Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Издательская система в России 1950-80 гг.




Введение

 

Актуальность исследования. Анализ результатов, достигнутых той или иной наукой, традиционно входит в сферу интересов науковедения. Подобные исследования в настоящее время проводятся в циклах естественных, технических и общественных дисциплин, появляется все больше публикаций на эту тему. Изучение проблем книжной культуры на Дальнем Востоке стало закономерным следствием развития отечественного книговедения. Региональная книга становится объектом изучения в период углубления исследований крупных территорий, играющих важную роль в жизни страны.

Степень изученности проблемы. Планомерное исследование историко-книжных проблем ведется не только книговедами, но также историками и филологами (С.И. Гольдфарб, Н.Д. Игумнова, Г.В. Оглезнева, Ф.М. Полищук, Л.Н. Харченко, Л.П. Бердников, А.Б. Шиндина, А.Ю. Бородихин, Н.В. Вишнякова, В.Н. Волкова, А.Г. Минаков, С.А. Пайчадзе, Н.Н. Покровский, А.Л. Посадсков, Е.Н. Савенко, Е.Е. Жебрак, С.М. Нарыжная, Е.Н. Орлова, Т.И. Садохина, Г.Д. Стрельцова).

Источники исследования представлены различного рода материалами, которые можно поделить на несколько групп.

К первой группе источников относятся научные публикации по вопросам книжной культуры, представленные монографиями (индивидуальными и коллективными), статьями в сборниках научных трудов, материалами конференций.

В качестве источников были использованы также библиографические пособия и электронные базы данных. Эти источники позволили получить сведения о перспективных направлениях изучения книжной культуры, об историографии данных проблем, о деятельности Дальневосточного книжного издательства в области формирования спроса на книги.

В целом изучение истории книжных издательств Дальнего Востока еще далеко от своего завершения. Сведения даже о крупнейших издательствах региона приходится собирать буквально по крупицам. Очень мало затронут вопрос об эволюции издательств, недостаточно изучено и взаимодействие в рамках триады «власть-общество-издательства».

Целью данной работы является комплексное изучение истории Дальневосточного книжного издательства.

Для достижения указанной цели решены следующие задачи:

охарактеризована издательская система России 50-80-х гг.;

прослежены особенности формирования основных направлений деятельности Дальневосточного книжного издательства;

освещены проблемы национального книгоиздания;

рассмотрены тенденции издательского бизнеса.

Объектом изучения выступает процесс создания и функционирования Дальневосточного книжного издательства.

Предметом является деятельность Дальневосточного книжного издательства в данном регионе.

Географические рамки исследования: территория Дальнего Востока.

Хронологические рамки исследования: 1945-2010 гг.

Методологическими источниками стали разработки отечественных книговедов. Основополагающее значение имеют программные работы И.Е. Баренбаума, А.А. Беловицкой, И.Г. Моргенштерна и др., в которых изложены концепции книговедения и истории книжного дела как комплексных наук. Определяющее значение для изучения книгоиздания на Дальнем Востоке во второй половине XX - начале XXI в. имела концепция «культурных гнезд» Н.К. Пиксанова, развитая в работах В.Н. Волковой, С.А. Пайчадзе, А.Л. Посадскова и др. кроме того, были полезны работы культурологического направления регионалистики (в том числе исторической регионалистики), изложенные в работах В.В. Алексеева, Д.А. Алисова, Е.Т. Артемова, В.Г. Рыженко и др.

В структурном отношении работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка литературы. Во введении обоснована актуальность темы курсовой работы, цель и содержание задач, обозначаются объект и предмет исследования. В первой главе содержится анализ эволюции деятельности Дальневосточного книжного издательства. Во второй главе дана характеристика деятельности Дальневосточного книжного издательства в 90-х гг. В заключении излагаются выводы, вытекающие из курсовой работы.


Анализ эволюции деятельности Дальневосточного книжного издательства

Издательская система в России 1950-80 гг.

 

В годы Великой Отечественной войны книжному делу был нанесен значительный урон. Если в 1940 г. в стране было выпущено 46 тыс. названий книг тиражом 462 млн. экз., то в 1945 г. - всего 18 тыс. названий тиражом 298 млн. экз. Пострадали издательские, полиграфические и книготорговые предприятия, часть из которых была разрушена, а другие пришли в упадок из-за недостатка финансовых средств, оборудования, кадров и т.д.

Главной задачей восстановительного периода для отрасли книгоиздания было определено резкое увеличение количества выпускаемых книг, чтобы удовлетворить самые насущные потребности коллективных (библиотеки) и индивидуальных покупателей в политической, художественной, учебной, технической, научной книге. Осуществление этой задачи достигалось путем дальнейшей централизации книжного дела, его огосударствления и регламентации.

Организационные основы советской издательской системы претерпели значительные изменения. Существовавший еще до войны ОГИЗ объединял далеко не все издательства, а только ведущие полиграфические предприятия Москвы и Ленинграда. Было признано, что разобщение в руководстве отраслью приводило к дублированию выпуска изданий, трудностям в снабжении предприятий сырьем и материалами, отсутствию единой технической политики в развитии полиграфии, единства в подготовке кадров.

В 1946 г. ОГИЗ стал союзным учреждением, а в 1949 г. был преобразован в Главное управление по делам полиграфии, издательств и книжной торговли, на которое было возложено руководство отраслью независимо от ведомственной подчиненности предприятий. Дальнейшая централизации управления народным хозяйством привела к тому, что Главполиграфиздат в 1953 г. вошел в состав Министерства культуры СССР. Соответствующая реорганизация управления происходила на уровне союзных республик, краев и областей. Система управления отраслью была трехступенчатой: союзный, республиканский, областной (краевой) уровень. Так, например, управление книжной торговлей на союзном уровне осуществляло входившее в Главполиграфиздат Управление книжной торговли. Управление оптовой торговли ведало сбором заказов от книготорговой сети и поставкой книг. В каждой республике, крае, области был создан книготорг, который представлял собой хозяйственно-экономический орган, осуществлявший организацию работы государственной книготорговой сети в данной местности. Книготорги как основной элемент централизованной сети книжной торговли просуществовали до 1990-х годов.

Развитие сети издательств к началу 1960-х годов нашло отражение в том, что выпуском книжной продукции занималось 71 центральное, 259 республиканских и местных, а также сотни издающих организаций министерств и ведомств. Центральные издательства выпускали 25 процентов книг по названиям и 37 процентов по тиражу, ведомственные - 36 процентов названий и 11 процентов тиража. Бурный рост числа издающих организаций имел в послевоенный период и отрицательную сторону. В условиях недостатка бумаги, полиграфических мощностей, квалифицированных издательских кадров увеличилось дублирование и параллелизм в выпуске книжной продукции, снижалось качество редакционной подготовки и полиграфического исполнения. В условиях плановой социалистической экономики, при отсутствии свободной рыночной конкуренции бороться с этими фактами можно было только путем дальнейшей монополизации и регламентации книжного дела страны.

Качество издательской продукции нельзя было улучшить без восстановления и развития полиграфической промышленности. Требовалось не только восстановить разрушенные предприятия, но и обновить машинный парк, обеспечить типографии качественным сырьем, улучшить технологию производства, подготовить кадры работников полиграфии. Для этого были необходимы общегосударственные меры и большие финансовые средства. В начале 1950-х годов было начато строительство крупных полиграфических предприятий, а также фабрик и заводов, поставляющих сырье и материалы для полиграфической промышленности, среди них полиграфкомбинаты в Калинине, Минске, Саратове, Челябинске, Чехове. К середине 1950-х годов полиграфическая промышленность (без ведомственных типографий) насчитывала 4573 предприятия, в том числе 4282 районных и городских, 155 областных и краевых, 117 республиканских и 19 союзных.

Доведение книжной продукции до индивидуальных и коллективных (библиотеки, предприятия и организации) покупателей осуществляла советская книжная торговля. В первые послевоенные годы сеть книготорговых предприятий, так же как издательств и типографий, переживала этап восстановления. В количественном отношении восстановление книготорговой сети завершилось уже к 1948 г., еще раньше (в 1946 г.) был достигнут довоенный уровень товарооборота. К 1949 г. в системе КОГИЗа насчитывалось 3476 книжных магазинов. Разветвленная книготорговая сеть позволила перейти к обновлению помещений книжных магазинов. В 1947-1948 гг. в лучшие помещения были переведены около четырехсот розничных книготорговых предприятий.

В 1960-1980-е годы дальнейшее развитие народного хозяйства, науки и культуры шло на фоне усложнения социально-экономических отношений, накопления противоречий в советском обществе. История книжного дела отражала все особенности политической, экономической, культурной жизни общества. По-прежнему производство и распространение книги рассматривались в СССР как дело партийное и государственное. Господство марксистско-ленинской идеологии приводило ко все большему размежеванию двух культур: официальной и неофициальной. В книжном деле это получило выход в форме преследовавшегося законом бесцензурного издания книг. Успехи в развитии образования, воспитания людей в духе уважения к знаниям и к основному их источнику - книге - приводили к росту спроса на издательскую продукцию. Однако жесткая централизация всего книжного дела и отсутствие конкуренции не давали возможности издательствам удовлетворять реальные потребности населения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...