Избирательная система является важнейшей составляющей политического режима. С одной стороны, она устанавливает правила формирования органов власти, а с другой - оказывает непосредственное влияние на электоральный процесс. Наконец, избирательная система является одним из факторов, определяющих конфигурацию партийной системы в стране. Изучение выборов позволило сформироваться особому научному направлению - псефологии. Понятие "избирательная система" используют в двух значениях. В широком смысле это совокупность общественных отношений, предметом которых является формирование органов государственной власти или наделение полномочиями должностного лица особым способом - путем выборов. При широком толковании понятие "избирательная система" включает в себя все общественные процессы и правила, связанные с выборами, тогда как в узком понимании избирательная система - это способ учета голосов избирателей и распределения мест в органах государственной власти между кандидатами (группами кандидатов) (Аним. 1). Главным компонентом избирательных систем являются выборы. Выборы - это способ формирования органов государственной власти и наделения полномочиями должностного лица посредством волеизъявления граждан (Видео (4,7 мб.)). Помимо выборов в обществе существуют и другие способы формирования органов власти: насильственный захват власти (революция, переворот); наследование власти (при монархическойформе правления); назначение на пост вышестоящим руководителем. В условиях демократии выборы представляют собой основную форму политического участия граждан, в которой реализуется их влияние на формирование политических институтов и процесс выработки политических решений.
К главным функциям выборов можно отнести следующие (Аним. 2):
артикуляция интересов различных социальных групп;
мирное разрешение конфликта между политическими акторами, претендующими на власть;
легитимация структур власти;
рекрутирование в политическую элиту и ее обновление;
политическая социализация и мобилизация граждан.
Все современные политические режимы используют процедуру выборов для легитимации власти, но не все они позволяют отразить действительную волю народа. Тоталитарные и авторитарные режимы демонстрируют ситуацию, которую американские политологи Р. Таагепера и М. Шугарт определили как "выбор без выбора"1.
Подобная практика может иметь разные проявления:
правящая партия выдвигает только одного кандидата на каждую выборную позицию (такая практика существовала в СССР до 1989 г., причем не требовалось даже заполнения бюллетеня, а сам незаполненный бюллетень рассматривался как голосование за кандидата);
выдвижение нескольких кандидатов от правящей партии, которые придерживаются единой идеологии, но соперничают между собой за голоса избирателей.
Подобная практика распространена в однопартийных тоталитарных и авторитарных системах. Но и системы, являющиеся лишь формально многопартийными, способны ограничить право выбора:
правящая партия допускает выдвижение второстепенных, малоизвестных кандидатов, которые не могут составить конкуренцию для основного кандидата, но создают видимость альтернативности выбора;
создается привилегированное положение отдельных кандидатов, пользующихся преимуществом в финансировании, в доступе к СМИ;
фальсификация итогов голосования;
введение многообразных ограничений на выдвижение кандидатов (ограничения на идеологические ориентации, расовую принадлежность кандидатов и др.) и предвыборную агитацию.
Соблюдение ряда общих принципов, признаваемых мировым сообществом, позволяет придать выборам действительно демократический характер (Аним. 3). 1. Обязательность выборов означает, что выборы являются единственно легитимным способом формирования государственной власти. 2. Периодичность выборов позволяет гарантировать сменяемость выборных лиц по итогам голосования. 3. Всеобщность избирательного права означает, что все граждане, достигшие возраста социально-политической дееспособности независимо от их пола, расы, национальности, социального положения, религиозных и политических убеждений, имеют право (Аним. 4) избирать (активное избирательное право) и быть избранными (пассивное избирательное право) в органы власти. Возраст социально-политической дееспособности определяется законом. В большинстве государств граждане получают избирательные права с 18 лет. Это своего рода ограничение принципа всеобщности избирательного права - ценз. Существуют и другие цензы, которые ограничивают избирательное право (особенно пассивное) дополнительными условиями (Аним. 5). Ценз оседлости - избирателем или кандидатом может стать лишь тот, кто прожил в данной местности (стране) не менее установленного законом срока. Например, для парламентских выборов в США установлено ограничение в один месяц, в Норвегии - не менее 10 лет, в Ирландии этот ценз выражен в требовании иметь место для сна. Ценз гражданства предполагает, что в государственные органы власти могут избирать и быть избранными лишь граждане этого государства. Ценз происхождения распространяет пассивное избирательное право только на граждан по рождению. Возрастной ценз для реализации пассивного избирательного права, как правило, выше 20 лет. В России кандидатом на должность президента может стать гражданин не моложе 35 лет, а депутатом Государственной Думы - не моложе 21 года. Имущественный ценз - обладание имуществом или фиксированной величиной дохода. В современном мире в открытой форме подобный ценз встречается редко. Нередко кандидат, чтобы быть зарегистрированным, обязан внести имущественный залог. Ценз пола, ограничивающий участие женщин в выборах, сохраняется в некоторых мусульманских странах, например в Саудовской Аравии, Кувейте и Иордании. В некоторых странах существует ценз грамотности, когда для получения права голоса требуется свидетельство о грамотности. В других же странах для неграмотных вводится специальная упрощенная система голосования. Моральный ценз устанавливает определенные моральные требования, предъявляемые к избирателю, например запрет на участие в выборах людей, лишенных родительских прав, отбывающих наказание по приговору суда. В разных странах устанавливаются дополнительные цензы. В Великобритании особый ценз установлен для членов Палаты лордов (они не имеют права участвовать в голосовании), а служители церкви не могут быть избранными в Палату общин. Принцип всеобщего избирательного права утверждался по мере того, как процессы демократизации смягчали цензовые ограничения (Аним. 6). Первоначально избирательные права получили взрослые богатые и грамотные мужчины. Так, в 1830 г. в Англии избирательным правом обладало только 4% взрослых мужчин2. Во Франции в 1848 г. впервые в истории всеобщее избирательное право получили мужчины. В 1893 г. в Новой Зеландии, в 1902 г. в Австралии и в 1906 г. в Финляндии избирательные права впервые получили женщины. В 1917 г. их примеру последовала Россия. В 1920 г. женщины получили избирательные права в США. В Швейцарии женщины были лишены избирательного права до 1971 г., а в Лихтенштейне - до 1986 г. 4. Альтернативность выбора предполагает наличие двух и более претендентов на власть и состязательность между ними. Нет смысла проводить выборы из одного кандидата, однако и при видимой альтернативности выборов это условие может быть не выполнено. Например, реально на власть претендует один кандидат, а остальные приглашаются им для создания демократического антуража. Действительно свободные и честные выборы требуют предоставления реальных возможностей для презентации своих программ для всех кандидатов. 5. Равные права избирателей.
Это означает:
равное количество голосов для всех избирателей. Чаще всего это требование выражено в формуле "один человек - один голос". В некоторых странах каждый избиратель может наделяться несколькими голосами. Например на выборах депутатов Государственной Думы России избиратель обладает двумя голосами, что объясняется использованием смешанной системы голосования;
от одинакового количества избирателей избирается одинаковое количество депутатов, что требует образования примерно равных по численности избирательных округов. В этом случае голоса избирателей имеют одинаковый "вес".
Принцип равенства избирателей соблюдался не всегда. Например, первая Государственная Дума Российской Империи (выборы состоялись в 1906 г.) формировалась по сословному принципу. Избиратели были разделены на четыре курии: 1)землевладельцы (крупные помещики); 2) горожане, владеющие недвижимостью; 3) крестьяне-домохозяева и 4) рабочие. Норма представительства от курий была различной. Наибольшее число депутатов было выбрано от первой курии, хотя наибольшее число избирателей было представлено рабочей курией. В современное время в некоторых государствах допускаются отклонения от принципа равенства избирателей с целью гарантировать представительство таких групп общества, которые иначе вообще не смогут получить места в представительных органах (этнические меньшинства, женщины).
Известны и другие способы нарушения этого принципа:
неравномерная по численности нарезка избирательных округов. При использовании мажоритарной избирательной системы подобная ситуация означает, что "вес" избирателей неодинаков. Норма представительства избирателей в малочисленных округах будет выше, чем в более населенных округах. Для избежания подобного законодательство большинства стран устанавливает предельные нормы отклонения в численности избирателей округов. В США неравенство в нарезке округов было ликвидировано в 1960-е гг. Считается приемлемым, если на выборах в Конгресс разница в количестве жителей округов составляет 2%, а сами округа, в зависимости от демографической динамики и итогов переписи, каждые 10 лет перенарезаются3. В России отклонение от средней нормы представительства допускается не более чем на 10%, в труднодоступных местностях - на 15%, а в районах проживания коренных малочисленных народов - 30%4;
манипуляции с определением географических границ округов - джерримандеринг (рис.). Подобная практика позволяет каким-либо политическим силам с помощью подконтрольных избирательных комиссий собирать голоса их противников в одних округах и обеспечивать преимущество "своим" кандидатам в других;
наделение отдельных групп граждан дополнительными голосами (подобная практика может наблюдаться на ранних этапах процесса демократизации однопартийных тоталитарных или авторитарных режимов, когда правящая элита пытается сохранить за собой контроль над законодательным органом). Например, первые альтернативные выборы, проведенные в СССР в 1989 г., наряду с голосованием в избирательных округах предусматривали выборы депутатов от общественных организаций членами этих организаций.
6. Равные права кандидатов позволяют реализовать пассивное избирательное право гражданина. Все кандидаты должны иметь одинаковую возможность для выдвижения, агитации, доступа к средствам массовой информации. Исходя из этого, законодательством многих стран предусмотрено ограничение избирательных расходов и суммы частных пожертвований в фонд кандидатов; частичное государственное финансирование избирательной кампании зарегистрированных участников. Использование подобной практики преследует и другую цель - ограничение лоббизма в отношении победивших политических партий (кандидатов) со стороны субсидирующих групп. Государство берет на себя финансирование либо всех зарегистрированных кандидатов, либо тех, кто обладает определенным уровнем общественной поддержки. Так, согласно Закону о политических партиях, принятому в России в 2001 г., чтобы получить право на финансирование, партии, участвующие в выборах, должны получить не менее 3% голосов избирателей на думских или президентских выборах. За успехи на парламентских выборах партии будут получать ежегодное финансирование, а за президентские - весь последующий год после голосования. 7. Соблюдение закона при проведении выборов на всех стадиях. 8. Свободное волеизъявление избирателей и гарантии тайны голосования. Тайна голосования необходима для того, чтобы избежать возможного преследования избирателей со стороны государственных органов и общественных объединений по политическим мотивам. Более того, гражданин имеет право не ходить на выборы (принцип добровольного голосования), выражая тем самым свое отношение к политическим процессам.Абсентеизм стал довольно частым явлением. Однако это отрицательно влияет на политическую жизнь, потому что выборы, на которые явилось меньшинство избирателей, не отражают реальной политической картины. Может победить не та партия, чью программу поддерживает большинство общества, а та, которая сумела за счет партийной дисциплины обеспечить явку своих немногочисленных сторонников на выборы. У абсентеизма есть еще один негативный аспект: при низкой активности избирателей выборы могут быть признаны несостоявшимися (например, в Российской Федерации установленный обязательный минимум участия избирателей в голосовании составляет 25% для выборов в Государственную Думу РФ и 50% - на выборах Президента). В этом случае назначаются новые выборы, что значительно увеличивает расходы на организацию выборов. Для борьбы с абсентеизмом в некоторых странах (Австралия, Бельгия, Греция, Италия) введен институт обязательного участия в выборах, используются штрафы, лишение на определенный срок водительских прав. В Турции предусматривается лишение свободы. Тайна голосования обеспечивается особыми средствами: отсутствием нумерации (исключение - Индия), одинаковостью всех бюллетеней и их заполнением в изолированных кабинках. 9. Прозрачность выборов5 позволяет обеспечить открытый характер выборов и доверие к ним. Данный принцип реализуется в предоставлении общественности права наблюдать за избирательным процессом через институт наблюдателей (в том числе международных) и СМИ, а также права знать, от кого и откуда кандидаты и партии получают деньги и сколько их расходуют на выборную кампанию.
К НАЧАЛУ ТЕМЫ
Стадии избирательного процесса
Выборы - сложная совокупность общественных отношений, которую можно представить в виде чередующихся во времени стадий единого процесса. Политическая борьба в этот период времени строго регламентирована, чтобы не допустить злоупотреблений со стороны стремящихся к власти лиц. Организационно-практическая сторона избирательного процесса представлена избирательной процедурой - это мероприятия государства по организации и проведению выборов6. От избирательной процедуры следует отличать избирательную (предвыборную) кампанию, под которой понимают действия непосредственных участников выборов: выдвижение кандидатов, разработку предвыборных программ, агитацию и другие формы работы с электоратом. Выделяют несколько стадий избирательного процесса (Аним. 7): 1. Назначение даты выборов. Дата выборов назначается уполномоченным органом (например, президентом, премьер-министром) в соответствии с законодательством страны. В некоторых странах дата выборов прямо указывается в Конституции или в Законе о выборах. 2. Регистрация избирателей.
В современной практике используется несколько форм регистрации:
обязательная форма (Россия), что означает, что государство само составляет списки избирателей на основании сведений об их проживании на определенной территории;
добровольная форма (США), предполагающая, что избиратель должен сам зарегистрироваться на избирательном участке. Политологи полагают, что подобная практика негативно влияет на электоральною активность. Например, не все американцы регистрируются и не все зарегистрированные избиратели принимают затем участие в выборах.
3. Установление избирательных округов и избирательных участков. 4. Создание избирательных органов. Для организационного руководства избирательным процессом обычно создают центральный избирательный орган, территориальные (окружные) избирательные органы, участковые комиссии. 5. Выдвижение кандидатов, формирование партийных списков. На данной стадии определяется круг лиц, из которых будут избраны президент, сенаторы, депутаты.
Выдвижение кандидата возможно несколькими способами:
самовыдвижение;
выдвижение группами избирателей. Обычно кандидатов выдвигают трудовые коллективы, жители какого-либо населенного пункта, территории. Они проводят собрание, на котором ведется протокол и ставят подписи в поддержку кандидата;
выдвижение политическими партиями и иными общественными объединениями. Зарегистрированная в соответствии с законом партия вправе выдвигать своих кандидатов, а при пропорциональной избирательной системе партии формируют списки кандидатов от своей партии.
6. Регистрация кандидатов и списков партий. 7. Предвыборная кампания зарегистрированных кандидатов (Видео (14,8 мб.)) включает в себя работу кандидатов (партий) и групп для убеждения избирателей в необходимости проголосовать за этого кандидата или активно поддерживающих их партийный список. Проведение современных избирательных кампаний особенно требует проведения специальных исследований в области политического маркетинга, позволяющих определиться с программами кандидатов, ориентированными на различные группы избирателей, а также выстроить определенные имидж-стратегии.
Для убеждения избирателей в достоинствах кандидатов и преимуществах их программ используются разнообразные средства:
реклама в СМИ, главное внимание отводится телевидению (политологи считают, что 70% имиджа создается именно с помощью TV): телеролики, участие в дебатах, передачах, различных шоу;
агитационная кампания "от двери к двери", которая предполагает непосредственную работу активистов кандидата с электоратом по месту жительства;
встречи кандидата с избирателями;
"директ мейл" - адресная рассылка писем от имени кандидата избирателям;
листовочная и плакатная агитация, (рис.), граффити;
проведение различных акций (митинги, шоу, массовые праздники, раздача партийной символики и т.п.). Используются и другие способы рекламирования политиков и партий. Например, республиканцы в качестве своего символа часто используют живых слонов.
Проведение предвыборной кампании требует значительных денежных средств, которые предоставляются добровольными пожертвователями, выделяются партиями и частично государством.
8. Проведение процедуры голосования. Сам термин "голосование" пришел из античной Спарты, где высший орган власти формировался в ходе общего собрания общими криками, а выбранным считался тот спартанец, за которого кричали громче всех. Подобная практика принятия решений носит и другое название - "аккламация". Таким способом, например, принимались решения в Византии в VII в., в средневековых республиках Новгорода и Пскова. Из античных Афин пришла и избирательная урна. В урну греки опускали черные и белые камни (своеобразные бюллетени), голосуя "за" или "против" решения (подобным образом граждане афинского полиса приговорили к смерти Сократа (рис.)).
Современное голосование производится различными способами:
поднятием рук (в небольших поселениях, при выборах органов местного самоуправления);
самый распространенный способ - на бумажных бюллетенях для голосования, когда напротив фамилии выбираемого кандидата ставится какой-либо знак;
с применением электронных машин путем нажатия на кнопки или давления на рычаги (последний способ используется в США).
В большинстве стран избиратель голосует непосредственно за кандидата (прямые выборы). В некоторых странах используются косвенные выборы. То есть граждане сначала избирают промежуточные органы (коллегии выборщиков), которые затем выбирают того кандидата, за которого им поручено голосовать гражданами. Показательными в этом отношении являются выборы президента в США. Президентская кампания в США проходит в несколько этапов. Первый этап - выдвижение кандидатов на пост президента и вице-президента. Сама система выдвижения кандидатов достаточна сложна, т.к. не прописана в конституции и определяется законодательством каждого штата. После второй мировой войны утвердилась практика первичных выборов (праймериз), посредством которых сторонники партии (демократической или республиканской) определяются с партийными кандидатами на всеобщие выборы либо голосуют за делегатов, которых они уполномочивают голосовать за конкретного кандидата на национальном съезде партии. Сами праймериз могут быть дух типов: "закрытые" - в их работе принимают участие только зарегистрированные члены этой партии; "открытые" - сторонники одной партии могут принимать участие в праймериз другой партии. "Открытые" праймериз позволяют учесть такую специфику электорального поведения американцев, как периодичность голосования одного и того же избирателя за демократов и республиканцев. Кроме праймериз, существует и второй способ определения делегатов на национальный съезд партии - проведение многоступенчатых партийных конференций. Второй этап - проведение национальных съездов партий, на которых каждая партия определяет своего кандидата на пост президента и вице-президента. Съезды несут большую пропагандистскую нагрузку и по форме напоминают театрализованный митинг. Съезды дают старт основной президентской кампании. Решающий этап - национальные выборы, которые позволяют определить победителей - президента и вице-президента. Их проводят во вторник, после первого понедельника в ноябре каждого високосного года (в 2000 г. они проходили 7 ноября). Избиратель, голосуя за кандидата той или иной партии на пост президента, на самом деле голосует за выборщиков, выдвинутых этой партией в данном штате. Кандидат в президенты, набравший в этом штате больше голосов, чем его соперник, получает голоса всех выборщиков данного штата (по принципу "победитель получает все"). Поэтому принципиальное значение имеет даже минимальное преимущество голосов, отданных за выборщиков штата. Этим объясняется проблема повторного (ручного) пересчета голосов в штате Флорида в ноябре 2000 г., на котором настаивали демократы, надеясь тем самым изменить ситуацию в пользу А. Гора (рис.). Количества голосов выборщиков от этого штата было достаточно для победы и А. Гора, и Дж. Буша (рис.). Перевес в пользу выборщиков-республиканцев составлял 0,5%, что по законодательству требует пересчета голосов. Следующий этап - голосование коллегии выборщиков (декабрь). Кандидаты в президенты и вице-президенты должны получить более половины голосов выборщиков (не менее 270 из 538 голосов). Списки с итогами голосования направляются председателю Сената (по конституции им является вице-президент). Заключительный этап - совместное заседание обеих палат Конгресса (январь следующего за выборами года), на котором оглашаются списки коллегий выборщиков. Конституция предусматривает, что если ни один из кандидатов не получил большинства голосов выборщиков, президент будет определен голосованием палаты представителей7. Президентские выборы в США, проведенные в 2000 г., стимулировали обсуждение со стороны американской общественности вопроса о целесообразности сохранения подобной практики косвенного голосования, в частности о том, насколько его итоги отражают реальные предпочтения избирателей. Одни политологи видят в практике передачи голосов всех выборщиков штата одному кандидату выражение процедурного консенсуса, когда проигравшая сторона соглашается признать свое поражение. Другие рассматривают в подобной практике существенные изъяны - в истории США наблюдались ситуации (в том числе выборы 2000 г.), когда президентом становился кандидат, набравший меньше, чем его соперник, голосов избирателей, но которого поддержало большее количество выборщиков. 9. Подсчет голосов и установление итогов голосования (Видео (4,2 мб.)). 10. Разбор жалоб и разрешение споров. 11. Окончательное определение и опубликование результатов выборов. 12. Введение в должность победивших кандидатов.
К НАЧАЛУ ТЕМЫ
Типы избирательных систем
Рассмотрим избирательную систему в узком смысле этого термина, т.е. как способ распределения мест в органе государственной власти между кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей. В разных странах избирательные системы будут отличаться по многим параметрам. Это разнообразие определяется историческими, культурными особенностями, а также политическими целями. Как отмечают Р. Таагепера и М.С. Шугарт, по сравнению с другими элементами политической системы электоральными правилами легче манипулировать, они позволяют создать преимущества нескольким крупным партиям и свести на нет роль мелких партий либо, наоборот, дать последним право на парламентское представительство. Как правило, избирательные системы представляют собой разные модификации двух основных типов: (рис.): мажоритарной и пропорциональной (Аним. 8). Мажоритарная система. В основе мажоритарной системы лежит принцип большинства (победителем на выборах считается кандидат, набравший большинство голосов). Избирательные округа здесь являются одномандатными, т.е. от каждого округа избирается один депутат. Мажоритарная система имеет свои разновидности. При мажоритарной системе относительного (простого) большинства избранным считается тот кандидат, который получил больше голосов избирателей, чем любой из его соперников (Аним. 9). Система проста, т.к. обеспечивает победу одной партии (кандидата) даже при минимальном перевесе. Но может получиться так, что за победившую партию проголосует меньшинство избирателей (остальные голоса заберут другие партии), и правительство, которое сформирует эта партия, не будет пользоваться поддержкой большинства граждан. По аналогии со скачками эту систему иногда называют "победитель получает все"8. В настоящее время эта система используется в США, Канаде, Великобритании, Новой Зеландии и др. Мажоритарная система абсолютного большинства предполагает, что избранным является тот кандидат, который получил более половины голосов избирателей, участвовавших в голосовании (50% плюс один голос).
В мировой практике встречается несколько разновидностей этой системы:
система двух туров. Если ни один из кандидатов не набрал более 50% голосов избирателей, проводится второй тур выборов, в котором, как правило, участвуют два кандидата, добившиеся лучших результатов, что позволяет одному из них получить большинство голосов (абсолютное или относительное). Такая система используется, например, при выборе президента России, причем во втором туре кандидату достаточно получить относительное большинство голосов;
альтернативное голосование используется при выборах в нижнюю палату парламента Австралии. В одномандатном округе избиратель голосует за нескольких кандидатов, отмечая цифрами (1, 2, 3 и т.д.) против фамилий их предпочтительность для избирателя (рейтинговое голосование). Если никто из кандидатов не получает абсолютного большинства, из дальнейшего подсчета исключаются кандидаты с наименьшими первыми предпочтениями, а голоса, поданные за них, передаются кандидатам вторых предпочтений. Затем исключаются кандидаты с наименьшим числом первых и вторых предпочтений. Перераспределение голосов происходит до тех пор, пока один из кандидатов не наберет абсолютное число голосов.
Крайне редко используется мажоритарная система квалифицированного большинства, когда требуется поддержка 2/3 или 3/4 от общего числа поданных голосов (нашла применение в Чили при выборе депутатов Парламента). Пропорциональная система предполагает голосование по спискам партий, что означает выделение многомандатного округа (округом является вся территория страны) либо нескольких округов. Это наиболее распространенная система (страны Латинской Америки, Бельгия, Швеция и др.). Смысл этой системы заключается в том, чтобы каждая партия получала в парламенте число мандатов, пропорциональное количеству поданных за нее голосов. При всей демократичности у этой системы есть один недостаток. Она гарантирует представительство даже мелких партий, что при парламентской или смешанной формах правления создает проблемы с формированием правительства. Такое становится возможным, когда ни одна из партий не имеет в парламенте абсолютного большинства или не может его создать, не вступив в коалицию с другими партиями. Во многих странах пытаются сгладить этот недостаток, а также излишнюю фрагментацию партий, вводя "избирательный порог" (барьер) - наименьшее количество голосов, необходимое для избрания одного депутата. Обычно в разных странах это 2-5%. Например, в России этот порог составляет 5% голосов избирателей. Существует множество вариантов пропорциональной системы голосования.
Приведем некоторые из них (Аним. 10):
система с общенациональным партийным списком (Израиль, Нидерланды). Голосование происходит в масштабе всей страны в рамках единого общенационального округа;
система с региональными партийными списками предполагает формирование нескольких округов (Австрия, Греция, Испания, Скандинавские страны и др.);
система с закрытым списком: избиратель голосует за партию и не может выразить свое предпочтение отдельным кандидатом, внесенным в партийный список. Кандидаты в партийном списке располагаются в порядке убывающей важности, и те, что расположены в конце списка, имеют меньшие шансы на победу;
система с открытым списком позволяет голосовать за партию и выражать предпочтение кому-то из ее кандидатов, т.е. избиратели могут изменить расположение кандидатов в списке (преференцированное голосование). Делается это различными способами: избиратель ставит крестик напротив фамилий кандидатов, которых он хотел бы видеть (Бельгия); вписывает фамилии кандидатов в бюллетень (Италия); ранжирует кандидатов по степени предпочтения (Швейцария, Люксембург) и др.
Идеальной избирательной системы не существует. Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки.
Сторонники использования традиционных разновидностей мажоритарной системы голосования среди главных ее достоинств выделяют следующие (Аним. 11):
непосредственная связь между избирателями и кандидатом в депутаты;
отсеивает из органов власти мелкие по своему влиянию партии;
приводит к формированию однопартийного, но эффективного и стабильного правительства.
К существенным недостаткаммажоритарной системы ее критики относят следующие моменты:
не отражает реальной расстановки политических сил в стране и не обеспечивает их адекватного представительства в парламенте. В первую очередь это распространяется на систему голосования в один тур, когда выигравшей стороной является кандидат, набравший менее половины голосов из числа участвующих в выборах. Но даже если одна сторона набирает 52%, проблема сохраняется - 48% избирателей будут лишены представительства. Бывают случаи, когда "пропадают" до 2/3 голосов, поданных за непрошедших кандидатов9. Подобная ситуация может выступать источником потенциальных политических конфликтов и способствовать активизации непарламентских методов борьбы со стороны проигравшей стороны;
порождает диспропорции между набранными голосами и полученными мандатами. Например, в 1997 г. на парламентских выборах в Великобритании лейбористы получили 64% мандатов, при этом за них проголосовало лишь 44% избирателей, консерваторы получили соответственно 31% голосов и 25% мандатов, а либеральные демократы - 17% голосов и всего 7% мест10;
устанавливает зависимость результатов голосования от нарезки округов, что может породить "соблазн" махинаций с определением их границ и численностью избирателей для получения избирательной выгоды;
возможность преобладания региональных (местных) интересов над общенациональными интересами;
приводит к удорожанию избирательного процесса при необходимости проведения второго тура.
К положительным моментам пропорциональной системы выборов относят следующие:
обеспечивает более адекватное представительство политических сил;
сокращает количество "неучтенных" голосов избирателей. Даже при использовании избирательного барьера редко бывает, чтобы оказалась неучтенной более 1/4 голосов, и еще реже это число приближается к 1/211;
позволяет обеспечить представительство меньшинствам (например, этническим, религиозным);
стимулирует создание партий и развитие политического плюрализма.
Однако у этой системы есть слабые стороны:
слабая связь кандидата в депутаты с избирателями;
зависимость депутата от партийной фракции в парламенте;
порождает большое число соперничающих фракций в парламенте, что отрицательно влияет на стабильность работы последнего;
способствует формированию (при парламентской и смешанной формах правления) коалиционных правительств, которые иногда бывают менее эффективными и стабильными, чем однопартийные правительства;
потенциально увеличивает влияние партийной элиты при формировании избирательных списков, особенно если используется система с закрытым списком.
В ряде стран (Германия, Болгария) пытаются найти компромисс между двумя системами выборов и используют различные варианты смешанной системы, которая предполагает сочетание элементов пропорциональной и мажоритарной систем (Аним. 12). Например, в России при выборах в Государственную Думу половина депутатов (225 человек) избирается по мажоритарной системе относительного большинства, а вторая половина - на основе системы пропорционального представительства политических партий по общефедеральному избирательному округу. Используется система закрытого списка. В политологии активно обсуждается вопрос о влиянии систем голосования на конфигурацию партийной системы страны и характер межпартийных взаимоотношений.
Западный политолог Р. Кац, проведя исследования в Великобритании, Ирландии и Италии, пришел к следующим выводам:
пропорциональное представительство способствует проявлению со стороны партий более идеологизированных и радикальных позиций по политическим вопросам, чем в условиях системы относительного большинства;
в двухпартийных системах идеологические позиции партий постепенно сближаются;
партии, конкурирующие в малых округах, будут по преимуществу ориентироваться на персоналии лидера и патронаж, а партии, конкурирующие в больших округах, будут склонны к проблемной ориентации12.
Французский политолог М. Дюверже (рис.) вывел закономерность, которая получила название " закона Дюверже " (рис.). Согласно этому закону, мажоритарная система относительного большинства способствует становлению двухпартийной системы (чередование двух крупных па<