Тьмы низких истин нам дороже
Нас возвышающий обман... Для некоторых людей истина омерзительна. Поэтому и считается ругательным слово «циник». А ведь это слово произошло от философов-киников, которые проповедовали освобождение от оков социальной обусловленности и призывали честно взглянуть на истинные мотивы своей деятельности. Выдержать испытание правдой может не каждый. «Не любит распутный обличающих его, и к мудрым не пойдет». (Притчи 15:12). Искусство нравиться – это искусство потакать мнению людей о самих себе. «Мы считаем здравомыслящими тех людей, которые во всем с нами согласны». (Ларошфуко). «Это может быть неверным, но общепринятым. Именно это и приносит успех». (Сорас, миллиардер). «По своим прихотям будут избирать учителей». (2 Тим. 4:3).
*****
Еще более глубоко обсуждать категории добра и зла, можно только познакомившись с понятием кармы. Я не буду затрагивать вопрос: «Верите ли вы в реинкарнацию или нет?». Мы просто рассматриваем учение о карме как емкую философскую категорию, в которой непротиворечиво увязываются многие наблюдаемые явления. Несмотря на то, что большая часть западного мира подвержена христианской традиции, в официальной версии которой понятия кармы не существует, все же идеи перевоплощения разделяются значительной частью населения. Каждый человек находит эту идею не только привлекательной, но и согласующейся со многими вещами, которые он наблюдает в реальной жизни и духовных исканиях. Люди задают себе вопросы: «Если есть высшая справедливость, то почему одни исцелились от неизлечимой болезни, другие нет, хорошие люди и даже невинные дети страдают, а негодяи пышут здоровьем; кто-то трудится, как вол, и влачит жалкое существование, а кто-то не напрягается и во всем успешен?» В теории кармических взаимодействий они находят ответы на эти вопросы.
Когда-то давно один древнеримский сенатор произнес: «Верую, ибо нелепо». Перефразируя это известное выражение, имея в виду учение о карме, можно сказать: «Верую, ибо очень разумно». В конце концов, как сказал Вольтер, родиться дважды не более удивительно, чем родиться однажды. Немаловажную роль в широком распространении этого учения играет и то, что мы все очень хотим верить в наше перевоплощение, ведь мы все в камере смертников, и мы все не считаем себя безгрешными. Лично меня с кармическим учением еще в детстве познакомил Владимир Высоцкий: ...Хорошую религию придумали индусы, Что мы, отдав концы, не умираем насовсем. Я от восторга прыгаю, я обхожу искусы, Удобную религию придумали индусы...
Понятие кармы подразумевает перерождение, то есть человек и любое живое существо проживают несколько жизней (по различным учениям от трех до нескольких миллионов). Тело умирает, но бессмертная душа, обогащенная новым опытом, отработав прежние грехи или заработав новые, переселяется в новое тело с новой судьбой. В перерождение верили не только индусы, но и много других народностей в различных точках земного шара. В соответствии с теорией кармической задолженности, каждое существо за свои поступки и помыслы несет ответственность, которая наступает в следующей жизни. А в данный момент всей своей судьбой и всем тем, что с нами происходит, мы отрабатываем прежние задолженности. Карма бывает как положительная (белая, добрая, хорошая), так и отрицательная (черная, злая, плохая). Праведными поступками мы зарабатываем хорошую судьбу, неправедными – плохую. Иногда мы пожинаем последствия своих поступков уже в этой жизни, только позже. Каждый человек рождается в тех условиях и обстоятельствах (в семье, стране, политическом устройстве), где он должен пройти свои кармические испытания. Одновременно с личной кармой он отрабатывает карму той системы, в которой родился. Обстоятельства рождения определяются так, что, отрабатывая личную карму, он вносит свою лепту в отработку кармы своего рода, нации, человечества и всех остальных групп, членом которых он является. Проходя страдания, человек отрабатывает карму и становится лучше, а делая другим добро, заслуживает добро для себя в будущем. Но тут возникает вопрос. Если человек не борется за свои блага, а отдает их другому, то он подпитывает чужой эгоизм, а значит, помогает другому заработать плохую карму. Следовательно, в следующей жизни с ним поступят точно так же. Может, благотворительность следовало бы признать аморальной и запретить, чтобы она не развращала тех, по отношению к кому проводится? Безграничная любовь, как и безграничная власть, развращает людей безгранично. Утешать безутешного, значит, делать ему хуже, ведь «любящий серебро не насытится серебром». Чем больше человеку делаешь, тем больше он будет страдать от недостатка предметов вожделения.
«Как много человеку надо, когда у него все есть!» («Русское радио»). Делая человеку добро, мы освобождаем его от испытаний, лишаем возможности совершенствоваться. Значит, с точки зрения кармы, худшие враги – это друзья, а лучшие друзья – это враги. К лучшим учителям мы всегда неблагодарны, так как они не потакают нашим слабостям, а вскрывают наши недостатки. Именно поэтому маги-воины свободы считают, что враг – это удачная находка, так как он заставляет совершенствоваться. Обычный человек обижается на врагов, маг-воин свободы благодарит их. «Не пренебрегай врагами, они первые замечают твои погрешности». (Антисфен из Афин). «Если увидишь шаолиньского монаха – в любом случае ударь его. Мастеру ты не сможешь причинить вреда, ученик поблагодарит тебя за урок, а лжемонаху так и надо». «Самая опошлившаяся из всех опошлившихся вещей, что причинять боль – дурно», потому что «Ослабляя болезнь, вы ослабили больного, вы не врачи, а шарлатаны». (Ницше). «Повинуйтесь своим господам, но лелейте свою злопамятность, помня, что вы хороши, а они плохи, и вы будете наслаждаться, наблюдая, как они горят в аду», потому что «Все добродетели хотят, чтобы им заплатили». (Ницше). «По ту сторону хорошего и дурного раздается мой смех!» (Ницше).
Так что, если к нам относятся хорошо, надо подумать, полезно ли это для нас. И каковы цели тех людей, которые демонстрируют хорошее отношение. В наших повседневных манипуляциях мы часто играем на чувстве благодарности. Демонстрируя кому-либо свое расположение, мы постепенно начинаем управлять поведением этого человека. Очень трудно не поддаться таким манипуляциям потому, что необходимость платить добром за добро глубоко укоренилась в каждом из нас. Люди боятся показаться неблагодарными, невежливыми или эгоистичными, отказывая навязчивым просьбам подобного манипулятора. Ведь все хотят выглядеть хорошими в собственных глазах. Или возьмите для примера рекомендации японского топ-менеджмента. В состав качеств, по которым оценивается глава японского предприятия, входит готовность оказать любезность или услугу своим служащим. Следует понравиться служащим и завоевать их лояльность. Любая забота вызывает чувство благодарности. Считается, что руководитель многого достиг, если подчиненный приглашает его домой на семейный ужин. Любой руководитель обязательно похвастается этим достижением. Когда начальник постоянно оказывает подчиненным услугу, те чувствуют себя обязанными и готовы пойти за него в «огонь и воду». «Если кто-нибудь сделает нам добро, мы обязаны терпеливо сносить и причиняемое этим человеком зло». (Ларошфуко.) Вообще, в манипуляциях нет ничего плохого, когда знаешь, что происходит манипуляция. В таком случае, это всего лишь взаимообмен, честный акт купли-продажи. Мы даем людям то, что нужно им, а получаем то, что нужно нам. Ведь забота, участие, повышение самооценки или ощущение собственной добродетельности стоят того, чтобы дать за них что-то в обмен. Просто при понимании этого процесса больше шансов, что мы не переплатим. Конечно, доброе поведение не всегда есть результат сознательной манипуляции. «Доброе поведение – это одна четверть стыда, одна четверть страха перед законом или возмездием, четверть тщеславия и еще четверть привычки». «Некоторые считают, что у них доброе сердце, но на самом деле у них лишь слабые нервы». (Мария Эбнер-Эшенбах). «Деликатность – всегда боязливость, на самом деле люди всегда эгоистичны, только боятся свою эгоистичность проявить».
*****
Однажды Бог осуществлял прием душ по поводу перерождения. Сначала к нему попали души оленя и волка. Волк смиренно признался: – Господи, за свою жизнь я убил и съел вместе со своей семьей тысячу зайцев, сто овец и даже трех коров. Сколько жизней мне придется теперь отрабатывать эти грехи? – Создан ты мною так, что без свежего мяса ты бы умер. Ты не убивал, ты выживал, поэтому я освобождаю тебя от грехов твоей жизни. Следующим подошел олень. – Господи, – сказал он, – я питался только травой, в жизни никого не обидел. Теперь я заслужил лучшего рождения? – Ты не прав, олень. За всю свою жизнь вместе с травой ты съел миллион мелких насекомых. За это тебе следовало бы миллион раз родиться насекомым и каждый раз быть съеденным. Но раз я сам создал тебя и не наделил твое тело средствами, чтобы ты отделял траву от насекомых, и не дал тебе ума, чтобы понять необходимость этого, то тебя я тоже освобождаю от грехов прошедшей жизни. Следующими на прием попали вегетарианец и чрево-угодник. – Для того, чтобы ты насытился, было убито сто свиней, тысяча бройлерных цыплят и двадцать бычков, но именно для цели твоего насыщения они и жили. Поэтому весы жизней и смертей уравновешены, и ты освобождаешься от кармических последствий, – сказал Бог чревоугоднику. Затем он обратился к вегетарианцу: – Ты не ел мяса, потому что не хотел убивать и быть причиной чьей-то смерти. Но тебе этого не удалось. Помнишь, когда ты заболел гриппом, ты выпил лекарство и этим убил миллиард живых существ – вирусов, чья вина только в том, что у них нет иной среды обитания, кроме человеческого тела. Само твое существование приносит миллионы смертей ежедневно. Твоя иммунная система убивает миллионы бактерий только для того, чтобы ты выжил. Да и растения, которые ты поедал, живые существа. Ты поедал их плоды и зерна, а ведь это средства размножения. Однако, и ты освобождаешься от кармических последствий, потому что, когда ты умер, твое тело стало пищей для миллионов насекомых, бактерий и растений. В материальном мире все взаимно служит пищей друг другу, выжить и преуспеть можно только за счет других. Нельзя быть царем без подданных, победителем без побежденных, насытившимся без съеденных. Поэтому не пытайся избежать этого закона. Если же ты не ел мясо ради здоровья, то запомни, что понемногу и мясо полезно, а помногу и капуста вредна.
Следующими на прием попали две красивые женщины – гулящая жена и верная. – Одинаковы ваши добродетели и прегрешения, – обратился к ним Господь, – ибо одна из вас удовлетворяла эгоизм чужих мужчин, другая удовлетворяла эгоизм мужа своего, одна страданиями заставляла совершенствоваться чужих мужчин, другая – мужа своего. Поэтому освобождаетесь от кармических последствий жизни своей. Выглянул Бог из приемной, видит – в самом конце очереди сидит мудрец и всех пропускает. – Что же ты не идешь ко мне? – спросил Бог. – Я знаю, что независимо от того, как я прожил жизнь, ты освободишь меня от грехов, потому что человек не может увидеть всех последствий своих поступков. Ведь любой поступок одновременно несет и добро и зло. Все делается по твоему замыслу, так как же ты можешь наказать за то, что я пытался реализовать вложенное тобой? Если ты должен наказать кого-то за зло, следовательно, должен избрать и людей, которые будут орудием твоим в этом наказании. Получается, они должны делать кому-то больно, но ты не можешь наказать их за это, как исполняющих волю твою. Одного я не могу понять. Если ты все равно освобождаешь нас от кармических последствий, потому что не наделил нас полным видением всех вещей, то зачем тогда ты дал людям понятие кармы и греха? – Любое учение не окончательно, это всего лишь очередная ступенька на пути к тому полному видению всех вещей, о котором ты говоришь. Это как плот, который может помочь тебе переплыть реку, но это не значит, что его надо таскать с собой повсюду. Ведь для того, чтобы указать на предмет, нужен палец, но когда стало ясно, о чем идет речь, необходимость в пальце отпадает. Так сказал Бог.
ГЛАВА ПЯТАЯ МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
Самцы любят разнообразие – смысл женской меркантильности – в чем соперничали Фрэнк Синатра и Джон Кеннеди – бриллианты по сравнению с комплиментами – новый религиозный символ Интересная и важная дуальная пара – мужское и женское. Отношения между мужским и женским началом во Вселенной частично олицетворяются в отношениях между мужчиной и женщиной у людей. Ничего нового по этой теме уже не скажешь. Поэтому я лучше ограничусь тем, что проанализирую некоторые интересные высказывания, а также познакомлю вас с исследованиями в области гендерной психологии и социобиологии. Гендерная психология изучает взаимоотношения полов и их психологические особенности, а социобиология пытается найти биологические, заложенные природой, а не воспитанием, причины различного поведения людей в обществе. В том числе причины различий у мужчин и женщин в их отношении к миру. Любой учебник по гендерной психологии я бы начинал с двух маленьких рассказов. Первый описывает результаты научного исследования, а второй является просто притчей. Начнем с науки. Маленьких, недавно родившихся крысят различных полов поместили в клетку. В углу клетки сделали щель, в которую с трудом можно было протиснуться. Каждое животное, которое вылезало через щель, уже не возвращали в клетку, а выводили из эксперимента. В течение нескольких дней половина крысят проявила любопытство и выбралась из клетки через щель. Для этого им пришлось проявить некоторые усилия, так как щель специально сделали достаточно узкой. Оказалось, что среди тех, кто не проявил исследовательской активности и остался в клетке, было 100 % самок, а среди тех, кто искал приключений, было 100 % самцов. Данный опыт показывает, что любое живое существо обладает врожденными поведенческими особенностями, свойственными только их полу. Теперь притча. В одном еврейском селении умирал от старости очень уважаемый человек – мудрец, мистик, целитель. Пришла вся деревня, чтобы помочь ему вылечиться и продлить его годы. Но ничего не помогало: ни лекарства, ни молитвы. Тогда раввин обратился к людям со следующими словами: «Бог поведал мне в молитве, что мы можем сделать только одно. Каждый из нас должен отдать часть своей жизни умирающему и тем продлить время его пребывания на земле. Пусть каждый отдаст столько, сколько сможет». Все любили умирающего человека, поэтому каждый выходил вперед и предлагал часть своей жизни. Один человек сказал: «Год», другой сказал: «Пять лет». Кто-то сказал: «Месяц», кто-то сказал: «Один день». Один купец сказал: «Одна минута». Тогда Мулла Насреддин, который не был евреем, но тоже там был, вышел вперед и сказал: «Двадцать лет…». Никто не мог его понять, никто не мог поверить, что он готов стольким пожертвовать. «Ты с ума сошел», «Что ты делаешь?», «Не будь идиотом». Подобные слова доносились со всех сторон. Наконец, все замолчали и Насреддин смог договорить: «… от жизни моей жены!» (Лавский). Эта притча – необходимое дополнение ко всем произведениям о романтичной любви. Об отношениях мужчины и женщины циник скажет одно, романтик – другое. И оба будут правы. Как и в отношениях любой дуальной пары между мужчиной и женщиной одновременно с бескорыстием существует эгоизм, с притяжением отталкивание, с любовью ненависть, с наслаждением боль. Природа сделала все, чтобы между двумя полами были противоречия. И друг без друга нельзя и рядом невозможно. Сложности их взаимоотношений несут глубокий космологический смысл. Если вспомнить законы: «Подобное притягивает подобное» и «Мысль материализуется», то все, что нас окружает, является отражением нашего внутреннего мира. Поэтому неразрешенные противоречия в отношениях с противоположным полом есть отражение неразрешенных противоречий между женской и мужской энергией во внутреннем мире человека. Если чело-век негармоничен внутри, значит, он будет негармоничен в своих отношениях с реальностью, и будет иметь низкую способность этой реальностью управлять. Отношения с противоположным полом – это главное поле деятельности для гармонизации энергий. Перед тем как начать рассматривать проявления этих противоречий в жизни, надо понять, что мужчины и женщины не лучше и не хуже друг друга; просто они разные, и их описание мира совпадает не больше, чем наполовину. Возьмите тот факт, что физиологическая активность мозга отдыхающего мужчины падает на 70 %, в то время как у женщины – только на 10 %. Это особенно ярко проявляется после секса. Она хочет продолжать общение, он хочет насладиться покоем. В отношении секса много и других несовместимых особенностей. Женщина хочет подготовиться к близости с помощью ухаживаний и предварительной игры, мужчина хочет получить ее как можно скорей. Кто-то сравнил мужчину в сексе с газовой плитой, а женщину – с электрической. Мужчина быстро загорается и быстро гаснет, женщина постепенно разогревается и медленно охлаждается. Много упреков мужчинам от женщин в том, что все они кобели. Природа мужчины требует разнообразия. Оказывается, петух может в сутки совершать до 60 половых актов, но если ему оставить только одну курицу, то после пяти раз он уже не обращает на нее внимания. Подобные результаты получены и при исследовании других животных. Самцов человека можете опросить сами. «Быть женатым на одной женщине противно природе мужчины, быть востребованной для разового применения противно природе женщины. Гарем – единственный компромисс». При опросе молодоженов на вопрос «Чего вы больше всего боитесь в браке?» большинство женщин отвечало: «Измены». Поэтому читать о том, что мужчинам требуется разнообразие, женщинам всегда неприятно. Я понимаю, что в любом приятном чтиве завуалировано потакание. «Мы, женщины, любим честных мужчин, которые честно говорят нам то, что мы хотим от них услышать». Об отношениях мужчин и женщин можно писать по-разному, но никогда это описание не будет удовлетворять всех. Можно писать о любви, как Гюго в «Соборе Парижской Богоматери» или Моэм в «Театре», или Толстой в некоторых местах «Войны и мира». Можно писать как Шекспир, Дюма, маркиз де Сад или как авторы женских любовных романов. А можно представить любовь как психоаналитическое исследование. Такие исследования обычно показывают, что подноготная любви, как и обнаженная душа, – не всегда приятное зрелище. Но надо говорить правду. А она заключается в том, что любой человек имеет множество внутренних взаимоисключающих мотиваций, между которыми происходит борьба. Среди внутренних потребностей мужчины, несомненно, есть потребность в единственной возлюбленной на всю жизнь, но она не всегда преобладает. Точно так же у женщин в различных ситуациях самопожертвование сменяется меркантильностью, нежность – сварливостью, а целомудрие – похотливостью. Если наши возлюбленные не соответствуют желаемому образу, который наш эгоизм создал в нашем воображении, это не повод для обид, но повод совершить усилие над собой, чтобы стать более счастливым. Это повод измениться и вести себя так, чтобы другой человек проявил свои лучшие качества. В этом сложность, но в этом и великий потенциал. Нельзя сказать, что женщины не любят разнообразие, но скорее это элемент самооценки, чем природная физиологическая потребность. Внутреннюю инстинктивную потребность женщины в этом вопросе высказала еще юная Екатерина Вторая: «Превыше всего любовь удовлетворяет тогда, когда уверена в ее постоянстве». Поэтому и привлекателен для женщин институт брака, независимо от того, зарабатывает ли она самостоятельно на жизнь или нет. Замужество и материнство являются важными элементами ее общественного статуса и повышают собственную самооценку. «Смотрите – я на уровне, я не хуже других». Брак демонстрирует всему миру ее женскую ценность через востребованность, обеспечивает постоянство и помогает удержать при себе отца потомства. «Для девушки лучше плохенький муженек, чем хороший дружок». (Сервантес). Не будь института брака, 80 % мужчин не допускались бы к сексу и размножению, потому что второй составляющей инстинкта самки, кроме потребности в постоянстве, является необходимость выбора лучшего самца. Самец отвечает за количество потомства, поэтому только единственным семяизвержением он готов оплодотворить 60–200 миллионов потенциальных яйцеклеток. Именно поэтому природа вынуждает его искать разнообразия. Самка отвечает за качество потомства, поэтому, если ей дано выбирать, она выбирает лучшего. Для этого она инстинктивно заставляет самцов конкурировать. Конкуренция выявляет самца с хорошими генами, которые обеспечат потомству наилучшие способности для выживания. В животном мире это, чаще всего, самый сильный, смелый и активный самец. У человека все не так просто. Физическая сила, как фактор выживания, в социуме стоит далеко не на первом месте. Наибольшей приспособленностью и самым высоким уровнем биологического выживания в современном обществе обладают обеспеченные и высокостатусные мужчины. Именно они являются доминантными самцами. Сознательно женщины могут и не соглашаться с тем, что такие мужчины психологически и биологически более привлекательны для них. Но никто не будет отрицать, что в отношениях полов преуспевающие всегда находятся в более выигрышном положении, независимо от внешности, возраста и интеллекта. Иначе как объяснить результаты любительского эксперимента, поставленного двумя молодыми людьми? Через определенные промежутки времени они послали в раздел знакомств два объявления. В одном они представили соискателя как маленького, лысого и очень обеспеченного мужчину в возрасте сорока пяти лет. В другом – как высокого, спортивного сложения слесаря тридцати лет, проживающего в общежитии. В ответ на первое объявление они получали 400 писем ежедневно и собрали три мешка. По второму объявлению откликнулись только две женщины. Одна – инвалид, другая – проживающая в общежитии и работающая уборщицей мать троих детей. Так было всегда. Люди не изменились, и осуждать инстинкт все равно, что осуждать человека за то, что у него две руки, две ноги, а между ног – половые органы. «Женщина натура поэтичная, а что может быть прозаичней бедности». «Власть и слава возбуждают больше всего». «К числу эрогенных зон следует отнести так же и бумажник». (Я. Ипохорская). «Люблю упакованных мужиков». (Из подслушанного разговора на рынке). Толстый, лысый, кривоногий, но богатый мужик критически рассматривает себя в зеркало. К нему подходит юная красивая жена и говорит: – Дорогой, пойдем в постель. Я так тебя хочу! – Иди дорогая, я скоро приду, – отвечает тот и продолжает рассматривать себя в зеркало. Через пять минут из спальни доносится: – Дорогой, я тебя жду, я соскучилась. Мужик, продолжая смотреть на свое изображение, задумчиво произносит: – Не могу понять, как можно до такой степени любить деньги… Возможно, меркантильность (или практичность?) заложена в женщине как необходимое качество для заботы о потомстве. Не стоит также забывать о женском тщеславии. А может быть, таким поведением они пытаются компенсировать недостаток любви, как это заметил Горький: «Мужчина и женщина, два племени, вечно враждующих…– мягко говорила женщина. – Доверие, дружба и прочие чувства едва ли возможны между мной и мужчиной. Но возможна любовь… а любовь – это победа того, кто любит меньше, над тем, кто любит больше. Я была однажды побеждена и поплатилась за это… Теперь я победила и воспользуюсь плодами победы». («Варенька Олесова»). Но все эти объяснения – ерунда. Мужчины не лучше, и пытаются тоже использовать женщин в своих интересах. Дело не в отношениях полов, а в отношениях людей вообще. Отношения подразумевают взаимообмен. А деньги и материальные блага – не единственная валюта отношений. Кроме них кому-то важен секс, или для кого-то важно избежать статуса одинокого человека. Часто востребована любовь. Каждый пытается взять от другого то, что для него важно. И чем меньше дашь, и чем больше возьмешь, тем выгоднее отношения. Хорошо, когда у тебя есть много того, что ценится. Тогда ты выбираешь среди тех, кто желает это получить. И выбираешь того, кто обладает ценностями, важными сегодня для тебя. Каждый хочет красивых, богатых и дающих любовь. Еще одна интересная особенность заключается в том, что женский разум в силу инстинкта запрограммирован считать более привлекательными тех мужчин, которые проявляют по отношению к ним активность и внимание. Наверное, поэтому представительницы слабого пола любят напоминать, что нет недающих женщин, а есть плохо просящие мужчины. Потребность во внимании, о котором так много говорят женщины, – не каприз, а веление природы. Отсутствие внимания женщина воспринимает как эмоциональную боль, как несуществование. «Нет звука громче, чем молчание телефона». От недостатка внимания жены «пилят» мужей. Если быть до конца откровенным, то у этого, типичного для семейной жизни, явления есть две причины. Во-первых, мужчина ведет себя так, как хотел бы, чтобы вели по отношению к нему. Он хочет, чтобы его лишний раз не трогали и чаще оставляли в покое. Но, в отличие от мужчины, лишний раз не трогать женщину – это еще сильнее ее раздражать. «Женщину гораздо больше мучает не тирания, а равнодушие». (Жан Лакан). Невнимание воспринимается как равнодушие. Поэтому умение быть активным и внимательным могут сделать мужчину привлекательным без больших денег и красивой внешности. – Почему все лысые и маленькие такие активные, энер-гичные и сексуальные? – Им пришлось стать такими, иначе они вымерли бы. Вторая причина, почему жена «пилит» мужа, заключается в том, что женщина сама страдает от многообразия своих противоречивых потребностей. Известно, что мужчина ищет одного в разных женщинах, а женщина хочет совместить разное в одном мужчине. По этому поводу есть шутка. «Как понравиться женщине? Для этого надо: ласкать, хвалить, быть отзывчивым, благоухать, ремонтировать в доме, быть защитником, говорить комплименты, быть опорой, быть кормильцем, утешать, давать деньги, покупать подарки, безумно ее хотеть, не быть навязчивым, нравиться другим женщинам, не хотеть других женщин, шутить, умиротворять, звонить, уметь предвидеть, прощать, сочувствовать, развлекать, очаровывать, делиться сокровенным, развращать, обнимать, умирать за, мечтать о, молиться на, не замечать полноты, не надоедать своим присутствием, быть всегда рядом, быть красивым, быть опрятным, быть умным, быть нежным, быть страстным, быть грубым, быть активным, быть властным, быть послушным. Как понравиться мужчине? Надо предстать перед ним голой». (А. Пиз). Чтобы однажды понравиться женщине, достаточно обладать одним из вышеперечисленных качеств, но чтобы жить с ней долго, желательно обладать всеми, причем одновременно. А так как это невозможно, то и невозможно найти семью, где бы женщина хоть в чем-то не упрекала мужа (или не испытывала бы молчаливого недовольства). Если почитать письма, которые женщины и девушки пишут в журналы, то мы всегда сталкиваемся ни с чем иным, как внутренним конфликтом, причина которого – противоречие внутренних инстинктивных потребностей. «Я не знаю, какие парни мне нравятся. Один мой парень очень добрый и внимательный. Иногда мне это нравится. Но он какой-то стеснительный и все время спрашивает меня, что делать. И я сильно раздражаюсь на это (сохранен язык оригинала – А.Н.). Зато когда около меня останавливаются большие джипы, у меня коленки подкашиваются. Эти парни мне очень нравятся, но я их боюсь. С одним я встречалась. У него таких, как я, было несколько, и все его любили. Меня это тоже злило». Да, нет в мире совершенства. «Посоветуйте, что делать. Человек, с которым я встречаюсь, очень грубо со мной обращается. Иногда мне хочется уйти от него. Но ночью он вытворяет со мной такое, что я готова все простить. А днем я опять страдаю от его грубости. Я его и люблю и ненавижу одновременно». Действительно, страстная любовь – это ловкий биологический прием, уловка эволюции, которая заставляет нас быть с теми, с кем впоследствии очень трудно быть рядом. Проходя этот конфликт, мы становимся более гармоничными, а это и есть развитие. Не следует забывать, что во всем многообразии внутренних конфликтов участвуют не только противоречивые биологические потребности, но и наши, не менее противоречивые ограничивающие убеждения, программы поведения и социальные нормы. Мужчины тоже не так просты, как кажутся. Кроме того, что мужчина любит глазами, в нем есть еще две программы, которые являются следствием его биологической потребности оплодотворить как можно больше самок. Точнее, две стороны одной и той же медали. С одной стороны, мужчина любит охотиться и преодолевать сопротивление, а с другой, – его возбуждает покорность. Несколько афоризмов по первой стороне медали. «Женщина-плебейка хочет выйти замуж за соблазненного ею аристократа, а мужчина прежде всего стремится к победе, подтвержденной актом физического обладания – венцом его торжества. Он самоутверждается через эту победу». (Гитин). При длительной осаде мотивирующим фактором становится уже не желание, а самолюбие. «Женщина сама стремится быть добычей, сама хочет, как писал Ницше, уснуть на груди воина-победителя, который покорил ее, как дикую кобылицу… Без этого требования природы, вместо желанной и трепетной добычи, женщина превращается просто в унитаз для отправления естественной надобности». (Гитин). «Во время таких припадков Жак чувствовал потребность вступить в бой, победить самку, укротить ее, его охватывало извращенное желание закинуть труп женщины себе на спину, как добычу, навсегда вырванную у других». (Эмиль Золя). «Какой-нибудь грязный бродяга, увидев элегантную, хорошо одетую женщину, пахнущую дорогими духами, отлично понимает, что любой контакт с нею, а тем более сексуальный, для него полностью исключен. … и в голове его возникает мстительная мысль победить, унизить ее мужчин, отмстить им и этой холеной самке… Способ мщения до гениальности прост – подстеречь ее в каком-нибудь укромном месте, приставить к горлу лезвие бритвы и… «оприходовать» ее, причем, желательно – для полноты мщения – еще и в рот». (Гитин). А вот покорность без насилия и сопротивления возбуждает по-другому. Сексуальная покорность, продемонстрированная перед мужчиной, вызывает бурю положительных эмоций. Это подтверждение его мужской ценности. Предвкушение беспрепятственного обладания освобождает с помощью каких-то психологических механизмов от неимоверного подсознательного напряжения, накопившегося в каждом мужчине. «Эта хрупкая девушка, эта живая танагрская статуэтка отдалась мне во всей своей невинности, отдалась не сопротивляясь, с покорностью завороженного существа. Мгновение это показалось мне сказкой, настолько оно превосходило самые безрассудные надежды и даже силу желания». Интересно, что большинство мужчин боятся жениться на женщинах, которые показались им слишком доступными. Жизненные наблюдения, однако, показывают, что между доступностью при первых встречах и супружеской верностью в дальнейшем нет никакой связи. И бывшие недотроги часто изменяют мужьям.
*****
Женщина – это один из самых мощных факторов, влияющих на самооценку мужчины. Обладание женщинами – основной показатель в жизненном соперничестве. Иногда это мужчинами и не осознается. Достижения большого количества мужчин питались главной побудительной страстью – желанием нравиться женщинам. Автор многочисленных бестселлеров об успехе Наполеон Хилл считал, что в мире управляют самцы с повышенным уровнем тестостерона, у которых желание сильнее разума. Известно, что друзья с молодых лет – знаменитый актер Фрэнк Синатра и президент США Джон Кеннеди – откровенно соперничали в этой области. Актер значительно опережал будущего президента по количеству девушек и женщин. Наверное, именно соперничество заставляет мужчин так ценить девственность. Обладать и знать, что ты первый помечаешь территорию, – это чистая победа. К этому стремились все. Даже в договоре с Дьяволом, приведенном в одном из средневековых трактатов, в списке земных благ, купленных за душу, предлагалась и любовь девственниц. В отношениях между мужчиной и женщиной эмоциональные составляющие сексуального инстинкта, скорее всего, имеют намного большее значение, чем физиологические. Это опровергает распространенную идею о том, что мужчина эмоционально более примитивен, чем женщина. Он точно так же всем своим существом стремится к любви и эмоциональной близости, только часто ощутить эти чувства он может совсем не от того, от чего их может ощутить женщина. Так же все вышесказанное опровергает мнение, что в отношениях полов действия мужчины в большей мере подвержены влиянию инстинкта, чем действия женщин. Если женщина не соглашается здесь и сейчас, как этого требует инстинкт мужчины, то это не значит, что она более одухотворена. Таково свойство ее сексуального инстинкта – она начинает желать мужчину только после проявления им определенных качеств. Цель такого поведения – эволюция и совершенствование вида. «Женщина – это хитроумное изобретение природы, заставляющее мужчину работать». Не надо забывать, что и женщинам приходится конкурировать. За внимание. За то, чтобы стать той, которая вынуждает конкурировать мужчин. «Женское счастье – лысые подруги». («Русское радио»). У всех свои битвы. Конечно, и женщины иногда вступают в спонтанные и быстрые половые связи. Это не отменяет базовых инстинктивных потребностей. Все зависит от того, под воздействием каких из них женщина в данный момент находится. Во многих животных стаях доминантный самец, одержавший победу в конкуренции, не допускает к своим самкам других, более слабых самцов. Но генетические исследования показали, что слабые самцы иногда являются отцами 30 % детенышей. Как говорится, «не успеешь отвернуться…» А как у людей? Десять лет назад в Англии провели соответствующее генетическое исследование и получили почти аналогичные результаты. Опубликовали их. Отцы резко бросились тестировать своих детей, после чего количество разводов неимоверно возросло. «Женское целомудрие – всего лишь попытка сохранить доброе имя». (Ларошфуко). «Все-таки жаль, что я не мужчина, а то бы шлялась в десять раз больше». (Крупская – Марине Ульяновой. 1899). Примечателен пример психотерапевта Эрнеста Цветкова, приведенный им в книге «Мастер самопознания». «Однажды на прием ко мне пришла женщина с жалобами на чувство угнетенности, подавленности, сниженное настроение. Она рассказала, что страстно хочет выйти замуж и испытывает тягостные переживания по поводу того, что ее стремление оказывается безуспешным, так как не может найти подходящей кандидатуры, хотя партнеров у нее достаточно. Я спросил ее, уверена ли она в том, что стремление к официальному признанию замужней женщины – ее истинное убеждение, на что она не смогла сразу дать ответ, и мы договорились провести эксперимент, в котором бы она приняла на себя роль замужней дамы. После ч
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|