Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

РАЗДЕЛ II. Методика экономического обоснования

землеустроительных решений..........................................................................76

ЛЕКЦИЯ №6. Экономика внутрихозяйственного землеустройства…..76

6.1. Методология выбора землеустроительных решений……………...76

6.2. Экономическое обоснование проектов внутрихозяйственного

землеустройства……………………………………………………………….…79

 

ЛЕКЦИЯ №7. Размещение производственных подразделений

и хозяйственных центров………………………………………………………..89

7.1. Показатели экономического обоснования……………………….…89

7.2. Оценка нового строительства, размещения населенных

пунктов и производственных центров………………………………………....98

7.3. Оценка эффективности капиталовложений в расширение,

реконструкцию и техническое перевооружение производства…………..…101

 

ЛЕКЦИЯ №8. Размещение магистральной дорожной сети………..…105

 

ЛЕКЦИЯ №9. Экономическая оценка сельскохозяйственного

освоения, трансформации и улучшения угодий…………………………...…114

 

ЛЕКЦИЯ №10. Эколого-экономическое обоснование системы

севооборотов……………………………………………………………..……..121

10.1. Критерий и показатели оценки системы севооборотов……...….121

10.2. Моделирование себестоимости продукции с учетом

пространственных свойств земли…………………………………………......125

 

ЛЕКЦИЯ № 11. Сравнительная оценка вариантов устройства

территории севооборотов……………………………………………………...156

11.1. Оценка размещения полей и рабочих участков……………..…..157

11.2. Экономическая эффективность агротехнических

мероприятий…………………………………………………………………….165

11.3. Размещение полезащитных лесных полос…………………….....168

11.4. Размещение полевых станов и источников полевого

водоснабжения……………………………………………………………….....170

 

ЛЕКЦИЯ №12. Комплексная экономическая оценка проекта

внутрихозяйственного землеустройства……………………………………...173

12.1. Оценка устройства территории многолетних насаждений

и кормовых угодий…………………………………………………………......173

12.2. Общая оценка эффективности проекта………………………..…177

 

ЛЕКЦИЯ №13. Экономическое обоснование

землеустроительных решений в различных природных зонах…………..….180

13.1. Оценка эффективности противоэрозионной организации

территории……………………………………………………………………...180

13.2. Обоснование проектов землеустройства в районах

осушительных и оросительных мелиораций………………………………....185

13.3. Типовые решения по организации севооборотов……………….187

13.4. Обоснование землеустроительных решений в рабочих

проектах………………………………………………………………………....199

13.5. Использование энергетического подхода при оценке

землеустроительных решений………………………………………………....201

 

ЛЕКЦИЯ №14. Экономика межхозяйственного (территориального)

землеустройства………………………………………………………………...204

14.1. Содержание и социально-экономический характер

межхозяйственного землеустройства……………………………………..…..204

14.2. Оптимальные размеры землевладений (землепользований)

сельскохозяйственных предприятий……………………………………….…206

14.3. Оценка экономической эффективности и

конкурентоспособности вновь организуемого предприятия…………….….215

14.4. Оценка последствий изъятия земель при реорганизации

сельскохозяйственных предприятий………………………………………….219

14.5. Экономическая эффективность ликвидации недостатков

землевладений (землепользований)………………………………………..….226

14.6. Экономическое обоснование предоставления земель

для несельскохозяйственных целей………………………………………..….231

14.7. Обоснование размера платы за сервитуты

сельскохозяйственным предприятиям от пользователей инженерных

сетей и коммуникаций………………………………………………………....238

14.8. Землеустройство при выделении земельных долей их

собственникам……………………………………………………………….…245

 

ЛЕКЦИЯ №15. Обоснование бизнес-плана развития

сельскохозяйственного предприятия при землеустройстве…………….......251

15.1. Понятие и назначение бизнес-плана……………………………..251

15.2. Содержание и структура бизнес-плана…………………………..253

15.3. Исходная информация для разработки бизнес-плана…………..257

15.4. Оценка эффективности проекта образования

землепользования крестьянского хозяйства……………………………….....261

 

ЛЕКЦИЯ №16. Оценка эффективности проектов землеустройства,

имеющих инвестиционный характер………………………………………....276

16.1. Общие положения методики оценки эффективности

инвестиционных проектов…………………………………………………..…276

16.2. Учет временной ценности денег………………………………….281

16.3. Система показателей оценки инвестиционных проектов….…...284

 

Приложения……………………………………………………………...291

 

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

 

ЛЕКЦИЯ№1 ЭКОНОМИКА ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА

 

1.1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

 

В основе существования человеческого общества лежит созна­тельная деятельность по удовлетворению потребностей в продук­тах питания, жилище, других материальных благах. Среди глав­ных ее условий первостепенное значение принадлежит земле, являющейся предметом труда, а в сельском хозяйстве — одновре­менно средством труда и главным средством производства, так как она обрабатывается различными орудиями производства и посредством своего плодородия воздействует на растения, спо­собствуя тем самым формированию урожая. Не случайно класси­ки экономической теории В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо, а в последующем и марксистско-ленинская политэкономия прида­вали огромное значение земле как фактору процесса производ­ства.

Для начала процесса производства необходимы соединение ра­бочей силы с землей, другими средствами производства и опреде­ленная организация общества. Поэтому на всех исторических эта­пах развития человеческого общества происходили распределение земли, ее соединение и приспособление в процессе труда к другим средствам производства.

Сначала этот процесс носил случайный характер и проявлялся путем разграничения сфер использования земли в первобытном обществе для целей собирательства плодов, грибов, ягод, охоты, а затем скотоводства и земледелия; позднее он превратился в созна­тельную деятельность по распределению земель и организации территории. Эта деятельность и получила впоследствии название землеустройства.

Термин «землеустройство» впервые отмечен в русском языке в 1906 г.; до этого работы, связанные с перераспределением земель, назывались межеванием. Под межеванием понимался установленный законом процесс разграничения земельной собственности и юридического оформления прав на землю. Главными целями межевания были:

- внесение ясности в вопрос, сколько земли за кем закреплено;

- определение границ владений земельных собственников, зак­репление их на местности межевыми знаками (столбами, камнями и др.) и выдача документов на право землевладения и землеполь­зования;

- раздел (передел) земли и ее закрепление за новыми собствен­никами с одновременной регистрацией и оформлением прав зе­мельной собственности.

Таким образом, посредством межевания государство налаживало учет земель, регистрировало землевладельцев и землепользователей для обложения их налогом и контроля за использованием земли, охраняло их права в случае нарушений и облегчало переход права собственности от одних лиц к другим. Исходя из этих целей, меже­вание включало в себя юридические и землемерно-технические действия, связанные с выдачей, оформлением и регистрацией доку­ментов, составлением планов землевладений и землепользований, обмером и оценкой земель, вычислением площадей и т. д.

В отличие от межевания землеустройство понималось шире и преследовало не только цели правового оформления границ зе­мельных собственников, но и приспособления земли к наивыгод­нейшему хозяйственному использованию, то есть как деятель­ность по экономическому устройству землевладений. Так, И. А. Иверонов в лекциях, прочитанных студентам Московского сельскохозяйственного и Московского коммерческого институтов по «Основам землеустроительного дела» в 1915г., писал: «Вместе с укреплением границ земельной собственности на данной опреде­ленной территории возникают, однако, вопросы иного порядка и значения, а именно: с расположением земельных владений и фи­гурой участков, принадлежащих разным владельцам, весьма тесно связаны также разнообразные экономические интересы этих пос­ледних» [21, с. 6, 7].

В тех случаях, когда интересы землевладельцев удовлетворя­лись не путем закрепления существующих границ, а путем нового распределения земель, так что каждый из них получал участок, эквивалентный прежним владениям, но сведенный в удобные для хозяйства массивы земель и границы, соответствующей операции присваивалось название землеустройства.

Различие межевания и землеустройства привело к выполнению этих работ в дореволюционной России различными министер­ствами и ведомствами. Так, межевое ведомство проводило работы по межеванию, межевые суды разрешали земельные споры, а сельскохозяйственные и крестьянские земли устраивались так на­зываемыми землемерами землеустройства, споры разрешались землеустроительными комиссиями или по распоряжению земле­меров землеустройства [22, с. 21].

Уже в то время экономическая сторона землеустройства стави­лась на одно из первых мест. В дальнейшем, однако, грань между терминами «землеустройство» и «межевание» стерлась, так как все масштабные разграничительные работы в России (генеральное и специальное межевания, земельная реформа, связанная с ликви­дацией крепостного права, столыпинская реформа и др.) пресле­довали цели как юридического укрепления границ земельной соб­ственности, так и экономического устройства землевладений. По­скольку все действия по образованию новых, упорядочению или реорганизации существующих землевладений и землепользовании и внутреннему устройству их территории осуществлялись на основе землеустроительных проектов, межевание всегда являлось лишь частью более или менее сложных землеустроительных опе­раций, преследующих цели устройства земельной собственности в различных природных и экономических условиях, с различными целями и задачами.

Более того, так как в процессе землеустройства затрагиваются не только земли, но и трудовые ресурсы, объекты инженерного обору­дования территории и другие средства производства, неразрывно связанные с землей (мелиоративные сети, дороги, источники водо­снабжения и т. д.), состав землеустроительных действий вскоре зна­чительно расширился. Уже в послереволюционный период соглас­но Земельному кодексу РСФСР от 20 ноября 1927 г. он включал:

- отвод земель, предоставляемых в пользование государственным организациям, учреждениям и предприятиям, городам и поселе­ниям городского типа, объединениям трудовых земледельцев, а также на особых условиях (аренда, концессии и др.) иным учреж­дениям, обществам и лицам;

- образование земельных фондов специального назначения (переселенческого, концессионного, лугового и др.) и перевод угодий из одного фонда в другой;

- изъятие земель для государственных и общественных надобно­стей;

- установление городской черты;

- раздел земель, состоящих в пользовании земельных обществ, выделение земель отдельным хозяйствам (дворам) и их группам; разверстание всех или некоторых угодий земельного общества на хуторские либо отрубные участки; раздел земель обособленных трудовых земледельческих хозяйств (дворов);

- устранение или уменьшение чересполосности отдельных землепользований, вклинивания и вкрапливания их, дальноземелья, неправильности очертания границ и других недостатков земле­пользования;

- проложение, перемещение или упразднение дорог, предостав­ление водопоев и перемещение землепользований в связи с про­изводством коренных улучшений земельных угодий (мелиора­ции);

- распланирование сельских мест поселения;

- установление и изменение границ волостей.

В дальнейшем в связи с коллективизацией и образованием крупных сельскохозяйственных предприятий в число землеустро­ительных действий вошло внутрихозяйственное землеустройство, представляющее собой научно обоснованную организацию терри­тории конкретного хозяйства с введением севооборотов, рацио­нальной организации производства, труда и управления, размеще­нием угодий, севооборотов и устройством их территории.

Таким образом, землеустройство превратилось в целый комп­лекс действий, имеющих одновременно правовое, техническое, организационно-хозяйственное и экономическое содержание.

В курсе «Теоретические основы землеустройства» (Т. 1 настоя­щего издания) было подробно показано, что в процессе разви­тия землеустроительной науки отдельные стороны землеустрой­ства нередко абсолютилизировались, что приводило к различному его пониманию. Длительное время преобладали административ­но-правовая, социально-техническая и организационно-хозяйст­венная концепции землеустройства, соответственно интерпрети­рующие его сущность, задачи и содержание.

Административно-правовая концепция изложена в исследова­ниях профессоров О.А. Хауке, Н.П. Рудина, Б.С. Мартынова. По их мнению, землеустройство имело прежде всего правовое содер­жание и определялось ими как «основанная на установленных в законе началах деятельность государственной власти, направлен­ная на преобразование существующих земельных прав отдельных владельцев с целью создания самостоятельных поземельных вла­дений» [26]. При этом землеустройство увязывалось с преобразо­ванием административно-правовыми методами имеющихся земельных отношений (Хауке О.А. Понятие землеустройства //Вес­тник землеустройства и переселения. — 1927. — № 1. — С. 34).

Социально-технической направленности землеустройства придерживались проф. Ф.Г. Некрасов, К.Н. Сазонов, В.И. Киркор, А.А. Ржаницин. Они считали, что в основе землеустройства лежат технические действия по приспособлению земельных площадей (их размеров, конфигурации, размещения) к социально-произ­водственным целям и задачам. Ф.Г. Некрасов, например, писал, что «землеустройством надлежит называть лишь такую соци­альную организацию землепользования (территории), которая со­провождается технической реорганизацией площади в простран­ственном отношении» [28, с. 29—36].

Организационно-хозяйственную точку зрения на сущность и содержание землеустройства отстаивал проф. И.Е. Герман. Он оп­ределял землеустройство как «переделку имений по форме и со­держанию в состояние, наиболее удобное и выгодное в целях сельского хозяйства» (Герман И.Е. Земельные дела в западноев­ропейских государствах. — М., 1913. - С. 3). Эту концепцию развивали затем многие ученые-землеустроители — И.В. Мозжу­хин, Н.П. Огановский, В.В. Редькин и др.

Перечисленные односторонние понимания землеустройства
неоднократно критиковали проф. П.Н. Першин, И.Д. Шулейкин, А.Д. Шулейкин.

Так, академик С.А. Удачин в 4-м издании учебника «Землеустроительное Проектирование», указывая на экономическую сущность землеустройства, писал, что «...землеустройство является системой государственных мероприятий по регулированию зе­мельных отношений в стране, по рациональной организации использования земли как средства производства в конкретных соци­алистических сельскохозяйственных предприятиях и во всем на­родном хозяйстве в целом, в интересах расширенного социалисти­ческого воспроизводства» [20, с. 16].

Данное понятие было принято землеустроителями, однако под­верглось критике со стороны юристов. Например, П.Д. Саха­ров считал, что такое определение землеустройства не раскрывает его сущности как экономической категории, поскольку на первое место выдвинут не объективный, а субъективный (государственный) характер землеустройства. «Землеустройство, — по мнению П.Д. Са­харова, — следует различать как правовое и экономическое явление. Оно не может регулировать земельные отношения, поскольку само является разновидностью этих отношений» [35, с. 7].

В ст. 68 Земельного кодекса Российской Федерации (2001 г.) дано следующее определение землеустройства: «Землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, пла­нированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами ко­ренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Вос­тока Российской Федерации».

Таким образом, хотя (как показано в курсе «Теоретические ос­новы землеустройства») землеустройство имеет множество опре­делений, вытекающих из его особенностей как сферы деятельнос­ти, системы государственных мероприятий, научной дисциплины и т.д., преобладающей остается экономическая концепция земле­устройства. Если обобщить теоретические доводы, высказанные различными исследователями по данному вопросу, можно сделать следующие выводы.

1. Появление различных теорий землеустройства, неоднознач­но трактующих его сущность, было вызвано многообразием содержания и видов землеустроительных работ, включающих юри­дические, технические, социально-экономические, организаци­онно-хозяйственные действия, абсолютизацией отдельных из них, а также недостаточным уровнем развития землеустроительной на­уки и практики.

2. Говоря о различных аспектах землеустройства, следует иметь в виду, что оно оказывает многостороннее влияние на обществен­ное производство. Потому, признавая административно-правовое значение землеустройства, нельзя забывать о его экономической сущности, так как правовые нормы, по сути дела, всегда выража­ют определенные производственные отношения, соответствую­щие экономическому строю общества.

3. Аналогичным образом нельзя абсолютизировать технико-экономическую и организационно-хозяйственную стороны земле­устройства. Это может повлечь за собой отрицание его народнохо­зяйственной значимости, государственного характера, роли в осу­ществлении земельной политики, необоснованно сократить гра­ницы его применения, снизить социально-экономическую роль.

4. Экономическая сторона является доминирующей в землеуст­ройстве и определяет его сущность.

Этот вывод мотивируется следующими причинами.

Во-первых, землеустройство в широком смысле слова представля­ет собой составную часть общественного способа производства, проявляющуюся как социально-экономический процесс организации территории и средств производства, неразрывно связанных с землей. Следовательно, оно всегда связано с определенным уровнем производительных сил и производственных отношений и зависит от объективно действующих экономических законов (закона стоимос­ти, пропорционального развития, экономии времени и др.).

Во-вторых, как известно, законы общественного развития воспринимаются обществом не непосредственно, а через интересы. Поэтому землеустройство, имея государственный характер и нахо­дясь под контролем органов исполнительной и законодательной власти, всегда осуществляется в интересах определенных соци­альных групп. В системе интересов этих групп (политических, производственных, социальных) всегда превалируют экономичес­кие. Поэтому задача землеустройства заключается в таком перераспределении земли, чтобы, с одной стороны, обеспечить един­ство экономических интересов общества, отдельных коллективов и граждан, с другой — выдержать приоритет общественных инте­ресов. Поскольку земля постоянно оказывается объектом конф­ликтующих интересов, землеустройство как механизм ее распре­деления и организации использования всегда оказывалось в цент­ре политической борьбы.

В-третьих, при землеустройстве участки распределяются между землевладельцами и землепользователями, а через них — между от­раслями общественного хозяйства (промышленностью, транспортом, сельским хозяйством и др.). Затем осуществляется внутреннее устройство землевладений и землепользовании, размещаются произ­водственные объекты, населенные пункты, дороги, угодья (пашня, сенокосы, пастбища), севообороты, лесные насаждения, сады и т. д. При этом земля может выполнять различные функции.

В обрабатывающей промышленности она является в первую очередь местом, на котором может совершаться процесс труда; здесь такие ее свойства, как почвенный покров, недра, леса и воды, не оказывают существенного влияния на получение матери­альных благ.

В добывающей промышленности роль земли значительно больше; она выступает уже в качестве предмета труда, содержаще­го запасы угля, руды, газа, нефти, других полезных ископаемых.

В сельском хозяйстве процесс производства продукции непосредственно связан с плодородием почв, качественным состоянием земель и характером их использования. В целях повышения пло­дородия человек различными способами воздействует на землю, осуществляет мелиоративные и культуртехнические работы, вно­сит удобрения, проводит обработку почв.

При землеустройстве, с одной стороны, создаются условия для лучшего использования естественного и экономического плодо­родия почв за счет дифференцированного размещения угодий се­вооборотов, посевов сельскохозяйственных культур на наиболее пригодных землях и т.д., с другой — улучшаются производитель­ные свойства земли благодаря комплексу работ по повышению плодородия почв, защите земель от эрозии, охране природы. Тем самым увеличивается выход продуктов растениеводства, в том числе кормов, возрастает экономическая роль земли как главного средства производства в сельском хозяйстве, что также говорит о существенной экономической роли землеустройства.

В-четвертых, основная цель землеустройства заключается в на­ведении порядка на земле, что достигается благодаря рациональ­ной организации территории, наилучшему размещению обще­ственного производства и отдельных отраслей, рациональным пропорциям построения и ведения хозяйства. Организационно-производственная структура согласовывается с качеством и терри­ториальными свойствами земельных массивов (их удаленностью от хозяйственных центров, площадью, конфигурацией, расчлененностью, разобщенностью).

Еще академик В.Р. Вильямс, говоря об эффективности земледе­лия, подчеркивал, что «в сельскохозяйственном производстве осно­вой организации является организация территории, и только на ее фоне выполнима планомерная согласованная организация всей со­вокупности элементов хозяйства» [9, с. 74]. Организация территории, намечаемая в проектах землеустройства, закладывает каркас будущего хозяйства и определяет его экономическую эффективность, что вызывает необходимость экономического обоснования принимаемых землеустроительных решений. В этом смысле зем­леустройство является фактором интенсификации и роста эконо­мической эффективности сельскохозяйственного производства.

В-пятых, при землеустройстве создается информационная осно­ва для внедрения экономического механизма регулирования зе­мельных отношений. Осуществляются отвод и изъятие земель, об­разуются новые и реорганизуются существующие землевладения и землепользования, устанавливаются их границы, оценивается каче­ство земель, выдаются документы, удостоверяющие право земель­ной собственности, аренды земельных участков, создаются специ­альные земельные фонды перераспределения земель. Каждый зе­мельный участок должен иметь цену или стоимость (нормативную, кадастровую, рыночную), а каждый землевладелец и землепользо­ватель Ы получить сведения о размерах земельного налога, аренд­ной платы за землю, компенсациях в случае изъятия у него земель для государственных и общественных надобностей, экономических мерах стимулирования рационального землепользования.

В-шестых, государственный характер землеустройства предпо­лагает, что оно находится в общей системе управления земельны­ми ресурсами различных уровней (федерального, субъекта Феде­рации, муниципального), включающей в себя:

- информационное обеспечение в виде государственного земель­ного кадастра и мониторинга земель;

- прогнозирование и планирование использования и охраны зе­мель;

- организацию рационального использования и охраны земель;

- контроль за использованием и охраной земель.

Землеустроительные работы охватывают все стадии управления земельными ресурсами, начиная от проведения топографо-геодезических, аэрофотогеодезических, почвенных и других обследова­ний и изысканий. Их результаты нужны для учета, регистрации и оценки земли, составления схем использования и охраны земель­ных ресурсов, схем землеустройства, для разработки проектов землеустройства.

Поскольку землеустройство находится в общей системе государственного планирования и финансирования, каждое землеустроительное предприятие, действие или работа должны строиться на принципах самоокупаемости, коммерческой выгоды и эффек­тивности.

 

1.2. ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ЗАДАЧИ КУРСА «ЭКОНОМИКА ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА»

 

Современное землеустройство представляет собой многогран­ную деятельность, охватывающую организацию рационального использования и охраны земель, регулирование земельных отношений, выработку земельной политики. Оно проводится в тес­ной увязке с расселением и программами переселения, системами мелиоративных, культуртехнических и противоэрозионных ме­роприятий, с учетом и регистрацией земельных участков, оценкой земель, геодезическими и картографическими работами. Факти­чески оно превратилось в весьма сложную систему практических и теоретических знаний.

Уже в период зарождения землеустроительной науки (конец XIX — начало XX в.) многие специалисты указывали на необходи­мость включения в нее комплекса научных дисциплин. К их числу были отнесены:

- экономика землеустройства, изучающая землеустройство как социально-экономическое явление, с анализом его сущности и причин, а также влияние землеустройства на землепользование, определяющая экономически целесообразные методы землеуст­ройства;

- техника землеустройства, включающая технические вопросы деления, измерения и вычисления площадей участков, а также ме­тоды землеустройства (передел земли, выдел, разверстание и др.);

- землеустроительный процесс — дисциплина, рассматривающая порядок возбуждения, составления, прохождения (рассмотрения), утверждения и приведения в исполнение землеустроительного дела в увязке с действующими земельно-правовыми нормами;

- организация землеустройства, изучающая вопросы планирова­ния и организации землеустроительных работ, их финансирова­ния и рационального проведения.

В этом перечне экономика землеустройства считалась базовой дисциплиной и относилась к числу теоретических землеустрои­тельных курсов.

Первый учебник, заложивший основы экономики землеуст­ройства, был издан проф. Ф.Г. Некрасовым в 1925 г.; он называл­ся «Основы землеустройства (I. Экономика. II. Техника. III. Орга­низация)». Здесь впервые были обоснованы экономическая сущ­ность землеустройства и состав вопросов, относящихся к данному курсу. Так, автор отмечал: «Как бы мы ни смотрели на землеуст­ройство, оно, несомненно, представляет собой явление хозяй­ственное — оно имеет хозяйственный смысл. Условия экономи­ческие его вызывают, и оно производит тот или иной экономичес­кий эффект, как с точки зрения отдельного хозяйства, подверг­нувшегося землеустроительной операции, так и в смысле народнохозяйственном» [28, с. 61].

К основным вопросам экономики землеустройства были отне­сены:

- эволюция форм организации земельной площади в простран­ственном отношении;

- формы землеустройства (межселенное, внутриселенное);

- методы землеустройства;

- экономическая оценка методики землеустройства, выявление иоценка его результатов.

Важнейшей публикацией, обосновавшей социально-экономи­ческое содержание землеустройства, стала статья проф. П.Н. Першина «Социально-экономическая теория землеустройства (Введе­ние в экономику землеустройства)», изданная также в 1925 г. Го­воря о необходимости включения нового предмета в общую систе­му экономических знаний, П.Н. Першин писал: «Прежде всего, представляется необходимым научно осознать землеустройство как экономическое явление и таким образом ввести его в общую систему экономической науки. В процессе такой разработки и должна сложиться «экономика землеустройства», как его экономическая теория земледельческих хозяйств». Он считал также, что «...землеустройство, как и всякое явление, может быть изучаемо с разных сторон: со стороны техники, экономики и права... Земле­устройство, как предмет научно-экономического знания, должно рассматриваться не иначе, как хозяйственный акт, социально вы­ражающий более или менее сложное экономическое явление. Только с этой стороны и в этом его виде оно может стать объектом экономического исследования».

К середине 20-х годов относятся также и первые научные ис­следования по экономике землеустройства. Так, в 1921 г. вышла книга проф. А.В. Чаянова «Оптимальные размеры сельскохозяйст­венных предприятий». В 1927 г. публикуется работа А.Н. Алеевского «Опыт практического определения экономического эффекта землеустройства», а в 1928 г. — «Монографии по экономике зем­леустройства» П.П. Сплюхина, освещающие проблемы оптималь­ных размеров вновь организуемых поселков, методы учета эконо­мического эффекта от землеустройства, теорию и методы определе­ния средних расстояний.

С начала 30-х до середины 90-х годовучебники по экономике землеустройства не выпускались, хотяэтот курс с 1990 г. был включен в программу обучения инженеров-землеустроителей. Только в 1996 г. такая книга, наконец, появи­лась(С.Н. Волков. Экономика землеустройства. — М.: Колос, 1996).

Практика показала, что землеустройство следует рассматривать с двухсторон: как сферу практической деятельности по организа­ции рационального использования и охране земель и как отрасль научного знания в этой области. Не составляет исключения и данный курс. Его место в системе специальных землеустроительных дисциплин, атакже различие в предметах их изучения показаны втабл. 1.

Таким образом, предметом экономики землеустройства явля­ются экономические законы и закономерности, формы их прояв­ления при организации рационального использования земли, опенка и обоснование землеустроительных решений.

Таблица 1

Экономика землеустройства в системе специальных землеустроительных дисциплин

Землеустроительные дисциплины Предмет изучения Доминирующая отрасль знания (деятельности)
Теоретические основы землеустройства Законы природы и общества, формы их проявления в процессе использования земли; закономерности рациональной организации территории Теория
История землеустройства Исторические закономерности возникновения и развития землеустройства История
Экономика землеустройства Экономические законы, закономерности и формы их проявления при организации рационального использования и охраны земли, методы повышения эффективности землеустройства Экономика
Геодезические работы при землеустройстве Методы и способы геодезической техники при производстве землеустроительных работ Техника
Организация землеустроительных работ Закономерности организации землеустроительного производства, методы и способы планирования и организации землеустроительных работ Организация
Экономико-математические методы и моделирование способы и приемы моделирования, технология производства землеустроительных работ с использованием ЭВМ Технология
Автоматизированные системы проектирования в землеустройстве Приемы разработки проектов землеустройства в автоматизированном режиме на ЭВМ Информатика
Землеустроительное проектирование Теория, методы и методика разработки, обоснования и осуществления проектов землеустройства Методы
Правоприменительная деятельность в землеустройстве (земельное право) Методы и способы ведения землеустроительного делопроизводства Право

 

В изучаемом курсе применяется широкий спектр методов. Как и во всякой научной дисциплине, здесь используются традицион­ные методы теоретического познания – научной абстракции, ин­дукции и дедукции, анализа и синтеза. Путем абстракции откры­ваются и формулируются законы, определяется механизм их действия, устанавливаются научные понятия, категории, выражаю­щие сущностные стороны исследуемых объектов. Индукция представляет собой движение мысли от частного к общему, дедукция — напротив, переход от общих положений к частным определениям. В практической деятельности методы индукции и дедук­ции трансформируются в метод последовательных приближений.

Так, например, при экономическом обосновании проекта внутрихозяйственного землеустройства сначала оценивают разме­щение производственных подразделений и хозяйственных цент­ров, затем — магистральных дорог, объектов инженерного обору­дования территории, после этого — организацию угодий и севоо­боротов, устройство территории севооборотов и кормовых угодий.

Методы анализа и синтеза связаны соответственно с разделени­ем изучаемого объекта на составляющие элементы и с их сложе­нием в целостное явление.

С помощью математического анализа устанавливается влияние некоторых величин (факторов, аргументов) на зависимую пере­менную (функцию, результат). Например, при установлении раз­мера землевладения, выступающего в роли функционального по­казателя, можно оценить его зависимость от таких факторов, как специализация хозяйства, плодородие и местоположение земель, фондообеспеченность, наличие трудовых ресурсов и т.д. При этом используются также экономико-статистические методы (корреляционно-регрессионного анализа, производственных фун­кций, дисперсионного анализа и др.).

В связи с тем что организация территории представляет собой сложный процесс, для ее изучения нередко применяют методы математического моделирования, которые позволяют в формализо­ванном виде (с помощью математических символов, уравнений, неравенств и т. п.) выявить закономерности организации террито­рии, вскрыть причины ее изменения, наметить пути ее совершен­ствования в различных условиях и за счет этого повысить эконо­мическую эффективность производства.

На практике математическое моделирование обычно дополня­ется другими экономико-математическими методами (математи­ческого программирования, классического дифференциального исчисления и др. — см. Т. 4 настоящего издания).

В исследованиях по экономике землеустройства широко ис­пользуют монографический метод. При этом детально изучают от­дельные типичные или наиболее характерные объекты, явления, процессы и на основе полученных результатов делают научные выводы и обобщения. Как правило, оценивают влияние организа­ции территории на эффективность производства в передовых сельскохозяйственных предприятиях или наиболее эффективные

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...