Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Объект и предмет исследования

 

Объект исследования – это часть объективной реальности, которая существует независимо от воли и сознания исследователя, содержит противоречия, порождающие проблемную ситуацию, и которая будет глубоко и всесторонне изучаться. Определяя объект исследования, мы отвечаем на вопрос, что именно рассматривается в исследовании.

 

Объектами исследования явлений сферы туризма могут быть:

- предприятия туристской индустрии (турфирма, гостиница, музей, оздоровительный и профилактический центр, рекламное агентство и т.д.);

- служба (информационно-аналитическая, кадровая, продаж и продвижения туристского продукта на рынок);

- отдел;

- работник/работники (персонал, кадры – менеджеры, специалисты, служащие, рабочие);

- технологические процессы предоставления туристских услуг;

- потребители (индивидуальные или коллективные) товаров и услуг туристского предприятия и их потребности;

- нематериальные активы, принадлежащие субъектам туристской индустрии на праве собственности или ином законном основании;

- туристский продукт (товары и услуги, предметы интеллектуальной собственности, духовные и материальные ценности, достопримечательности);

- средства размещения, предприятия питания, средства транспорта, объекты экскурсионной деятельности, спортивно-оздоровительных услуг и другие объекты, связанные с разработкой и реализацией туристского продукта;

- информационные ресурсы и системы, средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий туристской деятельности.

Однако получить новое знание о конкретном объекте во всех его аспектах и проявлениях практически невозможно, поэтому необходимо определить предмет исследования, то есть обозначить, как рассматривается объект, какие отношения, свойства, аспекты, функции объекта раскрывает данное исследование.

 

Предмет исследования – это наиболее значимые с теоретической и практической точки зрения конкретные свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению и в отношении которых исследователь хочет получить новые знания. Остальные стороны или особенности объекта остаются как бы вне поля зрения исследования.

Следовательно, понятие «предмет исследования» конкретнее по своему содержанию: в предмете фиксируется то свойство или отношение в объекте, которое в данном случае подлежит глубокому специальному изучению. Поэтому определение предмета исследования означает и установление границ поиска, и предположение о наиболее существенных в плане поставленной проблемы связях, и допущение возможности их временного вычленения и объединения в одну систему. В предмете в концентрированном виде заключены направления поиска, важнейшие задачи, возможности их решения соответствующими средствами и методами.

Объект и предмет исследования соотносятся как часть и целое: объект – это целое, предмет – его часть. В одном и том же объекте могут быть выделены различные предметы исследования. Разница между объектом и предметом состоит и в том, что объект принадлежит всем, а предмет – личное достояние исследователя, его собственное видение объекта: он целенаправленно конструирует свой предмет, выделяя в объекте то, о чем он и только он намерен получить новое знание. Поскольку объект – это то, что содержит противоречие, постольку предмет – это те его свойства и стороны, которые наиболее выпукло выражают данное противоречие. Обычно предмет исследования содержит в себе центральный вопрос проблемы (темы исследования), связанный с предположением о возможности обнаружения закономерности (причинно-следственной связи) или центральную тенденцию изучаемого противоречия. Поэтому предмет исследования, как правило (или в большей степени), совпадает с темой.

Предметами исследования сферы туризма могут быть: развитие предприятия, службы, отдела, работника; совершенствование продукта (товара или услуги) туристского предприятия; оптимизация трудовой деятельности персонала туристского предприятия; состояние архитектурных или других памятников, ценностей; повышение уровня и качества обслуживания клиента – потребителя товаров и услуг туристского предприятия; систематизация методов выдвижения продукта или услуги на рынок; достижение конкурентоспособности предприятия или службы, отдела, работника и т.п.

Все предметы исследования по уровню сложности можно разделить на три группы.

1) предметы, которые ранее уже были достаточно изучены, теперь они рассматриваются в новых ситуациях, в которых эти предметы еще не изучались, и планируется получить новое знание, аналогичное уже известным, но возникающее из новых условий;

2) предметы, которые с трудом поддаются исследованию, их слабая изученность тормозит познание других компонентов объекта;

3) предметы, которые представляют собой структуры сложившегося знания об объекте, его совершенствовании.

Определение объекта и предмета исследования, которое так ясно и понятно в теории, на практике значительно труднее. Необходимо помнить, что объект – это не формальная, а существенная сторона исследования, помогающая в определении исходных позиций в исследовании. Поэтому в работе надо не просто назвать объект, а обязательно дать ему содержательную характеристику, опираясь на которую можно обеспечить более целостный подход в изучении предмета исследования.

Определяя объект и предмет, надо помнить следующее:

– одному и тому же объекту исследования может соответствовать несколько различных предметов;

– точное определение предмета избавит исследователя от попыток объять необъятное, так как объект, в принципе, имеет неограниченное число элементов, свойств и отношений;

– объект и предмет не должны быть названы безгранично широко. Объект необходимо формулировать таким образом, чтобы это был непосредственно следующий за самим предметом исследования круг объективной реальности, включающий в себя в качестве важнейшего элемента предмет исследования;

– при определении объекта и предмета конкретного исследования обязательной процедурой является их системный анализ.

В таблице приведены некоторые формулировки темы, объекта и предмета исследования.

 

Таблица1. Примеры формулировки темы, объекта и предмета

 

Тема магистерской диссертации Объект исследования Предмет исследования
Комплексная оценка перспективных возможностей развития туристских ресурсов Челябинской области Туристские ресурсы Челябинской области Перспективные возможности туристских ресурсов Челябинской области, их комплексная оценка
Кросскультурный фактор в формировании сопроводительной документации для выездного туризма Кросскультурный фактор выездного туризма в Арабские страны Сопроводительная документация для туристов, выезжающих в арабские страны и учет в ней кросскультурного фактора
Кластерный подход к регулированию туризма в регионе Туристский кластер – группа географически локализованных взаимосвязанных компаний, поставщиков специализированных услуг, инфраструктуры, образовательных центров и других организаций, взаимодополняющих друг друга и ориентированных на удовлетворение общественных потребностей в туризме и рекреации Методические подходы к исследованию и регулированию туристских кластеров
Развитие международного туризма в Западной Европе Международный туризм Проблемы и перспективы развития международного туризма в Западной Европе
Организационно-методические основы стратегического планирования развития туризма в крупном городе Сфера туризма в крупном городе и соответствующая ей система управления Процессы преобразования системы управления в туризме, формирование эффективной системы стратегического планирования развития туризма в крупном городе
Активный туризм в регионах Урала (маршрутный принцип территориальной организации) Альтернативные виды туризма Маршрутный принцип территориальной организации активного туризма на Урале
Деловая игра в корпоративном обучении менеджеров гостиничного бизнеса Корпоративное обучение менеджеров гостиничного бизнеса Деловая игра как средство корпоративного обучения менеджеров гостиничного бизнеса
Развитие профессиональных отношений в коллективе предприятия гостиничного сервиса Коллектив предприятия гостиничного сервиса Профессиональные отношения в коллективе предприятия гостиничного сервиса
Развитие мотивации трудовой деятельности персонала туристского предприятия Персонал туристского предприятия Мотивация трудовой деятельности персонала туристского предприятия
Социальное партнерство вуза и гостиничного предприятия в профессиональной подготовке туристских кадров Профессиональная подготовка туристских кадров в вузе Организационно –педагогическое обеспечение процесса социального партнерство вуза и гостиничного предприятия в профессиональной подготовке туристских кадров
Мониторинг качества профессиональной подготовки студентов туристского вуза Профессиональная подготовка студентов туристского вуза Методическое обеспечение мониторинга качества профессиональной подготовки студентов туристского вуза
Подготовка студентов туристского вуза к разработке профессиональных презентаций турпродукта Профессиональная подготовка студентов туристского вуза Педагогическое обеспечение процесса подготовки студентов туристского вуза к разработке профессиональных презентаций турпродукта

 

 

Цель исследования

На основании темы, объекта и предмета определяется цель исследования. Цель исследования – это мысленное предвосхищение результата научного поиска. Сформулировать цель – это значит описать тот ожидаемый теоретический и практический результат, который предполагается получить по окончании исследования.

Цель исследования как бы отвечает на вопрос, для чего (зачем) проводится данное исследование, и предполагает решение определенной проблемы, которое может быть теоретическим, прикладным, экспериментальным, теоретико-прикладным, комплексным. В соответствии с этим исследователь формулирует цель исследования, которая может быть теоретического, прикладного, теоретико-прикладного, экспериментального или комплексного характера.

Цель исследования начинается с глагола: выявить, сформировать, обосновать, провести, раскрыть, определить, создать и т.д. При формулировании цели исследования следует выбрать слово или слова, обозначающее действие, которое наиболее всего подходит к теме вашего исследования (см. таблицу 2). Примеры формулировки цели представлены в таблице 3.

 

Таблица2 Основание для формулировки цели исследования

Комплексная цель
Теоретико-прикладная цель  
Теоретическая цель Прикладная цель Экспериментальная цель
- выявление - определение - раскрытие - обоснование - обобщение - разработка - описание - создание - построение - экспериментальная проверка - апробация - реализация - внедрение

 

 

Таблица3 Примеры формулировки цели исследования

 

Тема Цель Тип цели
Развитие профессиональных отношений в коллективе предприятия гостиничного сервиса Выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка … условий, обеспечивающих эффективность процесса развития профессиональных отношений в коллективе предприятия гостиничного сервиса Комплексная
Кластерный подход к регулированию туризма в регионе Разработка теоретических и методических рекомендаций по применению кластерного подхода к исследованию и регулированию туристского бизнеса Теоретико- прикладная
Развитие международного туризма в Западной Европе Обобщение опыта западноевропейских стран в формировании и развитии индустрии туризма с осмыслением и использованием этого опыта в российском туристском бизнесе Теоретическая
Организационно-методические основы стратегического планирования развития туризма в крупном городе Разработка научно обоснованных организационно-методических основ стратегического планирования развития туризма в крупном городе Прикладная
Активный туризм в регионах Урала (маршрутный принцип территориальной организации) Обоснование маршрутного принципа территориальной организации активного туризма как механизма выявления функционально целостных туристских районов для улучшения управления туристской деятельностью Теоретическая
Деловая игра в корпоративном обучении менеджеров гостиничного бизнеса Разработка, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка методики организации деловых игр в корпоративном обучении менеджеров гостиничного бизнеса Комплексная
Социальное партнерство вуза и гостиничного предприятия в профессиональной подготовке туристских кадров Теоретическое обоснование и экспериментальная проверка модели социального партнерство вуза и гостиничного предприятия в профессиональной подготовке туристских кадров Комплексная
Мониторинг качества профессиональной подготовки студентов туристского вуза Разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить организационно- педагогическую модель мониторинга качества профессиональной подготовки студентов туристского вуза Комплексная

Задачи исследования

 

Цель любого исследования – решение определенной проблемы. Цель конкретизируется в задачах исследования,которые отвечают на вопрос «что нужно сделать для достижения цели исследования?»

Задача представляет собой звено, шаг, этап достижения цели. Задача – это ситуация, требующая своего преобразования для достижения определенной цели. Задача всегда содержит известное (обозначение условий ситуации) и неизвестное, искомое, требуемое, рассчитанное на совершение определенных действий, приложение усилий для продвижения к цели, для разрешения поставленной проблемы. Задачи исследования ставятся на основе теоретического анализа проблемы и оценки состояния ее решения в практике. Без анализа «сущего» нельзя переходить к проектированию «должного», т.е. к постановке конкретных исследовательских задач.

Задачи рекомендуется формулировать четко и лаконично. Как правило, каждая задача формулируется в виде поручения: «Разработать…», «Выявить…», «Установить…», «Обосновать…», «Определить…» и т.п.

Например:

– раскрыть сущность и содержание категории, понятия …;

– определить степень изученности данной проблемы;

определить соотношение потребностей и возможностей в данной проблеме;

– установить степень экономической и социальной эффективности, целесообразности явления.

Единого стандарта в формулировке задач нет. Обычно их объединяют в три или четыре большие группы, которые условно можно назвать логико-историческими, теоретико-моделирующими, практико-преобразующими и диагностическими. В таблице 4 представлены их характеристика, алгоритмы формулирования и примеры задач.

 

Таблица 4 Характеристика задач исследования

Первая задача– логико-историческая – связана с изучением истории и современного состояния проблемы, определением методологических оснований исследования, уточнением понятий
Алгоритм формулировки Выявить состояние исследуемой проблемы, определить перспективные подходы к ее решению, уточнить понятийный аппарат исследования Можно разбить на две задачи: 1) выявить состояние исследуемой проблемы, определить перспективные подходы к ее решению; 2) уточнить понятийный аппарат исследования
Пример Выявить состояние разработанности проблемы повышения трудового потенциала работников туристского предприятия в отечественной теории и практике, определить перспективные подходы к ее решению, уточнить понятийный аппарат исследования
  Разбивка на две задачи: 1) выявить состояние разработанности проблемы повышения трудового потенциала работников туристского предприятия в отечественной теории и практике, определить перспективные подходы к ее решению; 2) раскрыть (уточнить) основные понятия исследования: «трудовой потенциал работников туристского предприятия», «работник туристского предприятия», «туристское предприятие».
Вторая задача – теоретико-моделирующая – связана с разработкой модели (процесса, методики, технологии) изучаемого объекта и (или) условий эффективного функционирования объекта
Алгоритм формулировки Выделить, определить взаимосвязь и содержание компонентов модели (и далее называется предмет исследования) Или: Выявить и теоретически обосновать (или разработать) комплекс условий, способствующий тому-то (далее называется предмет исследования, то есть тот результат, которого намеревается достигнуть исследователь благодаря созданию разработанных условий, например, более успешному, более эффективному решению проблемы такой-то)
Пример  
Алгоритм формулировки задачи исследования теоретико-практического характера (нет эксперимента) Разработать условия … (и далее называется предмет исследования) и показать (или описать, или раскрыть) процесс их реализации на том-то (на каких-либо определенных примерах)
Пример Развитие национальной туристской индустрии возможно только при наличии целенаправленного государственного управления, основанного на концепции качества туристского продукта, а также на комплексном продвижении национального турпродукта (туристском брэндинге).
Третья задача – диагностическая – экспериментальная проверка предложенной системы мер, обеспечивающих более эффективное функционирование или развитие объекта
Алгоритм формулировки Экспериментально проверить комплекс условий (методику, технологию)
Пример Осуществить экспериментальную проверку модели использования деловых игр в корпоративном обучении менеджеров гостиничного бизнеса
Четвертая задача – практико-преобразовательная – связанная с разработкой конкретных методов, приёмов, средств, методик, технологий рациональной организации изучаемого процесса, научно-практических рекомендаций, дидактических и методических материалов, а также сценариев праздников, маршрутов экскурсий или туристических путешествий, других мероприятий
Алгоритм формулировки Обычно задачи данного типа начинаются со слов: подобрать, разработать, раскрыть, сформулировать
Пример – разработать для клиента комплекс упражнений на воздухе, способствующий повышению эффективности лечебно-оздоровительного туризма; – раскрыть механизм реализации технологии горного туризма на примере сплавов по горным рекам; – сформулировать рекомендации руководству туристского предприятия по совершенствованию работы персонала – разработать методическое обеспечение корпоративного обучения менеджеров гостиничного бизнеса с использованием деловых игр

 

Задачи исследования должны излагаться в логической последовательности, позволяющей наиболее экономичным и надежным путем достичь цели исследования. Содержание и последовательность задач определяет методику исследования, его организацию, весь его последующий ход. В совокупности задачи образуют общую тактику реализации поставленной цели, а по отдельности представляют собой последовательные шаги продвижения к ней. Фактически основная часть текста магистерской диссертации – это постепенное решение поставленных во введении задач. Поэтому часто их формулировки совпадают или почти совпадают с названиями глав и параграфов основной части.

Рекомендации по формулировке задач:

– среди множества количества задач, подлежащих решению, выделить основные;

– не стоит формулировать задачу как путь достижения цели. Например, «проанализировать опыт...», «изучить состояние проблемы...» и т.п. – это не могут быть задачи, поскольку, анализ, изучение, ознакомление и т.д. – это средство для решения определённой задачи, которую и необходимо четко сформулировать;

– помнить, что чаще всего каждая из выделенных задач должна решаться в отдельной главе или параграфе;

– помнить, что должно быть соответствие между целью и задачами: должны целостно отражать цель исследования, но не быть шире ее, то есть они должны конкретизировать цель и в сумме своей быть адекватными этой цели;

– задачи не должны перекрывать друг друга.

 

 

5. Содержание научного исследования либо практического проекта. В научном исследовании подробно и конкретно расписывается основная гипотеза, т.е. научное предположение с соответствующей (имеющейся на данный момент у автора) аргументацией о существовании определенных свойств, отношений, связей у изучаемого объекта с иными объектами, свойствами, отношениями в сфере туризма. В практическом проекте расписывается все, что автор намеревается построить, создать, реконструировать и т. п. для реализации своего замысла.

Гипотеза исследования

Определив проблему, исследователь в первую очередь пытается объяснить ее на основе имеющихся знаний и прежнего опыта. Точнее говоря, он пытается объяснить старыми знаниями и опытом то, что еще полностью не познано. Однако для полного решения проблемы этого недостаточно. Тогда на основе имеющихся знаний исследователь строить предварительное объяснение проблемы – некоторые допущения, которые, по его мнению, полностью охватывают и объясняют исследуемое явление, то есть он формулирует гипотезу.

Гипотеза (греч. «hypothesis» – основание, предположение) это предположение, требующее подтверждения. В научной литературе гипотезу определяют следующим образом:

- это лаконично, ясно сформулированное предположение о причинно-следственных связях явлений, процессов, достоверность которых требует подтверждения;

- достоверно не доказанное объяснение причин каких-либо явлений, утверждаемое предположение, имеющее научное обоснование;

- прием познавательной деятельности человека;

- обоснованное, не противоречащее научным данным, предложение о причинах, вызывающих определенные факты, явления, о формах связи между явлениями, которое соответствует современному уровню развития науки и может после проверки оказаться истинным или ложным.

В этих определениях явно и в скрытой форме прослеживаются следующие признаки научной гипотезы:

– гипотеза – это предположение (родовой признак);

– в гипотезе отражаются обнаруженные исследователем сущность, свойства, отношения, взаимосвязи, причины, условия объекта или другие сведения, характеризующие в целом предмет исследования;

– гипотеза объясняет сущность, закономерности, связи и т.д. объекта, находящие отражение в предмете;

– гипотеза согласуется с научными теориями, ее элементами, а также наблюдавшимися, известными педагогическими фактами, в силу чего она правдоподобна;

– гипотеза не является научным знанием, так как недостаточно доказана; в ходе апробации на практике гипотеза может быть подтверждена и войти в педагогическую теорию как ее часть, элемент; в ходе апробации гипотеза может быть опровергнута.

Следует иметь в виду, что одни исследования требуют, а другие – не требуют гипотезы? Гипотезу выдвигают только в том случае, если:

- необходимо объяснить причинно-следственные зависимости явления или процесса, а существующих знаний для этого недостаточно;

- возможна ее проверка экспериментальным путем.

Если исследование посвящено истории туриндустрии, сравнительному анализу явлений в сфере туризма (по регионам, странам, направлениям и т.п.), обобщению опыта развития туризма (по каким-то направлениям отечественного и зарубежного туризма, в стране, регионе и т.п.), планированию или разработке нового метода (подхода, технологии) к анализу явлений туриндуствии, то гипотеза не имеет никакого смысла, так как её невозможно ни доказать, ни опровергнуть. В этом случае проводят теоретическое и (или) эмпирическое (описательное, объяснительное) исследования, а объяснение причинно-следственных зависимостей основывается либо на констатирующем эксперименте, либо на логических, исторических или экономических методах доказательства. Так, в представленных темах магистерских диссертаций, не требуется гипотезы по темам:

– Кластерный подход к регулированию туризма в регионе

Развитие международного туризма в Западной Европе

– Организационно-методические основы стратегического планирования развития туризма в крупном городе

– Активный туризм в регионах Урала (маршрутный принцип территориальной организации)

Если же в подобных исследованиях гипотеза все же формулируется, то выглядит она самоочевидным утверждением, а по сути – описательной и расплывчатой. Например, потеме «Развитие оздоровительного сервиса на западе России в конце XX века» гипотеза скорее будет носить описательный характер: «Развитие культурно-валеологических услуг на западе России в конце XX в. было обусловлено ростом социально-экономических, исторических фактов, которые привели к созданию разноуровневой и многотипной системы оздоровительного сервиса».

Роль гипотезы в исследовании чрезвычайно велика. Ученые любят повторять выражение Д.И. Менделеева, который говорил, что лучше держаться такой гипотезы, которая со временем окажется ложной, чем никакой. В научном исследовании гипотеза необходима:

- во-первых, потому, что она аккумулирует опыт науки, практики и опыт исследователя, включая его интуицию;

- во-вторых, хорошо сформулированная гипотеза предупреждает расплывчатость работы; при этом, даже будучи спорной, недостаточно доказанной, гипотеза указывает путь, направление разрешение педагогической проблемы, т.е. выступает для исследователя как бы компасом, дающим ему конкретное направление деятельности;

- в-третьих, хотя бы в форме научного предположения в гипотезе постулируются достигнутые исследователем результаты;

- в-четвертых, гипотеза служит своего рода «пусковым механизмом» для перехода к новым знаниям об объекте, т.е. выступает связующим звеном между известным и неизвестным знанием.

Рабочая и научная гипотезы. В исследовании всегда идут от рабочей гипотезы к научной, а затем – к доказательству.

Рабочая гипотеза – это временное предположение для систематизации имеющегося фактического материала. Их выдвижение вызвано тем, что формулировка научной гипотезы может многократно уточняться и видоизменяться по ходу исследования.

Научная гипотеза создается тогда, когда накоплен значительный фактический материал и появляется возможность выдвинуть «проект» решения проблемы. Научная гипотеза всегда выходит за пределы изученного круга фактов, не только объясняя их, но и выполняя прогностическую функцию.

Как отличить научную гипотезу от ненаучной? Какие новые высказывания о том или ином явлении или процессе можно назвать гипотезами?

Проблема эта очень сложная. Существует мнение, что новые высказывания можно назвать научными гипотезами в том случае, если:

– они являются научным выводом из доказанных положений (например, вытекают из законов, статистически полученных данных наблюдения, эксперимента и т.п.);

– представляют собой высказывания, полученные путем научных заключений, в целях объяснения соответствующего явления;

– они абстрагированы из эмпирических данных и подтверждены практикой либо соответствующей теорией.

Гипотеза всегда формулируется в виде обобщений или утверждений, которые позволяют логически рассуждать о предмете по-новому, делать выводы о существовании объекта, но его нельзя считать абсолютно достоверным. Следует помнить, что гипотеза всегда содержит в себе вероятностные знания, нуждающиеся в экспериментальной проверке. Научная гипотеза может быть сформулирована только в результате предварительного анализа изучаемого объекта и предмета исследования.

Функции, предметное содержание и строение – главные компоненты научной гипотезы. Функции гипотезы определяют ее тип, влияя соответственно на ее строение. Предметное содержание обуславливает введение в гипотезу новых научных положений, касающихся предмета исследования.

 

Функции гипотезы.

В научной литературе выделяют следующие функции научной гипотезы:

– прогностическая (гипотеза представляет собой научное предположение о возможностях разрешения проблемы);

–описательная или констатирующая (характеризует состояние науки к моменту исследования и состояние исследуемой проблемы);

– объяснительная (гипотеза объясняет механизм нововведения);

– поисковая (гипотеза является элементом научного исследования).

В гипотезе исследователь объясняет, как будет протекать изучаемый процесс, явление, что будет происходить с объектом исследования, от чего зависит ход процесса и т.д. В гипотезе максимально подробно излагается предложенная модель, система мер, методика, технология и т.д., то есть механизм того нововведения, благодаря которому будет достигнута цель исследования и получены более высокие результаты. Следовательно, основная функция гипотезы состоит в получении новых научных высказываний, которые совершенствуют или обогащают имеющиеся знания.

Предметное содержание гипотезы. Гипотеза всегда имеет конкретную сферу приложения. Иными словами – она предметна, в ней всегда содержится указание на то, что именно в объекте исследования изучает исследователь, какие новые сведения о нем им получены. Таким образом, в гипотезе в явном виде проводится связь с предметом исследования.

Гипотеза не может быть истинной или ложной, поскольку утверждение, содержащееся в ней, носит проблематичный характер. О гипотезе можно говорить лишь как о корректной или некорректной по отношению к предмету исследования.

Типология и структура гипотезы. По структуре гипотезы можно разделить на простые и сложные. Простыегипотезы по функции можно классифицировать на описательные и объяснительные.

Описательная гипотеза содержит предположительное суждение о том, что должно получиться в результате каких-либо действий. Обычно описательная гипотеза строится по следующей схеме: «если сделать то-то и так-то, то можно ожидать, что получится такой-то результат». Описательные гипотезы не обладают прогностической функцией, поскольку при других условиях результат (следствие) может и не повториться.

Объяснительная гипотеза дает пояснение, почему должен получиться определенный результат, то есть раскрывается предполагаемая существенная внутренняя связь явлений, ее механизм, характеризуются условия, факторы, при которых возможные следствия обязательно реализуются как закономерность. Объяснительная гипотеза строится на предположении: что произойдет с изучаемым объектом при определенном воздействии на него? Объяснительная гипотеза формулируется по следующей схеме: «если…, то…, так как…», которая в явном виде предполагает включение в гипотезу объяснений.

Сложные гипотезы одновременно включают в свою структуру описание изучаемых явлений и объяснение причинно-следственных отношений. Структура сложной гипотезы может быть трехсоставной или двухсоставной.

Сложная трехсоставная гипотеза включает в себя следующие компоненты:

а) утверждение;

б) предположение;

в) логическое обоснование.

Например:

а) утверждение: процесс будет таким–то;

б) предположение: если сделать вот так-то и так-то;

в) потому что существуют следующие закономерности, во-первых,.... во-вторых,.... в-третьих... (логическое обоснование).

Однако гипотеза может выглядеть и по-другому, когда обоснование в явном виде не формулируется. В этом случае структура гипотезы становится двусоставной. Например:

а) это будет эффективным;

б) если, во-первых,.... во-вторых,.... в-третьих...

Двусоставная гипотеза возможна в том случае, когда утверждение и предположение сливаются воедино в форме гипотетического утверждения:

а) это должно быть так-то и так-то;

б) потому что имеются следующие причины...

Последний вариант конструирования гипотезы заключается в том, что формулируется предположение и перечисляется ряд условий, при соблюдении которых оно может быть достигнуто, реализовано и проверено.

Таким образом, гипотеза имеет две (при необходимости три) части.

Одну часть можно условно назвать обусловливающей. В этой части обозначаются условия, реализация которых, по предложению исследователя, может привести к желаемому результату, то есть говорится о том, что следует сделать для решения проблемы. Формулирование обусловливающей части гипотезы начинается со слова «если».

Другую часть можно назвать результирующей. В этой части утверждается тот результат, достижение которого обеспечивается в процессе реализации предлагаемых автором действий, то есть говорится о том, что получится в результате предполагаемых действий. В данном случае формула гипотезы будет выглядеть следующим образом: «если..., то».

Кроме того, в гипотезе при необходимости может быть еще одна часть – аргументирующая, в которой дается обоснование или объяснение того, почему возможен данный результат в процессе выполнения данных действий, то есть объясняется, благодаря какой закономерности или зависимости возможно получение желаемого результата при реализации предлагаемых действий.

Формулировка гипотезы.

Гипотезу можно формулировать следующими способами:

– сначала располагать обусловливающую часть, а затем результирующую (например, гипотеза начинается со слова «если»: «если делать то-то и то-то, то получим то-то и то-то»);

– сначала располагать результирующую часть, а затем обусловливающую (в этом случае гипотеза начинается с описания результата, например: «что-то будет достигнуто, если делать то-то», или «что-то будет достигнуто при таких-то и таких-то условиях);

– при необходимости добавляется аргументирующая часть: «… ибо существует такая-то связь или зависимость между действиями и их результатом».

В таблице 5приведены условия, при которых возможно преодоление проблемы исследования, а в таблице 6 – примеры гипотез исследования.

 

Таблица 5 Типология условий, при которых возможно преодоление проблемы исследования

Первый тип Второй тип Третий тип Четвертый тип
Социально-культурные: – этические – имиджевые – аксиологические – правовые – экологические – информационные Социально-психологические: – межличностные – акмеологические – индивидуальные – валеологические – поведенческие Педагогические
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...