Контент-анализ как социологический метод.
Контент-анализ -(от англ. contens - содержание) - специальный достаточно строгий метод качественно-количественного анализа содержания текстов и документов в целях выявления или измерения социальных фактов и тенденций, отраженных этими текстами и документами, то есть их социальной обусловленности. Контент-анализ (анализ содержания) является наиболее значительным методом сбора и обработки документальной информации и представляет собой формализованный способ исследования, подразумевающий анализ статистических закономерностей частотного распределения смысловых единиц в тексте. В социологии контент-анализ направлен на объективное изучение текстов с целью исследования социальных процессов (объектов, явлений), которые эти тексты представляют. Для понимания специфики контент-анализа важны следующие положения: можно исследовать то, что зафиксировано. То, что не зафиксировано, не существует; имеются только два способа фиксации информации — человеческая память и различные материальные носители (камень, папирус, бумага, компакт-диск и т.д.); для исследования применяют аналитический или статистический метод. Социология исследует информацию, как правило, статистическими методами; статистический метод имеет два варианта — интуитивный и формализованный, использующий специальные методики и математический аппарат; формализованный метод реализуется в двух формах — линейное частотное распределение, показывающее, сколько раз интересующий исследователя признак появился в тексте, и двумерное, подразумевающее поиск взаимосвязи между двумя какими-либо объектами. Контент-анализ основан на формализованном количественном методе, в основном на методе парных распределений признаков в социальном пространстве.
Проведение контент-анализа должно отвечать следующим требованиям: объективность анализа, чтобы различные исследователи, работающие по одной методике с тем же текстом, получали одинаковые результаты; систематичность анализа объекта исследования — выбор сообщений для анализа должен быть основан на строгих формальных признаках, а не наличных пристрастиях исследователя; репрезентативность материалов для анализа, чтобы выводы, сделанные на основании выбранных материалов источника, можно было распространить на все материалы источника; правильность или неправильность количественного анализа (частотность употребления тех или иных элементов текста, корреляционные коэффициенты и т.д.) должна поддаваться проверке на языке математики. Как правило, контент-анализ начинается с выбора: о смысловой единицы — социально-значимой идеи, отображенной в тексте посредством слова, сочетания слов, описания; о единицы счета, отвечающей целям исследования и требованиям достоверности. Так, при анализе прессы за единицу счета можно принять число печатных знаков, абзацев и даже число квадратных сантиметров площади, занятой текстом по изучаемой теме. При использовании контент-анализа составляется бланк кодировки, содержащий систему операционных понятий, единицы анализа и все элементы описания проблемной ситуации. Обычно в бланк вносятся сведения о документе (например, газетной статье) — автор, дата, объем и т.д., число употребления в нем единиц анализа. В социологии, контент-анализ показывает несколько важных характеристик. Во-первых, Райт пишет, что сравнительно легко получить доступ к публикации или источнику, для того чтобы провести исследование. Во-вторых, контент-анализ позволяет строить недорогие репрезентативной выборке.
В-третьих, контент-анализ дает соответствующие количественные результаты, и легко воспроизводимые в различных социальных средах. Таким образом, внешние действия контент-анализа в социологии становятся неоспоримыми. Однако выбранный образец (источник) не всегда является представителем группы населения должны быть исследованы. Контент-анализ делает особый акцент на количественные характеристики человеческих отношений не в состоянии объяснить, качество этих отношений в деталях. Анализируя документы, исследователь может концентрироваться на содержании конкретных сообщений, интерпретируя определенным образом слова, словосочетания, образы. На основе этого можно выявить, например, общие тенденции, которые проявляют СМИ в своем отношении к тому или иному социальному явлению. Такой анализ предполагает наличие у исследователя высокого профессионализма, разносторонней культуры, умения неординарно мыслить, а также глубоких знаний из области истории, этнографии, этики, художественной литературы. Недостатком этого в и да а нал и за является высокая степень субъективности результатов исследования. В качестве примера подобного анализа документов приведем результаты исследования межэтнических отношений в столице, выполненного на основе ряда московских газет за 2006 г. Автор исследования интересовался тем, какой образ москвичей конструируют газеты в массовом сознании горожан. При этом он определял смысл, вкладываемый в местоимение «мы» авторами различных статей. Формально «мы» обозначает «москвичи», но фактически всякий раз в это местоимение вкладывается свое содержание. Анализ прессы показывает, что московские газеты безусловно конструируют в массовом сознании образ: «Мы — полиэтничное сообщество». При этом в прессе представлены две авторские позиции: первая — «Москва полиэтничный город, таким он и должен быть. Мигранты нам необходимы, поэтому мы должны их принимать и уживаться с ними». И вторая — «Москва — это город русской культуры, хотя в нем действительно жили и живут люди разных национальностей и религий. Он и должен оставаться таким, где доминирует русская культура, где сохраняется принятый веками, хоть и модернизирующийся образ жизни, где должна разумно проводиться демографическая политика и где можно обойтись без такого огромного и неуправляемого наплыва мигрантов, да еще и нелегальных». Робкое и неявное признание в СМИ факта, что «Мы — москвичи — это прежде всего русские» и редкое подчеркивание его в московской прессе — один из успокаивающих факторов для населения.
На основании анализа прессы автор делает ряд рекомендаций относительно того, как снизить напряженность в межэтнических отношениях — отказаться от пропагандистских акцентов на разделении граждан по этническому и религиозному признакам; усилить интеграционные моменты в публикациях о московском сообществе; исповедовать общность культурных, гражданских и общественных ценностей; чаще показывать позитивные образы представителей разных этнических групп и т.д. Анализ документов может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими методами. Часто он применяется на подготовительном этапе исследования, а на основе его результатов составляются сценарии фокус-групп, анкеты для экспертных опросов и т.д. Таким образом, анализ документов позволяет прийти к важным содержательным выводам по поводу социальных явлений и процессов, отраженных в документах, а также об изменении отношения в обществе к этим явлениям и процессам. Такой анализ может успешно применяться и для изучения отношения населения к событиям, которые далеко отстоят от времени проведения исследования. Контент-анализ может занять много времени (когда исследователю необходимо анализировать и обрабатывать информацию из многочисленных новостей или телевизионных источников) Контент-анализ подключен к смещения выборки, когда исследователь хочет делать обобщения для артефактов определенного типа (Shortell Если такие артефакты отсутствуют, выбор образца группа становится предвзятым. Наконец, контент-анализ это просто еще один тип статистических исследований, которые предоставляет нам понимание людей социального поведения в данный момент времени он описывает, но не объясняет закономерности социального поведения.
Необходимые условия контент-анализа: -объективность (два исследователя, работающие по одной методике, должны прийти к одному результату) -систематичность (исследователь не может выбрать для анализа только те части текста, которые подтверждают его гипотезу) -научная строгость (обязательное соблюдение этапов исследования и требований к ним) -репрезентативность (ряд анализируемых материалов должен быть характерен для всей реальной деятельности исследуемого источника) -возможность количественного анализа (подсчету в тексте поддается частотность употребления тех или иных элементов, случайность этих употреблений) Стадии контент-анализа: -формулировка проблемы, темы, задач и гипотез исследования -определение категорий анализа -определение единиц анализа и счета -конструирование выборки -разработка кодировочной таблицы (инструментальной сетки) и инструкции кодировщика – основных рабочих документов исследования -анализ текста – заполнение кодировочной таблицы -ввод и обработка данных -интерпретация результатов Категория анализа – аналог социальной проблемы исследования, ее лаконичное и емкое выражение. Категория анализа играет роль вопроса в анкете. В рамках одного контент-исследования может использоваться одна или несколько (система) категорий анализа. Примеры категорий анализа: -расовая (половая, возрастная и т.п.) дискриминация -транслируемые ценности -оперативность СМИ -толерантность -социальная действительность и ее модель в СМИ Единица анализа – лингвистическая единица речи или элемент содержания, служащие в тексте индикатором интересующих исследователя явлений. Сложные виды контент-анализа обычно оперируют не одной, а одновременно несколькими единицами анализа. Существует два основных вида единиц анализа: -единица-признак -единица-фрагмент В случае «единицы-признака» единицей анализа выступает признак материала, характеризующий его в целом: -оперативность -жанр -функциональная принадлежность -отраслевая принадлежность -география материала Подсчет количества (единицы счета) материалов ведется двумя способами: 1) количество, 2) площадь, эфирное время, трафик. В случае «единицы-признака» единицей анализа выступает признак материала, характеризующий его в целом: -оперативность -жанр -функциональная принадлежность -отраслевая принадлежность -география материала
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|