Цели и функции социальной работы в социальной системе ( по Т.Парсонсу – М.Сипорину)
Цели и функции социальной работы
В наиболее общем виде цели социальной работы определяются законодательными актами и нормативными документами. Какого-либо единства формулировок и интерпретаций целей социальной работы, видимо, быть не может. Но если отвлечься от терминологических отличий излишней детализации, то, видимо, в качестве базовых для социальной работы можно признать следующие цели, признаваемые Национальной ассоциацией социальных работников США [354; 359]: 1. Содействовать максимальному развитию способностей и потенциала людей, особенно способностей, связанных с решением проблем и преодолением трудностей, возникающих в процессе жизнедеятельности в обществе. 2. Связывать людей с социальными структурами, организациями и учреждениями, которые могут предоставить необходимые для полноценной жизнедеятельности ресурсы, услуги или возможности. 3. Способствовать эффективной и гуманизированной деятельности социальных организаций и учреждений, обеспечивающих людей необходимыми ресурсами и услугами. 4. Участвовать в определении и совершенствовании социальной политики. Эти цели задают общие направления деятельности социальных работников. В более конкретизированном виде они цели находят свое отражение в программах социальной помощи, деятельности социальных агентств. В процессе социальной работы эти цели могу трансформироваться в набор конкретных задач. В зависимости от того, какой тип задач доминирует в том или ином случае, процесс социальной работы приобретает свои качественные характеристики.
Цели и функции социальной работы в социальной системе (по Т.Парсонсу – М.Сипорину)
Весьма интересно, на наш взгляд, интерпретировал взаимообусловленность целей профессиональной деятельности М. Сипорин [409, p. 33]. В основу своего подхода он положил концепцию «функциональных предпосылок» американского социолога Т. Парсонса, создателя структурно-функциональной теории социального действия. Центральное место в теории социального действия Т. Парсонса занимает понятие «система действия». Под ней Парсонс понимает различные уровни социальной реальности, определенным образом связанные между собой. Он выделяет четыре основные составляющие такой системы: социум, культура, личность, организм. Чтобы каждая из подсистем нормально функционировала, она должна соблюдать ряд функциональных предпосылок. Парсонс выделяет четыре типа функциональных переменных и соответствующих им ценностных измерений [100; 365]: 1. Адаптация системы к внешним воздействиям: способность систем видоизменять структуру в соответствии с изменяющимися внутренними и внешними потребностями. Ценностный стандарт и результат действия этой функциональной переменной — жизнеспособность системы, саморазвитие, компетентность. 2. Интеграция: структурно-функциональная унификация и поддержание бесконфликтного отношения между элементами системы. Ценностный стандарт и результат: цельность, солидарность, взаимозависимость. 3. Воспроизводство структуры и снятие напряжений, поддержание ценностного образца: сохранение интернализованных и институализированных нормативных предписаний и следование им. Ценностный стандарт и результат: стабильность, автономия, самоидентичность. 4. Целедостижение: удовлетворение потребностей системы с использованием внешних объектов с помощь инструментальных процессов. Ценностный стандарт и результат: самореализация, продуктивность. По сути, это инвариантный набор функциональных проблем, которые должны решаться в каждой социальной системе и ее подсистемах.
Деятельность социального работника может быть рассмотрена как оказание помощи личности и социальным системам в решении этих функциональных проблем. Для этого, по мнению М. Сипорина, данный этот набор «функциональных предпосылок» должен воплотиться в целевых установках (или функциях) социальной работы. Такая постановка вопроса дает возможность для теоретически последовательного анализа целей и процесса социальной работы и роли в нем социального работника как агента системных изменений. Процесс социальной работы в данном контексте должен рассматриваться как многомерный феномен, состоящий из субпроцессов, идущих параллельно в каждом конкретном случае или ситуации. Каждой из функциональных предпосылок (в терминах Т. Парсонса) соответствуют характерные направления деятельности социального работника: так функция адаптации системы к внешним объектам достигается через инициирование обучающих, социализирующих и организационных видов помощи; функция интеграции — через координацию и установление каналов коммуникации в общине и обществе; функция воспроизводства структуры и снятия напряжений — через процессы реабилитации (психологической, педагогической или социально-медицинской); функция целедостижения — посредством участия в процессе решения проблем и кризисных ситуаций. Попытаемся кратко представить функциональное содержание каждой из выделенных М. Сипориным целевых подсистем. 1. Социализация и обучение. Будучи соотнесенной с задачами адаптации системы к внешним объектам, данная целевая установка имеет своим результатом компетентность, жизнеспособность системы, развитие и достижение зрелости. С самых первых этапов становления социальной работы как профессиональной деятельности социализация и обучение считались и продолжают считаться поныне одним из основных направлений социальной работы. Еще М. Ричмонд в своей работе «Социальный диагноз», ставшей, по сути, отправной точкой современной социальной работы, рассматривала индивидуальную социальную работу как одну из форм педагогической деятельности. Многие специалисты неоднократно подчеркивали, что, например, групповую социальную работу можно рассматривать как форму организации неформального социального обучения и воспитания [282; 321; 397; 408], а педагогические аспекты социальной работы в общине, в частности, такие как развитие гражданских навыков и социальной компетентности, составляют ее фундамент [208; 265; 279].
Отличительной чертой обучения в контексте социальной работы является то, что предметом обучения здесь выступает сфера социального опыта личности. Социальный работник достаточно редко просто транслирует знания. В его задачу входит помочь человеку понять свою жизнедеятельность как непрерывный процесс обучения и научения. Социальный работник волей-неволей осуществляет педагогические функции в той мере, в какой он помогает людям научиться моделям адаптивного и нормативного поведения. Педагогическая составляющая социальной работы проявляется не только в процессе индивидуализированной работы с людьми, но и в участии социальных работников в различных программах социального и семейного обучения (например, «Школа будущих лидеров для старшеклассников» или «Школа молодых родителей»). Много внимания уделяется участию социальных работников в процессах социализации и ресоциализации. Их роль характеризуется тем, что социальный работник во взаимодействии с клиентом в тех случаях, когда это необходимо, стремится целенаправленно формировать и видоизменять установки или модели социального поведения через организацию процессов формального и неформального обучения, межличностное влияние или консультирование, через создание специальных групп или организаций или посредством выстраивания взаимодействия с уже существующими и установившимися группами (такими, например, как семья, клуб, неформальная группа). Спланированное и обдуманное вмешательство социального работника в существующую систему социальных взаимоотношений индивида или группы или же создание такой системы в рамка конкретной программы помощи может рассматриваться как важнейший фактор в практике социальной работы [409, c. 34].
В последние годы социальные работники все больше используют как средство социализации и ресоциализации различные программы дошкольного и внешкольного обучения и развития, обучения основам семейной жизни, взаимного консультирования и обмена опытом, подготовки к выходу на пенсию и социальной адаптации людей, оказавшихся пациентами закрытых учреждений различного типа (домов престарелых, детских домов и приютов, пенитенциарных учреждений). 2. С функциями интеграции системы соотносятся такие направления деятельности социальных работников, как координация социальных процессов и установление каналов коммуникации в местных территориальных сообществах и обществе в целом. Различные аспекты социально-интеграционной деятельности были также изначально присущи социальной работе. Социальные работники стремились «сократить пропасть между классами, создавая возможность для коммуникации и определенного взаимопонимания между бедными и богатыми в целях развития местных общин и различных программ оказания помощи. Они стремились к тому, чтобы каждый человек чувствовал себя принадлежащим к некоей более широкой общности людей (а не только локальной). Задачи социальной интеграции и в настоящее время остаются приоритетными для социальной работы. Ведь одна из ее профессиональных функций — это содействие укреплению социальных взаимоотношений между индивидами, группами и социальными институтами. Социальная включенность и общественная интеграция есть необходимое условие личностной интеграции, предпосылка индивидуального и социального развития. Имея областью приложения профессиональных усилий социальное функционирование, социальная работа всегда направлена на поддержание или установление баланса между потребностями и возможностями (интересами) человека и его социально-экологической системы. Социальный работник выступает в качестве посредника, связующего звена между индивидом и его социумом, между различными социально-экономическими, этническими и расовыми группами, а также между индивидами в рамках семьи, различных групп, институтов и организаций. Он дает возможность использовать себя, свои знания и умения для поиска взаимоприемлемых решений, достижения консенсуса и развития сотрудничества на основе понимания общественного блага и общих интересов. В качестве посредника он стремится «вдохнуть чувство принадлежности к местной общине в представителей местной бюрократии» и организовать взаимопомощь между людьми [409, p. 50].
3. Еще одно измерение процесса социальной работы, связанное с функцией воспроизводства системы, поддержания ценностного образца и снятия напряжения, составляет реабилитационная и терапевтическая деятельность. Социальные работники всегда стремились помогать людям, оказавшимся в трудных жизненных условиях, с тем чтобы дать им возможность справиться с травмирующими последствиями социальных стрессов и обрести или восстановить свой социальный статус или социально значимую роль в общине и обществе. Необходимость реабилитации и социальной адаптации различных депривированных групп населения, инвалидов и нетрудоспособных, преступников и правонарушителей была и остается одной из причин существования социальной работы. Здесь воплощаются возложенные на социальную работу функции социальной опеки и контроля. Часто реабилитация подразумевает необходимость психологической коррекции и психотерапевтической помощи. Используя широкий арсенал психотерапевтических средств и методов, социальный работник может направлять свои усилия на коррекцию отдельных паттернов поведения или звеньев самосознания, на решение внутриличностных эмоциональных и мотивационных конфликтов. Но при этом, в отличие от традиционных моделей психологической и психотерапевтической практики, социальная работа концентрирует свое внимание на комплексном рассмотрении жизнедеятельности индивида в системе «личность — социальная среда» и соединяет психологическое понимание личности и личностных проблем, ее субъективного мира с социально обусловленной деятельностью по преобразованию объективной реальности. 4. Функции целедостижения. По мнению М. Сипорина, этим функциям социальных систем и связанным с ее реализацией ценностным стандартам — самореализации и продуктивности жизнедеятельности — соответствует целенаправленная деятельность социального работника по разрешению проблем (problem-solving) [409, p. 40]. «Решение проблемы» — довольно широко используемое в социальной работе понятие. Чаще всего им обозначается процесс, в ходе которого социальный работник помогает разрешить те или иные конкретные проблемы (особенно конфликты и кризисные ситуации в межличностной и институциональной среде), возникающие перед индивидом, группой или общиной. Используя свои знания и умения, социальный работник может выступать в качестве эксперта или консультанта в ситуации, требующей активного интеллектуального поиска путей решения. В конфликтных ситуациях в группе или общине социальный работник может принимать на себя роль организатора дискуссии или арбитра в процессах группового поиска решений и достижения соглашения. Работа по разрешению проблемы в том виде, в котором она (проблема) представлена клиенту, заключается главным образом в стимулировании рефлексивных процессов и логического мышления клиента в направлении поиска возможных вариантов решения. Начинается этот процесс с расчленения тотальной проблемы на сегменты прояснения фактов. При этом социальный работник должен переформулировать для себя проблему в терминах психологических и социальных механизмов и процессов, установок и мотиваций и т. п.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|