Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные направления экономической реформы в России.




Национальные особенности России и предшествующее развитие свидетельствуют, что реформирование российской экономики связано с формированием социально-ориентированной смешанной экономики.

Её создание требует реализации следующих основных направлений:

1. Формирование системы рыночных отношений:

1.1. Либерализация цен, хозяйственных операций, внешнеэкономических отношений.

1.2. Структурные преобразования: разгосударствление; приватизация; демонополизация и создание конкурентной среды.

1.3. Институциональные преобразования: создание новой рыночной инфраструктуры; формирование нового законодательства, а также правил и норм, регулирующих поведение субъектов экономики в различных сферах; подготовка кадров для рынка.

2. Формирование социальной ориентации: первоочередные меры помощи бедным слоям населения; создание новой системы социальной защиты.

3. Преобразование структуры народного хозяйства: конверсия; стимулирование прогрессивных отраслей; структурные преобразования отраслей и регионов.

В любом обществе государство по определению должно отражать интересы нации, оказывать содействие, прежде всего, тем хозяйствующим субъектам, экономическая деятельность которых способствует прогрессивному развитию национальной экономики. Не является исключением в этом плане и государство в экономике переходного периода. А так как решение проблем видится в переходе от плановой экономики к рыночной, то и главные усилия направляются именно на формирование товарно-денежных отношений в стране. Однако решение этой задачи не должно быть абсолютизировано, т.е. осуществляться ценой непомерных жертв со стороны широких слоев населения, разрушения экономического потенциала. Создание благоприятных условий для появления рыночных субъектов, развертывание частнопредпринимательской деятельности должно сопровождаться ощутимым положительным социально-экономическим эффектом.

Особая роль государства в переходной экономике также связана и с тем, что у экономических агентов за длительный период существования плановой системы сформировалась устойчивая потребность в подробной регламентации своего поведения со стороны вышестоящий органов. В плановой экономике роль государства состояла в определении, установлении и поддержании определенных пропорций в развитии народного хозяйства, причем не столько стоимостных, сколько натурально-вещественных путем прямых адресных заданий министерств предприятиям с планом распределения готовой продукции потребителям.

Необходимость изменения утяжеленной структуры экономики, стоимостных диспропорций, преобразований собственности – эти и другие процессы е могут произойти автоматически и требуют участия государства.

Переход к рыночным отношениям связан с ликвидацией системы фактически индивидуальных нормативов эффективности для территорий и предприятий, устанавливаемых из центра. Переход к единой системе налогообложения требует выравнивания стартовых условий для предприятий с различным уровнем рентабельности. Отмена прямого финансирования предприятий должна сопровождаться созданием системы частных институтов, имеющих целью осуществление эффективной инвестиционной политики.

Все эти и ряд других причин объясняют особую активную роль государства в переходной экономике как гаранта создания и поддержания равных конкурентных условий для всех экономических агентов.

 

Задание 3. Страны А и В идентичны во всех аспектах, кроме одного: в стране А номинальная заработная плата индексируется исходя из уровня инфляции предыдущего периода, а в стране В этого не делается. Какой стране борьба с инфляцией обойдется дороже? Зависит ли ваш ответ от того, каким образом люди формируют свои инфляционные ожидания?

 

На совокупное предложение решающим образом влияет заработная плата, уровень которой устанавливается в трудовых соглашениях. На темпы роста заработной платы воздействуют темпы роста безработицы и будущей инфляции, относительно которых во время ведения переговоров существуют определенные ожидания. Если безработица выше естественного уровня, номинальная заработная плата будет расти темпами меньшими, чем темпы ожидаемой инфляции, если ниже — то темпами более высокими, чем темпы ожидаемой инфляции.

Для правительства любой страны борьба с инфляцией будет полностью зависеть от того, каким образом люди формируют свои инфляционные ожидания.

Номинальная заработная плата установленная на определенный период трудовыми соглашениями, индексирующаяся исходя из уровня инфляции и меняющаяся в зависимости от уровня безработицы и инфляционных ожиданий приведет к тому, что совокупный спрос через воздействие на изменение заработной платы скажется не только на текущих, но и на будущих объеме производства и ценах. В тех случаях, когда номинальная заработная плата растет в соответствии со статьями трудового соглашения, попытки стабилизировать цены, скорее всего, приведут к потерям в виде снижения объема производства и роста безработицы. Но если рост заработной платы предопределен соглашениями, можно пойти на такое увеличение совокупного спроса, которое необходимо для обеспечения полной занятости.

Система адаптивных ожиданий, присущая стране А, где субъекты формируют свои представления о будущей инфляции исходя из темпов инфляции в прошлом имеет важный элемент в виде принципа ускорения. Если власти пытаются удерживать безработицу на уровне ниже естественного, экономика становится жертвой непрерывного роста темпов инфляции. В длительной перспективе только естественный уровень безработицы согласуется со стабильным уровнем инфляции. Таким образом, можно говорить о том, что для страны А будет не просто сдерживать темпы растущей инфляции и меры по ее поддержанию на одном уровне будут затратные.

Если говорить о стране В, где субъекты формируют инфляционные ожидания, исходя из всей доступной информации и своих представлений о будущей экономической политике и если инфляционные ожидания исходят из рациональных ожиданий, т.е. ожиданий, обращенных в будущее, дилемма "инфляция — безработица" может перестать существовать даже в краткосрочном периоде. Политики могут свести инфляцию к нулю без снижения объема производства и без избыточной безработицы, если они смогут убедить экономических субъектов в необходимости жесткого регулирования совокупного спроса для поддержания стабильных цен. Другими словами, антиинфляционная политика должна получить кредит доверия. Если в стане В данный кредит доверия есть и находится на высоком уровне, то борьба с инфляцией данного государства будет проходить несколько проще, чем в стране А.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...