Кто и в чем вам может содействовать в самообразовании и саморазвитии?
Как разработать Постарайтесь поразмышлять над следующими вопросами. 1. От чего зависит возможность заняться самообразованием, саморазвитием? 2. Кто может способствовать этому? 3. Как практически разработать программу самообразования и саморазвития? Отвечая на первый вопрос, хотелось бы подчеркнуть следующее. Конечно, для самообразования и саморазвития нужно время. Хотя бы один-полтора часа в день. В неделю это будет 7–10 часов. А в течение года... уже 500 часов! Но не только время нужно для плодотворного самообразования и саморазвития. Исследования психологов и педагогов показывают, что успех этого дела зависит от следующих условий и факторов: · физиологических (состояние здоровья, общее настроение, степень утомляемости); · социокультурных (окружающая среда, друзья, микроклимат в семье, коллективе); · психологических (мотивация, потребности, степень обучаемости, память, творческие способности и т. д.); · педагогических (наличие грамотного, талантливого наставника, репетитора, педагога либо возможность консультироваться в специальных школах бизнеса и управления и т. д.). Для человека (студента), решившего заниматься самообразованием и саморазвитием, важно иметь в виду следующее: и в школе, и в вузе процессом обучения руководит опытный педагог. Он выделяет задачи, задания и даже дозы усвоения материала на одно занятие. В условиях самообразования (вы становитесь и учеником, и педагогом в одном лице) и вам необходимо: · овладеть интенсивными методиками самообучения, · научиться думать, решать проблемы в соответствующей предметной области: процесс самообучения организовать так, чтобы он был систематическим и непрерывным;
· не ждать результатов сразу после одного-двух занятий; · не концентрировать внимание на времени (т. е. не убивать в себе мотивацию учения рассуждениями типа: “Уже второе занятие, а я еще ничему не научился...”).
Успеху целенаправленного самообразования, саморазвития могут способствовать: · друзья, родственники, которые в то же время являются специалистами в той области знания, которой вы хотите заняться (например, изучить иностранный язык); · коллеги по работе, которым вы доверяете и с которыми находитесь в доверительных отношениях; · путешествия, командировки; · индивидуальные занятия с репетиторами; · различного рода самоучители; · занятия на специальных курсах; · серия лекций, занятий; · специальная литература; · газеты, телевидение, популярная литература. Эффективность самообразования и саморазвития во многом зависит от того, насколько сильна мотивация учения. Важно изучать не предмет (как это делают в школе, в вузе), а проблему. Например, вы решили изучать английский язык. Можно изучать так, как это практиковалось и в школах, и в вузах. Это, скорее всего, будет долго, мучительно и неэффективно. Дело в том, что вам не нужен английский язык как предмет. Для вас проблема в другом: научиться говорить по-английски. И не вообще говорить, а говорить на профессиональные темы, чтобы самостоятельно выехать в деловую командировку за рубеж. А это вам по силам, если... Для начала нужен мощный образовательно-развивающий импульс. Поэтому, решив заняться именно в этом году английским, вначале хотя бы месяц позанимайтесь с репетитором, запишитесь на месячные интенсивные курсы английского языка. А дальше будете заниматься самостоятельно, используя самоучители, магнитофонные записи, а если имеются, то и видеозаписи соответствующих курсов.
Однако прежде чем приступить к разработке программы самообразования и саморазвития,
очень полезно обстоятельно поразмышлять над следующими вопросами. Что для вас было или является тормозом, барьером для профессионального продвижения, саморазвития в последние два-три года? Какие качества, черты характера провоцируют вас на конфликты, непонимание и другие негативные ситуации? Что мешает творчески на высоком профессиональном уровне решать стоящие перед вами задачи? 4. Чего конкретно вам не хватает: · знаний; умений и способностей; личностных качеств; · связей, друзей; условий жизни; денег. На что вы тратите свой досуг? В каких областях самообразования, саморазвития вы можете добиться существенного продвижения уже в ближайший год? Кто и в чем вам может содействовать в самообразовании и саморазвитии? Постарайтесь, размышляя не спеша, ответить на эти семь вопросов. Желательно письменно и кратко. Это позволит вам иметь как бы исходную базу данных, которая создаст для вас надежную основу планирования. При разработке личного плана самообразования и саморазвития следует выделить сферы жизнедеятельности: 1. В сфере управленческой деятельности (имеется в виду управление коллективом) необходимо: · изучать специальную литературу по менеджменту и маркетингу, экономике, праву. В связи с этим можно для начала порекомендовать журналы “Персонал”, “Эко”, “Менеджер”, международный журнал “Проблемы теории и практики управления”: здесь систематически публикуются интересные материалы по управлению производственной деятельностью, практикумы для руководителя, обобщается отечественный и зарубежный опыт руководства организациями, фирмами и т. д. 2. В сфере трудовой и производственной деятельности необходимо: · изучать свои достоинства и недостатки применительно к выполнению конкретной практической работы; · смотреть, изучать, как выполняет работу мастер своего дела, тот, у которого и производительность, и качество труда значительно выше. 2. В сфере расширения кругозора, познавательной деятельности следует: · совершенствовать культуру чтения и скорочтения, · углублять свои познания, целенаправленно, с учетом своих творческих интересов и потребностей,
· читать литературу. 3. В сфере общения необходимо: · обращать внимание на собеседников, которые интересны не только вам. Чем они интересны? Что отличает их от вас в манерах, поведении и общении? · не столько копировать, сколько осмыслить, в чем обаяние, привлекательность того или иного собеседника: в умении слушать, в чувстве юмора, в оригинальности мысли? А чего недостает вам? Какие качества вы хотели бы перенять, развить, совершенствовать? Что вам для этого необходимо? 4. Необходимо разнообразить досуг: · найдите время для посещения театра, выставок, встреч с интересными людьми; · зарезервируйте время для загородных поездок на природу и т. д. Таким образом, вы · определите уровень своего саморазвития, способности к нему; · ориентируясь на принципы и правила саморазвития, составите свою программу саморазвития; · осуществление этой программы поможет вам приблизить уровень ваших деловых качеств к тем требованиям, которые необходимы для успешной карьеры и зафиксированы в вашей модели делового человека. Пример годового плана самообразования и саморазвития (такие планы лучше всего составлять в начале каждого календарного года) План самообразования и саморазвития ….. 1. В сфере управления. · Систематически углублять свои знания в области экономики, менеджмента, маркетинга. В связи с этим следить за периодикой и специальной литературой. 2. В сфере расширения кругозора.
3. В сфере производственной деятельности. · Изучить опыт создания акционерных обществ: их плюсы и минусы, проблемы и трудности. 4. В сфере общения. Развивать: а) культуру делового и неформального общения; б) культуру разрешения конфликтных ситуаций в коллективе; в) умение вести спор, дискуссию; г) наладить отношения с Г. 5. В сфере досуга. · Записаться в плавательный бассейн.
· В выходные дни — лыжи, летом — дача, выезд на природу, в лес обязательны. · Раз в месяц — театр, выставки. · Сократить число командировок до минимума. · В общественном транспорте стараться использовать время для психологических наблюдений или изучения иностранных языков.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|