Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приложение 1. Федеральные законы о государственных символах России

Введение

 

Российская государственная символика относится к числу тех проблем, которые еще не так давно казались малозначащими и не вызывали особого интереса у историков. Теперь же, с официальным восстановлением национальных символов России, новые поколения профессионалов и просто любознательных людей все чаще обращаются к истории давно забытых, низвергнутых эмблем и символов. Большой интерес к национальной символике проявляют и представители самых широких слоев общества.

Изучение причин и условий возникновения этих памятников прошлого, их эволюции помогает не только всесторонне представить ход исторического процесса, но и приблизиться к пониманию мировоззрения людей минувших эпох, вплотную подойти к изучению социальной психологии русского общества, его менталитета - вопросам недостаточно изученным и актуальным. Обращение к этой теме, безусловно, имеет также громадное воспитательное значение.

Для любого современного государства его главные символы существуют в триединстве: герб, флаг, гимн. Подобное триединство сложилось в мировой практике и законодательно оформилось в XIX веке (однако это не означает, что государственных гербов или флагов ранее не существовало). Данная работа рассматривает государственные символы России (герб, флаг, гимн), их становление, изменение, связь с аналогичными символами других государств.

В России период утверждения государственной символики был весьма длительным. При великом князе Иване III средневековая Русь обрела свою главную государственную эмблему, воплотившуюся в виде двуглавого орла. Петр Великий закрепил за Россией трехцветный флаг. Национальный гимн появился в эпоху Николая I. Все эти символы российской государственности выражали основные идеи и устремления не только самодержцев и высшего сословия, но и широких слоев российского общества.

Выдающийся русский философ А.Ф. Лосев писал, что символ есть "концентрированное зримое выражение основной идеи явления или понятия, основанное на структурном сходстве символа и этого явления или понятия". Эмблема - это тот же символ, но специального значения, точно фиксированный знак, условно принятый, но общепризнанный. К эмблемам Лосев относит и государственную символику.


Государственная символика России

Герб

 

Герб - (польск. herb, от нем. еrbe - наследство), эмблема, наследственный отличительный знак, сочетание фигур и предметов, которым придаётся символическое значение, выражающее исторические традиции владельца. Гербы подразделяются на следующие основные группы: Г. государственный, Г. земельный (городов, областей, губерний, провинций и др. территорий, входящих в состав государства), Г. корпоративный (средневековых цехов), Г. родовой (дворянских и буржуазных родов). Герб - специфический исторический источник, изучается вспомогательной исторической дисциплиной геральдикой. Г. изображается на знаменах, печатях, монетах и пр., помещается в качестве знака собственности на архитектурных сооружениях, домашней утвари, предметах вооружения, произведениях искусства, рукописях, книгах и т.п.

Древнейшим прообразом Г. были тотемические изображения животных, покровителей племени или рода в первобытном обществе. Зачатки Г. видят в многочисленных символических изображениях, существовавших у народов древнего мира. Непосредственными предшественниками Г. были родовые и семейные знаки собственности ("знамена", "рубежи", "метки" у славян, "тамги" у тюрков и монголов и т.п.). Первыми Г. были эмблемы, постоянно повторявшиеся на монетах, медалях и печатях древнего мира. Уже в 3-м тыс. до н.э. существовал Г. шумерских государств - орёл с львиной головой; известны также Г.: змея Египта, орёл Персии (впоследствии был также гербом Рима), коронованный лев Армении. В Древней Греции были Г.: сова Афин, крылатый конь Коринфа, роза Родоса, павлин Самоса и др. Гербом Византии был двуглавый орёл (заимствованный впоследствии Россией). В средние века возникли сохранившиеся и теперь Г. городов: красная лилия Флоренции, крылатый лев Венеции, ладья Парижа, крест и меч Лондона и др. В большинстве мусульманских стран, где религия запрещала воспроизводить живые существа, для Г. употреблялись узоры, например герб Самарканда; три кольца - герб Тимура. На Руси Г. многих городов имели древние исторические корни. Лев - герб Владимира - был Г. владимирских князей с 12 в. Герб Новгорода с 15 в. символизировал вечевой строй (вечевая степень, т.е. трибуна, и посаднический жезл на ней); в 16 в. республиканская эмблема была заменена монархической: вместо степени стал воспроизводиться трон, вместо жезла - скипетр. Герб Пскова - рысь - изображен ещё в 15 в. на республиканских печатях и монетах этого города. Герб Москвы - всадник, т.е. "ездец", известен с 14 в. Герб Ярославля - медведь на задних лапах, и герб Перми - медведь на четвереньках - связаны с древним культом медведя, в течение многих веков характерным для этих областей, судя по множеству археологических находок. Подобным же образом герб Н. Новгорода - лось - связан с древним местным культом лося: в 18 в. лось был заменен оленем.

Г. дворянских родов в Западной Европе возникли в эпоху крестовых походов (11 - 13 вв.) и были вызваны необходимостью во внешних различиях рыцарей, закованных в доспехи. Г. создавались непосредственно из элементов, составлявших вооружение рыцаря. Следы этого происхождения сохранились в названиях Г. на немецком (Wappen), французском (armes) и английском (arms) языках. Первоначально содержание рисунков на щите рыцарь выбирал произвольно. По мере распространения обычая эмблемы становились наследственными. Источником отдельных дворянских Г. явились эмблемы древних городов. В свою очередь некоторые родовые Г. превратились в Г. феодальных монархий. При смене династий в государственном Г. часто оставались элементы Г. прежде правивших династий. Фамильные Г. буржуазии (без шлема и нашлемника) появились на рубеже 17-18 вв. во Франции, где в фискальных целях была предпринята продажа Г. представителям недворянских сословий.

На иной основе возникли родовые Г. в Польше, где издавна существовали знамена с родовыми знаками, вокруг которых объединялись соседи - землевладельцы в случае военной опасности. Число этих знамён было постоянно, и всякое новое лицо приписывалось к одному из существующих знамён. Эти родовые знаки (в значительной степени общие для всех славянских народов) были подчинены правилам геральдики, проникшей с Запада, и стали Г. польских дворянских родов.

В России первые дворянские Г. появились в конце 16 - начале 17 вв., но широкое их распространение началось на рубеже 17-18 вв. после уничтожения местничества. При Петре I Г. становится необходимой принадлежностью дворянина. С конце 18 в. составлением "Общего гербовника" началась официальная кодификация родовых Г. В Г. русских старинных родов были использованы изображения на печатях удельных князей и на знаменах земель и городов Древней Руси. Г. родов, считавших своих предков выходцами из-за рубежа, были заимствованы из Польши и др. государств. Г. вновь пожалованных дворян составлялись применительно к их чинам и заслугам. В дореволюционной России Г. были у всех губерний, областей, городов, градоначальств, посадов и крепостей.

История российского герба начинается с утверждения двуглавого орла в качестве государственной эмблемы Руси.

Двуглавый орел - один из древнейших в истории человечества символов власти, верховенства, силы, мудрости. Он был известен уже в странах Древнего Востока (VII-VI вв. до н. э). Оттуда он благодаря крестоносцам (по мнению ряда исследователей) попал в Европу (Священная Римская империя), где правители небольших политических образований помешали двуглавого орла на своих печатях (XII-XIV вв), чтобы всеми возможными внешними формами поднять свой престиж. Это сделать было тем более легко, что в сознании средневековых европейцев мир людей был подобен миру животных и птиц: среди зверей царствовал лев, среди птиц - орел, на вершине мира людей стоял король, император или князь. И если формы символов и эмблем императоров, королей уже давно были найдены (по античному образцу они помешали на своих печатях либо тронное изображение, либо свой профиль), то правителям более низкого ранга предстояло еще только отыскать адекватные формы для выражения идеи своей независимости, могущества и причастности к миру избранных. Одной из таких форм и послужил двуглавый орел.

В научных кругах господствует мнение, что двуглавый орел с XIV века утвердился как государственный символ Византийской империи (территория современных Турции и Греции). Однако ряд исследователей (В. Артамонов, Н. Соболева, А. Хорошкевич) считают, что в пределах Византии двуглавый орел не получил геральдического значения. Его изображение не помещалось ни на монетах, ни на печатях. В качестве же герба в Византии с 1327 года утвердилось крестообразное изображение четырех букв В (от слова "Вазилевс", то есть император). Правда, двуглавый орел в Византии выступал символом религиозной власти (его изображение было на знамени вселенского патриарха, а также на знаменах отдельных церковных организаций). Кроме того, изображение двуглавого орла на одежде членов императорского двора служило орнаментальным признаком принадлежности к окружению главы Византии. Эти царственные птицы встречаются и на миниатюрах (увенчанные то одной, то двумя коронами).

Символом государственности и независимости двуглавый орел стал в странах византийского мира, прежде всего православных и в церковном отношении подчинявшихся константинопольскому - вселенскому патриарху. В южнославянских и соседних с ними странах (Сербии, Болгарии, Черногории, Албании, Румынии) он утвердился именно в качестве герба.

Знакомство Руси с двуглавым орлом восходит к XII-XIII векам (он встречается на декоративной плитке этого времени). Затем его изображение исчезает почти на три столетия и вновь возникает уже на государственной печати Ивана III, великого князя владимирского и московского, государя всея Руси. Печать двусторонняя, датируется 1497 годом. На одной стороне ее изображен всадник, поражающий копьем дракона, на другой - знаменитый двуглавый орел.

Как оказались эти эмблемы на великокняжеской печати Ивана III? Конные печати (печати с изображением всадника) получили большое распространение на Руси еще в домонгольский период в удельных княжествах (начало XIII в). Удельные князья считали необходимым иметь на своих печатях хранителя, святого патрона. Поиски точного прообраза русских конных княжеских печатей пока безрезультатны. Ряд исследователей склонны считать, что они заимствованы из Европы. Там конные печати широко распространились с середины XI века. Но европейский всадник был светским и олицетворял на печати конкретного главу государства. На Руси же, как уже отмечалось, изображение всадника представляло собой святого воина, патрона князя. В литературе и искусстве средневековой эпохи всадник ("ездец"), поражающий копьем дракона, предстает в образе Георгия-змееборца. В народном творчестве - как храбрый Егорий-воин, защитник от сил зла. Московские князья присваивали собственным персонам не только деяния святого воина, но и его внешний вид: на монетах удельного периода рядом с всадником, поражающим дракона, стоят буквы "К", "К-Н" - "князь". Таким образом, известные нам факты позволяют утверждать, что выбор Иваном III эмблемы всадника для своей печати не был случаен, а напротив, вполне естественным и логичным. Тем самым подчеркивалась древность происхождения великокняжеской московской власти.

Еще более дискуссионным является вопрос: откуда взялся на Руси образ двуглавого орла? В течение очень долгого времени считалось непреложным мнение известного русского историка, автора "Истории государства Российского" Н.М. Карамзина о заимствовании двуглавого орла из Византии (где он якобы считался государственным символом). Произошло это в результате женитьбы в 1472 году Ивана III на племяннице последнего византийского императора Софье (Зое) Палеолог. Этой традиционной версии сегодня придерживаются многие представители научных кругов, российских официальных правительственных структур, а также любители-краеведы, занимающиеся историей геральдики России. В то же время целый ряд авторов современных публикаций (В. Артамонов, Н. Соболева, А. Хорошкевич) подвергают аргументированной критике эту популярную точку зрения. При этом выдвигается другое мнение: наш, "русский", двуглавый орел был принят в качестве герба по образцу не Византийской, а Священной Римской империи. Тем самым Иван III хотел как бы уподобить свое могущество величию императора этой державы. Русь заимствовала имперский дипломатический протокол. Сам государь всея Руси имел контакты с императорским двором. Примечательно и то, что изображение орла на печати Ивана III обнаруживает наибольшее стилистическое сходство с габсбургским орлом, ставшим имперским государственным гербом в 40-е годы XV века. Однако и у этой точки зрения есть уязвимые места.

Существует также так называемая "южнославянская теория", согласно которой знакомство с двуглавым орлом на Руси могло происходить и при посредничестве южнославянских государств (как известно, облик орла был положен в основу их национальных гербов). Однако реальных следов подобного воздействия пока не обнаружено.

Говоря о предыстории происхождения изображения двуглавого орла на государственной печати Руси в конце XV века, нельзя забывать и о более ранней русской традиции - одноглавом орле владимиро-суздальских соборов, одноглавом орле - эмблеме московской власти на печатях Великого Новгорода XV века. Однако и эта традиция, названная нами выше "русской", возможно, тоже является общеевропейской, так как указанные орлы имели много сходства с современными им европейскими.

Таким образом, вопрос о происхождении двуглавого орла на государевой печати Ивана III пока остается открытым. К сожалению, остается пока гадать и о том, какой именно смысл вкладывали наши далекие предки в изображение двуглавого орла, представленного в фас. На этот счет также существует ряд предположений. Это двуглавие было символом соправления в канун венчания на великое княжение преемника Ивана III Дмитрия-внука (как это бывало в византийской практике). Или двуглавие обозначало претензию Ивана III на земли всей Руси (то есть Руси Северо-Восточной и Северо-Западной, к тому времени уже объединенной под его властью, и Руси Западной и Юго-Западной, входившей в состав Великого княжества Литовского). Возможно также, что двуглавие орла закрепляло свершившееся в 70-е годы XV века объединение Московского княжества и Новгородской феодальной республики, после чего Иван III мог с полным правом именоваться государем всея Руси.

Так или иначе, но общегосударственная печать 1497 года свидетельствует о том, что к этому времени сформировалась в основных чертах концепция власти московского великого князя. Изображенные на ней эмблемы подчеркивали, с одной стороны, древность происхождения власти Ивана III, а с другой - знатность русского государя. Они отвечали политическим устремлениям великого князя (внутригосударственным - объединение русских земель вокруг Москвы, упрочение государственного единства, и внешним - выдвижение Московского государства на международную политическую арену). Эти две эмблемы использовали все последующие государи для своих печатей, они же вошли и в российский государственный герб.

В течение XVI-XVII веков происходил динамичный процесс формирования государственного герба, утверждения важнейших его элементов. С 1583 год на большой государственной печати изображается двуглавый орел, на груди которого - всадник, поражающий копьем дракона. В 1625 году на печати впервые появился двуглавый орел, коронованный не двумя, а тремя коронами. Это изображение с 1645 года переходит на большую государственную печать. Толкование смысла орла под тремя коронами содержится в тексте "Славянской библии", изданной в 1663 году: "... Тремя венцами орел восточный сияет, Веру, Надежду, Любовь к Богу являет, криле простер, объемлет все мира конца, север, юг, аж до запада солнца, простертыми крылами добре покрывает... ". В 1654 году впервые двуглавый орел под тремя коронами изображен с символами власти - скипетром и державой в лапах. В 1667 году для скрепления Андрусовского договора с Польшей была сделана печать с изображением на ней государственного герба. Таким образом, в XVII веке после эпохи смутного времени окончательно утверждается тип российского герба - двуглавый орел с тремя коронами, скипетром и державой в лапах, на груди которого расположена фигура всадника, поражающего копьем дракона. Как свидетельствуют многочисленные памятники культуры XVII века, двуглавого орла того времени изображали, как правило, золотым на красном или белом поле. Это цветовое сочетаний приобретает государственный характер: красный (пурпурный) цвет считался царским, и его использование строго регламентировалось; золотой цвет - неизменный символ вечности, постоянства.

В эпоху Петра I (первая четверть XVIII в) государственный герб страны дополняется новыми символами. Меняется и раскраска герба: орел изначально становится черным, а фон - желтым. Это были характерные имперские цвета. Такое их сочетание существовало на гербах бывшей Римской империи и присутствовало на гербе Австрийской империи. Появление же их на российском гербе было непосредственно связано с введением Петром титула императора и провозглашением им России империей. Изменяется в это время и трактовка всадника, поражающего змея. Он перевоплощается в образ святого Георгия Победоносца - один из древнейших символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества. Вокруг щита с этим символом устанавливается цепь со знаком ордена св. Андрея Первозванного (первый военный орден, учрежденный в 1699 г). В довершение к этому двуглавый орел теперь увенчан императорскими коронами.

До середины XIX века существенных изменений в российском гербе не было сделано. По в 1856 году по инициативе управляющею Гербовым отделением Департамента герольдии Бернгарда Кене (выходца из Германии) произошла настоящая "гербовая" реформа: российский герб подвергся коренной переработке. Как же он выглядел после "модернизации"? По оценке современных специалистов, это было огромное, весьма сложное и громоздкое, нелепое сооружение. В центре располагался двуглавый орел, каждая голова его несла по короне, а третья большая корона возвышалась над первыми двумя. На груди орла находилось изображение св. Георгия Победоносца, поражающего копьем дракона. Орел помещался на фоне геральдического щита, который держали главы небесного воинства - архангелы Михаил и Гавриил с крестом и мечом. Фоном для щита, увенчанного императорской короной, служила "сень" мантия, соединенная со шлемом св. Александра Невского. Над ним громоздилась еще одна корона, а над нею - хоругвь (знамя) с полным повторением всех описанных ранее изображений: и короны, и мантии, и архангелов, и щита, и орла, и всадника. Венчал хоругвь восьмиконечный крест - символ православия. Идею государства, эмблемой которого должен был служить герб, передавала надпись: "С нами Богъ". Этот же девиз повторялся и на шлеме Александра Невского, и на хоругви.

Имперскую идею выражали не только изображения в центре герба, но и по его бокам, где располагались эмблемы земель, входивших в Российскую империю. Внизу под силуэтом орла помещался родовой герб Романовых. В целом герб изобразительными средствами передавал многосоставный и неудобопроизносимый титул русского царя: "Божиею споспешествующею милостию мы, Александр II, император и самодержец всероссийский, московский, киевский, владимирский, новгородский, царь казанский, царь астраханский, царь Херсонеса Таврического, царь грузинский, государь псковский, и великий князь смоленский, литовский, волынский, подольский и финляндский, князь эстляндский, лифляндский, курляндский и семигальский, самогитский, белостокский, корельский, тверский, югорский, пермский, вятский, государь и великий князь Новгорода Низовские земли, черниговский, удорский, рязанский, полотский, ростовский, ярославский, белозерский, удорский, обдорский, кондинский, витебский, мстиславский и всея Северныя страны повелитель, и государь Иверския, Карталинская и Кабардинския земли и области Арменския, черкасских и горских князей и иных, наследный царь и обладатель, наследник норвежский, герцог шлезвигголстинский, стормарнский, дитмарсенский и ольденбургский и проч. и проч.". Таким образом, герб 1856 года должен был передать все нюансы титулатуры императора, самодержца, царя, государя, великого князя, повелителя, наследника, герцога и подчеркнуть его власть над 50 различными землями. Под этим имперским гербом Россия прожила с 1857 по 1917 год, до падения романовской династии. Внешний вид его все это время практически не менялся.

После февральской революции Временное правительство внесло изменения в существовавший государственный герб. Газета "Речь" 29 апреля 1917 года писала: "Юридическое совещание, рассмотрев вопрос о дальнейшем употреблении знака Государственного герба, признало, что двуглавый орел не связан ни с династией Романовых, ни с каким-либо определенным государственным строем... а потому с удалением с него титульных гербов, а равно эмблем монархического характера... орел может быть принят для употребления как герб свободного Российского государства". Так имперский герб оказался значительно "разгружен": были убраны короны, скипетр, держава, гербы царств и земель (в том числе и московской), орденская цепь. За образец был взят орел с печати Ивана III, он изображался с опущенными крыльями, под орлом, в картуше (в овале), помещалось изображение здания Таврического дворца, котором заседала Государственная дума.

В таком виде он просуществовал до октябрьских событий 1917 года, некоторое время сохранялся при новой власти, а в апреле 1918 года упразднен.

Государственный герб СССР, официальная эмблема Советского государства установлен Конституцией СССР (ст.143). Представлял собой серп и молот на земном шаре, изображенном в лучах солнца и обрамленном колосьями, с надписью на языках союзных республик: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!", наверху герба - пятиконечная звезда.Г. СССР символизировал основу общенародного государства - союз рабочих и крестьян, добровольное объединение равноправных союзных республик в едином союзном государстве, равноправие социалистических наций, и выражал идею интернациональной солидарности народов СССР с трудящимися всех стран.

Первый Г. г. СССР был утвержден ЦИК СССР 6 июля 1923, описание его было закреплено в Конституции СССР 1924. В 1923-36 надпись "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" делалась на 6 языках (по числу союзных республик, образовавших в 1922 Союз ССР); с изменением числа союзных республик надпись давалась в 1937-46 на 11 языках, в 1946-56 - на 16, с 1956 - на 15 языках. Государственные гербы имели все союзные республики, описание гербов содержалось в Конституциях соответствующих республик. Основными элементами республиканских гербов являлись символ трудового союза рабочих и крестьян - скрещивающиеся серп и молот, и надпись на языке союзной республики: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!". Кроме того, в государственных гербах союзных республик были отражены национальные особенности (природы, хозяйства и т.д.) соответствующих республик.

После распада СССР возникла необходимость создания новой государственной символики, отражающей идею нового государственного строя.30 ноября 1993 года президентским Указом был утвержден государственный герб Российской Федерации. В специальном Положении содержится его описание: "Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите; над орлом - три исторические короны Петра Великого (над головами две малые и над ними - одна большого размера); в лапах орла - скипетр и держава; на груди орла на красном щите - всадник, поражающий копьем дракона".

Так с утратой прежних символов в стране начала официально устанавливаться историческая символика Российского государства. В современном российском гербе воспроизведены основные элементы государственного герба дореволюционной России: двуглавый орел, короны, скипетр, держава, всадник. Вместе с тем он не является копией герба Российской империи.

При выборе современного российского герба за основу был взят не последний герб Российской империи образца 1856 года, в котором слишком много "имперской" символики, не российский герб, утвержденный Временным правительством (с изображением двуглавого орла эпохи Ивана III), а тип герба, окончательно утвердившегося в XVII веке, после Смутного времени.

Постараемся дать толкование государственного герба Российской Федерации с поправкой на нашу эпоху, современность. Как мы уже знаем, полностью соответствует исторической традиции использование на гербе золотого и красного цветов. Красный цвет традиционно толковался на Руси как энергия, сила, кровь, пролитая за Отечество. Слово "красный" при этом тесно связывалось по своему смыслу со словами "красивый", "торжественный" (именно с этими значениями родственно название и Красной площади). Сочетание указанных цветов позволяет аргументировано возразить тем, кто голословно обвиняет российские власти в механическом "восстановлении имперской символики" (хотя, как известно, имперские цвета иные).

Двуглавый орел был и остается символом власти, верховенства, силы, мудрости (власть должна быть твердой и мудрой). Три короны, возможно, и выглядят на современном гербе архаично, но отнюдь не являются символами монархии. На гербе Польши, Венгрии - королевские короны, на гербе Финляндии - великокняжеская. И это не более чем дань истории - с одной стороны и повод для символических переосмыслений - с другой. На Российском гербе короны можно трактовать как символы трех ветвей власти - исполнительной, законодательной и представительной. Скипетр, первоначально символизировавший ударное оружие, бдительность и отстаивание государственной независимости, в наше время символизирует на гербе защиту суверенитета как всего Российского государства, так и его отдельных территорий, федеральных республик. Держава, введенная в царский обиход Борисом Годуновым, которая называлась в ту пору "яблоком", является символом единства, целостности государства. Изображенный на красном щите всадник, поражающий змея, св. Георгий Победоносец (хотя в описании современного герба он таковым не называется), - это символ борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества.

Таким образом, существующий ныне герб Российской Федерации не отражает каких-либо идеологических, классовых, религиозных, "имперских" устремлений. Он строго соответствует исторической традиции и олицетворяет силу, мощь, независимость, единство и суверенитет Российского государства.

Флаг

 

Флаг государственный, официальный отличительный знак государства, описание которого устанавливается законом (как правило, конституцией). Является символом суверенитета государства.

Флаг (Flagge) - слово немецкого происхождения. Описание флага содержится в "Толковом словаре русского языка" С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова: "Прикрепленное к дереву или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов, часто с эмблемой". Флаги бывают самые разные: государственные, военно-морские, торговые, сигнальные и др.

Флаг - один из важнейших символом государства, он выразитель функционирования единого государства, его независимости, суверенитета. Ему присуща историческая преемственность, и он служит узнаваемости того или иного государства, Российский бело-сине-красный флаг на рубеже 80-90-х годов XX столетия стал символом возрождения суверенитета России, ее независимости и самостоятельности. Ранее практически неизвестный общественности (за исключением историков, специалистов и любителей российской геральдики), он снова вернулся к нам 12 марта 1989 года в ходе несанкционированных митингов в Москве и Ленинграде, которые были посвящены годовщине февральской революции. И хотя "царское", "монархическое", "самодержавное" знамя тут же срывалось властями, каждая новая демонстрация поднимала все большее количество трехцветных полотнищ.

5 ноября 1990 года правительство РСФСР приняло решение создать новую российскую символику. Известные события 19-21 августа 1991 года "подтолкнули" общественность и руководство России к принятию конкретных мер по возрождению национальных символов, в частности, российского трехцветного флага.21 августа 1991 года Чрезвычайная сессия Верховного совета РСФСР постановила: "Считать исторический флаг России - полотнище из равновеликих горизонтальных белой, лазоревой и алой полос официальным национальным флагом Российской Федерации". Государственный же статус этот флаг приобрел после Указа Президента "О Государственном флаге Российской Федерации" от 11 декабря 1993 года. Отныне он символизирует уже не ту или иную нацию или народность, но политический институт - Российское государство, в котором существуют самые различные народности. В специальном Положении говорится, что "Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к его длине - 2: 3".

Когда появился российский трехцветный флаг? Как он утверждался в качестве государственного и национального флага? Почему нашему флагу присущи именно белый, синий и красные цвета? Что они обозначают? Чтобы ответить на эти и другие вопросы, необходимо обратиться к истории российского флага.

Пока на Руси не было единого государства, не могло существовать и государственного флага. С образованием к IX веку славянских княжеств с центрами в Пскове, Полоцке, Смоленске, Чернигове и других городах стали возникать и первые предшественники флагов - стяги, символы княжеской власти. Стяги представляли собой длинные шесты, на верху которых укреплялись древесные ветви, пучки трав, конские хвосты. Затем для стягов стали использовать большие куски тканей яркого цвета в форме клина. Во время сражения стяги находились на самом заметном месте, чтобы их мог видеть каждый ратник. Вокруг стяга сосредоточивались лучшие формирования обороны. В стяговики (воины, носившие и охранявшие стяги) обычно выбирали богатырей, наиболее сильных, смелых, достойных мужчин. Не случайно самые жаркие схватки происходили именно на месте нахождения стяга. Сражающаяся сторона стремилась в первую очередь сбить стяг противника. Падение стяга, сбитого неприятелем, приводило к замешательству войска и обычно заканчивалось его поражением.

После введения христианства на Руси на стягах стали изображать крест Господень и они приобрели значение святыни. В конце XIV века на русских стягах появляется лик Спасителя, что отражало определенную ступень объединения русских племен вокруг символа христианской веры. В сентябре 1380 года на Куликовом поле на великокняжеском стяге красного цвета был изображен Иисус Христос. В древнейшем документе "Поведение и сказание о побоище Великого князя Дмитрия Донского" стяг впервые называется "знаменем". А к началу XVII века имя стяг окончательно заменяется словом "знамя".

XVII век стал временем, когда на знаменах перестают изображать иконописные сюжеты. Начало этому положил царь Михаил Федорович, при котором в 1614 году войску Донскому было пожаловано знамя с изображением двуглавого орла. На груди царственной птицы размещался Георгий Победоносец на коне, колющий копьем змия. Появление на знамени герба свидетельствовало о высокой степени централизации государства, которая еще более усилилась в царствование Алексея Михайловича. Значение государственного приобрело династическое романовское знамя - "гербовное" (гербовое). Царские знамена поражали своими размерами. Например, белое шелковое, с алой каймой знамя царя Алексея Михайловича с золотым орлом, на груди которого был изображен "царь, колющий копьем змия", имело поверху длину 4 метра. Возможно, считает ряд исследователей, уже в XVII веке гербовое знамя считалось главным знаменем России: оно выносилось во время торжественных государственных и церковных церемоний, а в походе означало присутствие царя в войске.

Белый, синий и красные цвета появились как основа государственного флага не вдруг и не сразу. В стягах и знаменах русских князей и царей всегда присутствовали в том или ином сочетании, вместе или порознь белый, красный и синий цвета. Как уже упоминалось, на Донском побоище у князя Дмитрия Донского был багряно-красный флаг. Малиновое знамя с изображением "Всемилостивого Спаса" вдохновляло русское войско на последний победоносный штурм Казани в 1552 году, которым руководил, как известно, сам Иван Грозный. Под этим же знаменем были совершены в 1687-1689 годах походы под руководством В.В. Голицына против Крымского ханства - последнего оплота Золотой Орды. Малиновым было и воеводское знамя князя Дмитрия Пожарского, объединившего соотечественников против иноземных захватчиков в "смутную" эпоху.

Наряду с красными цветами широко распространенными были синие и белые. Значительно реже встречались желтые, коричневые и зеленые (как правило, они использовались на знаменах полков иноземного строя).

Отчетливо государственное значение красный, синий и белые цвета приобретают в XVII веке. Именно тогда в столице стали встречать иностранных послов с выносом нескольких знамен белого, синего и красного цветов. Примечательным следует считать и событие, которое произошло в конце 1660-х годов. В 1667-1669 годах в селе Дединове на Оке в Коломенском уезде была построена первая русская речная и морская флотилия для защиты торговых караванов, ходивших по Волге и Каспию в Иран и Среднюю Азию. Капитан корабля "Орел", запрашивая правительство о том, какой флаг следует поднять его флотилии, подсказал: "На кораблях бывает - которого государства корабль, того государства бывает и знамя". Сам флаг первой русской Волжско-Каспийской флотилии до нас не дошел. Но, как считают исследователи, он-то и был первым, где использовались только белый, синий и красные цвета. Именно такую материю, притом в огромном количестве, было приказано выдать 9 апреля 1668 года на запрос капитана. Таким образом, при царе Алексее Михайловиче Романове появился первый русский военно-морской флаг тех цветов, которые, как отмечается в некоторых публикациях, царским указом устанавливаются тогда же как государственные.

В выборе цветов не последнюю роль сыграла отечественная традиция. Выше уже говорилось о пристрастии русских к красному цвету. Царские грамоты скреплялись печатью красного воска, красным бархатом обшивались изнутри царские суда и кареты, под красными балдахинами появлялись цари перед народом. Именно красный цвет можно считать традиционным цветом русских царей и российской монархии до XIX века.

Голубой считался цветом Богоматери, покровительницы русской церкви; голубые балдахины патриархов во время крестных ходов указывали на их причастность к служению ей. Белый цвет был символом свободы и величия (отсюда фольклорный "белый" царь, то есть независимый). Сочетание этих трех цветов, отлично видимых даже в пасмурную погоду, напоминало о свободе и православии того государства, которому принадлежал флот.

Трехцветный военно-морской флаг в самом конце XVII века стал общепринятым. Под таким флагом молодой Петр I плавал на судах по Белому, Азовскому морям. Пребывание трехполостного военно-морского флага в международных водах, несомненно, поднимало его значение до государственного.

В 1693 году бело-сине-красный флаг официально становится государственным флагом. Об этом свидетельствуют материалы особого совещания, созванного в 1896 году по им

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...