Н.В. Гоголь. Об архитектуре нынешнего времени (1830)
Готика и псевдоготика. А) Перед Вами 10 фотографий архитектурных памятников. Часть из них сооружена в эпоху готики, а остальные построены в разных странах на протяжении XIX века – времени, когда в Европе не ослабевал интерес к эпохе Средних веков. Подпишите под каждым изображением памятника, к какой из двух эпох (готика или XIX век) он относится.
Всего за часть А – максимум 10 баллов
Б) Сформулируйте, какие черты объединяют памятники эпохи готики и архитектурные сооружения XIX века. Определите, чем готические стилизации XIX века отличаются от памятников средневековой готики. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Всего за часть Б – максимум 10 баллов. Всего за задание 1 – максимум 20 баллов. Готика и романтизм.
Перед Вами два произведения немецкого художника эпохи романтизма К.Д. Фридриха (1774–1840), в образном строе которых существенную роль играет готическое сооружение, и отрывок из статьи Н.В. Гоголя (1809–1852) «Об архитектуре нынешнего времени» (1830), в которой писатель размышляет об особенностях готического стиля.
Какие качества готической архитектуры подчёркивает Гоголь? Какими метафорами он пользуется для её описания? Как, по мнению Гоголя, архитектура готики воздействует на человека и как соотносится с ним? А как воспринимается человек рядом с архитектурными сооружениями на полотнах Фридриха? Какие подобия возникают внутри композиции полотен? В какой контекст художник помещает готическую архитектуру? Какими новыми смыслами наделяются готические постройки в картинах?
Опираясь на эти вопросы и свои наблюдения, напишите небольшоерассуждение (150–170 слов1) на тему «Готическая архитектура в осмыслении эпохи романтизма».
Н.В. Гоголь. Об архитектуре нынешнего времени (1830)
«Не хотелось бы убедиться в этой грустной мысли, но всё говорит, что она истинна. Они прошли, те века, когда вера, пламенная, жаркая вера, устремляла все мысли, все умы, все действия к одному, когда художник выше и выше стремился вознести создание своё к небу, к нему одному рвался и пред ним, почти в виду его, благоговейно подымал молящуюся свою руку. Здание его летело к небу; узкие окна, столпы, своды тянулись нескончаемо в вышину;
1 Здесь указан минимальный оцениваемый объём рассуждения, максимальный объём не ограничен.
прозрачный, почти кружевной шпиц, как дым, сквозил над ними, и величественный храм так бывал велик перед обыкновенными жилищами людей, как велики требования души перед требованиями тела Была архитектура необыкновенная, христианская, национальная для Европы – и мы её оставили, забыли, как будто чужую, пренебрегли, как неуклюжую и варварскую. Не удивительно ли, что три века протекло, и Европа, которая жадно бросалась на всё, алчно перенимала всё чужое, удивлялась чудесам древним, римским и византийским, или уродовала их по своим формам, Европа не знала, что среди её находятся чуда, перед которыми было ничто всё ею виденное, что в недре её находится Миланский и Кёльнский соборы и ещё доныне чернеют кирпичи недоконченной башни Страсбургского мюнстера
Готическая архитектура, та готическая архитектура, которая образовалась пред окончанием средних веков, есть явление такое, какого ещё никогда не производил вкус и воображение человека. Её напрасно производят от арабской, идеи этих родов совершенно расходятся: из арабской она заимствовала только одно искусство сообщать тяжёлой массе здания роскошь украшений и легкость; но самая эта роскошь украшений вылилась у ней совершенно в другую форму. Она обширна и возвышенна, как христианство. В ней всё соединено вместе этот стройный и высоко возносящийся над головою лес сводов, окна огромные, узкие, с бесчисленными изменениями и переплетами, присоединение к этой ужасающей колоссальности массы самых мелких, пёстрых украшений, эта лёгкая паутина резьбы, опутывающая его своей сетью, обвивающая его от подножия до конца шпица и улетающая вместе с ним на небо; величие и вместе красота, роскошь и простота, тяжесть и лёгкость – это такие достоинства, которые никогда кроме этого времени не вмещала в себе архитектура. Вступая в священный мрак этого храма, сквозь который фантастически глядит разноцветный цвет окон, поднявши глаза кверху, где теряются пересекаясь стрельчатые своды один над другим, один над другим, и им конца нет, – весьма естественно ощутить в душе невольный ужас присутствия святыни, которой не смеет и коснуться дерзновенный ум человека» «<…> В готической архитектуре более всего заметен отпечаток, хотя неясный, тесно сплетенного леса, мрачного, величественного, где топор не звучал от века. Эти стремящиеся нескончаемыми линиями украшения и сети сквозной резьбы не что другое, как тёмное воспоминание о стволе, ветвях и листьях древесных».
Каспар Давид Фридрих « Ночь в гавани ( Сёстры )» (1818 ‒ 1820 гг .)
Каспар Давид Фридрих « Руины монастыря Эльдена возле Грейфсвальда » (1825)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|