Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III.Значение тем прогресса и миропорядка в мировой культуре    и в мифологии индоевропейских народов.

 

Мифологические системы и представления индоевропейских народовявляют собой удивительно интересный предмет для любого исследова-ния в области формирования и развития мировой культуры.При всемсвоем разнообразии и порой диаметральной противоположности отдель-ных взглядов они,несмотря на долгое сепаратное развитие,не утрати-ли своей базовой общности,вызванной наличием общих истоков и неко-торых фундаментальных общих тем.Эти темы в разных ситуациях былиразвиты по-разному,и свое высшее выражение они обрели в различныхформах,но само значение этих тем,порожденное общностью их исто-
                         - 9 -ков,осталось неизменным.Одной из таких тем является тема миропо-рядка.Важность ее в различных мифологических системах варьирова-лась,но размах этих колебаний был небольшим,и она просматриваетсяв любой сколько-нибудь развитой мифологии примерно на одном и томже месте.Причина этой общезначимости достаточно глобальна.Здесьуместно вспомнить,что стиль человеческого мышления и мировосприя-тия за время,прошедшее с тех далеких времен,когда формировалисьмифологические воззрения,изменился до крайности сильно,почти прин-ципиально.Неоспорим тот факт,что на протяжении обозримого ныне пе-риода человеческого существования возрастало не только количествоизменений,но и их скорость.И современный человек уже в достаточнойстепени привык не только к самому факту прогресса,но и к его голо-вокружительной скорости.Между тем в человеческом обществе тех да-леких времен сам факт каких-либо изменений был достаточной ред-костью,и многое,если не все,так и не изменялось на протяжении од-ной человеческой жизни.Это и объясняет ту огромную разницу в миро-восприятии тогдашнего и современного человека,равно как и труд-ность древних мифологических систем для понимания.   

Можно долго спорить о том,имеет ли прогресс положительное илиотрицательное значение,наивный оптимизм по этому поводу,столь ха-рактерный,скажем,для эпохи Просвещения,уже угас,но несомненно одно: прогресс имеет место,хотим мы того или нет.И вся глобальностьэтого явления придает ему крайнюю значимость в глазах нынешнегочеловечества.Такой же (если не большей) значимостью обладал в гла-зах древних миропорядок.Можно без большого преувеличения даже ска-зать,что миропорядок в точности занимал место прогресса и выполнял                         - 10 -его функции.

Он был той базовой силой,тем глобальным законом,чтообъяснял и осмысливал весь окружающий мир и его статичность,неиз-менность. Наиболее ярким примером отношения индоевропейской мифологии кмиропорядку может служить сопоставление трех мифологических сис-тем,которые,пожалуй,можно назвать наиболее развитыми во всей индо-европейской традиции - индийской,германо-скандинавской и кельтс-кой.Эти системы дают сходное отношение к идее миропорядка,хотя наболее конкретном уровне присутствуют некоторые различия.Наиболееобщим олицетворением идеи миропорядка является _Вмодель мира_А. Онанапрямую связана как с тем глобальным законом неизменности,что онавоплощает,так и с обрядами,необходимыми для его поддержания.Напримере индийского варианта оси (центра модели мира) - ашваттхи -лучше всего видна эта связь обрядов и мифа: asvattha переводитсякак лошадиная стоянка,несомненна связь с asvamedha - обрядом лоша-ди,одним из ключевых обрядов,где роль ашваттхи выполнял жертвенныйстолп asvayupa.Здесь поражает прямая аналогия со скандинавским ва-риантом оси мира - _Вмировым древом_А,ясенем - Yggdrasill буквальнопереводится как "конь Игга (т.е. Одина)".

В кельтской мифологииэтому соответствуют мировые древа crann bethad и их воплощения -центральные столпы Bruiden,которые,однако,не имеют столь явнойсвязи с конем. Другим важным образом миропорядка является Закон - _Вдхарма_А.Внекоторых исследованиях он рассматривается как ключевой пункт от-личия богов от людей: боги безгрешны,полностью подчинены миропо-рядку (дхарме),статичны и бессмертны,а люди грешны,не всегда соб-                         - 11 -людают дхарму,динамичны и смертны.Однако более ярко это выражено вобщем индоевропейском образе _Внапитка бессмертия_А - индийской амри-те.Вообще весь миф о добывании этого напитка в индийском,сканди-навском и кельтском вариантах выглядит почти идентично.

В сканди-навской мифологии место амриты занимает Scaldamiodr - мед поэ-зии,добываемый Одином.В кельтском варианте - напитке пира Гоибниу - соответствует и сюжет об утрате напитка демонами (ирл.fomoire,инд.asura).В скандинавских и кельтских мифах совпадает ипространственное определение зла - север. Таким образом,по рассмотренным выше идеям модели мира,мировогодрева,дхармы и напитка бессмертия нетрудно устанавливается несом-ненное сходство многих наиболее значительных тем индийской,сканди-навской и кельтской мифологии.Это сходство порождено общим источ-ником этих систем и многими общими принципами всех индоевропейскихнародов.Однако присутствуют и кардинальные различия.   

Эти мифологические системы отличаются в характере и степениоценки миропорядка.В этом плане кельтская мифология ярко выделяет-ся из общей традиции.И индийские и скандинавские мифы рассматрива-ют миропорядок как сущность оформленного,космоса,культуры в проти-вовес неоформленному,хаосу,природе.Образ миропорядка тесно связы-вается с образами творения мира,с добыванием напитка бессмертия,сдеятельностью _Вкультурных героев_А и т.п.В отличие от этого в кельтс-кой мифологии (особенно в ее поздних - ирландских и уэльских - ва-риантах) миропорядок понимается как нечто надчеловеческое,надкуль-турное,как гармонию космоса и хаоса,природы и культуры.Индийские искандинавские мифы не демонстрируют каких-либо существенных _В изме-                         - 12 -_Внений _А касательно миропорядка,в то время как кельтский эпос однимиз центральных сюжетов показывает именно эти изменения как нечтоболезненное и разрушительное (как в "Разрушении дома Да Дер-га"),ведущее человека к гибели.Однако главным является то,что этиизменения _Вобречены_А,они не могут поколебать такую глубочайшуювещь,как миропорядок,и все изменения - лишь видимость изменений,вто время как мир остается статичным.   

Таким образом,кельтская мифология являет собой более позднюютрактовку идеи миропорядка.Во время создания мифов в мир кельтскихплемен уже начали проникать некоторые изменения,этот мир уже нетак статичен и архаичен,как ранее.Кельтское мировосприятие нужда-лось в каком-то примирении древней неизменности и начинающего про-никать прогресса.Результатом этого явилось более фундаментальное иглубокое переосмысление идеи статичного миропорядка,проявившееся вкельтских мифах и обрядах. IV.Развитие темы миропорядка в ирландском эпосе. Ирландские эпические произведения являются основным первоис-точником кельтской культуры,сохранившимся до наших времен,и бо-гатство этого источника поистине удивительно.

Ирландию без большойдоли преувеличения можно назвать наиболее богатой в отношениидревней культурной традиции страной Западной Европы.Даже Исландияне обходит ее по этому показателю.Исходя из истории кельтов в ихпоздние периоды Британские острова явились тем заповедником,гдекультурная традиция сохранилась значительно больше и чище,чем наконтиненте.Сравнительная изоляция вызвала достаточно долгий период                         - 13 -чистого,сепаратного развития культуры,и поэтому мифология остров-ных кельтов несколько отличается от своих континентальных анало-гов,испытавших значительное влияние соседних культур.Однако и вБритании кельтская традиция не сохранилась.Последующие периодыримского,англосаксонского и норманнского завоеваний уничтожили ос-татки кельтов и их культуры.В несколько другой ситуации оказалисьУэльс и особенно Ирландия,однако и там саксонские и скандинавскиенабеги нанесли большой урон.

Сыграла свою роль и христианизация.Ирландия в этом плане являет разительный контраст с континентом,иприход христианства там был абсолютно ненасильственным,более то-го,старая и новая системы на редкость дружелюбно срослись,и не бы-ло более ревностных хранителей и переписчиков саг (ирл. scel),чеммногочисленные ирландские монахи.Однако несмотря на это была неиз-бежна значительная,хотя и мягкая и постепенная,цензура языческихтекстов.В итоге утеряно практически все учение кельтских друи-дов,включавшее столь важные элементы культуры как космогоническиеи эсхатологические мифы. Таким образом,ирландская мифология является наиболее ярким ичистым образцом кельтской мифологии,и в частности важнейшая тема -тема миропорядка - в ирланских scela предстает в своем высшем вы-ражении.Одним из примеров может послужить одна из центральныхscela - "Битва при Маг Туиред" (Cath Maige Turedh).Хотя эту сагунельзя назвать космогонической,упор несомненно делается на форми-рование миропорядка.В этом плане сага является лишь частью особогоцикла,центром которого можно назвать "Книгу захватов Ирландии"(Lebor Gabala Erenn).Весь цикл является отражением,углублением и                         - 14 -развитием собственно космогонических мифов,хранителями которых бы-ли друиды,и современное восприятие ирландских саг заметно затруд-нено невозможностью оценки постоянных ссылок и аллюзий на это уте-рянное знание.Однако несомненно одно - весь мифологическийцикл,образуемый в основном "Битвой при Маг Туиред","Книгой захва-тов Ирландии" и "Стариной мест" (Rennes Dindsenchas) демонстрируетодну фундаментальную кельтскую тему - начало,_Воформление миропоряд-_Вка_А.Постепенно новые волны завоевателей приходят в Ирландию,приносяс собой то,из чего складывается тотальный миропорядок - названиярек,гор и т.п.,обычаи,гейсы,обряды.

Часто саги говорят об открытииновых рек или внезапном осушении болот,возникновении равнин ит.п.Это также явно служит такому оформлению.Все с той же цельюпроисходят разделы сфер влияния в естественном и сверхъестествен-ном мирах.При этом явно прослеживается мысль,что все эти завоева-ния и не имеют никакой практической цели,а служат лишь оформлениюсакрального миропорядка.Так,в волшебных холмах - сидах сливаютсянедавние противники фоморы и Племена богини Дану (Tuatha DeDanann).Однако наиболее ярким примером может служить упоминавшаясяранее сага "Разрушение Дома Да Дерга" (Togail Bruidne DaDerga).Она является отражением ежегодного кельтского праздника Са-майн,заключавшегося в ритуальном разрушении миропорядка,враждебномстолкновении естественного и сверхъестественного миров,ритуальнойгибели короля в поединке с демоническим предводителем и последую-щем восстановлении миропорядка.В саге этот обряд хронологическисоотносится с праздником королевской власти в  Таре и обрядомTarbfeis.Таким образом выдвигается идея о том,что нет отдельных                         - 15 -саг,отдельных обрядов,отдельных событий и т.п.,а есть лишь одинглобальный 1 миропорядок 0. Эта мысль достаточно часто выступает и в уэльских сагах.Веро-ятно,ее происхождение не ирландское,а более древнее - общекельтс-кое.В значительной мере она является отражением общего подходакельтского общества к миру,подхода без деления на своих и чу-жих,природу и культуру,космос и хаос и т.п.И этим подходом в ка-кой-то мере объясняется и судьба кельтской культуры,вызванная ееспецифическим стремлением интеграции в мировую культуру в частнос-ти и в глобальный миропорядок в целом.

 

 

Список литературы:

 

Мифы народов мира.Энциклопедия.2 т.,М.,1991      

Предания и мифы средневековой Ирландии.М.,1991      

Похищение быка из Куальнге.М.,1985      

Беовульф.Старшая Эдда.Песнь о Нибелунгах.М.,1975      

Махабхарата.Рамаяна.М.,1975      

Упанишады (в 3-х кн.).М.,1991  M.Dillon & N.Chadwick."The Celtic Realms".London,1973

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...