Итог занятия. Оценка деятельности ребенка
Стр 1 из 4Следующая ⇒ От автора Ребенок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью — это сложный психический процесс. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, артикуляционный аппарат и слух малыша достигнут определенного уровня развития. Однако без речевого окружения ребенок никогда не заговорит. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна речевая среда. В большинстве случаев дети имеют довольно богатое и разнообразное речевое окружение. Это общение со взрослыми и сверстниками на детских площадках, в магазинах, поликлиниках, дошкольных учреждениях и т. п. Но для того, чтобы у ребенка сформировалось грамматически, лексически и фонетически правильное чувство языка, важна языковая среда дома. Основным фактором своевременного формирования правильной речи у ребенка является грамотная и четкая речь родителей, бабушек, дедушек, других, близких ему людей. Чтобы помочь этим людям и, соответственно, малышу, автор разработала систему специальных занятий. Занятия представлены в форме конспектов, доступных по своему содержанию не только специалистам, но и родителям. Материал рассчитан как на индивидуальную, так и на подгрупповую работу с детьми. Игры и упражнения составлены с учетом традиционных и новаторских взглядов на развитие речи дошкольников 3—4 лет и коррекцию речевых нарушений. Эти занятия также помогут скомпенсировать отклонения в речевом развитии ребенка (задержка речевого развития — ЗРР, общее недоразвитие речи — ОНР, алалия и др.). Игры и упражнения, представленные в пособии, будут интересны родителям, няням и гувернерам детей с хорошим уровнем речи, так как способствуют гармоничному развитию малыша, подготавливают ребенка в дальнейшем к успешному обучению в школе.*
* В книге Е. Н. Краузе «Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста» можно найти дополнительный материал по развитию речи дошкольников. 4 СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА • Основная трудность для родителей — нежелание ребенка заниматься. Не усаживайте малыша за стол! Уютно расположитесь с ним на ковре или на диване. Помните, что основная деятельность детей — игровая. Все занятия должны строиться по правилам игры! Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное королевство или пойти в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с малышом. Редкий ребенок будет сидеть на месте и впитывать знания. Возможно, вам придется ходить за малышом по комнате, показывать ему картинки, в то время как он будет сидеть под столом или качаться на своей любимой качалке-лошадке. Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится. • С детьми, имеющими отклонения в речевом развитии необходимо заниматься каждый день. К занятиям по формированию лексико-грамматических категорий необходимо добавить игры на развитие мелкой моторики, артикуляционную гимнастику, игры на развитие фонематического восприятия, а позже — на развитие связной речи. Такая система упражнений (кроме заданий на формирование связной речи) подробно описана в книге автора «Логопедия. Логопедические занятия с детьми младшего и среднего возраста». 9 Детям с хорошим уровнем речевого развития достаточно нескольких занятий в неделю. 9 Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией! Начинайте занятия с 3—5 минут в день, постепенно увеличивая время. Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15—20 минут. Через 15—20 минут внимание ребенка рассеется и он не будет способен воспринимать никакую информацию. Некоторые дети не могут сконцентрироваться и на это время, ведь каждый ребенок индивидуален. Если вы увидите, что взгляд вашего ребенка блуждает, что он уже совершенно никак не реагирует на вашу речь, как бы вы ни старались и не привлекали все знакомые вам игровые моменты, значит, занятие необходимо прекратить или прервать на некоторое время.
- Лучшее время для занятий — утром после завтрака или во второй половине дня после сна. - Отложите занятия, если ребенок болен или плохо себя чувствует. - Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения. Например, при изучении темы «Фрукты», покажите их в натуральном виде или воспользуйтесь муляжами, картинками. -Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть онвидит движения ваших губ, запоминает их. - Не употребляйте слово «неправильно»! Поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу. Если он назвал поезд «ту-ту», подтвердите его ответ двумя вариантами слова: «Да, это поезд, ту-ту». Если же вы строго скажете, что это не «туту», а поезд, возможно, в следующий раз малыш больше не захочет с вами общаться. - Во время занятий с неговорящими детьми пользуйтесь просьбой «Покажи!». Например, при изучении темы «Одежда» попросите ребенка показать платье, пальто, брюки, шубу и т.д. На платье попросите показать рукава, карманы, пуговицы, воротник, пояс, юбку. Пассивный словарь (словарь в памяти, не используемый в речи) малыша будет расширяться и накапливаться. Когда он заговорит, эти слова появятся в его активе. - Не забывайте поощрять ребенка! Угостите малыша в конце занятия конфетой или фруктами («Передал мишка или кукла, которые были на занятии»). Можно придумать свою систему оценивания. Например, кружок из красной бумаги означает, что ребенок очень хорошо занимался. Розовый кружок означает посредственные успехи. Когда ребенок набирает, например, 5 красных кружков, он получает поощрительный приз — игрушку или шоколадку. Не используйте при оценивании деятельности ребенка слово «плохо». Пользуйтесь выражениями «не очень внимательно», «недостаточно старался» и т. п.
-Не бойтесь начинать! Заведите тетрадь для своих заметок. Там вы сможете отмечать те упражнения и игры, которые вызвали трудности у ребенка. Эти задания рекомендуется повторить позже или во время следующего занятия. -Не бойтесь экспериментировать! -Не стремитесь пройти весь материал занятия, если он с трудом усваивается ребенком. Пусть вы разучите одну игру, но все ее цели будут достигнуты. Остальные упражнения оставьте на другой день. Можно адаптировать (упрощать) сложные игры, если ребенок не воспринимает их в том виде, в каком они представлены в пособии. Например, если целью задания ставится ответ целым предложением, а малыш пока еще не имеет фразовой речи, пусть отвечает одним словом или упрощенной фразой. Взрослый же дает ему правильный образец предложения, который останется у ребенка в пассиве. Игры можно придумывать самим, все зависит от вашей фантазии. © Пользуйтесь дополнительной литературой! В конце пособия приводится список литературы о развитии речи дошкольника и речевых нарушениях. Эти книги автор рекомендует для дополнительного чтения родителям, заинтересованным в гармоничном развитии своего ребенка. Для домашних занятий по развитию речи понадобятся: © альбом для рисования и наклеивания картинок; © простые и цветные карандаши; © тетрадь для заметок; © детские ножницы с тупыми концами; © клеящий карандаш; © «Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «Посуда», «Мебель» и т. п.); © разрезные картинки из двух и более частей; © настольные игры типа «Четвертый лишний»; © старые журналы, плакаты, каталоги, красочные упаковки от продуктов (для вырезания предметных картинок различной тематики). Хорошо также приобрести муляжи фруктов, овощей, наборы небольших пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транспортных средств, кукольную посуду и т. д. ©
ИГРУШКИ Цели: © уточнить и активизировать словарь по теме «Игрушки», обобщить; © учить образовывать уменьшительно-ласкательные формы
существительных; © формировать умение различать на слух и правильно употреблять в речи названия больших и маленьких предметов; © развитие общей и мелкой моторики, логического мышления, целостного восприятия предмета. Оборудование: разрезная картинка из двух частей «Матрешка» или разборная игрушка «Матрешка», игрушки в мешочке (машина, заяц, кубик, мяч, матрешка, юла и т. п.), большие и маленькие игрушки (заяц-зайчик, мяч-мячик, машина-машинка и т. п.), картинки с изображением игрушек, клеящий карандаш, альбом. ХОД ЗАНЯТИЯ Оргмомент Разрезная картинка «Матрешка» или разборная игрушка «Матрешка». Ребенок собирает матрешку и называет ее. Дидактические игры Чудесный мешочек Взрослый предлагает ребенку отгадать, какие игрушки спрятаны у него в мешке. Не заглядывая в мешочек, ребенок на ощупь определяет игрушку и называет ее. Если задание выполнено правильно, игрушку достают из мешочка. Затем ребенок еще раз называет все предметы. Что изменилось? Для этой игры нужны пары игрушек разного размера (заяц-зайчик, мяч-мячик и т. д.). Взрослый демонстрирует ребенку какую-либо игрушку. Затем предлагает ребенку закрыть глаза, а сам в это время меняет большую игрушку на маленькую. После того как ребенок открыл глаза, педагог спрашивает: «Как назовем ласково маленький предмет?» В конце игры ребенок еще раз называет или показывает (для неговорящих детей) все маленькие предметы.
Назови ласково Цель: научить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Оборудование: предметные картинки с изображением овощей большого и маленького размера. Ход. Взрослый показывает ребенку картинку с изображением какого-либо большого овоща, например, помидора, и спрашивает, как он называется. Затем объясняет: «Этот помидор большой. А как ты назовешь ласково маленький такой же овощ?» Демонстрирует картинку (помидорчик). Аналогично рассматриваются другие овощи (огурец — огурчик, репа — репка, морковь — морковочка, лук — лучок, картошка — картошечка). Неговорящего ребенка просят: «Покажи помидор. А теперь покажи помидорчик». Динамическая пауза Надуваем быстро шарик, (Ладошками изображает маленький шарик.) Он становится большой, (Разводит руки в стороны, вдох.) Шарик лопнул, воздух вышел, (Округлые руки сводит перед собой, выдох.) Стал он тонкий и худой. (Опять ладошками изображает маленький шарик.) Работа в альбоме Взрослый рисует ребенку мяч и мячик. Ребенок раскрашивает их цветными карандашами. Дидактическая игра «Чего не хватает?*
Взрослый рисует ребенку в альбоме картинки с изображением флажка без палочки, шарика без ниточки. Ребенок всматривается в нарисованную игрушку и находит ту часть, которой не хватает. Затем взрослый предлагает ребенку дорисовать карандашом недостающую часть. Итог занятия. Оценка деятельности ребенка Педагог и ребенок вспоминают, о чем они говорили сегодня. Рассматривают игрушки, называют их. Взрослый интересуется, какие игрушки еще есть в игровом уголке малыша, какие самые любимые. Ребенок с помощью взрослого наклеивает в альбоме изображения игрушек, правильно их называя. Хорошо, если они будут разных размеров (большие и маленькие). ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ
Речевой материал Тему занятия можно закрепить с помощью стихов А. Барто: Мишка Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу. Все равно его не брошу, Потому что он хороший. Самолет Самолет построим сами, Понесемся над лесами, Понесемся над лесами, А потом вернемся к маме. Бычок Идет бычок, качается, Вздыхает на ходу: Ох, доска кончается, Сейчас я упаду! Лошадка Я люблю свою лошадку, Причешу ей шерстку гладко, Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости. Мячик Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик. — Тише, Танечка, не плачь: Не утонет в речке мяч. Игры Разрезанные картинки Цель: научить составлять целое из двух частей. Оборудование: картинки «Яблоко» (горизонтальный разрез) и «Груша» (вертикальный разрез), разрезанные на две части. Ход. Ребенку предлагается сначала одна картинка. Он складывает ее, называет фрукт, который получился. Затем малыш составляет другую картинку. Если это задание не вызывает у ребенка трудностей, можно предложить ему детали двух картинок вперемешку. Узнай игрушку Цель: уточнение и активизация словаря по теме. Оборудование: любимые игрушки ребенка в мешке. Ход. Взрослый рассказывает об игрушке, например: «Эта игрушка красного цвета с синими полосками. Она округлой формы, хорошо прыгает. Можно играть и руками, и ногами». Если ребенок правильно отгадал загадку, взрослый достает игрушку из мешка. Чего не стало? Цель: упражняться в образовании форм родительного падежа, развивать зрительное внимание и память. Оборудование: игрушки. Ход. Взрослый выставляет на столе четыре игрушки. Ребенок называет их. Затем взрослый просит ребенка закрыть глаза, а сам в это время прячет одну из игрушек. Ребенок должен отгадать, какая игрушка исчезла. Игру рекомендуется повторять 3— 4 раза. ФРУКТЫ Цели: - уточнить и активизировать словарь по теме «Фрукты», обобщить; - учить подбирать признаки к предмету; - сформировать умение образовывать множественное число имен существительных; - развитие общей и мелкой моторики, логического мышления. Оборудование: разрезные картинки «Яблоко» и «Груша» из двух частей, корзинка с натуральными фруктами или муляжами, мяч, сюжетная картинка с изображением плодовых деревьев, предметные картинки с изображением фруктов, игрушка «Петрушка», альбом, детские ножницы, клеящий карандаш. ХОД ЗАНЯТИЯ Оргмомент Взрослый просит ребенка собрать разрезные картинки «Яблоко» и «Груша». Детали двух картинок предлагаются одновременно. Если ребенок затрудняется, взрослый.оставляет детали одной из картинок. Затем составляется другая картинка. Дидактические игры Что в корзинке? У взрослого корзинка с натуральными фруктами или му ляжами. Он по одному достает их из корзинки и описывает: «Яблоко круглое, красное. Яблоко сочное, сладкое, вкусное. Яблоко можно есть». Ребенок помогает взрослому рассказывать о фрукте, затем пробует его на вкус (если фрукты натуральные). В конце игры ребенок еще раз называет все фрукты, с помощью взрослого подбирает обобщение: «Фрукты», уточняет, где они растут: «На дереве в саду». В саду Взрослый демонстрирует сюжетную картинку «В саду». Объясняет ребенку, что у Петрушки в саду созрели фрукты. Затем задает вопрос: «Что созрело у Петрушки в саду на деревьях?» Побуждает ребенка отвечать на вопрос как существительными в единственном числе, так и во множественном: яблоко — яблоки; груша — груши; слива — сливы; лимон — лимоны; апельсин — апельсины. Динамическая пауза Ну-ка, вместе дружно встали, {Ребенок и взрослый встают.) С ветки яблоки достали, (Имитируют срывание яблока рукой.) Положили их в корзинки, (Имитация движения.) Дружно выпрямили спинки. (Выпрямляются.) Раз, два — выше голова, (Поднимают голову вверх.) Три, четыре — руки шире, (Разводят руки в стороны.) Пять, шесть — тихо сесть. (Садятся на места.) Дидактическая игра Один — много Взрослый называет фрукт и бросает мяч ребенку. Ребенок называет форму множественного числа этого предмета и бросает мяч назад взрослому: «Яблоко — яблоки» и т. д. 5. Итог занятия. Оценка деятельности ребенка Взрослый и ребенок повторяют названия фруктов. Ребенок вырезает (с помощью взрослого специальными детскими ножницами) и наклеивает картинки с изображением фруктов в тетрадь. Можно вместе сделать фруктовый салат. Обсуждайте каждое действие с фруктами (моем, чистим, режем, мешаем), описывайте фрукты (апельсин оранжевый, большой, круглый, шершавый, сочный, кисло-сладкий, растет на дереве в саду). ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ Речевой материал Загадки для отгадывания и заучивания наизусть (для детей с хорошим уровнем речевого развития): Круглое, румяное, С дерева достану я. На тарелку положу, «Кушай, мамочка» скажу. (Яблоко.) Синий мундир, Белая подкладка, В середине сладко. (Слива.) Игры Что в корзинке? Цель: познакомиться с фруктами, уточнить их названия, цвет, форму, вкусовые качества. Оборудование: корзинка с натуральными фруктами и овощами. Ход. Взрослый по одному достает фрукты из корзинки и описывает их: «Яблоко круглое, красное. Яблоко сладкое, сочное, вкусное. Яблоко можно есть.» Ребенок помогает взрослому рассказывать о фрукте, затем пробует его на вкус. Чудесный мешочек Цель: закрепить словарь по теме, научить различать фрукты на ощупь. Оборудование: натуральные фрукты или муляжи в непрозрачном мешке. Ход. Не заглядывая в мешочек, ребенок на ощупь определяет фрукт на ощупь и называет его. Если ребенок правильно выполнит задание, фрукт достают из мешочка и кладут на стол. Если ошибается, возвращают в мешок. Соберем фрукты в саду Цель: закрепить названия фруктов, научить отбирать фрукты в определенном порядке. Оборудование: натуральные фрукты или муляжи. Ход. Взрослый объясняет ребенку, что сегодня они идут в сад, где растут фрукты. На полу комнаты лежат различные муляжи. По просьбе взрослого ребенок «собирает» фрукты в определенном порядке: «Сначала возьми одну грушу, потом много яблок» и т. д. Магазин «Фрукты» Цель: научить выражать просьбу одним-двумя словами: «Дай то-то», закрепить названия фруктов, их цвета, формы. Оборудование: натуральные фрукты или муляжи, корзинка или сумка. Ход. Взрослый играет роль продавца. Он помогает оформить просьбу или комментирует действия безречевого ребенка, называя предмет, его форму, цвет и вкус: «Ты хочешь купить желтое яблоко? На, Сева, положи его в корзинку!». Один — много Цель: научить образовывать множественное число имен существительных. Оборудование: мяч. Ход. Взрослый называет фрукт в единственном числе и бросает мяч ребенку. Ребенок называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому. Например: «Яблоко — яблоки, груша — груши, лимон — лимоны». Назови ласково Цель: научить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Оборудование: мяч. Ход. Взрослый называет какой-нибудь фрукт и бросает мяч ребенку. Тот называет его ласково и возвращает мяч взрослому (яблоко — яблочко, лимон — лимончик, апельсин — апельсинчик). Неговорящему ребенку показывайте картинки и просите: «Покажи яблоко. А теперь покажи яблочко».
Овощи Цели: • уточнить и активизировать словарь по теме «Овощи», обобщить; • формировать умение образовывать множественное число, родительный падеж единственного и множественного числа существительных; • развитие общей и мелкой моторики. Оборудование: игрушка «Петрушка», муляжи овощей или натуральные овощи, корзинка, мяч, предметные картинки с изображением овощей. ХОД ЗАНЯТИЯ Оргмомент Уточняется, какое сейчас время года. (Осень.) Что люди собирают осенью? (Овощи, фрукты.) Где растут овощи? (На грядке в огороде.) 2. Дидактическая игра Урожай Петрушки Взрослый объясняет, что Петрушка собрал на своем огороде урожай. Затем по одному достает овощи из корзинки, а ребенок их называет (не говорящий ребенок показывает названные взрослым овощи). Затем все предметы обобщаются одним словом: «Овощи». Взрослый еще раз уточняет, что овощи растут в огороде на грядке. 3. Динамическая пауза Засолка капусты Мы капусту рубим, (Резкие движения прямыми кистями вверх и вниз.) Мы морковку трем, (Трем кулаком о кулак.) Мы капусту солим, (Движение пальцев, имитирующее посыпание солью.) Мы капусту жмем. (Интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулак.)
Хозяйка однажды с базара пришла, («Шагать» пальцами по столу Хозяйка с базара домой принесла Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свеклу Ох! (Загибать по одному пальцу на одной или обеих руках на каждую строчку, начиная с большого.)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|