Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цели и функции социальной работы в социальной системе ( по Т.Парсонсу – М.Сипорину)

Цели и функции социальной работы

 

В наиболее общем виде цели социальной работы опреде­ляются законодательными актами и нормативными докумен­тами. Какого-либо единства формулировок и интерпретаций целей социальной работы, видимо, быть не может. Но если от­влечься от терминологических отличий излишней детализа­ции, то, видимо, в качестве базовых для социальной работы можно признать следующие цели, признаваемые Националь­ной ассоциацией социальных работников США [354; 359]:

1. Содействовать максимальному развитию способностей и потенциала людей, особенно способностей, связанных с реше­нием проблем и преодолением трудностей, возникающих в процессе жизнедеятельности в обществе.

2. Связывать людей с социальными структурами, органи­зациями и учреждениями, которые могут предоставить необ­ходимые для полноценной жизнедеятельности ресурсы, ус­луги или возможности.

3. Способствовать эффективной и гуманизированной дея­тельности социальных организаций и учреждений, обеспечи­вающих людей необходимыми ресурсами и услугами.

4. Участвовать в определении и совершенствовании соци­альной политики.

Эти цели задают общие направления деятельности соци­альных работников. В более конкретизированном виде они цели находят свое отражение в программах социальной по­мощи, деятельности социальных агентств. В процессе соци­альной работы эти цели могу трансформироваться в набор конкретных задач. В зависимости от того, какой тип задач до­минирует в том или ином случае, процесс социальной работы приобретает свои качественные характеристики.

 

Цели и функции социальной работы в социальной системе (по Т.Парсонсу – М.Сипорину)

 

Весьма интересно, на наш взгляд, интерпретировал взаи­мообусловленность целей профессиональной деятельности М. Сипорин [409, p. 33]. В основу своего подхода он положил концепцию «функциональных предпосылок» американского социолога Т. Парсонса, создателя структурно-функциональ­ной теории социального действия.

Центральное место в теории социального действия Т. Пар­сонса занимает понятие «система действия». Под ней Парсонс понимает различные уровни социальной реальности, опреде­ленным образом связанные между собой. Он выделяет четыре основные составляющие такой системы: социум, культура, личность, организм. Чтобы каждая из подсистем нормально функционировала, она должна соблюдать ряд функциональ­ных предпосылок. Парсонс выделяет четыре типа функцио­нальных переменных и соответствующих им ценностных из­мерений [100; 365]:

1. Адаптация системы к внешним воздействиям: способ­ность систем видоизменять структуру в соответствии с изме­няющимися внутренними и внешними потребностями. Ценно­стный стандарт и результат действия этой функциональной переменной — жизнеспособность системы, саморазвитие, компетентность.

2. Интеграция: структурно-функциональная унификация и поддержание бесконфликтного отношения между элементами системы. Ценностный стандарт и результат: цельность, соли­дарность, взаимозависимость.

3. Воспроизводство структуры и снятие напряжений, под­держание ценностного образца: сохранение интернализован­ных и институализированных нормативных предписаний и следование им. Ценностный стандарт и результат: стабиль­ность, автономия, самоидентичность.

4. Целедостижение: удовлетворение потребностей системы с использованием внешних объектов с помощь инструмен­тальных процессов. Ценностный стандарт и результат: само­реализация, продуктивность.

По сути, это инвариантный набор функциональных про­блем, которые должны решаться в каждой социальной системе и ее подсистемах.

Деятельность социального работника может быть рассмот­рена как оказание помощи личности и социальным системам в решении этих функциональных проблем. Для этого, по мне­нию М. Сипорина, данный этот набор «функциональных пред­посылок» должен воплотиться в целевых установках (или функциях) социальной работы. Такая постановка вопроса дает возможность для теоретически последовательного анализа це­лей и процесса социальной работы и роли в нем социального работника как агента системных изменений.

Процесс социальной работы в данном контексте должен рассматриваться как многомерный феномен, состоящий из субпроцессов, идущих параллельно в каждом конкретном слу­чае или ситуации. Каждой из функциональных предпосылок (в терминах Т. Парсонса) соответствуют характерные направ­ле­ния деятельности социального работника: так функция адап­тации системы к внешним объектам достигается через ини­циирование обучающих, социализирующих и организацион­ных видов помощи; функция интеграции — через координа­цию и установление каналов коммуникации в общине и обще­стве; функция воспроизводства структуры и снятия напряже­ний — через процессы реабилитации (психологической, педа­гогической или социально-медицинской); функция целедо­стижения — посредством участия в процессе решения про­блем и кризисных ситуаций.

Попытаемся кратко представить функциональное содержа­ние каждой из выделенных М. Сипориным целевых подсис­тем.

1. Социализация и обучение. Будучи соотнесенной с зада­чами адаптации системы к внешним объектам, данная целевая установка имеет своим результатом компетентность, жизне­способность системы, развитие и достижение зрелости.

С самых первых этапов становления социальной работы как профессиональной деятельности социализация и обучение считались и продолжают считаться поныне одним из основ­ных направлений социальной работы. Еще М. Ричмонд в сво­ей работе «Социальный диагноз», ставшей, по сути, от­правной точкой современной социальной работы, рассматри­вала инди­видуальную социальную работу как одну из форм педагогиче­ской деятельности. Многие специалисты неодно­кратно под­черкивали, что, например, групповую социальную работу можно рассматривать как форму организации нефор­мального социального обучения и воспитания [282; 321; 397; 408], а пе­дагогические аспекты социальной работы в общине, в частно­сти, такие как развитие гражданских навыков и соци­альной компетентности, составляют ее фундамент [208; 265; 279].

Отличительной чертой обучения в контексте социальной работы является то, что предметом обучения здесь выступает сфера социального опыта личности. Социальный работник достаточно редко просто транслирует знания. В его задачу входит помочь человеку понять свою жизнедеятельность как непрерывный процесс обучения и научения. Социальный ра­ботник волей-неволей осуществляет педагогические функции в той мере, в какой он помогает людям научиться моделям адаптивного и нормативного поведения.

Педагогическая составляющая социальной работы прояв­ляется не только в процессе индивидуализированной работы с людьми, но и в участии социальных работников в различных программах социального и семейного обучения (например, «Школа будущих лидеров для старшеклассников» или «Шко­ла молодых родителей»).

Много внимания уделяется участию социальных работни­ков в процессах социализации и ресоциализации. Их роль ха­рактери­зуется тем, что социальный работник во взаимодейст­вии с кли­ентом в тех случаях, когда это необходимо, стре­мится целе­на­правленно формировать и видоизменять уста­новки или модели социального поведения через организацию процессов формаль­ного и неформального обучения, межлич­ностное влияние или консультирование, через создание специ­альных групп или орга­низаций или посредством выстраивания взаимодействия с уже существующими и установившимися группами (такими, напри­мер, как семья, клуб, неформальная группа). Спланированное и обдуманное вмешательство соци­ального работника в сущест­вующую систему социальных взаимоотношений индивида или группы или же создание та­кой системы в рамка конкретной про­граммы помощи может рассматриваться как важнейший фактор в практике социаль­ной работы [409, c. 34].

В последние годы социальные работники все больше ис­пользуют как средство социализации и ресоциализации раз­личные программы дошкольного и внешкольного обучения и развития, обучения основам семейной жизни, взаимного кон­сультирования и обмена опытом, подготовки к выходу на пен­сию и социальной адаптации людей, оказавшихся пациентами закрытых учреждений различного типа (домов престарелых, детских домов и приютов, пенитенциарных учреждений).

2. С функциями интеграции системы соотносятся такие направления деятельности социальных работников, как коор­динация социальных процессов и установление каналов ком­муникации в местных территориальных сообществах и обще­стве в целом. Различные аспекты социально-интеграционной деятельности были также изначально присущи социальной ра­боте. Социальные работники стремились «сократить пропасть между классами, создавая возможность для коммуникации и определенного взаимопонимания между бедными и богатыми в целях развития местных общин и различных программ ока­зания помощи. Они стремились к тому, чтобы каждый человек чувствовал себя принадлежащим к некоей более широкой общности людей (а не только локальной).

Задачи социальной интеграции и в настоящее время оста­ются приоритетными для социальной работы. Ведь одна из ее профес­сиональных функций — это содействие укреплению социальных взаимоотношений между индивидами, группами и социальными институтами. Социальная включенность и об­щественная инте­грация есть необходимое условие личностной интеграции, пред­посылка индивидуального и социального развития.

Имея областью приложения профессиональных усилий со­циальное функционирование, социальная работа всегда на­прав­лена на поддержание или установление баланса между по­треб­ностями и возможностями (интересами) человека и его со­ци­ально-экологической системы. Социальный работник вы­сту­пает в качестве посредника, связующего звена между ин­диви­дом и его социумом, между различными социально-эко­номиче­скими, этническими и расовыми группами, а также ме­жду ин­дивидами в рамках семьи, различных групп, инсти­тутов и орга­низаций. Он дает возможность использовать себя, свои знания и умения для поиска взаимоприемлемых решений, дос­тижения консенсуса и развития сотрудничества на основе по­нимания общественного блага и общих интересов. В каче­стве посред­ника он стремится «вдохнуть чувство принадлеж­ности к мест­ной общине в представителей местной бюрокра­тии» и ор­гани­зовать взаимопомощь между людьми [409, p. 50].

3. Еще одно измерение процесса социальной работы, свя­занное с функцией воспроизводства системы, поддержания ценностного образца и снятия напряжения, составляет реаби­литационная и терапевтическая деятельность. Социальные ра­ботники всегда стремились помогать людям, оказавшимся в трудных жизненных условиях, с тем чтобы дать им возмож­ность справиться с травмирующими последствиями социаль­ных стрессов и обрести или восстановить свой социальный статус или социально значимую роль в общине и обществе. Необходимость реабилитации и социальной адаптации раз­личных депривированных групп населения, инвалидов и не­трудоспособных, преступников и правонарушителей была и остается одной из причин существования социальной работы. Здесь воплощаются возложенные на социальную работу функции социальной опеки и контроля.

Часто реабилитация подразумевает необходимость психо­логической коррекции и психотерапевтической помощи. Ис­пользуя широкий арсенал психотерапевтических средств и ме­тодов, социальный работник может направлять свои усилия на коррекцию отдельных паттернов поведения или звеньев само­сознания, на решение внутриличностных эмоциональных и мотивационных конфликтов. Но при этом, в отличие от тради­ционных моделей психологической и психотерапевтической практики, социальная работа концентрирует свое внимание на комплексном рассмотрении жизнедеятельности индивида в системе «личность — социальная среда» и соединяет психоло­гическое понимание личности и личностных проблем, ее субъективного мира с социально обусловленной деятельно­стью по преобразованию объективной реальности.

4. Функции целедостижения. По мнению М. Сипорина, этим функциям социальных систем и связанным с ее реализа­цией ценностным стандартам — самореализации и продук­тивности жизнедеятельности — соответствует целенаправлен­ная деятельность социального работника по разрешению про­блем (problem-solving) [409, p. 40]. «Решение проблемы» — довольно широко используемое в социальной работе понятие. Чаще всего им обозначается процесс, в ходе которого соци­альный работник помогает разрешить те или иные конкретные проблемы (особенно конфликты и кризисные ситуации в меж­личностной и институциональной среде), возникающие перед индивидом, группой или общиной. Используя свои знания и умения, социальный работник может выступать в качестве эксперта или консультанта в ситуации, требующей активного интеллектуального поиска путей решения. В конфликтных си­туациях в группе или общине социальный работник может принимать на себя роль организатора дискуссии или арбитра в процессах группового поиска решений и достижения согла­шения.

Работа по разрешению проблемы в том виде, в котором она (проблема) представлена клиенту, заключается главным образом в стимулировании рефлексивных процессов и логиче­ского мышления клиента в направлении поиска возможных вариантов решения. Начинается этот процесс с расчленения тотальной проблемы на сегменты прояснения фактов. При этом социальный работник должен переформулировать для себя проблему в терминах психологических и социальных ме­ханизмов и процессов, установок и мотиваций и т. п.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...