе. Автор основное внимание уделяет собственно произведению и в меньшей степени занимается аппаратом издания. Задача редактора — определить необходимость включения каждого элемента аппарата в издание, а также достаточно ли предложенных автором элементов. Что же касается аппарата обработки издания, то некоторые его элементы готовит редактор, подготовку же других обеспечивает автор либо это поручается специалисту (например, составление предметного указателя). Аппарат организации усвоения материала (методический аппарат) — важнейшая составляющая аппарата учебного издания, а также дидактической системы. Включает вопросы, упражнения, задания.
[1] Стандарты по издательскому делу: сб. док. / сост. А. А. Джиго, С. Ю. Калинин. — 3-е изд. — М.: Экономистъ, 2004. — С. 195.
[2] Стандарты по издательскому делу: сб. док. / сост. А. А. Джиго, С. Ю. Калинин. — 3-е изд. — М.: Экономистъ, 2004. — С. 509. 2 Там же. — С. 508, 509. [3] Типология изданий / под ред. А. Э. Мильчина. — М.: Всесоюзная книжная палата, 1990. — С. 57–58. [4] Типология изданий / под ред. А. Э. Мильчина. — М.: Всесоюзная книжная палата, 1990. — С. 68–69. [5] Антонова С. Г. Редактирование. Общий курс / С. Г. Антонова, В.И. Васильев, И. а. Жарков, О. В. Коланькова, б. В. Ленский, н. З. Рябинина, В. И. Соловьев; под. Ред. С. Г. Антоновой. — М.: МГУП, 2002. — [6] Там же. — С.147–150.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|