Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Посягательство на чужую собственность




883. Передают, что Са‘ид ибн Зейд, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если человек насильно присвоит пядь чужой земли, то в день воскресения Аллах обложит его шею пядью семи земель». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

884. Передают, что Анас, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что однажды, когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, находился у одной из своих жен, другая мать правоверных велела своему слуге отнести ему миску с едой. Жена Пророка, мир ему и благословение Аллаха, ударила по ней рукой, и миска сломалась. Тогда он сложил миску по кускам, собрал в нее еду и сказал: «Ешьте!» Затем он вернул слуге целую миску и оставил у себя поломанную. Этот хадис передали аль-Бухари и ат-Тирмизи, и в версии последнего сообщается, что в это время Пророк, мир ему и благословение Аллаха, находился в доме ‘Аиши, да будет доволен ею всевышний Аллах. В ней также сообщается, что он сказал: «Еда – за еду, и посуда – за посуду». Ат-Тирмизи назвал эту версию достоверной.

885. Передают, что Рафи‘ ибн Хадидж, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если человек посеял зерно на чужой земле без разрешения хозяев, то он не имеет права даже на часть урожая, однако его расходы должны быть возмещены». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа, причем ат-Тирмизи назвал его хорошим. Однако есть сообщение о том, что аль-Бухари назвал хадис слабым.

886. Передают, что ‘Урва ибн аз-Зубейр, да будет доволен им всевышний Аллах, поведал о том, что один из сподвижников рассказал, что к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, обратились двое мужчин, которые пререкались друг с другом из-за того, что один из них посадил пальму на земле другого. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, вынес решение, в соответствии с которым земля осталась собственностью ее хозяина, а хозяину пальмы было велено пересадить дерево. При этом он сказал: «За труд человека, который посягнул на чужие владения, ничего не причитается». Этот хадис передал Абу Давуд с хорошей цепочкой рассказчиков. Последний отрывок хадиса также передали ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа со слов Са‘ида ибн Зейда, однако между богословами существуют разногласия по поводу того, есть ли в цепочке рассказчиков хадиса отсутствующие звенья и кто именно из сподвижников рассказывал этот хадис.

887. Передают, что Абу Бакра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что в день жертвоприношения Пророк, мир ему и благословение Аллаха, произнес проповедь и сказал: «Знаете ли вы, какой сегодня день?» Люди ответили: «Аллаху и Его Посланнику это известно лучше!» Он помолчал немного, и сподвижники подумали, что он назовет этот день другим именем, но он спросил: «Разве это не день жертвоприношения?» Люди ответили: «Конечно». Он сказал: «А какой сейчас месяц?» Они ответили: «Аллаху и Его Посланнику это известно лучше!» Он опять помолчал немного, и сподвижники подумали, что он назовет этот месяц другим именем, но он спросил: «Разве сейчас не месяц зу-ль-хиджжа?» Люди сказали: «Конечно». Он сказал: «А что это за город?» Люди ответили: «Аллаху и Его Посланнику это известно лучше!» Он опять помолчал немного, и сподвижники опять подумали, что он назовет этот город другим именем, но он спросил: «Разве это не священный город?» Люди сказали: «Конечно». Тогда он сказал: «Воистину, ваша кровь и ваше имущество также неприкосновенны и святы, как святы этот день, этот месяц и эта земля, и они останутся неприкосновенны до того дня, когда вы встретитесь с вашим Господом. Донес ли я до вас послание?» Люди ответили: «Да». Он воскликнул: «О Аллах, будь свидетелем! И пусть присутствующие оповестят об этом тех, кто отсутствовал, ибо может случиться так, что человек, до которого донесут знание, сможет лучше сохранить его, чем тот, кто услышал его впервые. А когда я уйду, то не возвращайтесь к неверию и не рубите головы друг другу». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.

 

Глава 13

Преимущественное право покупки

888. Передают, что Джабир ибн ‘Абдуллах, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал: «В соответствии с предписанием Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, преимущественное право на покупку распространяется на все, что не было поделено между партнерами. Если же были установлены границы и проложены дороги, то партнер не обладает преимущественным правом на покупку собственности». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и текст хадиса принадлежит аль-Бухари. В версии Муслима говорится: «Преимущественное право на покупку распространяется на все совместное имущество, будь то земля, дом или сад. Человек не может продавать свою долю совместного имущества, пока не предложит ее купить своему партнеру». А в версии ат-Тахави говорится: «В соответствии с предписанием Пророка, мир ему и благословение Аллаха, преимущественное право на покупку распространяется на любую совместную собственность». Рассказчики этой версии хадиса заслуживают доверия.

889. Передают, что ‘Амр ибн аш-Шарид рассказывал, что после торгов Абу Рафи‘ продал свой дом Са‘ду ибн Малику за четыреста мискалей, после чего он сказал: «Если бы я не слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал, что сосед имеет больше прав, чем остальные, то не продал бы свой дом тебе». Этот хадис передал аль-Бухари.

890. Передают, что Анас ибн Малик, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Сосед имеет больше прав на покупку твоего дома». Этот хадис передал ан-Насаи, а Ибн Хиббан назвал его достоверным. Несмотря на это у хадиса есть скрытые недостатки.

891. Передают, что Джабир, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если соседние владения имеют общую дорогу, то сосед обладает преимущественным правом на покупку, и продавец должен дождаться решения своего соседа, даже если он находится в отъезде». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, и рассказчики хадиса заслуживают доверия.

892. Передают, что Ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ущемление преимущественного права на покупку подобно развязыванию поводий». Этот хадис передали Ибн Маджа и аль-Баззар, и в версии последнего также говорится: «Преимущественное право на покупку не распространяется на того, кто в отъезде». Цепочка рассказчиков хадиса слабая.

 

Глава 14

Ссуда

893. Передают, что Сухейб ибн Синан, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Благословения заслуживают три деяния: торговля в кредит, предоставление ссуды и смешивание пшеницы с ячменем для домашнего очага, но не для торговли». Этот хадис передал Ибн Маджа со слабой цепочкой рассказчиков.

894. Передают, что Хаким ибн Хизам, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал о том, что он предоставлял ссуду при условии, что партнер не будет вкладывать его деньги в торговлю живыми существами, а также в морские перевозки и не поселится с ними в долине, где течет ручей, и что он должен гарантировать возврат имущества в том случае, если нарушит одно из этих условий. Этот хадис передал ад-Даракутни, и рассказчики хадиса заслуживают доверия.

895. Передают, что аль-‘Аля’ ибн ‘Абд ар-Рахман рассказывал со слов своего отца, что его дед Йа‘куб аль-Йухани вкладывал имущество ‘Усмана ибн ‘Аффана, да будет доволен им всевышний Аллах, в торговлю, после чего они делили между собой прибыль. Этот хадис передал Малик с достоверной цепочкой рассказчиков.

 

Глава 15

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...