Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация объектов по способу доступа.




Определяя степень доступности информационных ресурсов, прежде всего необходимо помнить, что: никогда (во все времена, с глубокой древности), нигде (ни в одной стране мира), никто (даже самые посвященные и высокостоящие члены общества) не имеют (и не имели) полного доступа к накопленной информации, даже в узкой (ограниченной) проблеме. Фактически, всегда реализовывался принцип, который в настоящее время выражается, как правило, формулой: каждый получает доступ к информации, необходимой для реализации его функциональных обязанностей.

Это определяется многими факторами. Перечислим основные:

  • Уровнем образования и профессиональной подготовки исполнителя (пользователя);
  • Опытом, полученным при решении других задач;
  • Осведомленностью в проблемных областях знаний, необходимых для решения поставленной задачи;
  • Доступностью для конкретного исполнителя тех или иных информационных ресурсов, содержащих необходимую информацию;
  • Языковыми ограничениям. (В Европе из-за языкового барьера доступно не более 50% открытой информации на европейских языках и недоступно более 80% информации на японском, китайском и др. неевропейских языках);
  • Тиражностью публикаций и степенью включенности конкретной информации в каналы обмена;
  • Знанием возможностей конкретных информационных систем, умениями и навыками работы с ними;
  • Технической оснащенностью пользователя средствами обработки информации.
  • Наличием некоторого "базового уровня технической оснащенности", обеспечивающего доступ к информационным ресурсам и программным продуктам, позволяющим вести их обработку.

Эти параметры отсекают от информации около 30-60% и более пользователей;

  • Правовыми нормами, определяющими доступ к информации и порядок ее использование в организации, стране и на международном уровне;
  • Финансовыми и кадровыми ресурсами, выделяемыми на информационную деятельность;
  • Временными параметрами на доступ, сбор, обработку информации и принятие конкретных информационных решений;
  • И многими другими факторами.

Самым распространенным заблуждением, внедренным в сознание многих пользователей информационных ресурсов является утверждение о том, что "80-90% всей информации, циркулирующей в мире, является открытой".

Эту "замусоленную" всеми фразу не повторял только самый тупой и ленивый журналист. Действительность более прозаична. Даже прошлое конкурентной борьбы по открытым источникам исследовать затруднительно. Ибо наиболее важная информация о принимаемых решениях становится известной с задержкой лет на 10-20 (точнее, на величину "жизненного цикла" изделия, или, по крайней мере, на время "этапа разработки", или до момента начала производства). А важнейшая информация по многим проблемам становится известной через 30 и более лет.

Более правильным является положение, которое может быть сформулировать так:

· Доступны только те информационные ресурсы, которые включены в открытый информационный поток.

· Необходимо иметь в виду, что при исследовании вопросов доступности информации, как правило, оценки приводятся относительно информации государственного сектора.

· Надежных оценок уровня доступности к информации частного (негосударственного) сектора, - нет.

Наиболее существенные ограничения на доступ к информации накладываются не режимными ограничениями, принимаемыми на государственном уровне, а на уровне непосредственного "владельца" информации (конкретного человека, группы лиц, организации).

Все суждения о доступе к коммерческой информации (коммерческим секретам) носят экспертный характер и получены на ограниченных выборках.

Кроме этого, у исследователей доступности слишком много "нерешенных вопросов", без решения которых нельзя правильно оценивать уровень доступности той или иной информации в конкретной стране и сравнивать эти результаты между собой. Перечислим лишь некоторые из них:

  • Что понимать под терминами: "информация государственного сектора"; "административные документы неличного характера (дела, доклады, исследования, протоколы, стенограммы, и т.д.)"; "ведомство", "информация", "данные государственных организаций", "сведения"? Т.е. не определены важнейшие термины.
  • Нет единого подхода по вопросу: что такое "Право на информацию"? Но в этом случае очень трудно вести всякие рассуждения о всеобщей доступности и открытости европейского информационного сообщества.
  • "Кто" имеет право на информацию? Оказывается, что по этому вопросу в странах Евросоюза нет единого мнения.
  • Нет согласованного подхода по таким вопросам, как: ограничения по времени и объему? Выдавать ли электронную форму документа? Должен ли пользователь знать: к какой информации он имеет право доступа? Существуют ли исключения в праве на доступ? Как решать вопрос об ответственности?

Это лишь некоторые нерешенные "мелочи" информационной открытости в странах Европы.

Все это свидетельствует, что:

  • Доступ к информации государственного сектора и ее использование в Европе сложнее, чем в других регионах (документ INFO 2000).
  • В документах стран-членов наблюдается разнобой в реализации процедур доступа к информационным ресурсам. Принятые законы значительно различаются по сфере применения, исключениям, условиям и механизмам доступа. В ряде случаев право распространяется только на печатные документы.
  • Может возникнуть абсурдная ситуация, при которой граждане и деловые структуры, не имеющие права доступа к информации госсектора своей страны, смогут получать информацию собственной страны в другом государстве. Это положение может использоваться в противоправных действиях!

При этом нужно учитывать, что страны Азии и Востока в отношении доступности их информационных ресурсов изучены плохо. По странам западной Европы и США информации немного больше, но и эта картина сильно искажена "детским лепетом" о "всеобщей открытости информации" в "цивилизованных странах".

Каждый из перечисленных факторов накладывает ограничения на реально доступную исполнителю информацию и, следовательно, изменяет информационную среду, в которой конкретный исполнитель реализует стоящие перед ним задачи.

Каждое государство имеет собственный комплекс нормативных документов, определяющих и регулирующих нормативную деятельность, и все государства связаны определенными межгосударственными и международными нормативными актами, которые нужно учитывать при использовании информационных ресурсов этих стран.

Информация, включенная в открытые потоки, также далеко не всегда становится доступной многим потенциальным пользователям по причинам, перечисленным выше.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...