На тему: «управленческие решения: сущность, классификация, методы принятия»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО» Институт истории и права Таможенное дело
КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Таможенный менеджмент» на тему: «УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ: СУЩНОСТЬ, КЛАССИФИКАЦИЯ, МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ» по специальности 38.05.02 Таможенное дело
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………......3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ…...............................................................................................................6 1.1. Сущность и классификация управленческих решений………………………6 1.2. Характеристика основных методов принятия управленческих решений.....12 ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ……………………………………………..……….17 2.1. Специфика принятия управленческого решения в деятельности таможенных органов…………………………………………………………….…17 2.2. Методы принятия управленческого решения в таможенных органах..........24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...….…….30 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………....33
ВВЕДЕНИЕ Любая управленческая деятельность имеет базу, с помощью которой она реализуется. Один из базовых элементов такой деятельности - принятие решений. В решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией.
Осуществление на практике всех управленческих функций происходит с помощью механизма принятия решений, так как и при планировании, и при организации, и при мотивации, и при контроле необходимо принимать управленческие решения. Нельзя реализовать ни одну из перечисленных выше функций управления без принятия соответствующего решения. При принятии решения перед любым субъектом управления стоят две задачи: выработать возможные варианты решений и из них выбрать наилучшее. Тема данной работы актуальна, поскольку на сегодняшний день принятие управленческих решений становится одной из основных проблем совершенствования системы управления. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений. Хотя совершенствование технологии реализации основных управленческих функций скрывает в себе немалые возможности, определяющим моментом всё же является качество принимаемых решений. С развитием современной науки об управлении, активным использованием различных видов техники, в частности, компьютерной, а также возрастании объемов информации усложняется процесс выработки и принятия управленческого решения. Цель работы – обобщить теоретические основы принятия управленческих решений и проанализировать особенности их принятия в таможенных органах. На основании цели вытекают следующие задачи: - исследование сущности управленческих решений, рассмотрение их классификации; - составление характеристики основных методов принятия управленческих решений; - анализ специфики принятия управленческого решения в деятельности таможенных органов;
- изучение основных методов принятия управленческого решения в таможенных органах. Объектом данной работы являются управленческие решения, а предметом исследования – совокупность отношений, возникающих в процессе принятия управленческих решений. В качестве теоретической основы в процессе работы были использованы международный договор, нормативно-правовые акты Российской Федерации, учебники, учебные пособии, книги, монографии и статьи ведущих отечественных и зарубежных ученых. В работе использованы следующие методы научных исследований: общенаучный метод познания, диалектический метод, метод системного анализа. Структура работы соответствует поставленной цели и задачам. Она включает в себя введение, 2 главы, заключение и список литературы. Во введении определяются следующие элементы данной работы: актуальность, цель, предмет, объект, теоретическая и методологическая базы. В первой главе представлены теоретические основы принятия управленческих решений. Она включает в себя такие аспекты как сущность, классификация и характеристику основных методов принятия управленческих решений. Во второй главе рассмотрены особенности принятия управленческих в деятельности таможенных органов, отражающиеся в особом наборе инструментов, которое осуществляет данное решение на практике. Заключение исполняет роль обобщающего вывода по всей курсовой работе. Оно содержит в себе сделанные в ходе исследования данной темы умозаключения. Список использованных источников и литературы состоит из 38 наименований. Курсовая работа изложена на 36 страницах, содержит 1 рисунок. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ 1.1. Сущность и классификация управленческих решений Каждое управленческое решение связано с такими интересами компании как экономическими, организационными, социальными, правовыми и технологическими. Поэтому в состав критериев для выбора наилучшего управленческого решения следует включать и те, которые отражают этот набор интересов компании. Экономическая сущность управленческого решения проявляется в том, что на разработку и реализацию любого управленческого решения требуются финансовые, материальные и другие затраты. Поэтому каждое управленческое решение имеет реальную стоимость. Реализация эффективного управленческого решения должна принести компании прямой или косвенный доход, а ошибочное решение или решение, неправильно понятое подчиненными, приводит к убыткам, а иногда и к прекращению деятельности компании. Так, если руководитель решает уволить невыполняющего свои установленные обязанности работника, то последний может сильно пострадать. А в случае, если не увольнять и не предпринять других мер воздействия, может пострадать вся организация в целом.
Организационная сущность управленческого решения состоит в том, что к этой работе привлекается персонал компании. Для эффективной работы необходимо сформировать работоспособный коллектив, разработать инструкции и положения, наделить работников полномочиями, правами, обязанностями и ответственностью, наладить систему контроля, выделить необходимые ресурсы, в том числе информационные, обеспечить работников необходимыми техникой и технологией, постоянно координировать их работу, что является в свою очередь существенной частью всего управленческого решения. Многие авторы публикаций об управленческих решениях называют их организационными решениями. Социальная сущность управленческого решения заложена в механизме управления персоналом, который включает рычаги воздействия на человека для согласования их деятельности в коллективе. К этим рычагам относятся потребности и интересы человека, мотивы и стимулы, установки и ценности, опасения и тревоги. Правовая сущность управленческого решения заключается в точном соблюдении законодательных актов РФ и ее международных обязательств, уставных и других документов самой компании. Также здесь имеет место распределение ответственности за выполнение решения. Технологическая сущность управленческого решения предполагает возможность обеспечения персонала необходимыми техническими, информационными средствами и ресурсами для подготовки и реализации управленческого решения[1]. Одновременно с планированием разработки или реализации управленческого решения руководитель должен формировать для него технологическую основу.
Таким образом, под решением понимается: - элемент множества возможных альтернатив; - нормативный документ, регламентирующий деятельность системы управления; - устные или письменные распоряжения необходимости выполнения конкретного действия, операции, процесса; - регламентируемая последовательность действий для достижения поставленной цели; - нечто, отражающее осуществление поставленной цели (материальный объект, число, показатель); - реакция на раздражитель[2]. Существует огромное количество видов управленческих решений. Это вызывает необходимость их упорядочения и систематизации. На первый взгляд может показаться, что классификация представляет собой формальный и необязательный момент в процессе принятия решения, но на самом деле это не так. Необходимо помнить, что надо принять не просто решение, а эффективное решение, которое даёт наибольший результат, зависящий в свою очередь во многом от степени соблюдения правил принятия решения. Как известно, каждый вид решения имеет собственные правила. Множество литературы посвящено теме управленческих решений. Авторы таких книг рассматривают и анализируют управленческие решения, обозначая большое количество самых разнообразных критериев, которые могут быть положены в основу классификации решений. Классификация управленческих решений необходима для определения общих и специфических подходов к их разработке, реализации и оценке, что позволяет повысить их качество, эффективность и преемственность. Решения можно классифицировать, руководствуясь различными классификационными признаками. Основные вопросы, возникающие в процессе принятия решения (источник возникновения проблемы, кто, как, какое, в каких условиях, для кого принимает решение, форма представления и передачи решения, его последствия) предопределяют основные классификационные признаки управленческих решений. Существует огромное количество классификаций управленческих решений. Необходимо выбирать ту, которая подходит к данной конкретной управленческой проблеме. Множество учёных имеют свои варианты систематизации управленческих решений. По мнению Н. И. Кабушкина, определяющим моментом являются условия, в которых принимается решение[3]. Пирогова Е. В. предлагает следующую классификацию: 1. По продолжительности действия: - оперативные; - тактические; - стратегические. 2. По числу альтернатив:
- бинарное решение (имеются две альтернативы действия – «да» или «нет»); - малоальтернативное (рассматривается малочисленный набор альтернатив); - многоальтернативное (имеется очень большое, но конечное число альтернатив); - непрерывное (выбор делается из бесконечного числа состояний непрерывно изменяющихся управляемых величин). 3. По субъекту, принимающему решения: - индивидуальные; - групповые. 4. По сфере действия (технические, экономические, социальные, политические и другие). 5. По степени неопределенности (полноты информации): - решения в условиях определенности; - решения в условиях риска (вероятностной определенности); - решения в условиях неопределенности. 6. По степени сложности подготовки управленческого решения: - стандартные или программируемые; - нестандартные или непрограммируемые. 7. По степени уникальности: - новаторские (инновационные, творческие, оригинальные) – это когда требуется предпринять действие, но нет приемлемых альтернатив, и их приходится впервые разрабатывать; - рутинные. 8. По подходу к принятию решения: - интуитивные; - основанные на суждении; - основанные на рациональности. 9. По форме отражения: - план; - программа; - приказ; - указание. 10. По типу личности менеджера, принимающего решения: - импульсивные – авторы этих решений легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения принимаются «с наскока», «рывками»; - рискованные – отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в себе, могут не испугаться любых опасностей; - инертные – становятся результатом осторожного поиска. В них, в отличие от импульсивных, контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство; - осторожные – характеризуются тщательностью оценки менеджером всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в еще меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью; - уравновешенные – принимают менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке. 11. По степени достижения целей: - допустимое (приемлемое) – решение, удовлетворяющее ограничениям: ресурсным, правовым, морально-этическим; - оптимальное (наилучшее) – если решение обеспечивает экстремум (максимум или минимум) выбранного критерия для данной ситуации; - эффективное – характеризуется степенью достижения целей к затратам на их достижение. Решение тем эффективнее, чем больше степень достижения целей и меньше затраты на их реализацию[4]. М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури создали свою классификацию, которая представляет особый интерес. Они выделяют организационные, интуитивные и рациональные решения. Охарактеризует кратко каждый из них. Первый вид - организационные решения. Это выбор руководителя, осуществляемый с целью выполнения обязанностей, обусловленных занимаемой должностью. Их можно разделить на запрограммированные и незапрограммированные. Второй вид - интуитивные решения. Они основаны на ощущении правильности выбора человека, на интуитивной ориентации. Имеют место в оперативном управлении. Третий вид - рациональные решения. Базу данного вида управленческого решения составляют методы экономического анализа, обоснование и оптимизация. Они характерны для таких видов управления как стратегическое и тактическое. Другой исследователь, Р. А. Фатхутдинов, предлагает классифицировать управленческие решения по следующим признакам: - стадия жизненного цикла товара (маркетинг, НИОКР); - подсистема системы менеджмента (целевая, функциональная); - сфера действия (технические, экономические, политические); - цель (коммерческие, некоммерческие); - ранг управления (верхний, средний, нижний); - масштабность (комплексные, частные); - организация выработки (личные и коллективные, индивидуальное и групповое); - продолжительность действия (стратегические, тактические, оперативные); - объект воздействия (внешние и внутренние); - методы формализации (текстовые, графические, математические); - повторяемость (разовые и повторяющиеся); - формы отражения (план, программа, приказ, указание); - сложность (стандартные и нестандартные); - способ передачи (вербальные, письменные, электронные)[5]. Таким образом, управленческие решения выступают способом постоянного воздействия управляющей системы на управляемую. Это в конечном итоге приводит к достижению поставленных целей.
1.2. Характеристика основных методов принятия управленческих решений
Система современного управления представляет собой совокупность взаимосвязанных органов управления, реализующих его методы, технику, технологию, установленный набора правил и предписаний, определяющих поведение работников и порядок выполнения тех или иных действий. Она базируется на выработанных и новых методах и принципах.[6] Под методом понимается способ достижения какой-либо цели, решение конкретной задачи, совокупность приемов или операций практического и теоретического познания действительности. Методы конкретизируются в методике, где описываются конкретные приемы, средства, например, для получения и обработки информации по решаемой проблеме. Методология как «учение о методах познания и преобразования действительности» выделяет четыре основных метода: сравнение, анализ, синтез и абстрагирование[7]. Сравнение представляет собой сопоставление исследуемых объектов, установление различия и сходства между ними. Исследуемыми объектами, как правило, выступают проблемы, факторы, ограничения и альтернативы. Анализом является процесс разложения объекта на составные части. Цель данного метода – всестороннее изучение сторон, признаков, свойств или отношений объекта. Синтез – это процедура соединения в единое целое различных анализируемых элементов предмета. Является противоположным по процессу анализу. Абстрагирование – мысленное отвлечение от внешних явлений, несущественных деталей. Это помогает выделить существенные элементы в анализируемом объекте. Выбор метода решения управленческой задачи, а так же критерия оценки альтернативных вариантов в первую очередь определяются тем, в каких условиях анализируется решение[8]. Как правило, при принятии управленческих решений используются все общие вышеперечисленные методы. На их основе формируются специфические приемы принятия управленческих решений. Регламентируемые действия и способы по решению управленческих задач выбора альтернатив - это и есть методы принятия управленческих решений. С помощью системного подхода, который применяется к данному процессу, формулируется состав этапов поиска решения. Путем установления отношений следования между этапами выстраивается так называемая системная последовательность принятия решений. В самом общем виде данная последовательность включает несколько этапов: - этап анализа; - этап выявления цели и проектирования, то есть поиска средств достижения целей; - этап реализации и оценки результатов, применяемые для принятия решений в самых разных и сложных системах управления. Принятие системной последовательности принятия решений как основы помогает сформировать классификацию методов обоснования управленческих решений формирования экономической политики. Данная классификация представлена на рисунке 1. Рисунок 1 - Классификация методов принятия решений Совокупность взаимосвязанных методов принятия управленческих решений называется управленческими технологиями, методическим инструментарием организации и регулирования бизнес-процессов и является основным элементом управленческого процесса[9]. Они направлены на решение определенного класса управленческих задач. В теории разработки и принятия управленческих решений выделяют следующие группы методов: - аналитические; - статистические; - математического программирования; - эвристические; - активизирующие; - экспертные; - методы сценариев; - метод дерева решений[10]. Вышеизложенные виды управленческое решение имеют одну основу - использование специально разработанных моделей (явлений). Облегчение какой-либо деятельности путем формализации входящих в нее ряда процессов составляет основную задачу моделей. Они должны периодически подвергаться проверке на достоверность, точность и эффективность, так как всякое упрощение может вносить ошибку в конечный результат. Методы принятия управленческих решений, направленных на достижение намеченных целей, могут быть различными: - метод, основанный на интуиции управляющего, которая обусловлена наличием у него ранее накопленного опыта и суммы знаний в конкретной области деятельности, что помогает выбрать и принять правильное решение; - метод, основанный на понятии «здравого смысла», когда управляющий, принимая решения, обосновывает их последовательными доказательствами, содержание которых опирается на накопленный им практический опыт; - метод, основанный на научно-практическом подходе, предполагающей выбор оптимальных решений на основе переработки больших количеств информации, помогающий обосновать принимаемые решения. Этот метод требует применения современных технических средств и, прежде всего, электронно-вычислительной техники.[11] Особое место среди методов принятия управленческих решений занимают методы прогнозирования. Прогнозирование – это специальное научное исследование, предметом которого выступают перспективы развития явления.[12] Они предусматривают различные варианты тенденций развития таких важных показателей как, например, качество и размер затрат. Для реализации данного вида методов принятия управленческих решений на практике используются количественные и качественные приёмы. Количественные приёмы базируются на информации, которую можно получить, зная тенденции изменения параметров или имея статистически достоверные зависимости, характеризующие производственную деятельность объекта управления. Яркими примерами применения данных методов являются каузальное (причинно-следственное) моделирование и анализ временных рядов. Основанием качественных приёмов служат экспертные оценки специалистов в области принимаемых решений. Например, методы экспертных оценок, мнение жюри (усреднение мнений экспертов в релевантных сферах), модели ожидания потребителя (опрос клиентов). Следует отметить, что любой метод эффективен только в определенной ситуации. Более того, бывает так, что приходится объединять несколько методов, чтобы достичь результативности принятого решения.[13]
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ 2.1. Специфика принятия управленческого решения в деятельности таможенных органов Специфика принятия управленческого решения в деятельности таможенных органов выражается в особом наборе инструментов, реализующем данное решение на практике. Здесь имеют место глубокое знание таможенно-оперативной обстановки, её объективная оценка, опыт и специальные навыки, а также творческое отношение к делу. Алгоритмическая последовательность регулирования определяется исходным состоянием сферы внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД), этапами (направлениями) решения проблемы регулирования и условиями перехода между этапами. Отсутствие согласования между целями и результатами ВЭД рассматривается как проблема. Основная идея управления сводится к исследованию структурно-параметрической модели системы финансово-товарных потоков ВЭД России, разработке требований к механизму регулирования с позиций оптимальности системы, созданию и внедрению результативного согласованного иерархического механизма регулирования внешнеэкономической и таможенной деятельности. Основными этапами процесса принятия решения являются: 1. Выявление проблемы. 2. Предварительная постановка цели. 3. Сбор необходимой информации. 4. Анализ информации. 5. Определение исходных характеристик проблемы. 6. Уточнение цели и критерия управления. 7. Построение формализованной модели управления. 8. Разработка альтернативных вариантов решения. 9. Выбор метода решения. 10. Экономическое обоснование выбранного решения. 11. Согласование решения с органами управления и исполнителями. 12. Окончательное оформление и утверждение решения. 13. Организация выполнения решения. 14. Контроль выполнения решения. 15. Стимулирование повышения качества работ. 16. Установление обратной связи с ЛПР.[14] Управление в таможенном деле тесно связано с процессом принятия решений по регулированию внешнеэкономической деятельности. В свою очередь, решения, применяемые в таможенных органах, можно условно разделить на две группы: 1) общие управленческие решения; 2) специальные профессионально-должностные решения, которые и являются объектом изучения. Принятие решений подразумевает под собой сознательный выбор между имеющимися формализованными вариантов и алгоритмами направления действий по решению проблем, а также получения в соответствующее время желаемого результата. Этот процесс состоит их множества элементов. Ключевыми элементами являются проблемы, цели, альтернативы и решения как выбор альтернативы. Принятие решений в таможенных органах представляет собой сложный систематизированный процесс, состоящий из ряда этапов и стадий, начинающихся с формулирования проблем и заканчивающихся совершением действий, решающих эту проблему. Системный анализ управления в таможенном деле предполагает, что таможенная система разбивается, с одной стороны, на подсистемы, элементы, а с другой - на операции, этапы и действия до тех пор, пока принятие решения станет невозможным. Следует отметить, что таможенная система специализирована по специфическим описательно-познавательным компонентам, то есть по сферам своей деятельности, подлежащим управлению. Примером служит одновременное решение организационных вопросов по обустройству таможенной территории, правовых вопросов по применению новых правил пересечения таможенных границ, экономических вопросов по введению новых таможенных пошлин. Данное явление предполагает принятие параллельных решений. При параллельном процессе управления каждая проблема, входящая в отдельный процесс обработки, будет пропущена через ряд таможенных инспекторов-операторов, которые осуществят предписанные программы-процедуры и наборы действий. Можно сказать, что набор процедур или действий составляет определенную операцию, если каждая процедура (действие) необходима для осуществления желаемого выхода и если процедуры взаимозависимы. В качестве примера параллельного процесса управления можно привести пограничные сухопутные таможенные посты, где ведется одновременное обслуживание грузового и легкового автотранспорта на нескольких полосах, как на въезде, так и на выезде с таможенной территории. Причем каждая полоса обслуживания может иметь специфические проблемы, связанные с обслуживанием разного автотранспорта. Процесс принятия решений можно разбить на две стадии: анализ проблемы и принятие решения. Последнее может производиться и поэтапно, согласно специализированным функциям подразделений внутри систем или подсистем таможенных органов. Таким образом, последовательный процесс принятия решений может быть организован небольшими таможенными операциями, этапами или процедурами. В каждом случае во главе будут стоять руководители или ответственные лица, принимающие участие в выработке окончательного решения. Одним из самых ответственных видов работы, в процессе управления выполняют руководители и другие должностные лица таможенной службы, является разработка и принятие управленческих решений. Каждая практическое действие в таможенной службе начинается с принятие конкретного решения, которым предусматривается непрерывная система мер его реализации, принятых на различных этапах управления. Особенности управленческого решения в таможенной службе: - имеет директивный, властный характер и является обязательным для исполнения всеми лицами, которым оно адресовано; - принимается в одностороннем порядке даже при коллегиальном обсуждении; - устанавливает обязательные правила поведения, регулирующие отдельные управленческие отношения; - может касаться как всего коллектива, так и отдельных его членов; - принимается в установленном процедурном порядке, который регламентируется соответствующими нормативными актами. При принятии решения имеют место три момента: интуиция, суждение и рациональность. В соответствии с этими моментами выделяются ещё три вида управленческих решений. Человек руководствуется собственными ощущениями, когда принимает интуитивное решение. Специалист по управлению Питер Шодербек высказал мнение о том, что в то время как увеличение количества информации о проблеме может оказывать заметную помощь в принятии решений руководителям среднего звена, представителям высшего эшелона власти по-прежнему приходится опираться на интуитивные суждения. Более того, ЭВМ позволяют руководству уделять больше внимания данным, но не отменяют освященного временем управленческого интуитивного ноу-хау. В решениях на основании суждений превалируют знания и опыт. Чаще избирается вариант решения, который имел наибольший успех в прошлом в похожей ситуации. Рациональные решения базируются на применении методов экономического анализа, обоснованности и оптимизации выбора. Они включают в себя диагностику проблем; формулировку ограничений и критериев принятия решения; определение альтернатив, оценку и выбор одной из них; реализацию решения; обратную связь. Преимущество одного из моментов при принятии решения определяет лицо, которое принимает решение. Первые два момента превалируют при индивидуальном принятии решения, а второй и третий - при коллективном. Очень важным в управлении является определение эффективности управленческого решения. Эффективным можно считать управленческое решение, положительный эффект которого превышает эффект от нежелательных последствий. Таким образом, эффективность управленческого решения прямо пропорциональна позитивному эффекту в процессе достижения цели и обратно пропорциональна эффекта от нежелательных последствий и количества и качества используемых средств. Теорией управления разработаны системы выбора и поддержки принятия эффективных решений. Система включает набор аспектов, критериев и стратегий выбора рационального, оптимального и разумного управленческого решения, с которыми можно ознакомиться в специальной литературе. Следует отметить, что таможенной системе присущи определенные особенности, которые в значительной степени влияют на процессы управления. Прежде всего, это ее фискальный характер, правоохранительная направленность, а также милитаризованная структура. В то же время постепенно возрастает роль потребителя результатов таможенной деятельности. При определении эффективности деятельности таможенной службы, особенно во взаимоотношениях с участниками внешнеэкономической деятельности, все настойчивее заявляет о себе принцип удовлетворение потребностей потребителя и заказчика. Как уже отмечалось, в управлении принимается большое количество управленческих решений. Их можно классифицировать по различным критериям. В зависимости от основания классификации управленческих решений в деятельности таможенных органов таможенной службой подразделяются на: 1. За субъектами управления: - центральными органами, региональными, местными и так далее; - индивидуальные, коллегиальные, коллективные. 2. По направленности непосредственного влияния: - внешние; - внутренние. 3. По масштабу и уровню управления: - стратегические; - тактические; - оперативные. 4. По времени действия: - ограниченные (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные); - неограниченные. 5. По характеру (объёму) проблемы: - общие; - отдельные; - специальные. 6. По содержанию: - экономические; - политические; - организационные; - технологические. 7. По форме: - письменные; - устные. 8. По инициативе принятия: - инициативные; - обеспечительные. 9. По юридическим признакам: - нормативные; - рекомендательные; - императивные. Следует кратко охарактеризовать некоторые из них для понимания специфики принятия управленческого решения в деятельности таможенных органов. Внешние решения обеспечивают взаимодействие органа с окружающей средой, в котором он функционирует. Например, вопросы организации деятельности в отношении субъектов ВЭД, преступности, правонарушений, взаимодействия с другими правоохранительными органами. Внутрисистемные решения обеспечивают взаимодействие органа со средой, в котором он существует, и проявляются в составлении таких документов: - графиков дежурств в подразделениях, учреждениях; - планов работы органов, подразделений, отдельных сотрудников; - приказов руководителей органов, подразделений по организации их работы. Инициативные решения принимаются самими органами без указаний вышестоящих субъектов управления в то время, как обеспечительные решения направлены на обеспечение выполнения решений высших субъектов управления. Стратегические решения рассчитаны на длительное время (не менее 3 – 5 лет). Включают весь комплекс деятельности органа (подразделения) или его основные направления (например, Стратегия развития таможенной службы до 2020, специальные планы действий). Тактические решения по времени они не превышают одного года. Они призваны обеспечить достижение частных целей, решение частных задач. Оперативные управленческие решения предусматривают немедленное вмешательство в процесс деятельности управляемой системы. Оперативные управленческие решения предусматривают немедленное вмешательство в процесс деятельности управляемой системы. По времени они рассчитаны на период, не превышающий месяца. Индивидуальные решения касаются отдельных лиц и событий (например, приказы о назначения, выговор, благодарность, наказания). Как правило, данные решения требуют меньше времени в виду их несвязности с необходимостью их согласования на промежуточных этапах. Стоит отметить, что это не относится к решению таких проблем, в процессе разработки которых приходится затрачивать много времени для сбора и анализа необходимой информации. Нормативные решения обязательны для исполнения всеми сотрудниками органа. Примером служит приказ о режиме работы органа. Рекомендательные решения находятся в материалах передового опыта, приказах ФТС России. Исполнение таких решений желательно, но не обязательно, так как те, кого данные решения касаются, формально не подчиняются тем, кто их принимает. Императивные решения особый вид решений. Они обязывают объекты выполнять требования, которые устанавливаются решениями субъекта. Отдельные решения принимаются по конкретным вопросам. Имеют оперативный характер. Письменные решения рассматриваются как определенным образом оформленное письменное документ. Во многих случаях такие решения оформляются в строгой форме (планы оперативных мероприятий) с необходимыми атрибутами. Устные решение не являются второстепенными, но обязательны для исполнения. Их невыполнение обеспечивается принудительными мерами, выраженными в виде требований, указаний, приказов и распоряжений. В итоге отметим, что управленческое решение - это осознанный акт организационной деятельности в таможенной службе. Он связан с выбором цели, путей и способов ее достижения. 2.2. Методы принятия управленческого решения в таможенных органах Различные уровни управления в таможенной системе одновременно выступают и как субъекты, и как объекты управления в зависимости от поставленной задачи. В связи с этим управление в таможенных органах носит иерархический, ступенчатый характер. Оно обеспечивает непрерывное и целенаправленное воздействие на управляемый объект, которым может быть коллектив, или отдельная личность. Управление есть процесс, а система управления - механизм, который обеспечивает этот процесс. Как и любая система, система управления в таможенных органах имеет свою методологию. При разработке управленческих решений используют различные методы, основными из которых в таможенных органах являются: интуитивные, основанные на суждениях и рациональные. Интуитивные решен
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|