Воспитание экологической культуры у студентов
Как уже отмечалось выше, особое значение имеет процесс формирования экологической культуры в период обучения в высшей школе. Для какой бы деятельности ни готовился специалист, он должен обладать экологической этикой и экологической культурой. И если передача знаний, умений, навыков – задача специалистов, то формирование отношения к природе, целей и мотивов взаимодействия с ней, готовности выбрать экологически целесообразные стратегии деятельности – задача всех педагогов. Поэтому экологизация образования рассматривается как важная современная тенденция в образовательных системах. Она предусматривает реализацию принципов преемственности, интегративности, междисциплинарности и проблемности[18]. Именно в стенах вуза студенты приобщаются к научно-исследовательской работе, к творческому поиску решения проблем в области окружающей среды. Учебно-исследовательская деятельность учащихся обеспечивает формирование всех компонентов экологической культуры. Следовательно, одним из педагогических условий, способствующих повышению экологической культуры студентов, будет поощрение междисциплинарных научно-исследовательских работ, имеющих экологическую направленность, а также проведение мероприятий по презентации экологических работ. Несомненно, дополнительным педагогическим условием повышения экологической культуры учащихся будет создание экологической воспитывающей среды в университетском городке. Именно педагогическая среда оказывает большое влияние на поведение личности, т.е. на проявление не только внутренней, но и внешней экологической культуры. Экологизированная педагогическая среда является условием и средством формирования экологичной личности.
Другим условием формирования экологической культуры студентов является повышение экологической культуры преподавателей, предполагающее, в первую очередь, развитие способностей и умений экологизировать процесс преподавания. Высокая экологическая культура должна в недалеком будущем стать важным квалификационным критерием преподавателя вуза. Попробуем определить основные направления по экологическому воспитанию студентов: · формирование у специалиста современного научного мировоззрения, включающего оценку возможных неблагоприятных последствий антропогенной деятельности для биосферы и человечества; · подготовка научных и научно-педагогических кадров в области экологии и рационального природопользования, организаторов и будущих руководителей всех уровней экологического образования в образовательных учреждениях; · формирование широкой инфраструктуры и информационного обеспечения экологического просвещения населения с участием вузов; · понимание необходимости личного, конкретного участия в практической экологической деятельности и ее результативное осуществление; · представление о технических, экономических, организационных, информационных возможностях и путях решения экологических проблем. Теперь выделим средства достижения должного уровня экологического воспитания у студентов: · приобщение студентов к конкретной экологической деятельности через организацию производственной, полевой и общественно-политической практики, экологических студенческих отрядов; · расширение практики создания творческих студенческих коллективов по решению проблем рационального природопользования и экологического образования; · осуществление в рамках педагогической практики в детских оздоровительных лагерях и других внешкольных формах специальной экологической практики по изучению экологической обстановки местности, поиску и реализации решений по ее стабилизации и улучшению;
· оказание студентам по месту жительства помощи в организации экологических мероприятий; · включение в кафедральные планы научно-исследовательских работ тематики, связанной с экологией и природоохранной деятельностью, и вовлечение студентов в выполнение этих работ; · внедрение в учебно-воспитательный процесс комплексных планов непрерывной экологической подготовки студентов, в том числе и экологической практики; · создание и укрепление материальной базы для профессиональной подготовки специалистов в высших учебных заведениях. Итак, для формирования экологически активной личности будущего специалиста необходимо более активно развивать ориентацию вузовского образования на междисциплинарную кооперацию знаний и на повышение качества экологической подготовки выпускников. Выделим критерии экологической культуры студентов[19]: · наличие фундаментальных экологических знаний и представлений, а также навыков взаимодействия с природными объектами; · сформированность системы убеждений и ценностей, характеризующих отношение личности к природе; · выполнение научных исследований по экологической проблематике; · понимание ответственности будущего специалиста за результаты своей профессиональной деятельности в связи с сохранением гармоничных отношений в системе природа - человек - общество; · практикоориентированность имеющихся экологических знаний и убеждений; · постоянная потребность в общении с природой. О высокой экологической культуре можно говорить, лишь при максимально возможном для каждой личности одновременном наличии всех или большинства предложенных показателей. Таким образом, мы видим, что воспитание экологической культуры у учащихся высших учебных заведений является на сегодняшний момент очень важным и значимым, так как экологически воспитывая студентов, мы экологически воспитываем все общество. Заключение
Итак, мы изучили понятие «экологическая культура нравственных отношений». Экологическая культура – это совокупность норм, взглядов и установок, характеризующих отношение общества, его социальных групп и личности к природе.
В настоящее время проводится множество различных исследований о понимании обществом понятия «экологическая культура». На основе проведенного среди детских библиотекарей города Москвы исследования, можно сделать вывод о том, что понимание экологической культуры у каждого свое, и понимание это довольно неполное, одностороннее. Однако, если соединить определения, данные респондентами, получится хорошее, полное и понятное определение экологической культуры. Формирование экологической культуры должно основываться на нравственных началах. К основным принципам экологического воспитания личности относятся: · комплексность и междисциплинарный подход; · систематичность и непрерывность изучения экологического материала; · сочетание обучения с выходом в сферу практики; · взаимосвязь глобального, регионального и местного аспектов; · учет возрастных особенностей, интеллектуального и эмоционально-волевого начала в психике людей. Особое место занимает экологическое воспитание студентов. К мероприятиям по данной деятельности следует отнести: · приобщение студентов к научно-исследовательской работе, особенно на экологические темы; · создание экологической воспитывающей среды в университетском городке; · повышение экологической культуры преподавателей. Итак, как мы выяснили, на данном этапе развития человеческого общества формирование у людей экологической культуры является важнейшей задачей, стоящей перед основными институтами экологического воспитания (семья, школа, высшие учебные заведения). Ведь именно благодаря формированию и развитию экологической культуры человечество будет продолжать жить и процветать. Список использованной литературы 1. Асафова Е.В. Воспитание экологической культуры студентов // http://www.ksu.ru/infres/nikolaev/2001/gl2_3_2.htm (дата обращения: 08.01.08). 2. Багин Д.В. Формирование экологической культуры технической интеллигенции // Интеллигенция в процессе поиска Россией будущего: Материалы международной научной конференции, Улан-Удэ, 26-27 июня 2003 г.: В 3 ч.- Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2003.- Ч. I.
3. Банников А.Г. Основы экологии и охрана окружающей среды; М., 1999 г. 4. Бодиева Н.Ф., Бодиев А.Б. Экологическая культура личности как основа практической природосберегающей деятельности современного общества // Энергосберегающие и природоохранные технологии (встреча на Байкале): Материалы II международной научно-практической конференции, г. Улан-Удэ, 20 - 25 августа 2003 г. - Улан-Удэ: Изд-во Восточно-Сибирского государственного технологического университета, 2003. 5. Горелов А.А. Социальная экология. – М.; Московский лицей, 2005. 6. Колоскова Н. Мера нашей цивилизованности // Эколот // http://lib.1september.ru/2006/12/9.htm (дата обращения: 05.01.08). 7. Кравцов Н.И. Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. – М.: Высшая школа, 1983. 8. Культурология в вопросах и ответах // под ред. Драча Г.Ц.. – Р-на-Д.: Феникс 1997. 9. Культурология. История мировой культуры // под ред. Марковой А.Н.. – М.: Импульс, 2000. 10. Ситарова В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология. – М.: Высшая школа, 2000. [1] Горелов А.А. Социальная экология. – М.; Московский лицей, 2005. [2] Ситарова В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология. – М.: Высшая школа, 2000. [3] Банников А.Г. Основы экологии и охрана окружающей среды; М., 1999 г [4] Колоскова Н. Мера нашей цивилизованности // Эколот // http://lib.1september.ru/2006/12/9.htm [5] Асафова Е.В. Воспитание экологической культуры студентов // http://www.ksu.ru/infres/nikolaev/2001/gl2_3_2.htm [6] Горелов А.А. Социальная экология. М.; Московский лицей, 2005. С. 153. [7] Культурология в вопросах и ответах // под ред. Драча Г.Ц. Р-на-Д.: Феникс 1997. С. 185. [8] Там же. С. 186. [9] Культурология. История мировой культуры // под ред. Марковой А.Н. М.: Импульс, 2000. С. 8. [10] Ситарова В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология. М.: Высшая школа, 2000. С. 65. [11] Кравцов Н.И. Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. М.: Высшая школа, 1983. С.29. [12] Ситарова В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология. М.: Высшая школа, 2000. С. 168. [13] Колоскова Н. Мера нашей цивилизованности // Эколот // http://lib.1september.ru/2006/12/9.htm (дата обращения: 05.01.08). [14] Багин Д.В. Формирование экологической культуры технической интеллигенции // Интеллигенция в процессе поиска Россией будущего: Материалы международной научной конференции, Улан-Удэ, 26-27 июня 2003 г.: В 3 ч. Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2003.- Ч. I. С. 225-231. [15] Бодиева Н.Ф., Бодиев А.Б. Экологическая культура личности как основа практической природосберегающей деятельности современного общества // Энергосберегающие и природоохранные технологии (встреча на Байкале): Материалы II международной научно-практической конференции, г. Улан-Удэ, 20 - 25 августа 2003 г. Улан-Удэ: Изд-во Восточно-Сибирского государственного технологического университета, 2003. С. 379-386. [16] Банников А.Г. Основы экологии и охрана окружающей среды; М., 1999 г. С. 114. [17] Там же. С. 125. [18]Асафова Е.В. Воспитание экологической культуры студентов // http://www.ksu.ru/infres/nikolaev/2001/gl2_3_2.htm (дата обращения: 08.01.08). [19] Там же.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|