Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примерные темы для проведения дискуссии

Дискуссия

Дискуссия является одной из наиболее эффективных технологий группового взаимодействия, обладающей особыми возможностями в обучении, развитии и воспитании.

Дискуссия обеспечивает активное включение обучающихся в поиск истины; создает условия для открытого выражения ими своих мыслей, позиций, отношений к обсуждаемой теме и обладает особой возможностью воздействия на установки ее участников в процессе группового взаимодействия.

Дискуссию можно рассматривать как метод интерактивного обучения и как особую технологию. В качестве метода дискуссия активно используется для организации интенсивной мыслительной и ценностно-ориентирующей деятельности учащихся в других технологиях и методах обучения: социально-психологических тренингах, деловых играх, анализе различных ситуаций и решении задач. В качестве своеобразной технологии дискуссия сама включает в себя другие методы и приемы обучения: “мозговой штурм”, “синектика”, “анализ ситуаций” и т.д.

Обучающий эффект дискуссии определяется предоставляемой участнику возможностью получить разнообразную информацию от собеседников, продемонстрировать и повысить свою компетентность, проверить и уточнить свои представления и взгляды на обсуждаемую проблему, применить имеющиеся знания в процессе совместного решения учебных задач.

Развивающая функция дискуссии связана со стимулированием творчества обучающихся, развитием их способности к анализу информации и аргументированному, логически выстроенному доказательству своих идей и взглядов, с повышением коммуникативной активности учащихся, их эмоциональной включенности в учебный процесс.

Влияние дискуссии на личностное становление студента обусловлено ее ценностно-ориентируюшей направленностью, созданием благоприятных условий для проявления индивидуальности, самоопределения в существующих точках зрения на определенную проблему, выбора своей позиции; для формирования умения взаимодействовать с другими, слушать и слышать окружающих, уважать чужие убеждения, принимать оппонента, находить точки соприкосновения, соотносить и согласовывать свою позицию с позициями других участников обсуждения.

Основные шаги при подготовке к дискуссии:

· Выбор темы дискуссии, которая определяется целями обучения и содержанием учебного материала. При этом на обсуждение студентам выносятся темы, имеющие проблемный характер, содержащие в себе противоречивые точки зрения, дилеммы, задевающие привычные установки обучающихся. Целесообразно предложить студентам на выбор несколько вариантов проблем, связанных с конкретной учебной темой. В ситуации выбора происходит принятие студентами темы как значимой для себя, возникает мотивация к ее активному обсуждению;

· Тема разбивается на отдельные вопросы, которые сообщаются учащимся. Указывается литература, справочные материалы, необходимые для подготовки к дискуссии. Организуется самостоятельная работа студентов.

Примерные темы для проведения дискуссии

По разделу 1. Введение в историю как науку. От первобытной эпохи человечества до мировых процессов в ХVII веке.

1. образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе;

2. существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней

Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси;

3. исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских

земель Золотой Орде;

4. причины возвышения Москвы, политика первых московских князей по

отношению к ордынским ханам и правителям других русских земель;

5. роль Ивана IV Грозного в российской истории;

6. попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху

дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток;

7. присоединение Украины к России (причины и последствия);

8. фундаментальные особенности социального и политического строя России

(крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы.

 

По разделу 2. Российская империя и Мир в XVIII – нач. XX вв.

1. причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований;

2. сущность политики «просвещенного абсолютизма» и ее последствия;

3. оценка внутренней политики Александра I, Николая I, Александра II,

Александра III;

4. характер общественного движения XIX – начала ХХ в. и оценка его роли в

истории России;

5. оценка роли России в системе международных отношений в XIX – начале

характер национальной политики самодержавия и ее оценка;

6. оценка уровня развития Российской империи в начале ХХ в.

По разделу 3. Развитие российской государственности и мировые процессы

в 1917 – 1991 гг.

1. причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне;

2.русская культура и первые волны эмиграции: «Философский пароход» и Русское зарубежье;

3. причины свертывания нэпа,

4. оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры;

5. характер национальной политики большевиков и ее оценка;

6. причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И.В. Сталина;

7. оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой;

8. цена победы СССР в Великой Отечественной войне;

9. оценка роли СССР в развязывании «холодной войны»;

10. советская национальная политика;

11. причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева;

12. оценка периода правления Л.И. Брежнева и роли диссидентского движения.

По разделу 4. От СССР к России. От биполярности к многополярности мирового порядка

1. причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР;

2. оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия»);

3. причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х гг.;

4. оценка внешней политики России в 1990-е гг.;

5. причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е гг.

Приемы, повышающие эффективность группового обсуждения:

 

· Уточняющие вопросы побуждают четче оформлять и аргументировать мысли (“Что вы имеете в виду, когда говорите, что…?”, “Как вы докажете, что это верно?”);

· Парафраз – повторение ведущим высказывания, чтобы стимулировать переосмысление и уточнение сказанного (“Вы говорите, что…?”, “Я так вас понял?”);

· Демонстрация непонимания – побуждение учащихся повторить, уточнить суждение (“Я не совсем понимаю, что вы имеете в виду. Уточните, пожалуйста”);

· “Сомнение” – позволяет отсеивать слабые и непродуманные высказывания (“Так ли это?”, “Вы уверены в том, что говорите?”);

· “Альтернатива” – ведущий предлагает другую точку зрения, акцентирует внимание на противоположном подходе;

· “Доведение до абсурда” – ведущий соглашается с высказанным утверждением, а затем делает из него абсурдные выводы;

· “Задевающее утверждение” - ведущий высказывает суждение, заведомо зная, что оно вызовет резкую реакцию и несогласие участников, стремление опровергнуть данное суждение и изложить свою точку зрения;

· “Нет-стратегия” - ведущий отрицает высказывания участников, не обосновывая свое отрицание (“Этого не может быть”).

Оценка студента по проведенной дискуссии:

 

Критерии оценивания ответа Баллы
К1 Раскрытие смысла высказывания/ исторической проблемы  
  Смысл высказывания/исторической проблемы раскрыт. ИЛИ Содержание ответа даёт представление о его понимании  
  Смысл высказывания / проблемы не раскрыт, содержание ответа не даёт представления о его понимании  
К2 Характер и уровень теоретической аргументации
  Тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения, рассуждения и выводы ученых-историков  
  В ответе приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и с другими компонентами аргументации понятия или положения  
  Аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснён; теоретические положения, рассуждения и выводы отсутствуют). ИЛИ Используются понятия, положения и выводы, не связанные непосредственно с раскрываемой темой  
К2 Качество фактической аргументации
  Аргументы, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути темы и свидетельствующие о непонимании используемого исторического, литературного, географического и (или) другого материала, не засчитываются при оценивании  
  Факты и примеры, относящиеся к обосновываемому(ым) тезису(-ам), почерпнуты из различных источников: · (истории, литературы, географии и др.), факты личногосоциального опыта и собственные наблюдения. · используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов Приведено не менее двух примеров из различных источников (примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников).  
  Фактическая аргументация, относящаяся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам), дана с опорой только на личный социальный опыт и житейские представления. ИЛИ Приведены относящиеся к обосновываемому(ым) тезису(-ам) примеры из источника одного типа. ИЛИ Приведён только один относящийся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам) пример.  
  Фактическая аргументация отсутствует. ИЛИ Приведённые факты не соответствуют обосновываемому тезису  
  Максимальный балл  

 

Эссе.

Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы.

Эссе как «разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций». Сочинение в жанре эссе требует от автора не только умения продемонстрировать «сумму знаний», но и сделать акцент на собственных чувствах, переживаниях, отношении к тому, о чем он пишет, собственной точке зрения. Т.о., для эссе характерны ярко выраженная авторская позиция, искренность, эмоциональность. Жанр дает право на субъективное изложение заявленной проблемы и свободную композицию. Его границы, в общем, размыты. Эссе определяют как записки, наброски, раздумья. Оно обычно имеет небольшой объем.

Диалектическое противоречие налицо: художественная форма и аналитическое содержание, субъективная и объективная стороны социального знания.

Работу необходимо начинать с черновика. Листы черновика полезно оставлять наполовину пустыми (широкие поля), писать только на одной его стороне. Поля нужны, чтобы вносить исправления и дополнения в процессе перечитывания и правки первоначального текста. На обороте листа остается место для записи цитат, примеров, конкретизирующих мысль, и пр.

Тема эссе – своего рода условие задачи, в которое, чтобы понять, нужно вдуматься.

Тема (проблема) эссе, как правило, формулируется так, что предполагает не один «правильный» ответ, а множество решений. Вчитываясь в нее, студент оказывается в том творческом пространстве, которое ею очерчено. Если отдельные слова, мысли (и даже в некоторых случаях формулировка в целом) будут повторены в тексте эссе, то не следует

считать это недостатком. Главная задача – понять и раскрыть тему, а не «уйти» от нее.

Следующая задача – привести всю информацию в порядок, соотнести с темой, выбрать эффектную цитату, точную мысль, интересный факт, убедительный аргумент.

Самые ответственные части работы – вступление и заключение. Вступление фокусирует проблематику эссе, ставит ключевые вопросы, указывает на противоречия, выявляет обществоведческие аспекты темы. Заключением должна стать наиболее яркая мысль, подытоживающая, резюмирующая рассуждения.

Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями:

1. Мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов.

2. Мысль должна быть подкреплена доказательствами – поэтому за тезисом следуют аргументы. Аргументы – это факты, явления истории, процессы общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут «перегрузить» изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность. Уверенное владение терминами и понятиями – первичное условие успеха при работе над эссе

Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли): Вступление – Тезис, аргументы – Тезис, аргументы – Тезис, аргументы – Заключение

Студенты должны помнить о значении выделения абзацев, роли красных строк, логической связи абзацев: так достигается целостность работы. Внимание нужно обратить и на стиль изложения. Специалисты полагают, что должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование «самого

современного» знака препинания – тире. Впрочем, стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить.

Объем эссе – до 10 страниц машинописного текста или рукописного, но по объему равного машинописному. Почерк должен быть разборчивым и аккуратным. Приводимые в работе цитаты, заимствования, цифровые данные должны иметь ссылки на источники или литературу.

Каждая работа должна завершаться библиографическим списком (списком источников и литературы) ГОСТ Р 7.0.5—2008 (подстрочные)

Например:

Тарасова В. И. Политическая история Латинской Америки: учеб. для вузов. — 2-е изд. — М.: Проспект, 2006. — С. 305—412. или

Кутепов В. И., Виноградова А. Г. Искусство Средних веков / под общ. ред. В. И. Романова. — Ростов н/Д, 2006. — С. 144—251. или

История Российской книжной палаты, 1917—1935 / Р. А. Айгистов [и др.]. — М.: Рос. кн. палата, 2006. — 447 с. — ISBN 5-901202-22-8.

 

Оформление эссе производится в соответствие с утвержденной документацией ФГБОУ ВО «ВГСПУ».

Эссе должен быть сдано в указанный (определяемый) срок преподавателем исходя из академических часов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...