Примерные темы для проведения дискуссии
Дискуссия Дискуссия является одной из наиболее эффективных технологий группового взаимодействия, обладающей особыми возможностями в обучении, развитии и воспитании. Дискуссия обеспечивает активное включение обучающихся в поиск истины; создает условия для открытого выражения ими своих мыслей, позиций, отношений к обсуждаемой теме и обладает особой возможностью воздействия на установки ее участников в процессе группового взаимодействия. Дискуссию можно рассматривать как метод интерактивного обучения и как особую технологию. В качестве метода дискуссия активно используется для организации интенсивной мыслительной и ценностно-ориентирующей деятельности учащихся в других технологиях и методах обучения: социально-психологических тренингах, деловых играх, анализе различных ситуаций и решении задач. В качестве своеобразной технологии дискуссия сама включает в себя другие методы и приемы обучения: “мозговой штурм”, “синектика”, “анализ ситуаций” и т.д. Обучающий эффект дискуссии определяется предоставляемой участнику возможностью получить разнообразную информацию от собеседников, продемонстрировать и повысить свою компетентность, проверить и уточнить свои представления и взгляды на обсуждаемую проблему, применить имеющиеся знания в процессе совместного решения учебных задач. Развивающая функция дискуссии связана со стимулированием творчества обучающихся, развитием их способности к анализу информации и аргументированному, логически выстроенному доказательству своих идей и взглядов, с повышением коммуникативной активности учащихся, их эмоциональной включенности в учебный процесс. Влияние дискуссии на личностное становление студента обусловлено ее ценностно-ориентируюшей направленностью, созданием благоприятных условий для проявления индивидуальности, самоопределения в существующих точках зрения на определенную проблему, выбора своей позиции; для формирования умения взаимодействовать с другими, слушать и слышать окружающих, уважать чужие убеждения, принимать оппонента, находить точки соприкосновения, соотносить и согласовывать свою позицию с позициями других участников обсуждения.
Основные шаги при подготовке к дискуссии: · Выбор темы дискуссии, которая определяется целями обучения и содержанием учебного материала. При этом на обсуждение студентам выносятся темы, имеющие проблемный характер, содержащие в себе противоречивые точки зрения, дилеммы, задевающие привычные установки обучающихся. Целесообразно предложить студентам на выбор несколько вариантов проблем, связанных с конкретной учебной темой. В ситуации выбора происходит принятие студентами темы как значимой для себя, возникает мотивация к ее активному обсуждению; · Тема разбивается на отдельные вопросы, которые сообщаются учащимся. Указывается литература, справочные материалы, необходимые для подготовки к дискуссии. Организуется самостоятельная работа студентов. Примерные темы для проведения дискуссии По разделу 1. Введение в историю как науку. От первобытной эпохи человечества до мировых процессов в ХVII веке. 1. образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе; 2. существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси; 3. исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде; 4. причины возвышения Москвы, политика первых московских князей по отношению к ордынским ханам и правителям других русских земель;
5. роль Ивана IV Грозного в российской истории; 6. попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток; 7. присоединение Украины к России (причины и последствия); 8. фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы.
По разделу 2. Российская империя и Мир в XVIII – нач. XX вв. 1. причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований; 2. сущность политики «просвещенного абсолютизма» и ее последствия; 3. оценка внутренней политики Александра I, Николая I, Александра II, Александра III; 4. характер общественного движения XIX – начала ХХ в. и оценка его роли в истории России; 5. оценка роли России в системе международных отношений в XIX – начале характер национальной политики самодержавия и ее оценка; 6. оценка уровня развития Российской империи в начале ХХ в. По разделу 3. Развитие российской государственности и мировые процессы в 1917 – 1991 гг. 1. причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне; 2.русская культура и первые волны эмиграции: «Философский пароход» и Русское зарубежье; 3. причины свертывания нэпа, 4. оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры; 5. характер национальной политики большевиков и ее оценка; 6. причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И.В. Сталина; 7. оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой; 8. цена победы СССР в Великой Отечественной войне; 9. оценка роли СССР в развязывании «холодной войны»; 10. советская национальная политика; 11. причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева; 12. оценка периода правления Л.И. Брежнева и роли диссидентского движения. По разделу 4. От СССР к России. От биполярности к многополярности мирового порядка 1. причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР; 2. оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия»); 3. причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х гг.;
4. оценка внешней политики России в 1990-е гг.; 5. причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е гг. Приемы, повышающие эффективность группового обсуждения:
· Уточняющие вопросы побуждают четче оформлять и аргументировать мысли (“Что вы имеете в виду, когда говорите, что…?”, “Как вы докажете, что это верно?”); · Парафраз – повторение ведущим высказывания, чтобы стимулировать переосмысление и уточнение сказанного (“Вы говорите, что…?”, “Я так вас понял?”); · Демонстрация непонимания – побуждение учащихся повторить, уточнить суждение (“Я не совсем понимаю, что вы имеете в виду. Уточните, пожалуйста”); · “Сомнение” – позволяет отсеивать слабые и непродуманные высказывания (“Так ли это?”, “Вы уверены в том, что говорите?”); · “Альтернатива” – ведущий предлагает другую точку зрения, акцентирует внимание на противоположном подходе; · “Доведение до абсурда” – ведущий соглашается с высказанным утверждением, а затем делает из него абсурдные выводы; · “Задевающее утверждение” - ведущий высказывает суждение, заведомо зная, что оно вызовет резкую реакцию и несогласие участников, стремление опровергнуть данное суждение и изложить свою точку зрения; · “Нет-стратегия” - ведущий отрицает высказывания участников, не обосновывая свое отрицание (“Этого не может быть”). Оценка студента по проведенной дискуссии:
Эссе. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы. Эссе как «разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций». Сочинение в жанре эссе требует от автора не только умения продемонстрировать «сумму знаний», но и сделать акцент на собственных чувствах, переживаниях, отношении к тому, о чем он пишет, собственной точке зрения. Т.о., для эссе характерны ярко выраженная авторская позиция, искренность, эмоциональность. Жанр дает право на субъективное изложение заявленной проблемы и свободную композицию. Его границы, в общем, размыты. Эссе определяют как записки, наброски, раздумья. Оно обычно имеет небольшой объем. Диалектическое противоречие налицо: художественная форма и аналитическое содержание, субъективная и объективная стороны социального знания.
Работу необходимо начинать с черновика. Листы черновика полезно оставлять наполовину пустыми (широкие поля), писать только на одной его стороне. Поля нужны, чтобы вносить исправления и дополнения в процессе перечитывания и правки первоначального текста. На обороте листа остается место для записи цитат, примеров, конкретизирующих мысль, и пр. Тема эссе – своего рода условие задачи, в которое, чтобы понять, нужно вдуматься. Тема (проблема) эссе, как правило, формулируется так, что предполагает не один «правильный» ответ, а множество решений. Вчитываясь в нее, студент оказывается в том творческом пространстве, которое ею очерчено. Если отдельные слова, мысли (и даже в некоторых случаях формулировка в целом) будут повторены в тексте эссе, то не следует считать это недостатком. Главная задача – понять и раскрыть тему, а не «уйти» от нее. Следующая задача – привести всю информацию в порядок, соотнести с темой, выбрать эффектную цитату, точную мысль, интересный факт, убедительный аргумент. Самые ответственные части работы – вступление и заключение. Вступление фокусирует проблематику эссе, ставит ключевые вопросы, указывает на противоречия, выявляет обществоведческие аспекты темы. Заключением должна стать наиболее яркая мысль, подытоживающая, резюмирующая рассуждения. Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями: 1. Мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов. 2. Мысль должна быть подкреплена доказательствами – поэтому за тезисом следуют аргументы. Аргументы – это факты, явления истории, процессы общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут «перегрузить» изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность. Уверенное владение терминами и понятиями – первичное условие успеха при работе над эссе Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли): Вступление – Тезис, аргументы – Тезис, аргументы – Тезис, аргументы – Заключение Студенты должны помнить о значении выделения абзацев, роли красных строк, логической связи абзацев: так достигается целостность работы. Внимание нужно обратить и на стиль изложения. Специалисты полагают, что должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование «самого современного» знака препинания – тире. Впрочем, стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить. Объем эссе – до 10 страниц машинописного текста или рукописного, но по объему равного машинописному. Почерк должен быть разборчивым и аккуратным. Приводимые в работе цитаты, заимствования, цифровые данные должны иметь ссылки на источники или литературу. Каждая работа должна завершаться библиографическим списком (списком источников и литературы) ГОСТ Р 7.0.5—2008 (подстрочные) Например: Тарасова В. И. Политическая история Латинской Америки: учеб. для вузов. — 2-е изд. — М.: Проспект, 2006. — С. 305—412. или Кутепов В. И., Виноградова А. Г. Искусство Средних веков / под общ. ред. В. И. Романова. — Ростов н/Д, 2006. — С. 144—251. или История Российской книжной палаты, 1917—1935 / Р. А. Айгистов [и др.]. — М.: Рос. кн. палата, 2006. — 447 с. — ISBN 5-901202-22-8.
Оформление эссе производится в соответствие с утвержденной документацией ФГБОУ ВО «ВГСПУ». Эссе должен быть сдано в указанный (определяемый) срок преподавателем исходя из академических часов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|