Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что такое экономическая психология 2 глава




Криминологическая психология занимается психологи­ческими проблемами поведения и формирования личнос­ти преступника, мотивами преступления.

Судебная психология исследует психологические осо­бенности поведения участников уголовного процесса, в частности психологию свидетельских показаний, особен­ности поведения обвиняемого, психологические факторы допроса. В сфере судебной деятельности к профессиональ­ным психологам часто обращаются для проведения пси­хологической экспертизы.

Многие психологи работают в системе Управления внут­ренних дел (УВД) или непосредственно в исправитель­ных учреждениях. Пенитенциарная (или исправительная) психология изучает психологию заключенного. Специали­сты в сфере пенитенциарной психологии занимаются психологической коррекцией поведения и личности осужденных, проводят психологические тесты. Психологи по­могают также персоналу исправительных учреждений в их работе с осужденными, в преодолении стрессов и ситуаций с заложниками. За пределами исправительных учреждений акцент в работе психологов ставится на реабилитацион­ной и профилактической работе.

В учебных пособиях по юридической психологии после­дних лет характеризуются следующие основные сферы де­ятельности психологов:

криминальная психология,

психология потерпевшего,

психология несовершеннолетних,

психологические основы предварительного расследо­вания,

психология судебной деятельности,

пенитенциарная психология (Васильев, 1997; Чуфаров-

ский, 1995).

12.3. психологическое консультирование в.

ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Применение психологических знаний способствует рас­крытию и расследованию преступлений и перевоспитанию лиц, совершивших преступления. Поэтому психолога час­то используют в качестве консультанта по делу на предва­рительном следствии. В практике работы следователей при раскрытии сложных уголовных дел бывает немало ситуа­ций, успешному разрешению которых способствует по­мощь психолога в качестве специалиста-консультанта или эксперта. В ряде случаев (например, раскрытие серийных убийств, совершенных на сексуальной почве, планирова­ние раскрытия деятельности организованной преступной группировки) такая помощь является главным фактором, определяющим успех в раскрытии этих преступлений. Психолог может дать информацию справочного характера о типичных особенностях восприятия, памяти и мышле­ния детей определенного возраста или людей преклонных лет, о характерном влиянии на психические процессы и поведение человека различных психических состояний — алкогольного или наркотического опьянения, стресса,

психологическое консультирование в юридической... "3

сильного страха, дефицита времени. Консультации могут быть даны и по конкретным уголовным делам, например, психолог может задать направление изучения личности об­виняемого в зависимости от вида совершенного им пре­ступления, подсказать возможные источники информации

.о человеке, дать рекомендации по установлению с ним психологического контакта.

Для проникновения в сферу бессознательного подозре­ваемого может использоваться, например, ассоциативный эксперимент. При этом человеку предлагают быстро отве­чать на предъявляемые слова любым словом, пришедшим в голову. Оказывается, что после нескольких десятков по­пыток в ответах испытуемого начинают появляться слова, связанные с его скрытыми переживаниями.

Такого рода опыт описывается, например, в рассказе К. Чапека "Эксперимент доктора Роуса". Вот краткое со­держание рассказа. В чешский городок приезжает амери­канский профессор-психолог, чех по происхождению. Объявляется, что он продемонстрирует свое профессио­нальное мастерство. Собирается публика — знать города, журналисты и другие лица. Вводят преступника, который подозревается в убийстве. Профессор диктует ему слова, предлагая отвечать первым пришедшим в голову словом. Сначала преступник вообще не желает иметь с ним дело. Но потом игра "в слова" его увлекает, и он в нее втягива­ется. Профессор дает сначала нейтральные слова: пиво, улица, собака. Но постепенно он начинает включать сло­ва, связанные с обстоятельствами преступления. Предла­гается слово "кафе", ответ — "шоссе", дается слово "пятна", ответ — "мешок" (потом было выяснено, что пятна крови были вытерты мешком); на слово "спрятать" — ответ "за­рыть", "лопата" —'"яма", "яма" — "забор" и т. д.

Короче говоря, после сеанса по рекомендации профес­сора полицейские отправляются в некоторое место около забора, раскапывают яму и находят спрятанный труп (Ча-

i пек, 1981).

Сотрудничество с психологом приобретает большое

1 значение при расследовании дел об организованной пре­ступности и групповых преступлениях. Психолог может помочь выявить структуру группы, выяснить сложившееся распределение ролей, ее лидеров, способствовать поиску уязвимого звена и эффективного способа воздействия на него в процессе расследования дела.

Сотрудничество следователя с психологом не ограни­чивается взаимодействием в процессе следствия. Деятель­ность следователя предъявляет повышенные требования к его стрессоустойчивости, саморегуляции психического состояния, работоспособности. Поэтому психолог может помочь следователю преодолеть негативные эмоциональ­ные состояния, предупредить развитие профессиональной деформации.

Роль психолога в качестве специалиста регламентиру­ется соответствующей статьей Уголовно-процессуального кодекса. Психолог может быть привлечен к участию в про­изводстве следственных действий — допроса, обыска, ос­мотра места происшествия. Результаты деятельности специалиста фиксируются в протоколе следственного дей­ствия.

Закон предусматривает участие педагога в допросе ма­лолетних и несовершеннолетних. Эта функция может быть поручена детскому психологу как специалисту, обладаю­щему научными знаниями в области психологии детей и подростков, владеющему профессиональными навыками общения с ними. Здесь психолог может скорректировать формулировки вопросов следователя для их адекватного восприятия ребенком, дать сведения, которые следователь может использовать для оценки показаний малолетнего свидетеля. Психолог может подсказать тактику проведения допроса, помочь создать неофициальную атмосферу, сгла­дить возможное состояние скованности, настороженнос­ти, недоверия ребенка, преодолеть негативистскую позицию подростка, стыдливость и стеснение несовершен­нолетней потерпевшей от Полового посягательства.

Сходные задачи решает психолог в производстве след­ственных действий в отношении лиц с признаками ум­ственной отсталости.

12.4. судебно-психологическая экспертиза

Оценка личности обвиняемого, потерпевшего или сви­детеля — одна из важных задач судебно-следственного процесса. Например, в Германии, Польше и Чехии общая психологическая характеристика личности служит необ­ходимым компонентом любого вида судебно-следственного дела. Значительное место в деятельности экспертов-пси-• хологов этих стран занимает исследование несовер­шеннолетних правонарушителей с целью определения их способности нести уголовную ответственность за свои де­яния. В других европейских странах, например в Польше, исследованию психолога-эксперта подлежат индивидуаль­но-психологические особенности свидетелей, условия, в которых воспринимались ими определенные факты, со­держание показаний и некоторые другие обстоятельства., (Васильев, 1997, с.34).

Судебно-психологическая экспертиза представляет со­бой исследование, проведенное экспертом на основе специальных знаний в области психологии. Одним из ус­ловий объективного экспертного заключения становится научная надежность применяемых методов. Задачей экс­перта-психолога может стать общая психологическая ха­рактеристика личности (так называемый психологический портрет). Эксперт на основании своих профессиональных знаний выявляет качества личности, позволяющие сделать вывод о психологическом облике человека.

Важно'учитывать и мотивы преступления. Однако это обстоятельство по сравнению с другими наиболее трудно для исследования, поскольку мотивы не всегда осознают­ся преступником, либо подменяются им социально-при­емлемой мотивировкой. По некоторым делам практически отсутствуют прямые доказательства мотива преступления. Для их установления недостаточно обычных доказательств. Такие преступления относят зачастую к безмотивным. Но поскольку полностью безмотивных преступлений не бы­вает, для выяснения мотива преступления могут исполь­зоваться специальные познания в области психологии.

Судебно-психологическая экспертиза помогает полнее понять личность обвиняемого и мотивы его криминогенного поведения. С целью уменьшения ошибок, допускае­мых иногда судами при квалификации преступлений, це­лесообразно обязательное проведение такой экспертизы по делам о преступлениях несовершеннолетних, при "нео­сознаваемых" мотивах взрослых преступников и при на­личии показаний, дающих основание полагать, что преступление было обусловлено аффектогенным мотивом. При помощи судебно-психологической экспертизы удает­ся объяснить поведение обвиняемого, выяснить его пси­хологическую установку и стимулы, побудившие его к действию.

Судебно-психологическая экспертиза может проводить­ся также при расследовании дорожно-транспортных про­исшествий и несчастных случаев. При этом может изучаться, например, наличие или отсутствие у лица, управляющего техническим устройством, психического состояния, суще­ственно повлиявшего на его способность управлять этим техническим устройством (на транспорте, в производстве).

Цель экспертизы — заключение, которое после соот­ветствующей его проверки и оценки следователем или су­дом будет доказательством по уголовному делу. Но экспертная деятельность психолога в отличие от деятель­ности суда и следствия не носит социально-оценочного характера. В компетенцию судебно-психологической экс­пертизы не входит оценка юридических признаков субъективной стороны преступления, юридическая квалификация, моральная оценка личности и поведения подэкспертного, решение вопросов медицинской диагно­стики. Юридическим основанием для производства судеб­но-психологической экспертизы является соответствующее постановление следователя или определение Суда.

К компетенции судебно-психологической экспертизы относятся:

- установление способности несовершеннолетних об-

виняемых, имеющих признаки отставания в психи­ческом развитии, полностью сознавать значение своих действий, и определение того, в какой мере они способны руководить ими;

- установление способности обвиняемых, потерпевших

и свидетелей адекватно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания;

- установление способности потерпевших по делам об

изнасиловании (в том числе малолетних и несовер­шеннолетних) правильно понимать характер и зна­чение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление;

- установление наличия или отсутствия у подэкспертного в момент совершения преступления состояния аффекта или иных непатологических эмоциональ­ных состояний (сильного страха, депрессии, эмоционального стресса, фрустрации), способных существенно влиять на его сознание и деятельность;

- установление наличия у лица, предположительно

покончившего жизнь самоубийством, в период, предшествовавший его смерти, психического состо­яния, предрасполагавшего к самоубийству, и опре­деление возможных причин возникновения этого состояния;

- установление ведущих мотивов в поведении человека

и мотивации отдельных поступков;

- установление индивидуально-психологических осо-

бенностей подэкспертного, способных существен­но повлиять на его поведение и на формирование у него намерения совершить преступление;

- установление структуры преступной группы и взаимоотношений в ней на основе имеющихся данных о психологических особенностях участников этой груп­пы (Васильев, 1997, с.534—535).

При назначении судебно-психологической экспертизы I должны быть правильно сформулированы вопросы, кото­рые ставятся перед экспертом. Они не должны выходить за I рамки его профессиональной компетенции. Так, напри-i мер, недопустима подмена психологических понятий ("аф-| фект", "эмоциональное состояние", "эмоциональная! реакция") правовыми ("внезапно возникшее сильное душевное волнение"). Перед экспертом-психологом не мо-( гут быть поставлены вопросы относительно достоверности показаний допрашиваемых лиц (Васильев, 1997, с.534—535).

 

Судебно-психологическая экспертиза — одно из средств, обеспечивающих соблюдение уголовно-процессуального закона при производстве предварительного расследования и рассмотрения дела в суде. Заключение эксперта наряду с другими фактическими данными служит доказательством по уголовному делу. Уголовно-правовое значение судебно-психологической экспертизы заключено в том, что она способствует установлению признаков личности, входя­щих в качестве элементов в состав преступления: возрас­та, внезапно возникшего сильного душевного волнения, беспомощного состояния потерпевшего, мотива преступ­ления. Экспертиза в состоянии дать полную характеристи­ку личности обвиняемого, без исследования которой нельзя установить по некоторым категориям дел юридический мотив совершения преступления.

Данные, полученные в ходе экспертного исследования, помогают также правильной организации процесса ока­зания исправительного воздействия на лицо, совершив­шее преступление. Судьи, заинтересованные в определении меры наказания и тактики исправления преступника, нуж­даются в характеристике его индивидуальности не только с правовых, но и с психологических позиций. Такие свой­ства, как эмоциональная несдержанность психопатов, вну­шаемость олигофренов, утомляемость и аффективная взрывчатость лиц с остаточными явлениями органическо­го поражения мозга, повышенная чувствительность лю­дей, страдающих неврозами, могут обусловливать их склонность к эксцессам, некритическое отношение к вну­шающим воздействиям непосредственного окружения и ослабление волевой регуляции поведения. У этих лиц ина­че формируется чувство вины, а также проявляется спе­цифичность восприятия властных санкций, связанных с наказанием. Перечисленные свойства важно учитывать для обоснованного применения конкретных мер воздействия.

12.5. пенитенциарная психология

Важнейшее направление деятельности юридического психолога — пенитенциарная (исправительная) психоло­гия. Для успешной работы в этой сфере ему необходимы знания уголовно-исполнительного права, педагогики, пси­хологии труда, социальной психологии. Перед исп­равительными учреждениями стоят сложные задачи по перевоспитанию лиц, совершивших преступления, при­общению их к трудовой деятельности и адаптации к нормальному существованию в обществе. Важная роль в этом процессе может принадлежать психологу.

Пенитенциарная психология изучает изменения лич­ности осужденного, факторы, положительно влияющие на него и способствующие активной перестройке его лично­сти: режим, труд, коллектив, различные воспитательные воздействия. Среди преступников, признанных вменяемы­ми, есть значительное количество невротиков и психопа­тов. Для их перевоспитания наряду с обычными мерами необходима разработка медико-психологических методов воздействия.

Наказание преследует три цели:

1) покарать,

2) исправить и перевоспитать осужденного,

3) предупредить преступление (Васильев, 1997, с.624).

Все три цели наказания имеют различное психологи­ческое обоснование. Юридическая психология разрабаты­вает также новые направления работы в исправительных учреждениях, при которых в формировании личности зак­люченного принимают участие психологи и психотерапевты (особенно это относится к людям с психическими откло­нениями: психопатам, невротикам, наркоманам, алкого­ликам).

Еще одна проблема исправления преступников связана с тем, что администрация мест лишения свободы и в том числе ее воспитательский корпус часто не обладают дос­таточной психолого-педагогической культурой, гуманным отношением к заключенным. Это нередко приводит к фор­мальным мерам и формальной организации процесса от­бытия наказания и способствует дальнейшей деформации личности заключенного. Например, определение правил режима должно быть всегда психологически обоснован­ным и целесообразным. Работникам исправительных уч­реждений важно знать, как разные типы осужденных и каждый из них в отдельности воспринимают и переживают те или иные режимные ограничения. Поэтому важная роль психологов может заключаться в распространении психологических знаний и формировании психологичес­кой культуры воспитателей, работающих с осужденными. Весьма актуальна в деятельности уголовно-исполн­ительной системы проблема адаптации освобожденного к условиям нормального существования в нормальной со­циальной среде на свободе. Необходима специальная ра­бота по психологической подготовке осужденных к жизни в новых условиях. Это также может быть важной задачей деятельности психолога.

К значимым проблемам юридической психологии от­носится профилактика противоправного поведения, в ча­стности профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями. Для того чтобы успешно проводить такую работу, должны исследоваться условия, при кото­рых формируется противоправное поведение личности. Особое значение при этом имеет выяснение роли микро­среды: семьи и сверстников.

Карательная функция в работе исправительных учреж­дений должна уступить место более тонким методам ин­дивидуального воздействия, основанным на глубоком психологическом знании личности осужденного. Цели пси­хологической коррекции поведения должны выйти на пер­вый план. Актуальным становится диалог с осужденным как альтернатива репрессивным мерам. Это требует учас­тия в воспитательном процессе в стенах тюрем и колоний разных специалистов: социологов, психологов, священ­нослужителей.

Среди осужденных (особенно молодых) растет количе­ство лиц с различными отклонениями от психической нормы: психопатией, легкой дебильностью, акцентуаци­ями характера. Успешное воспитательное воздействие на этих лиц может быть обеспечено в результате комплекса медицинских, психологических и педагогических методов, а это требует взаимодействия психолога, психиатра и пе­дагога.

Гуманизация уголовно-исполнительной системы, оче­видно, будет осуществляться через разработку и внедре­ние более мягких мер наказания, сокращение сроков наказания, введение мер социальной защиты, альтерна­тивных лишению свободы, индивидуализацию мер нака­зания по отношению к лицам, совершившим преступление (Васильев, 1997, с.643). Все это потребует серьезных и все­сторонних психологических исследований по разработке и внедрению широкого спектра психолого-педагогических методов воздействия на осужденных, а также участия пси­хологов в практической работе в системе исправительных учреждений.

литература

1. Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб.: Питер Пресс, 1997.

2. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. М., 1996.

3. Петровский А.В. История советской психологии. М.: Про­свещение, 1967.

4. Чапек К. Рассказы. М., 1981.

5. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. М.: Юристъ, 1995.

13.1. история психологии спорта

Широкие возможности применения профессиональных психологических знаний существуют в спорте. Психология спорта изучает закономерности психической деятельнос­ти людей в условиях тренировок и соревнований.

Психология спорта принадлежит к числу очень моло­дых прикладных отраслей психологической науки. Поня­тие "психология спорта" впервые появилось в статьях Пьера де Кубертена — основателя Олимпийских игр современ­ности. Они публиковались в самом начале XX столетия и имели описательный характер. В 1913 году на специальном конгрессе по психологии спорта, организованном по его инициативе Международным олимпийским комитетом в Лозанне, она получила свое "крещение".

Инициатива Пьера де Кубертена и Лозаннский конг­ресс послужили стимулом к изучению проблем психоло­гии спорта. В период с 1920 по 1940 год их изучение довольно активно велось в Германии, США и других странах. Однако глубокой научной разработки проблемы психологии спорта тогда не получили (Джамгаров, Луни (ред.), 1979, с. 12).

Психология спорта интенсивно развивалась уже после второй мировой войны. Причиной тому послужил бурный рост спортивных достижений во всем мире и повышение престижности спорта. Особенно ярко это проявлялось на олимпийских играх и мировых первенствах по видам спорта. В 1965 году по инициативе Итальянской федерации спортивной медицины в Риме был организован первый конгресс по психологии спорта. Было создано Междуна­родное общество психологии спорта (ИССП). Это стало свидетельством международного признания психологии спорта.

После Римского состоялись еше три конгресса: в 1968 году в Вашиппхже, в 1973 году — в Мадриде и в 1977 году — в Праге. С 1970 года издается официальный орган ИССП— "Международный журнал психологии спорта".

Создание ИССП стимулировало образование региональных объединений психологии спорта. Так, в 1967 году возникло Североамериканские общество психологии спорта, в 1969 — Европейская ассоциация психологии спорта i (ФЕПСАК). В разные годы затем организовывались национальные общества спортивной психологии в Канаде, Япо­нии, ФРГ, Англии, Франции, Бразилии, Австралии и других странах.

Доклады по психологии спорта содержатся в программах XVIII и XX Международных психологических конг­рессов, Олимпийского научного конгресса 1972 года в Мюнхене, Всемирного конгресса "Спорт в современном обществе, состоявшегося в 1974 году в Москве.

В настоящее время научная разработка психологии | спорта ведется в большинстве стран мира.

В истории отечественной психологии временем рожде­ния психологии физического воспитания и спорта можно считать даты выхода в свет первых научных работ. Первы­ми в 1925—1926 годах были исследования, выполненные проф. П. А. Рудиком на кафедре психологии ГЦОЛИФК ("Влияние мускульной работы на процесс реакции", "Ис­следование реакции в применении к основным вопросам физической культуры") и Т.Р. Никитиным ("Значение внушения и подражания в деле физического воспитания"). В 1927 году в Москве была издана, а в 1930 — переизда­на монография профессора А.П. Нечаева "Психология физической культуры". В эти же годы были опубликованы работы А.Ц. Пуни, посвященные изучению влияния со­ревнований по настольному теннису, лыжных гонок и др. на психическую сферу спортсменов, и работы профессора Украинского психоневрологического института З.И. Чуч-марева о влиянии школьных уроков физической культуры | на интеллектуальные функции школьников и их умение управлять собой. С 1930 года началась разработка вопросов психологии физического воспитания и спорта на кафедре психологии института им. П.Ф. Лесгафта (Джамгаров, Пуни (ред.), 1979, с.13-15).

В те годы основными центрами разработки психологии спорта были кафедры психологии Центрального института физической культуры и института физической культу­ры им. П.Ф. Лесгафта, а также психотехнические отделе­ния Ленинградского (зав. проф. А.К. Борсук) и Центрального (зав. проф. П.А. Рудик) научно-исследовательских инсти­тутов физической культуры. В середине тридцатых годов в ГЦОЛИФК и ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта изучение воп­росов психологии спорта было включено в курс психоло­гии, читавшийся студентам. Были разработаны первые программы специального курса "Психология спорта".

Во время Великой Отечественной войны психологи спорта занимались разработкой научно обоснованных пу­тей восстановления функций центральной и перифери­ческой нервной системы, опорно-двигательного аппарата, а также восстановлением высших психических функций (гнозиса, праксиса, мышления, речи и др.).

В послевоенные годы психология физического воспита­ния и спорта развивалась очень интенсивно. В этот период расширилась база научных исследований. В них принимали участие кафедры педагогики и психологии целого ряда ин­ститутов физической культуры. Расширился круг решае­мых проблем. Основные направления исследований включали изучение: психологии личности спортсмена и тренера, психологических особенностей спортивной дея­тельности, психологических основ обучения и воспита­ния в спорте. Изучались также психологические аспекты спортивного соревнования, психологические основы под­готовки спортсменов к соревнованиям, регуляции и само­регуляции деятельности и состояний спортсменов до, во время и после соревнований. Уделялось внимание также социально-психологическим аспектам физического воспи­тания и спорта, возрастным психологическим осо­бенностям физического воспитания и спорта.

В 1952 году в Институте психологии АПН РСФСР А.Ц. Пуни защитил первую в истории психологии доктор­скую диссертацию на тему "Психология спорта". Позже появились монографии по психологии спорта О.А. Черни­ковой, А.Ц. Пуни, В.Г. Норакидзе, С.Ч. Геллерштейна, Г.М. Гагаевой, А.В. Родионова, Н.А. Худадова, А.А. Лалая-на и др. Стали издаваться сборники трудов по психологии

спорта. В 1958 году вышел первый учебник по психоло­гии для институтов физической культуры, написанный П.А. Рудиком. Специальный раздел учебника посвящен пси­хологии спорта.

Психология физического воспитания и спорта как спе­циальная отрасль психологической науки входила в про­граммы Всесоюзных совещаний по психологии, а затем Всесоюзных съездов общества психологов СССР. Тради­ционными были специальные Всесоюзные совещания и конференции по психологии спорта. Первое такое совеща­ние по инициативе кафедры психологии ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта было организовано в 1956 году в Ленинграде.

Послевоенное развитие психологии физического вос­питания и спорта характеризуется большим сближением ее с практикой. Послевоенный период характеризуется так­же организационным укреплением психологии физичес­кого воспитания и спорта. В 1948 году была создана комиссия по психологии спорта при научно-методическом (впослед­ствии научном) совете Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР. Она по существу стала органом, объединявшим советских психологов спорта. Психологи спорта всегда играли активную роль в работе Общества психологов СССР. В мае 1987 года впервые в СССР создана Федерация спортивной психологии.

13.2. цели и задачи психологии спорта

Основные цели психологии спорта — изучение психологических закономерностей формирования у спортс­менов и команд спортивного мастерства и качеств, необходимых для участия в соревнованиях, а также разра­ботка психологически обоснованных методов тренировки и подготовки к соревнованиям (Мельников (ред.), 1987, с.199). Достижение этих целей предполагает решение сле­дующих конкретных задач:

1. Изучение влияния спортивной деятельности на пси­хику спортсменов:

а) психологический анализ соревнований (общий и конкретный по отдельным видам спорта);

б) выявление характера влияния соревнований на спортсменов;

в) определение требований, предъявляемых соревно­ваниями к психике спортсмена;

г) определение (совместно с представителями других спортивных наук) совокупности моральных, воле­вых и других психологических качеств, необходи­мых спортсменам для успешного выступления на соревнованиях;

д) психологический анализ условий тренировочной деятельности и спортивного быта.

2. Разработка психологических условий для повышения

эффективности спортивных тренировок. Психология спорта призвана раскрыть механизмы и закономер­ности совершенствования спортивного мастерства, пути формирования специальных знаний, умений и навыков, а также условия, обеспечивающие ус­пешность коллективных действий спортсменов. Все это требует от психологов:

а) психологического обоснования существующих ме­тодов и средств спортивной тренировки и поиска новых;

б) определения путей для максимального использо­вания возможностей организма спортсмена, как за счет развития психических функций, так и за счет создания аппаратурных методов тренировки (напри­мер, использования систем с "биологической об­ратной связью");

в) разработки методов психологического описания отдельных видов спорта (психограмм), методов пси­ходиагностики спортивных способностей, социаль­ной структуры и психологического климата команды;

г) разработки научно обоснованных методов модели­рования соревновательной обстановки в условиях тренировок.

3. Разработка психологических основ предсоревновательной подготовки спортсменов. В настоящее время ко­ренным образом меняются содержание и характер предсоревновательной подготовки спортсменов. Для успешного выступления в соревнованиях уже недо­статочно высокого уровня только физической и так­тической подготовленности. Наряду с двигательными сенсомоторными навыками и умениями приобрета­ют значимость интеллектуальные навыки, а также навыки коллективных действий. Поэтому в предсо­ревновательной подготовке все большую роль начи­нают играть различные психические процессы и состояния. Возрастает значение психологических факторов и, как следствие, психологической под­готовки спортсменов к участию в соревнованиях. Раз­работка методов и приемов такой подготовки — одна из главных функций психологии спорта. Реализация этой функции предполагает:

а) изучение закономерностей функционирования пси­хики в условиях соревнований и разработка методов повышения устойчивости и надежности соревнова­тельной деятельности;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...