Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности развития вербального мышления




Как уже упоминалось, значительная часть детей с аутизмом с огромным трудом развивает речевые навыки и ограничено используют их для коммуникации, и вербальной организации впечатлений. В связи с этим, вербальный интеллект ребенка может вообще не оцениваться по стандартизированным шкалам или оцениваться крайне низко, и для большинства детей с аутизмом безусловно характерна большая успешность в невербальных заданиях.

Речь этих детей может долго оставаться односложной, штампованной и служить лишь номинацией или «заклинанием», напрямую механически связанным с осуществлением требования ребенка. Активная вербальная организация впечатлений может задерживаться, ребенок долго не задает вопросы «что», «кто»; «где» и, значительно позже появляется «когда», что отражает его особые трудности выстраивания временной последовательности событий. Характерно, что большинство детей практически не задают вопроса – «почему», что указывает на то, что они, по крайней мере, не сосредотачиваются на осмыслении причинно-следственных связей в происходящем. Ребенок с аутизмом надолго, если не навсегда, остается ориентированным на жесткую временно-пространственную организацию жизненного стереотипа.

В дошкольном возрасте обычны проблемы составления рассказа по картинке: дети отвечают односложно, им трудно развернуть симультанно воспринимаемую зрительную информацию в последовательность вербальных высказываний. Характерно, что и серия картинок, как правило, не становится спасительной опорой для составления развернутого рассказа. Нитью, связующей для обычного ребенка последовательность представленных на картинках событий является причинно-следственная связь, а ребенок с аутизмом, как уже говорилось, может очень долго затрудняться в выделении причинно-следственных отношений. Становление развернутой речи, отражающей сюжет происходящих событий, где выделяется активный субъект, его цель и направленное действие, где детализируются обстоятельства происходящего происходит крайне сложно. И в школе у многих детей остается проблема развернутого ответа «своими словами», дети отвечают или крайне свернуто, или в заданной форме, цитируя учителя или текст учебника. Страдает возможность активной организации и реорганизации вербальной информации.

Так, Б. Хермелин и Н. О'Коннор (1970), исследуя возможности детей с аутизмом в запоминании вербального материала, выявили, что они могут лучше, чем в норме воспроизводить слова, представленные в случайном порядке, но им меньше чем обычным детям помогает представление слов одной категории (дикие животные) или их объединение в значимое предложение. То есть, также как при запоминании ряда цветных фишек или набора слогов, дети не используют появляющуюся возможность упростить мнестическую задачу реорганизацией и осмыслением запоминаемого материала. При этом формально они способны выполнять задания на категоризацию на уровне своих ровесников по умственному возрасту (Ю.Фрит) независимо от того, абстрактные это формы, слова или рисунки, но в решении конкретной мнестической задачи эту возможность не применяют. Характеризуя в целом профиль выполнения заданий вербальной батареи Векслера, можно отметить, что наиболее высокие достижения дети имеют в задании на воспроизведение ряда чисел и почти у всех оценка первого теста на общую осведомленность лучше, чем второго, где оценивается понимание и осмысление социальной ситуации.

Для всех детей с аутизмом характерна трудность восприятия подтекста и учета общего смыслового контекста происходящих событий 3. Даже самые умные из них, успешные в заданиях на категоризацию, выделение четвертого лишнего, проявляют буквальность, «гиперреализм» в восприятии происходящего: могут не понять метафоры, переносного смысла, не оценить самой простой шутки, маленький ребенок может встревожиться при словах «бьют часы». Подобная конкретность, одноплановость мышления вкупе с недостаточным развитием игровой деятельности и трудностями переноса освоенных навыков в новую ситуацию заставляет многих специалистов думать о существовании у аутичных детей проблем развития символического мышления.

Необходимо, однако, отметить, что несомненное существование вышеописанных трудностей не исключают способности таких детей к собственным обобщениям. Так же как отсутствие развернутой сюжетной игры может сочетаться с изысканным символизмом ее стереотипно, повторяющихся эпизодов: ребенок забирается в платяной шкаф и между платьями и пальто «едет в трамвае» или съезжает с горки, изогнувшись "как виноградная лоза". Особенностью является не отсутствие игровых образов, а их фрагментарность и стереотипность проигрываемых игровых эпизодов, огромные трудности в разворачивании игрового действия. Сюжет часто присутствует только как его свернутая "спора", например, ребенок бросает игрушку на полосатый коврик, в восторге прыгает рядом и повторяет: "тигр плывет, тигр плывет". Поучительной для нас была реакция шестилетнего ребенка, только что представлявшего себя виноградной лозой, на предложение придумать, на что могут быть похожи золотые купола церквей за окном. Он не смог ничего сказать, просто прыгал и отчаянно кричал: «Ничто ни на что не похоже, ничто ни на что не может быть похоже». Проявив явную одаренность в самой возможности игровой символизации, ребенок не мог продуцировать развивающиеся и меняющиеся образы.

Остановимся еще на особенностях вербального мышления детей с аутизмом по формальным показателям рано и успешно осваивающим языковые навыки, тех кто в отличие от большинства детей с аутизмом могут лучше оцениваться в вербальных интеллектуальных тестах, чем в невербальных. Речь их, однако, при достаточном запасе слов, грамматически и синтаксически верно построенной фразе тоже стереотипна, мало направлена на решение задач коммуникации и ограниченно используется для развития вербального мышления. Дети воспринимают и накапливают вербальную информацию в очень упорядоченных условиях, где не требуется гибкой перестройки стратегии ее усвоения и систематизации. Эти условия могут быть жестко определены собственным стереотипным увлечением ребенка или параметрами хорошо организованного «школьного» обучения. В областях, определенных их стереотипными интересами дети могут иметь энциклопедические знания, могут испытывать удовольствие от их систематизации, увлекаться схемами, сами создают учебники. Однако всегда остается под вопросом возможность использования имеющихся знаний и навыков в реальной жизни. Компетентность в отдельных областях сочетается здесь с фрагментарностью представлений об обыденной жизни, наивностью, плохим ощущением смыслового контекста, недостаточным чувством юмора. Вслед за Ю.Фрит, можно заключить, что и в этих случаях ядром нарушения когнитивного развития является недостаточность целостного осмысления происходящего, определяющая фрагментарность и одноплановость картины мира аутичного ребенка.

Социальное развитие

Нарушение социального развития, как известно, входит в триаду основных признаков детского аутизма (Л. Винг), основу всех современных систем его выявления. Оно выявляется в особенностях невербальной коммуникации - трудностях адекватного использования глазного контакта, мимики, поз, жестов, интонаций; в нарушении развития способности разделять переживания с другими людьми: горевать, успокаиваться, удивляться и радоваться вместе с ними; в проблемах организации диалога и произвольного взаимодействия, выстраивания своего поведения в соответствии с установленными нормами и меняющимся социальным контекстом. Мы видим, что эти нарушения достаточно разноплановы, и их трудно впрямую связать с нежеланием и сознательным избеганием социальных контактов, скорее они говорят о множественных (первазивных) трудностях их реализации. Известно, что пока взрослый нейтрален или предлагает бережный физический контакт, дети с аутизмом, также как и обычные, предпочитают держаться рядом с ним, явные отличия возникают при активных вербальных обращениях (Б. Хермелин и Н.О'Коннор, 1970). И выбирая картинки, эти дети, как и в норме, показывают большую заинтересованность людьми, только короче смотрят на лицо и сосредотачивается больше не на глазах, а на его нижней части.

Общеизвестно, что ребенок с аутизмом часто не реагирует (или реагирует парадоксально) на вербальное обращение и показывает необычный паттерн взгляда (M. Rutter,1978, L. Wing, 1976 и др.). Hutt & Ounsted (1964, 1965, 1976) показали, что типичное избегание глазного контакта детей с аутизмом и находится в обратной зависимости с уровнем arousel - т.е. возможно является механизмом его редукции. Тинберген (1972), Д. Ричер, (1978) тоже считают, что избегание детьми глазного контакта формируется в связи со снижением порога дискомфорта, являющегося, по их мнению, центральной проблемой ребенка при аутизме. Л. Винг, выдвигает другое предположение и объясняет странности глазного поведения тем, что взгляд (также как мимика, жесты, интонация) не используется ребенком для коммуникации, или используется неадекватно, например, старшие аутичные дети могут, наоборот смотреть в лицо людям неадекватно долго (L. Wing, 1976).

Трудности развития социального взаимодействия начинают проявляться очень рано. Дети могут не проявлять «комплекс оживления», не тянутся на руки и не успокаиваются на руках. Позже они не сосредотачиваются вместе со взрослым на общем занятии - не формируется «разделенное внимание» (Baron-Cohen, 1989; Leekam, et al., 1997; Mundy, Sigman, Kasari, 1994), основанное на совместном переживании удовольствия от игры, общего интереса к новому или знакомому приятному впечатлению. Это ведет к цепи нарушений развития средств взаимной координации ребенка и взрослого: прослеживания направления взгляда взрослого, его указательного жеста, появление собственного указательного жеста, настойчивого привлечения внимания взрослого к своей игрушке или интересной вещи. Отсутствие или недостаточность совместного переживания, разделенного сосредоточения и общих действий препятствует развитию подражания, появлению «социальной ссылки», устойчивой реакции на имя, выполнения простых просьб - всего того, что появляется у обычного ребенка к концу первого, началу второго года жизни. В особой степени показательным при угрозе формирования синдрома детского аутизма является отсутствие у маленького ребенка «прото-декларативного» указательного жеста - выражающего требование чего-либо (инструментальный жест)4. На наш взгляд, эти действия вообще трудно расценить как коммуникацию, скорее как «решение зрительно моторной задачи, где ключ находится в поле зрения». Взрослого просто тянут как штепсель к электрической розетке, соединяют – и оно работает.), что для некоторых детей с аутизмом все же доступно, а призыва к взрослому разделить впечатление (F. Curcio, М.Sigman, U. Frith, Baron-Cohen, 1989; Leekam et al., 1997; Mundy, Sigman, Kasari, 1994).
Особенно драматично это нарушение развития социального взаимодействия проявляется в период «кризиса первого года жизни», связанного с возникновением у ребенка возможности самостоятельного передвижения, когда и в норме возникают проблемы организации поведения. В это время многие дети с аутизмом начинают демонстрировать выраженное полевое поведение, теряя даже наметившиеся формы социального взаимодействия. К 2,5-3 годам, в период окончательного оформления синдрома, трудности включения аутичного ребенка в социальное взаимодействие обостряются в связи с формирующимся негативизмом - протестами детей в ответ на попытки их произвольной организации, на введение новизны, а также с захваченностью собственными стереотипными занятиями. Тем не менее, социального взаимодействия во многих случаях улучшается, в соответствии с прогрессом умственного и речевого развития (Travis, Sigman, 2001). С огромной задержкой, но во многих случаях начинается следование за указательным жестом и, значительно позже, за взглядом взрослого (в норме обратная последовательность), появляется собственное требование и указание. Наиболее трудно для такого ребенка обращение ко взрослому за информацией, «социальная ссылка» в норме появляющаяся уже до года. Ребенок начинает ценить похвалу, испытывать такие социальные эмоции как гордость, удовольствие от достижения.

Известно, что при переходе к школьному возрасту дети начинают больше вовлекаться и удерживаться в контактах, но это снова обнажает их трудности взаимодействия с людьми, в дальнейшем они показывают постоянное продвижение в социализации, но сложности в большей или меньшей степени всегда остаются. Так, взгляд может начать использоваться в коммуникации, но глазное поведение остается необычным и может теперь проявляться в необычно долгом взгляде в лицо собеседника. Если в норме с его помощью мы структурируем взаимодействие: сначала призываем партнера сосредоточиться и услышать нас, и потом вновь смотрим ему в лицо, чтобы услышать ответ, то ребенок (и взрослый) с аутизмом во время разговора может смотреть на собеседника неотрывно (Миренда, Доннелан и др. 1983), чем создает уже у того ощущение дискомфорта. Остается недифференцированность мимики, интонации, жеста, и когда дети пытаются использовать эти средства невербальной коммуникации, то делают это более или менее утрировано, иногда, подчеркнуто слишком правильно.

При возможности накопления сведений в определенных отвлеченных областях, успешности в освоении школьной программы дети показывают наивность, бесхитростность, недостаток социальных навыков, трудность адаптации к новым условиям. Даже самые умные из них часто не представляют о чем можно говорить с другими людьми. Они стараются адекватно отвечать на вопросы, но затрудняются понять, какая конкретная информация нужна собеседнику и создают компенсаторные стратегии, например, сверх общие формы ответов – формально синтаксически правильные, но не дающих запрашиваемой информации: не понимают, что выбрать для ответа из своего знания (Поль и Кохен, 1985). Многих, даже «успешных» детей с аутизмом не принимают сверстники, для которых становится все более очевидна их «особость». В лучшем случае одноклассники игнорируют их, в худшем, они становятся предметом насмешек и манипуляций, сами же часто готовы сделать что угодно, чтобы понравиться своим «друзьям»

Социальная направленность многих выросших людей с последствиями детского аутизма не вызывает сомнений. Многие из них в юношеском возрасте начинают страдать из-за отсутствия друзей, благодарны каждому проявлению расположения к себе и чрезвычайно ценят свои достижения в социальном развитии. Часто аномальным представляется то, что они бывают слишком открыты в своих симпатиях и антипатиях и проявляют чрезмерное, не по возрасту дружелюбие. Многие могут проявлять сочувствие, сострадание, начинать заботиться о других людях, хотя при этом недостаточно точно ориентируются в их переживаниях.

И в старшем возрасте остаются трудности организации сотрудничества, выстраивания соответствующей дистанции социальных контактов, понимания чувств других людей и адекватного выражения собственных переживаний. Также как в детстве они могут продолжать выражать себя метафорически, т.е. понять, что они имеют в виду часто могут лишь люди близко знакомые с их личным опытом. У многих, формально хорошо говорящих людей, нарушена возможность начать и поддержать разговор, выбрать адекватную тему для общения, выслушать собеседника, оторвавшись от собственного стереотипного интереса, следовать правилам вежливости и воздерживаться от неадекватных комментариев. Поведение может не регламентироваться социальные запретами, они могут вести себя как маленькие дети, что, конечно не прощается окружающими человеку в зрелом возрасте.

Существуют и «высокофункциональные» люди с аутизмом успешно осваивающие нормы и правила социального взаимодействия, при этом в следовании им отмечается особая прямолинейность и ригористичность. Характерны затруднения интерпретации тонкостей отношений, ощущения смыслового контекста и подтекста происходящего, восприятия иронии, чувства юмора. Однако при всех этих особенностях нельзя не согласиться с Ю.Фрит в том, что оборотной стороной этих недостатков несомненно являются и достоинства невинности, честности, бесхитростности и бескомпромиссности, ценность которых не обсуждается. Как пишет Л.Винг, возможный детский эгоцентризм этих людей не в коем случае не проявляется в холодном манипулировании другими людьми.

Одной из основных попыток объяснить причины дефицитарности социального развития детей с аутизмом является предположение о нарушении некоего врожденного когнитивного механизма, позволяющего воспринять существование желаний, мыслей, намерений других людей. Т.е сформировать модель психического (theory of mind), дающую возможность признать существование иной точки зрения, понять, что другой человек не фигура на шахматной доске, а имеет свою, требующую учета логику чувствования и поведения. (Baron-Cohen, 1985, Baron-Cohen et al., 1993, Ю. Фрит, 1989, Ф. Аппе, 2006). С помощью теста оценки понимания возможности ложных ожиданий 5 были получены экспериментальные данные, показывающие, что большинство детей с аутизмом действительно затрудняются с учетом внутренних оснований поведения другого человека, и возникающие ошибки не определены их общим уровнем умственного развития.

Ю. Фрит связывает дефицитарность предполагаемого когнитивного механизма восприятия внутреннего мира другого человека с более общими когнитивными проблемами метарепрезентации и видит в них основу нарушения психического развития при аутизме. Другие же авторы, рассматривающие аспекты регуляторной дисфункции при аутизме указывают на то, что успешность социального поведения требует учета и интеграции множества деталей и аспектов меняющейся ситуации взаимодействия, что затруднительно при нарушении подвижности психических процессов при аутизме. Предполагается, что именно нарушение функции программирования и контроля (executive function) (Ozonoff, Strayer et al, 1994, Pennington, Ozonoff, 1996), может лежать в основе выраженной социальной дезадаптации, характеризующей аутизм, также как и неспособности понимать переживания других людей (Rumsey et al., 1985, Ozonoff et al. 1991; Ozonoff & McEvoy 1994, Pennington & Ozonoff 1996).

Необходимо также рассмотреть и предположение R.P. Hobson (1989) о нарушении у аутичных детей врожденной способности (этологического механизма) распознавания эмоций другого человек. Действительно, опыт показывает, что дети с аутизмом испытывают трудности в понимании переживаний других людей и сами особым образом выражают свои чувства. Дело не в том, что эти дети испытывают их в меньшей степени, чем другие, а в том, что они не развиваются в сопереживании с другими людьми, их выражение не становится средством коммуникации, совместной оценки происходящего и часто не совпадают с ожиданиями других людей. Известно, что мимика, интонация детей остается маловыразительной и они практически не используют экспрессивные жесты. Исследования характера вокализаций маленьких аутичных детей (D.Ricks 1976), как и эмоциональных реакций детей дошкольников с аутизмом (М. Sigman и др.) показали что и в том, и в другом случае эмоциональные проявления индивидуально своеобразны, «идиосинкразичны» и непонятны для человека незнакомого с ребенком.

Характерна незрелость эмоциональных реакций – выражения базовых эмоций чрезмерны, немодулированны. Превалирует выражение отрицательного аффекта, но поражает и особая неразделенность даже положительных и отрицательных переживаний, и энтузиазм и отчаянье могут проявляться у детей почти неотличимым образом. С возрастом, переживания детей в большинстве случаев становятся более дифференцированными и их понимание других людей тоже прогрессирует, однако данные Хобсона показывают, что и достаточно умственно развитые подростки с аутизмом могут затрудняться в связывании в единое целое разных способов выражения чувств (мимикой, голосом, жестами). Известно, что люди с аутизмом в целом испытывают трудности в развитии эмпатии, однако в нашем собственном опыте не мало свидетельств того, что они понимают, сочувствуют и сострадают людям, переживающим ситуации знакомые им по жизненному опыту.

 

  1. Akshoomoff, N. (2005) The neuropsychology of autistic spectrum disorders. Developmental neuropsychology 27 (3) pp. 307-10.
  2. Antony E..J. An experimental approach to the psychopathology of childhood autism. Brit. J. of Medical Psychology, 1958, 21, 211-225. Communication problems in autism
  3. Appelbaum, E., Egel, A.L., Koegel R.L., & ImboffB. (1979) Measuring musical abilities of autistic children.J. of autism and developmental disorders, 9, 279-285.
  4. Asperger H. Die autistischen Psychopathen. - in Kindesalter. Archiv fur Psychiatrie und Nervenkrankheiten 117, 76-136, 1944.
  5. Attwood A. Frith U. The understanding and use of interpersonal gestures by autistic and down’s syndrome children. J. of autism and developmental disorders, 1988; 18, 2. 241-257.
  6. Autism Genome Project Consortium. Mapping autism risk loci using genetic and chromosomal rearrangements // Natural Genetic, 2007, 39, 319-328
  7. Autism, Nature, Diagnosis. Treatment. /Ed. by G.Dawson. - N.Y.- L.: The Guilford press, 1989. – 417 p.
  8. Autism: A reappraisel of Concepts and Treatment.| Eds. by M.Rutter, E.Schopler. NY-L., Plenum Press, 1978
  9. Baltaxe C.A.; Simmons J.Q (1985) Prosodic development in normal and autistic children in E Shopler; GB Mesibov (eds) Communication problems in autism. pp 95-118
  10. Barnea – Goraly N., Kwon H., Menon V.et al. (2007) White matter structure in autism: preliminary evidence from diffusion tensor imaging / Biol. Psychiatry, 2004, 323-6.
  11. Baron-Cohen S. Social and pragmatic deficits in autism: Cognitive or affective? // Journal of Autism and Developmental Disorders. - 1988. - v.18. - pp. 379-402.
  12. Baron-Cohen S., Bolton P. Autism: the facts.– N.Y.: Oxford University Press, 1993.– 113 p.
  13. Baron-Cohen, S. 1995 Mindblindness An Essay on Autism and Theory of Mind. Cambridge, MH: MIT Press. 1995.
  14. Baron-Cohen, S. Autism: a specific cognitive disorder of 'mindblindness' // International Review of Psychiatry, 1990. – 2. – PP. 79-88.
  15. Baron-Cohen, S. The Autistic Child's Theory of Mind: a Case of Specific Developmental Delay. Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1989, 30, 2, 285-297.
  16. Baron-Cohen, S., Leslie, A.M., Frith, U. Does the autistic child have a ‘theory of mind’? // Cognition, 1985. – 21. – PP.37-46.
  17. Bartak L. Rutter M., The use of personal pronounce by autistic children. Journal. of autism and childhood schizophrenia. 1974, 4, 217-222
  18. Bartak L., Rutter M., Cox A. A comparative study of infantile autism and specific developmental receptive language disorders. I. The children. Br. J. of psychiatry. 1975, 127- 145.
  19. Bartollucci G., Pierce, S.J., Streiner D., Eppel P.T. Phonological investigation of verbal autistic and mentally retarded subjects. J. of autism and childhood schizophrenia. 1976, 6, 303-316.
  20. Bergman P., Escalona S. Unusual sensitivities in very young children. Psychoanalytic study of the child. 3-4. 333-352.
  21. Bertone, A., Mottron, L., Jelenic, P., Faubert, J. (2005). Enhanced and diminished visuo-spatial information processing in autism depends on stimulus complexity. Brain, 128, 2430–2441.
  22. Bettelheim B. The Empty Fortress: Infantile Autism and the Birth of the Self. 1967 The Free Press, New York
  23. Bogdashina O. Sensory perceptual issues in autism and Asperger syndrome: Different sensory experiences – different perceptual word. N.Y: Jessica Kingsley. 2003.
  24. Bosch, G. Infantile Autism. – Berlin-Heidelberg-N.Y., 1970.
  25. Cantwell, D. P., Baker, L., & Rutter, M. (1978), A comparative study of infantile autism and specific developmental receptive language disorder: Journal of Child Psychology and Psychiatry, 19, 351-362.
  26. Caron M.J., Morton L., Berthiaume C., Dawson M. (2006) Cognitive mechanism specificity and neural underpinnings obvisuospatialpeaks in autism. Brain 129(Pt 7):1789-802.
  27. Carper R.A., Moses P., Tigue Z.D., Courchesne E. Cerebral lobes in autism: early hyperplasia and abnormal age effects // Neuroimage, 2002 16, 1038–51
  28. Classic Reading in Autism Ed by Anne M. Donnellan, N.Y-L., Teachers College, Colambia University, 1985, 440 pp.
  29. Cohen D. Specific genetic disorders and autism: clinical contribution towards their identification / D. Cohen, N. Pichard, S. Tordjman et al. // J. Autism Dev. Disord. - 2005. - № 35. – Р. 103–116.
  30. Cohen S. Targeting autism. University of Carolina Press. Berkeley. - 1998. 215 pp.
  31. Coleman, M., Gillberg, C. (2012). The Autisms (4th ed.). New York: Oxford University Press.
  32. Courchesne E, Pierce K. Brain overgrowth in autism during a critical time in development: implications for frontal pyramidal neuron and interneuron development and connectivity. Int J Dev Neurosci. Apr-May 2005б; 23 (2-3):153-170.
  33. Courchesne E, Pierce K. Why the frontal cortex in autism might be talking only to itself: local over-connectivity but long-distance disconnection. Curr Opin Neurobiol. Apr 2005; а15(2): 225-230.
  34. Courchesne E. Abnormal early brain development in autism / Mol Psychiatry, 2002, 21-3.
  35. Courchesne E. Abnormal early brain development in autism / Mol Psychiatry, 2002, 21-30.
  36. Courchesne, E. A neurophysiological view of autism. In: E. Schopler and G.B. Mesibov (Eds.), Neurobiological Issues in Autism.1987, Plenum Press: New York, pp. 285-324.
  37. Courchesne, E. Neuroanatomical systems involved in infantile autism: The implication of Cerebellar abnormflities. in. Autism, Nature, Diagnosis; Treatment. Ed. by G.Dawson, 1989, The Guilford press, N.Y.- L., pp. 119-143
  38. Courchesne, E., Hesselink, J.R., Jernigan, T.L., Yeung-Courchesne, R. Abnormal neuroanatomy in a nonretarded person with autism. Unusual findings with magnetic resonance imaging // Arch Neurol, 1987. – 44(3). –рр. 335-41.
  39. Courchesne, E., Redcay, E., Morgan, J.T., Kennedy, D.P. (2005) Autism at the beginning: Microstructural and growth abnormalities underlying the cognitive and behavioral phenotype of autism. Development and Psychopathology, 17(3): 577-97
  40. Curcio, F. Sensorimotor functioning and communication in mute autistic children. J. Autism and childhood schizophrenia, 1978, 8, 281-292.
  41. Dakin, S., Frith, U. (2005). Vagaries of visual perception in autism. Neuron, 48, 497–507.
  42. Dawson G.., Levy A., Reciprocal Subcortical-Cortical Influence in autism: The role of attentional mechanism in. Autism, Nature, Diagnosis Treatment. Ed. by G.Dawson, 1989, The Guilford press, N.Y.- L. pp. 144-174.
  43. Dawson, G., Levy A., Arousel, Attention, and Socioemotional Impairments of Individual with Autism. in. Autism, Nature, Diagnosis Treatment. Ed. by G.Dawson, 1989, The Guilford press, N.Y.- L. pp. 49-74.
  44. De Myer, M., Motor, perceptual-motor and intellectual disabilities of autistic children. In L. Wing (ed) Early childhood autism (2nd ed.), 1976, Oxford, Pergamon, pp. 169-196.
  45. DeLong G. (1978) A neuropsychological interpretation of infantile autism In: Rutter, M. Schopler, E. (eds) Autism: A reappraisal of concepts and treatment. New York: Plenum Press. Pp. 207-241
  46. DeMyer, M.K.. Parents and Children in Autism Washington.: V. H. Winston, 1979 - 277
  47. Delacato C., The ultimate stranger: The autistic child. Noveto, CA.: Academic Therapy Publicatios, 1974.
  48. Despert L. (1951) Some considerations relating to the genesis of autistic behaviour in children, Am. J. Orthopsychiatry 21, 335.
  49. Dinstein I, Thomas C, Behrmann M, Heeger DJ (2008). A mirror up to nature Curr. Biol, 2008 18 (1) 13-18.
  50. Domasio A., Maurer R., A neurological model for childhood autism. Arch. of Neurology. 1978, 35, 777-786.
  51. Donnellan A.M., Leary M.R., Robledo J.P. I can’t get started: Stress and the role of movement differences in people with autism. In Stress and coping in autism. (ed.) By M. G. Baron, J. Groden. G. Groden, L.P. Lipsitt. Oxford: Oxford University Press, 2006. –pp. 205-245.
  52. Early Childhood Autism. (Ed by L.Wing) 2 ed. Oxford, Pergamon Press, 1976, 342 pp.
  53. Edgin, J.O., Pennington, B.F. (2005). Spatial cognition in autism spectrum disorders: Superior, impaired or just intact? Journal of Autism and Developmental Disorders, 35(6), 729–745.
  54. Fay W.N. “Infantile autism” In D. Bishop, K. Mogford (eds) Language development in exceptional circumstances, 1993, Hillsdale, N.J. Lawrence Erlbaum Associates
  55. Fay, W.H. (1979) Personal pronounce and the autistic child. J. of autism and development disorders, 9, 247- 260.
  56. Fay, W.H. and Schuler, A.L. (1980) ‘Emerging language in autistic children.’ In R.L. Schiefelbusch (ed) Language Intervention Series. Baltimore, MD: University Park Press.
  57. Fish B. 1971 Contributions of developmental research to a theory of schizophrenia, Except. Infant 2, 473.
  58. Fombone E. Epidemiological surveys of autism and other pervasive developmental disorders: an update. J. Autism Dev Disord. 2003, 33 (4) pp. 365-82
  59. Frith U Cognitive mechanisms in autism: Experiments with color and tone sequence production. J. of autism and childhood schizophrenia, 1972, 2, 160-173.
  60. Frith U. Autism and Asperger Syndrome.1991, Cambridge: Cambridge University Press, 247 pp.
  61. Frith U. Autism. Explaning the enigma. Oxford, Basic Blackwell, 1989. 204 pp
  62. Frith U., Baron-Cohen, S. Perception in Autistic Children. In Handbook of Autism and Pervasive Developmental Disorders. Eds. by D.J. Cohen, A.M. Donnellan, R. Paul. 1987. N.Y.: John Willey Sons.-pp. 85-102.
  63. Frith, U., Happe, F. Autism: beyond 'theory of mind' // Cognition, 1994. – 50. – PP. 115-132.
  64. Goldfarb, W. (1956) Receptor preferences in schizophrenic children. Arch. Of Neurology and Psychiatry,76, 643-653.
  65. Greenspan S., Wieder S. Engaging autism: Using the Floortime Approach to Help Children Relate, Communicate, and Think. Cambridge, Mass.: A Merloyd Lawrence books: Da Capo lifelong books a member of the Perseus books group 2006 p. 665 p.
  66. Greenspan, S.I. (1992a). Infancy and early childhood: The practice of clinical assessment and intervention with emotional and developmental challenges. Madison, CT: International University Press.
  67. Greenspan, S.I. (1992b). Reconsidering the diagnosis and treatment of very young children with autistic spectrum or pervasive developmental disorder. Zero to Three, 13, 2, 1-9.
  68. Greenspan, S.I. and Wieder, S. (1998) ‘Developmental patterns and outcomes in infants and children with disorders in relating and communication: a chart review of 200 cases of children with autistic spectrum diagnoses.’ Journal of Developmental and Learning Disorders 1, 1, 87–141
  69. H.Tager-Flusberg, Sentence comprehension in autistic children Applied psycholinguistics,1981, 2, 5-24.
  70. Handbook of Autism and Pervasive Developmental Disorders. Eds. by D.J. Cohen, A.M. Donnellan, R. Paul. N.Y.: John Willey Sons.- 757 pp.
  71. Happé F., Frith U. (2006) The weak coherence account: detail-focused cognitive style in autism spectrum disorders.. J. Autism Dev. Disord. 36, 5–25.
  72. Hermelin B. Coding and the sense modalities. in Wing L. (ed) Early childhood autism. Oxford, Pergamon Press, 1976, 135-168 pp.
  73. Hermelin B., O'Connor N (1971) Spatial coding in normal, autistic and blind children. Perceptual and motor skills,33, 127-132.
  74. Hermelin B., O'Connor N (1975) The recall Of digits by normal, deaf and autistic children. Br. J. of psychology, 66, 203-209.
  75. Hermelin B., O'Connor N. Logico-affective states and nonverbal language. in E.Schopler,G.Mesibov (Eds.) Communicftion problems in autism., N.Y.-L., Plenum Press, 1985, pp.283-310.
  76. Hermelin B., O'Connor N. Psychological experiments with autistic children. Oxford, Pergamon Press, 1970.
  77. Hobson R. (2005). Autism and emotion. In Volkmar F, Paul R, Klin A, Cohen D (Ed.), Handbook of autism and developmental disorders (pp. 406 - 422).: Wiley.
  78. Hobson R. (2005). Autism and emotion. In Volkmar F, Paul R, Klin A, Cohen D (Ed.), Handbook of autism and developmental disorders (pp. 406 - 422).: Wiley.
  79. Hobson R.P. (2010). Explaining autism: Ten reasons to focus on the developing self.. Autism, 14(5), 391 - 407.
  80. Hobson R.P., Lee A. (1999) Imitation and identification in autism. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 40: 649-659.
  81. Hobson R.P., (2005). Autism and the development of mind. Erlbaum, Hove, Sussex. 245 p.
  82. Hobson R.P., Understanding persons: the role of affect. In S Baron-Cohen, H. Tager-Flusberg & DJ. Cohen (eds.) Understanding other minds; perspectives from autism. Oxford: Oxford University Press, 1993. pp.204-227.
  83. Hobson RP, Bishop M (2004). The pathogenesis of autism: Insights from congenital blindness. In Frith U, Hill EL (Ed.), Autism: Mind and Brain (pp. 109 - 126).: Oxford University Pres
  84. Hobson, R.P., Beyond Cognition: A Theory of Autism / in. Autism, Nature, Diagnosis Treatment. / Ed. by G.Dawson. - N.Y.- L.: The Guilford press, 1989. – 158 p.
  85. Howlin, P. (1978). The assessment of social behavior. In M. Ruter, E. Schopler (Eds.), Autism: A reappraisal of concepts and treatment. New York: Plenun.
  86. Hutt C., Hatt S., Lee D., Ounsted L., Arousel and childhood autism, Nature, 1964, 204, 908-909.
  87. Hutt C., Hutt S.J. Stereotypies and their relations to arousal: A study of autistic children. In Hutt,C, Hutt, S.J. (eds) Behavioral Study in psychiatry. 1976, N.Y.: Pergamon.
  88. Hutt C., Ounsted L. The biological significance of gaze aversion with particular reference to the syndrome of infantile autism. Behavioral Science, 1966, 11, 346-356.
  89. Hutt S.J., Hutt C., Lee D., Ounsted C. A behavioral and electroencephalographic study of autistic children. Journal of Psychiatric Research, 181-197, 1965.
  90. James A.L., Barry R.L. A review of psychophysiological in onset psychosis, Schizophrenia Bulletin, 1980 (a), 506-525.
  91. James, A.L., Barry R.L. 1980 (b), Respiratory and vascular responses to simple visual stimuli in autistic, retardates and normals. Psychophysiology, 17, 541-547.
  92. Jordan R, Powell S. Understanding And Teaching Children With Autism. Chichester: Wiley; 1995.
  93. Jordan, R. (1999) Autistic spectrum disorders: An introductory handbook forpractitioners. London: David Fulton. Includes index and bibliographical references.
  94. Jordan, R.R. (1990) ‘Me and You: A Problem for Autism?’, in Experimental Psychology, pp. 157–71. Originally presented at the Durham Conference, UK. Proceedings obtainable from Autism Research Unit, School of Health Sciences, The University of Sunderland, Sunderland SR2 7EE, UK.
  95. Kanner L., Autistic disturbance of affective contact., Nerrvouse Child. 1943, v.2, 217-250.
  96. Langdell (1978) Recognition of faces: an approach to the stady of autism. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 19 pp.255-268
  97. Leekam S.R., Baron-Cohen S., Perrett D., Milderst M., Brown S. (1997) Eye direction detection: a dissociation between geometric and joint attention skills in autism. Br J Dev Psychol 15:77–95
  98. Leslie A. M., Frith U., Autistic Children, Understending of seeng, nowing and believing // British J. Development Psyhology - № 4, 1988. - p. 315-324.
  99. Lord, C., Schopler, E. Intellectual and developmental assessment of autistic children from preschool to schoolage: clinical implicfnion of two follow-up studies in M.Rutter,E.Schopler (Eds) Autism: A reappraisel of Concepts and Treatment. NY-L.,Plenum Press, 1978, pp.167-181
  100. McCulloch M. J., Williams C. Infantile autism. — Acta psychiat. scand., 1971, v. 47, p. 295—299.
  101. Menyuk, P., Quill, K. (1985). Semantic problems in autistic children. In B. Schopler, C. Mesibov (Eds.), Communication problems in autism (pp. 127—145). New York: Plenum Press.
  102. Millward C., Powell S., Messer D., Jordan R. Recall For Self And Other In Autism: Children’s Memory For Events Experienced By Themselves And Their Peers. Journal For Autism And Developmental Disorders 2000;30: 15-28.
  103. Mirenda P., Donnellan A., Yoder D. Gaze behavior: A new look on old problem. J. of Autism and developmental disorders 1983, 13. 397-409.
  104. Mottron L., Dawson M., Soulières I., Hubert B., Burack J. (2006) Enhanced perceptual function in autism: an update and eight principles of autistic perception. J Autism Dev Disord. Jan;36(1):27-43
  105. Mundy P., Sigman M., Specifying the Nature of the Social Impairment in Autism / Ed. by G.Dawson. - N.Y.- L.: The Guilford press, 1989. - pp. 3-22.
  106. Mundy, Sigman, Kasari, (1994) Joint attention, developmental level and symptom presentation in young children with autism. Development and Psychopathology, 6. 389-401.
  107. Oberman L.M., Ramachandran V.S. Preliminary evidence for deficits in multisensory integration in autism spectrum disorders: the mirror neuron hypothesis // Soc Neurosci. 2008, 348-55.
  108. Orekhova E.V., Stroganova T.A., Prokofyev A.O., Nygren G., Gillberg C., Elam M. Sensory gating in young children with autism: relation to age, IQ, and EEG gamma oscillations. Neurosci Lett 2008;434(2):218-223.
  109. Ornitz E.M., Ritvo E.R., Perceptual Inconstansy in Early Infantile Autism. Arch. Of General Psychiatr., 1968, 19, 22-27.
  110. Ornitz, E.M. (1971). Childhood autism: A disorder of sensorimotor integration. In: M. Rutter (ed.), Infantile Autism: Concepts, Characteristics and Treatment, Churchill Livingstone, Edinburgh and London, pp. 50-68.
  111. Ornitz, E.M. (1973). Childhood autism: A review of the clinical and experimental literature. California Medicine, 118, 21-47
  112. Ornitz, E.M. (1974). The modulation of sensory input and motor output in autistic children. Journal of Autism and Childhood Schizophrenia, 4, 197-215.
  113. Ornitz, E.M. (1978). Neurophysiologic studies. In: M. Rutter and E. Schopler (eds.), Autism: A Reappraisal of Concepts and Treatment. New York, Plenum Press, pp. 117-139.
  114. Ornitz, E.M. (1985). Neurophysiology of infantile autism. Journal of the American Academy of Child Psychiatry, 24, 251-262.
  115. Ornitz, E.M. (1987). Neurophysiologic studies of infantile autism. In: D.J. Cohen and A. M. Donnellan (eds.), Handbook of Autism and Pervasive Developmental Disorders. New York: John Wiley and Sons, Inc., pp. 148-165.
  116. Ornitz, E.M. (1989). Autism at the interface between sensory and information processing. In G. Dawson (Ed.), Autism: Nature Diagnosis Treatment. New York: Guilford Press.
  117. Ornitz, E.M. and Ritvo, E.R. (1976). The syndrome of autism: A critical review. American Journal of Psychiatry, 133, 609-621.
  118. Ozonoff, S. (1997). Components of executive function in autism and other disorders. In J. Russell (Ed.), Autism as an executive disorder (pp. 179–211). Oxford, England: Oxford University Press.
  119. Ozonoff, S., Strayer, D., McMahon, W., Filloux, F. (1994). Executive function abilities in autism and Tourette syndrome: An information processing approach Journal of Child Psychology and Psychiatry, 35, 1915–1032.
  120. Ozonoff, S., et al (1991) "Executive function deficits in high-functioning autistic children: relationship to theory of mind". Journal of Child Psychology and Psychiatry. Vol 32, pp 108-116.
  121. Ozonoff, S.,McEvoy, R. E. (1994). A longitudinal study of executive function and theory of mind development in autism Development and Psychopathology, 6, 415–431.
  122. Park, C. C. (1978) Review of Nadia: A case of extraordinary drawing ability in an autistic child.London.: Routledge Kegan Paul.
  123. Paul R. Communication In Handbook of Autism and Pervasive Developmental Disorders. Eds. by D.J. Cohen, A.M. Donnellan, R. Paul.) N.Y.: John Willey Sons.- pp.61-84
  124. Paul R., Cohen D.J. Comprehension of indirect requestes in adalt with mental retardation and pervasive developmental disorder. J. of Speech and hearing research 1985; 28, 475-479.
  125. Paul R., Feldman C. Communication deficit in autism
  126. Pennington, B.F., Ozonoff, S. Executive functions and developmental psychopathology // Journal of Child Psychology and Psychiatry, 1996. – Vol.37(1). – PP. 51-87.
  127. Prior M.R. Cognitive abilities and disabilities in infantile autism: A review. J. of abnormal child psychology, 1979, 7, 357-380
  128. Prizant B. M. Language acquisition and communicftion behavior in autism: toward an understanding of the “whole” of it. J of speech and hearing disorders, 1983, 48, 296-307.
  129. Prizant, B.M., Duchan, J.F. (1981) ‘The functions of immediate echolalia in autistic children.’ Journal of Speech and Hearing Disorders 46, 241–249.
  130. Prizant, B.M., Rydell, P., Duchan, J.F (1984) ‘An analysis of delayed echolalia in autistic children.’ Journal of Speech and Hearing Disorders 27, 183-192.
  131. Rank, B. (1949), Adaptation of the Psychoanalytic Technique for the Treatment of Young Children with Atypical Development. Am. J. Orthopsychiat., 29: 130—139.
  132. Richer J. The social avoidance behavior of autistic children Animal behavior, 1976, 24 pp.898-906
  133. Richer J.(1978) The partial noncommunication of culture to autistic children – An application of human etology. In M.Rutter,E.Schopler (Eds) Autism: A reappraisel of Concepts and Treatment. NY-L.,Plenum Press, 1978
  134. Ricks D.M., Wing L., Language, communication and use of symbols. In L. Wing (ed) Early childhood autism (2nd ed.), 1976, Oxford, Pergamon.
  135. Rimland B. Infantile autism. - N.Y.: Appleton-Century-Crofts, 1964.
  136. Rimland B. Savant capabilities of autistic children and their cognitive implication/ In G. Serban (Ed.) Cognitive defects in the development of mental illness. N.Y.: Brunner Mazel.
  137. Rimland B., The Etiology of Infantile autism: The Problem of Biological versus Psychological Causation. / in Classic Reading in Autism / Ed by Anne M. Donnellan. - N.Y.-L.: Teachers College, Columbia University Press, 1985. - pp. 84-104.
  138. Rumsey, J. M., Rapoport, J. L., & Sceery, W. R. (1985). Autistic children as adults: Psychiatric, social, and behavioral outcomes Journal of the American Academy of Child Psychiatry, 24, 465–473.
  139. Russell J. (Ed.). Autism as an executive disorder. – Oxford, N.Y.: Oxford University Press, 1997.
  140. Rutter, M (1970) Autistic children: infancy to adulthood, Semin.Psychiatry, 2, 435.
  141. Rutter, M (1970) Autistic children: infancy to adulthood, Semin.Psychiatry, 2, 435.
  142. Rutter, M. Bartak, L. Causes of infantile autism: some consideration from resent research Journal of Autism Childhood Schizophrenia, 1971, 1, 20-32.
  143. Rutter, M. Cognitive deficit in the pathogenesis of autism. Journal.of Child Psychology and Psychiatry,24, pp. 513-531.
  144. Rutter, M. behavioral and cognitive characteristics of a series of psychotic children In: Wing, J.L. (ed) Early Childhood Autism: Clinical, Educational and Social Aspects. London: Pergamon, 1966 pp 51-81.
  145. Rutter, M., Greenfeld, D., Lockyer, L. A five to fifteen year follow-up study of infantile psychoses. I.Description of sample. British Journal of Psychiatry, 1967, 113, 1169-1182.
  146. Schopler E. Early infantile autism and receptor processes. Arch. Of General Psycyiatry, 1965, 13, 327-335.
  147. Schopler E. Vsual versus tactile receptor preference in normal and schizophrenic children.J. of Abnormal social Psycyology. 1966, 71, 108-114.
  148. Selfe, L. (1983), Normal and anomalous represantational drawing in children. London.: Akademic Press.
  149. Serafica F., object concepts in deviant children. Am. J. of orthopsychiatry, 1971, 473-482.
  150. Shah, A. and Frith, U. (1983) An islet of ability in autistic children: a research note. J.of Child Psychology and Psychiatry,24.613-20.
  151. Shah, A., Frith, U. (1993). Why do autistic individuals show superior performance on the block design task? Journal of Child Psychology and Psychiatry, 34, 1351-1364.
  152. Sigman,M, Ungerer J. Sensori-motor skills and language comprehension in autistic children. J. of Abnormal Child Psychology,9 149-165.
  153. Sigman,M, Ungerer, J.,Mundy,P., Sherman, T. Cognition in autistic children. In Handbook o f Autism and Pervasive Developmental Disorders.| Eds. by D.J. Cohen, A.M. Donnellan,1987, R. Paul. N.Y.: John Willey Sons.- 20-40.
  154. Silliman E.R., Campbell M., Mitchell R.S. Genetic influence in autism and assessment of metalinguistic performance in sibling of autistic children. In Autism, Nature, Diagnosis Treatment. /Ed. by G.Dawson. - N.Y.- L.: The Guilford press, 1989. pp 225- 262
  155. Simon,G, Gillies, S. (1964) Some physical characteristics of a group psychotic children, Br. J. Psychiatry 110. 104.
  156. Simons J.Q., Baltaxe C.A.M. Language patterns of adolescent autistics.J.j. of autism and childhood schizophrenia, 1975,5. 333-351.
  157. Social behavior in autism / Eds: E. Schopler, G. B. Mesibov. - New York etc.: Plenum Press, 1986. - 382 p.
  158. Stress and coping in autism.| ed. By M. G. Baron, J. Groden. G. Groden, L.P. Lipsitt. Oxford: Oxford University Press, 2006. 457 pp.
  159. Stroganova T.A., Nygren G., Orekhova E.V., Tsetlin M.M., Posikera I.N., Gillberg C., Elam M. Abnormal EEG lateralization in boys with autism. Clinical Neurophysiology 2007;118(8):1842-1854.
  160. Stroganova T.A., Orekhova E.V., Prokofyev A.O., Posikera I.N., Morozov A.A., Obukhov Y.V., Morozov V.A. Inverted event-related potentials response to illusory contour in boys with autism. Neuroreport 2007;18(9):931-935.
  161. Tager-Flusberg H. Dissociations in form and function in the acquisition of language by autistic children. In: Tager-Flusberg H, ed. Constraints on Language Acquisition: Studies of Atypical Children. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum. 1994:175–195.
  162. Tager-Flusberg H., Quill K. Communicative competence in autistic children: An analysis of contingency and continuity in their discourse. 1985
  163. Tager-Flusberg, H., A psycholinguistic perspective on language development in the autistic child. In G. Dawson (Ed.), Autism: Nature Diagnosis Treatment. New York: Guilford Press. 1989.pp. 92-118.
  164. Tinbergen E. and Tinbergen (1972) Early childhood autism: An ethological approach. In Advances in ethology. J. of Comparative Ethology, Supplement # 10, Berlin, Paul Berry
  165. Tinbergen E. and Tinbergen N. Autistic Children: New Hope For a Cure. – London, 1983. – 362 p.
  166. Travis L., Sigman M. 2001 Communicative intentions and symbols in autism. Examining a case of altered development. In J. Burack, T Charman, N.Yuirmya, P. Zelazo (eds.) The development of autism: Perspectives from theory and research. Mavah N.J. Erlbaum. Pp. 279-308
  167. Tustin, F., Autism and childhood psychosis. London, The Hogart press, 1972
  168. Understanding other minds. Perspectives from Autism. (Eds.) by Baron-Cohen, S, Tager- Flusberg,H., Cohen D), Oxford: Oxford University Press, 1993.515 pp.
  169. Ungerer J.A. The early development of autistic children: Implications for defining primary deficits. In G. Dawson (Ed.), Autism: Nature Diagnosis Treatment. New York: Guilford Press. 1989. pp 75-91.
  170. Van Krevelen D. (1971) Early infantile autism and autistic psychopathy, J. Autism and child. Schizophrenia, 1,82
  171. Van Krevelen, A.D. Early infantile autism. Zur Kinderpsychiatrie 19, 91-97, 1952
  172. Wethrby A.M., Gaines B.H. Cognition and language development in autism.J of speech and hearing disorders 1982, 47, 63-70.
  173. Williams J.H.G., Whiten A., Suddendorf T., Perrett, D.I. Imitation, mirror neurons and autism. Neuroscience and Biobehavioural Review 2001; 25: 287-295
  174. Williams, D.L., Goldstein, G. и
    Поделиться:





    Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...