Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диагностические возможности метода символдрамы в работе с лицами БОМЖ

 

Позиция государства в настоящее время в области социальной защиты населения предусматривает среди учреждений социального обслуживания существование центров помощи лицам без определенного места жительства и занятий.

"Бомжи" - это фактически аббревиатура определения человека "без определенного места жительства".

В рамках исследования рассматривается вопрос о возможностях работы специалиста-психолога с данной социальной категорией. Для понимания того, какое содержание должна иметь деятельность психолога в работе с людьми без определенного места жительства, какие методы и техники будут наиболее оптимальны во взаимодействии с ними необходимо понять, что стало причиной нахождения для каждого из них в данной социальной группе. Нам представляется возможным сделать это, как можно более полно исследовав прошлое этих людей. Предположительно для лиц без определенного места жительства типичной психологической защитой является реакция избегания, причиной пребывания людей в группе лиц без определенного места жительства является генерализация реакции избегания как способа защиты от психологической травмы, полученной в детстве. Основной целью данной работы явилось исследование архетипичных ресурсных образов у лиц без определенного места жительства.

Многие психологические направления видят первопричины каких-либо жизненных затруднений зрелого человека в его детстве. Одним из таких основополагающих течений является психоанализ. В теории психоанализа содержатся положения о том, что некие "сбои" социально-психологического развития, переживаемые в детстве, несут свои отголоски в зрелости человека. Эти отголоски могут проявляться на различных уровнях: телесном, психическом, социальном.

Одним из видов реакций на жизненные трудности являются психологические защиты. Психологическая защита - это своего рода механизм реагирования на какую-то жизненную ситуацию, способ совладения или несовладания с нею. Таким образом, психологическая защита предназначена для того, чтобы не допустить вмешательство полученных в детстве психологических травм, вытесненных из сознания ребенка, которые хранятся в бессознательном человека на протяжении долгого времени, в сознание уже зрелого человека.

Этот взгляд присущ классическому психоанализу, основоположником которого был З. Фрейд. Существуют несколько иные точки зрения на природу проникновения вытесненного, не переработанного материала в бессознательную психику человека. К таким мнениям можно отнести мнение К.Г. Юнга, который считал, что не существует индивидуально приобретенных нарушений социально-психологического развития. В его теории существует понятие "коллективного бессознательного", наполненного различными формами, переданными нам далекими предками. В бессознательной психике каждого человека имеются такие формы, структуру которых составляют архетипы. Преобладание какого-то из них определяет жизнедеятельность человека. Следовательно, определив, какие архетипы преобладают у человека, можно определить и суть его реальности.

Одним из методов диагностики архетипических образов у лиц без определенного места жительства стал метод символдрамы, разработанный Ханскарлом Лейнером.

Символдрама (кататимно-имагинативная психотерапия, кататимное переживание образов, или метод "сновидений наяву") - это одно из направлений психотерапии, базирующееся на принципах глубинной психологии, в котором используется особый метод работы с воображением, для того чтобы сделать наглядными бессознательные желания человека, его фантазии, конфликты и механизмы защиты, а также отношения переноса и сопротивления. Символдрама способствует их переработке как на символическом уровне, так и в ходе психотерапевтической беседы.

Исследование архетипических образов у лиц без определенного места жительства и рода занятия было проведено среди людей, не имеющих постоянного места жилья.

Экспериментальную выборку составили мужчины и женщины, временно проживающие на базе государственного учреждения социального обслуживания населения "Кировский комплексный центр социальной помощи лицам без определенного места жительства", в количестве 30 человек.

Данное исследование проводилось в марте-апреле 2007 года, на момент проведения исследования число проживающих в Центре составляло 40 человек, 10 из которых не имели функциональных возможностей участия в исследовании. Небольшое число испытуемых объясняется спецификой данной социальной группы.

Использование символдрамы как метода диагностики позволило определить, что основную массу обследуемых составляют люди, пассивно относящиеся к жизни, у которых отсутствуют какие-либо притязания, не склонные к самоанализу, имеющие неадекватно завышенную самооценку и трудности в эмоциональной сфере. Среди эмоциональных переживаний у этих людей наиболее часто встречаются: тревога, страх, агрессивность. Это люди, находящиеся в состоянии социальной фрустрированности, в постоянном ожидании опасности. Большинству испытуемых, составляющих выборку исследования, необходима эмоциональная поддержка и психотерапевтическая помощь.

В исследовании было установлено, что у лиц без определенного места жительства преобладает архетип Анимы. Это может свидетельствовать о шаткости жизненной позиции у этих людей, наличии трудностей в решении жизненных задач, слабости эмоциональных и психических переживаний.

Культурное содержание этого архетипа обусловливает слабость духовного развития, незрелость социальных суждений, преобладание иррациональности над рациональностью в построении своего жизненного пути. Анима - это проявление слабости, беспомощности, женского начала.

Было определено, что в жизни большинства испытуемых в период детства произошли травмирующие события, нанесшие им психологическую травму, которую люди переживают до сих пор. Избегание решения существующей проблемы, использование защитных механизмов психики (реакцию избегания), в социально-психологическом развитии этих людей происходит "сбой", что является причиной их социальных неудач.

Применение символдрамы в данном исследовании позволило решить ряд поставленных задач. Были обозначены диагностические и коррекционные возможности эффективного использования кататимно-имагинативной терапии в работе с "трудными" клиентами.


Заключение

 

Психотерапевтическое познание всегда субъективно и никогда не объективно. Оно становится по-настоящему понятным только в общем контексте пространства, времени и конкретной личности.

Нельзя не отметить, что одним из главных средств воздействия в психотерапии является слово, согласно первым представлениям, именно слово лежит в основе психотерапии. Общение психотерапевта с пациентом всегда происходит в пространстве культурно соотнесенных значений. Терапевт помогает человеку изменить взгляд на мир, на жизненную ситуацию, на жизнь в целом. Изменив отношение к реальности, человек сможет воспринимать ее и жить в этом мире по-новому.


Список литературы

 

1. Макаров В.В. Избранные лекции по психотерапии. - 2е изд., М.: Академический проект, 2007.

2. Притц А. Психотерапия - новая наука о человеке, М. "Академический проект", 2009.

3. Фромм Э. Здоровое общество. Душа человека. - М.: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.

4. Белкин А. Третий пол / А. Белкин. - М; изд-во "Олимп", 2007.

5. Зеленский В. Базовый курс аналитической психологии / В. Зеленский. - М; изд-во "Когито-Центр", 2005.

6. Кернберг О. Отношения любви: норма и патология / О. Кернберг. - М; изд-во "Независимая фирма "Класс", 2006.

7. Фрейд З. Сексуальная жизнь / З. Фрейд. - М; изд-во ООО "Фирма СТД", 2006 - 311с

8. Юнг К.Г. Психика: Структура и динамика / К.Г. Юнг. - М, "Издательство АСТ", 2005 - 416 с.

9. Обухов, Я.Л. Символдрама. Введение в основную ступень. - Ростов-на-Дону: ООО "Мини Тайп", 2008.

10. Стариков, Е.Н. Маргиналы и маргинальность в советском обществе. // Рабочий класс и современный мир. - 2009. - №4.

11. Фрейд, А. Психология Я и защитные механизмы. М.: Педагогика-пресс, 2003.

12. Фрейд, З. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 2009.

13. Юнг, К.Г. Символ и архетип. М.: Renaissance, 2008.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...