Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Направления и перспективы развития системы среднего профессионального образования

На современном этапе увеличивается потребность в специалистах среднего звена для развития экономики, повышения технологической культуры производства, обеспечения административно-технической поддержки процессов управления, развития рыночной инфраструктуры, технического, информационного и социального сервиса.

Формированию рыночных отношений в экономике России сопутствуют два основных процесса: децентрализации и централизации образования. Отражением этих процессов являются стандартизация и регионализация образования, которые относятся к определяющим современным тенденциям профессионального образования.

Средняя профессиональная школа обеспечивает получение достаточно доступного и массового профессионального образования, направленного на подготовку специалистов среднего звена, повышение образовательного и культурного уровня личности. В средних специальных учебных заведениях обучаются лица в основном из среднеобеспеченных слоев населения. Это обусловливает необходимость сохранения ведущей роли государства в финансировании среднего профессионального образования.

Подготовка специалистов со средним профессиональным образованием направлена на обеспечение потребностей как федерального, так и регионального рынка труда. Профильная структура среднего профессионального образования, ориентированного на федеральный уровень, должна включать в основном подготовку кадров по целевым федеральным программам для наукоемких и высокотехнологичных производств, для обеспечения федеральных систем инфраструктуры, систем контроля качества продукции, подготовку кадров в области искусства.

С учетом характера и профиля реализуемых образовательных программ и потребностей рынков труда различных уровней часть средних специальных учебных заведений должна находиться в федеральной собственности (и соответственно - на федеральном финансировании), а часть в собственности регионов. С целью упорядочения распределения бюджетного финансирования целесообразно сокращение количества федеральных министерств и ведомств, имеющих в своем ведении средние специальные учебные заведения. Наряду с бюджетным финансированием необходимо предусмотреть развитие многоканального финансирования, в том числе в форме соучредительства образовательных учреждений СПО.

Необходимо осуществить многовариантную интеграцию средних проффесиональных учебных заведений с образовательными учреждениями других типов. Перспективным направлением станет интеграция средних специальных учебных заведений с учреждениями начального профессионального образования и создание на этой базе многоуровневых образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих, переподготовку кадров по широкому спектру специальностей и профессий.

Дальнейшее развитие получит интеграция средних специальных учебных заведений с высшей школой, их включение в состав университетских комплексов (в различных формах, в том числе с сохранением статуса юридического лица). Уже сейчас находит свое продолжение практика создания филиалов вузов на базе средних специальных учебных заведений, что позволит сделать высшее образование более доступным в территориальном аспекте.

В соответствии с особенностями современного этапа и перспективами развития экономики и социальной сферы происходит увеличение потребности в специалистах среднего звена для развития наукоемких и высокотехнологичных производств, обеспечения административно-технической поддержки процессов управления, развития рыночной инфраструктуры, технического, информационного и социального сервиса. Средняя профессиональная школа обеспечивает получение доступного и массового профессионального образования, призванного стать в перспективе обязательным минимумом профессионального образования молодежи.

Совершенствование структуры сети среднего профессионального образования будет осуществляться по следующим направлениям:

Основным направлением будет развитие средних специальных учебных заведений как самостоятельных образовательных учреждений. При этом предполагается оптимизация сети и укрупнение учебных заведений за счет горизонтальной интеграции, создания многопрофильных колледжей (80 % от общей численности учебных заведений). Данное направление актуально прежде всего для ссузов, расположенных в населенных пунктах, где нет вузов и где эти учебные заведения выполняют системообразующую роль и обеспечивают территориальную доступность образования.

Перспективным направлением станет интеграция средних специальных учебных заведений с учреждениями начального профессионального образования и создание на этой базе многоуровневых образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих кадров, переподготовку кадров по широкому спектру специальностей и профессий (25 % от общей численности учебных заведений). Это направление может сочетаться с формированием многопрофильных колледжей.

Дальнейшее развитие получит интеграция средних специальных учебных заведений с высшей школой, включение колледжей в состав университетских комплексов (до 20 % от общей численности ссузов). Найдет свое продолжение практика создания филиалов вузов на базе колледжей, что позволит сделать высшее образование более доступным в территориальном аспекте.

С учетом характера и профиля реализуемых образовательных программ и потребностей федерального и регионального рынка труда 60-55 % средних специальных учебных заведений должно находиться в федеральной собственности (и соответственно - на федеральном финансировании), 40-55 % - в собственности регионов.

Таким образом, мы рассматриваем развитие среднего профессионального образования в трех направлениях:

1. глобальные тенденции развития образования;

2. основные направления реформирования российского профессионального образования;

3. тенденции развития, специфичные для начального или среднего профессионального образования.

1. Среди глобальных тенденцийразвития образования можно выделить следующие:

1. интернационализация и интеграция образования как основные тенденции формирования единого мирового образовательного пространства (МОП);

2. информатизация и экологизация образования, сопровождающие переход стран к постиндустриальному обществу;

3. культурологизация образования как тенденция, связанная с перспективным развитием общества, которое направлено на преодоление общепланетарного кризиса и связывается с концепцией устойчивого гуманистического развития.

Для успеха социально-экономического реформирования России, как никогда ранее, необходимы усилия по активному включению страны в международные связи в сфере образования, в процесс формирования единого мирового образовательного пространства. Фундаментальной прагматической основой вхождения России в МОП является богатейший арсенал отечественной педагогической теории, многовековые тенденции развития гуманистической модели воспитания.

Активному сближению образовательных систем способствуют современныереформистские тенденциив образовании. Одна из глобальных тенденций - движение в сторону совершенствования массового, а не элитарного образования. Речь идет о переходе от образования элиты к высококачественному, элитарному образованию для всех. Именно качественное массовое образование может стать фундаментом нового мировоззрения, адекватного реалиям стремительно меняющегося и все более взаимозависимого мира.

Другая тенденция - существенное усиление в мировом образовании гуманитарной составляющей. Всестороннюю гуманитаризациюможно определить как стратегическую линию развития мирового образования и усиления его интеграции.

В непосредственной связи с гуманизацией образования находится тенденция демократизации, появляющаяся в практических шагах по созданию равных интересов для всех и получении качественного образования, в его растущей дифференциации и индивидуализации как одном из способов удовлетворения разнообразных интересов и склонностей.

Исходя из системообразующей тенденции в образовании, связанной с интернационализацией общественной жизни, можно говорить о глобальных составляющих функциональной грамотности, формирование которых вызвано переходом к постиндустриальному обществу.

Другим феноменом постиндустриального общества является стремление к признанию приоритета интересов личности.

На этом фоне усиливается внимание к процессам социального характера, связанным с деятельностью человека и его жизнеобеспечением. Это происходит в условиях ухудшения мировой экологической ситуации, характеризующейся вступлением в действие факторов глобальных масштабов, затрагивающих жизненные интересы всех народов и требующих их преодоления усилиями всего человечества.

Отсюда важнейшей составной частью функциональной грамотности в глобальном масштабе становится экологическая грамотность, направленная на выживание человека в современных условиях. Естественно, ее содержание связано с состоянием развития конкретной страны.

Экологическая культура рассматривается Б.Т.Лихачевым как главный системообразующий фактор, способствующий образованию в человеке подлинной интеллигентности и цивилизованности.

В то же время, по мнению А.М. Буровского, никакие проекты экологического образования не могут изменить культуру современного общества. Он считает, что на это направлено, так называемое, ноосферное образование, цель которого - сформировать такое понимание мира и человека, в котором человек и мир существуют нераздельно.

Отсюда, с понятием "ноосферы" связывается следующая тенденция, нацеленная на перспективное развитие общества - культурологизация образования.

2. Переход к постиндустриальному обществу сопровождается распространением в последние два десятилетия рыночной экономики - экономики, ориентированной на потребителя.

Формированию рыночных отношений в экономике России сопутствуют два основных процесса: децентрализации и централизации образования. Отражением этих процессов являются стандартизация и регионализация образования, которые относятся к определяющим современным тенденциям профессионального образования.

А.М.Новиков обозначил основные направления реформирования российского профессионального образования как целостной системы, имея в виду четыре основных субъекта, на которые направлены цели профессионального образования: личность, общество, производство и саму сферу образования. Это гуманизация, демократизация образования, его опережающий характер и ориентация на непрерывное профессиональное образование как пожизненное образование человека.

3. И наконец, специфичное развитие базового профессионального образования должно идти с учетом традиций и новых тенденций в сфере труда и видения рабочей квалификации и модели специалиста в России и за рубежом.

Отсюда, мы выделяем два основных направления его развития:

3. сохранение традиционных функций и структур среднего профессионального образования;

4. перспективное развитие и среднего профессионального образования, связанное с внедрением нового.

Говоря о сохранении традиционных функций, мы подразумеваем функции:

· социальной защиты (получение бесплатного среднего профессионального образования детьми малообеспеченных слоев населения) (реализация принципа равных возможностей);

· обеспечение производства квалифицированными работниками и специалистами с традиционными направлениями деятельности.

Перспективное же развитие системы среднего профессионального образования связывается с переменами в образовании и определяется, в первую очередь, развитием (обновлением) ее структуры.

 Так, Международная комиссия ЮНЕСКО видела решение этой проблемы в новом типе образовательного учреждения, проводящем работу по обновлению образования с целью его постоянного реформирования - в центрах по инновациям.

Отсюда, развитие среднего профессионального образования связывается с возникновением и развитием новых типов образовательных учреждений - многоуровневых многоступенчатых многопрофильных: профессиональных лицеев и колледжей как инновационных образовательных учреждений, реализующих в значительной мере основные направления реформирования профессионального образования.

Во-вторых, перспективы развития среднего профессионального образования определяются реализацией в образовательных учреждениях новых требований, предъявляемых к квалифицированному работнику и специалисту в изменяющихся социально-экономических условиях.

Современного работника должны отличать: компетентность; самостоятельность; ответственность и мобильность; системное и аналитическое мышление; информационная, правовая и экологическая культура; предпринимательская и творческая активность; готовность к постоянному обновлению знаний.

Таким образом, большое значение помимо профессиональной компетенции придается развитию надпрофессиональных качеств личности выпускника среднего профессионального образовательного учреждения.

Ориентация на личность обучающегося определяет следующие организационно-педагогические условия развития среднего профессионального образования:

· Мониторинг и прогнозирование изменений в профессионально-квалификационной структуре региона, в содержании образования, востребованности профессий/специальностей.

· Опытная подготовка по новым профессиям/специальностям.

· Реализация личностной ориентации в образовании, создание условий для самоопределения, саморазвития личности обучающего

· Воспитание как средство формирования социально-устойчивой личности учащегося/студента.

· Создание в образовательном учреждении системы, обеспечивающей высокое качество образования.

· Развитие психолого-педагогического сопровождения учащихся/студентов и их социальной поддержки.

Развитие научно-исследовательской деятельности обучающихся как основы для их мотивации к дальнейшему образованию.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...