КСР: Проблемы культуры в творчестве Георга Зиммеля, Макса Вебера, Карла Мангейма.
Вебер «Объективность познания в области социальных наук и социальной политики» сборник Культурология 20 века, антология. Зиммель «О сущности культуры. Избранные произведения», Москва, 1996. Мангейм «Социология культуры. Избранные произведения», Москва-Санкт-Петерб. 2000. Учебная литература: Матецкая А. В. Социология культуры. Ионин Л. Социология культуры. Минюшев Ф. Социология культуры. Учебники А. Шендрик, Гудков А.Д., Дубин Б.В, и других авторов.
Тема 1. Социология культуры как проблемная область социологического знания. Нет единого подхода. Социология культуры – отрасль социологии, которая изучает специфику культуры и культурные процессы. Социология культуры – это сегмент социальной реальности (Л. Коган). СК – это метасоциальная дициплина в рамках структурного, функционалистского и системного подходов. Любой элемент соц. реальности имеет т.н. культурную составляющую. Вопрос о времени возникновения СК тоже спорный: - 60-70-гг 20 века. - проект перв. пол-на 20 вв – Зиммель, Веберы Альфред и Макс, Карл Мангейм. - 30-40 гг 19 в – формировалась в русле социологии – О. Конт и др. СК занимается исследованием закономерностей функционирования и развития культурных феноменов в обществе, а также выявлением социальных функций культуры. Ядро СК заложили Мангейм и Зиммель. А. Вебер заложил основы разделения культуры и цивилизации. Под цивилизацией понимал научно-техническую сторону, под культурой – всю духовную реальность. Придавал культуре смыслообразующую функцию. Подход Норберта Элиаса – проблемы анализа цивилизации. Цивилизация представляет собой систему норм, формирующих поведение человека. Выделял также и соц. реальность, в которой одну из важных ролей играли т.н. культурные элементы. Отмечал их взаимосвязь и считал, что она проявляется в поведении человека, в мышлении личности.
Толкотт Парсонс. «Структура социального действия». Не выделял культуру как самостоятельную систему, она явл-ся подсистемой социальной системы. Но она выполняет функцию сохранения стабильности всей социальной системы. Роберт Мертон. Выявлял взаимосвязь между соц. реальностью и культурой и четко разделил соц. структуру и культуру. Под соц. структурой он понимал совокупность общественных отношений, а под культурой – организованную совокупность нормативных ценностей. Он полагал, что между системами возможно несоответствие. Если это рассогласование есть, то оно приводит к девиантному поведению, порождает ситуацию аномии. Джеффри Александер – представитель неофункционализма, говорил о необходимости создания т.н. культурной социологии или СК. Это происходило в рамках неофункционализма и символического интеракционизма - Чарльз Кули, Джордж Мид, Герберт Блумер. Интеракционизм – диалог, человек как актор, участник соц. взаимодействий, внимание сосредоточено на ролях, которые человек выполняет. Чарльз Кули, Джордж Мид, Герберт Блумер - сосредоточили внимание на взаимодействиях между индивидами, в то же время ими не упускалась взаимосвязь между взаимодействиями соц. рода и реальностью ценностей и смыслов, норм. Они открыли, что люди, личности, не только воспроизводят мир норм и ценностей, модель поведения, но и свободно ими манипулируют. 90-е гг 20 века – очередной прорыв в СК. Норман Дензин – продолжил традицию интеракционизма и эту модель применил для анализа культуры. Культура им рассм-сь как мир ценностей и значений. Культура становится ареной политической борьбы. Центр. вопросом становится выяснение того, как взаимодействующие индивиды связывают жизненный опыт с представлениями этого опыта в культуре.
Эта позиция разрабатывалась и в рамках постструктурализма, постмодернизма. Мишель Фуко – вопрос о соот-и между культурой как миром значений и властью. Культура как мир значений концентрируется и проявляется в знании. Стратегия археологии знания – поиск основ знания. В основе знания – сов-ть представлений и познавательных процедур в отношении окружающей реальности. Проблема генеалогии власти – выявление связи власти и знания. Проблема тоталитаризации мышления – Ж. Деррида и др. Взаимосвязь между иррациональным и рациональным знанием, властью и идеологией. Когда иррац. вуалируется под рациональное происходит процесс тоталитаризации мышления. Похожие аспекты у Фромма и Мангейма. В рамках структурализма – выявление основ, которые существуют в чел. мышлении и которые в итоге формируют формы социальности. Постструктурализм показал что структуры размываются, могут иметь разное содержание в разные периоды времени и что реальность не всегда четко разделена на систему бинарных оппозиций. Пьер Бурдье – фр. социолог в русле структурализма и постструктурализма. Вводит понятие габитус – динамический комплекс привычек, поведенческих реакций, организующих практику своего носителя. Габитус формируется под воздействием соц. условий, а именно, классовой принадлежности, воспитания, принадлежности к опред. нормативным структурам и т.д. С т. зр. Бурдье габитус определяет каким образом его носитель реагирует на внешние обстоятельства. Понятие «поле» - более или менее автономная сфера деятельности чел-ка, обладающая собственной внутренней логикой, своими правилами игры, которые формируют собственные цели. Экономическое поле, социальное поле и т.д. В каждом поле осуществляется своя борьба за власть. Соц. поле – соц. престиж, статус, уважение. Экономическое – высокий уровень матер. обеспечения и др. Политическое – высшая власть, влияние в структуре власти. Культурное поле – мир смыслов и значений, ценностей. К. п. очень важный капитал. Потому, что именно в к.п. определяется, что ценностно, что правильно, важно, что должно считаться таковым и не должно. Соц. феномены сейчас рассматриваются как проводники определенных культурных значений. Т. о. совмещаются предметные поля культурологии, социологии, социологии культуры. Исследования Питера Бергера и Самюэля Хантингтона «Культурные аспекты глобализации» - основана на полевых исследованиях!
Тема 2. Социологический подход к изучению культуры Сущность соц. подхода в выявлении взаимодействий и взаимосвязей между культурой и соц. реальностью. Такой подход в СК сложился вследствие след-го понимания культуры: культура – это совокупность ценностей, норм, представлений и образцов поведения, опосредующих соц. взаимодействие, действие членов той или иной группы. Исторический критерий, этнотерриториальный критерий, социальный критерий, и др. Парсонс выделил следующие элементы культуры: за основу он взял критерий – преобладание того или иного типа интересов, присущих субъекту соц. действия, т.е. актору. 1. Система идей и верований – когнитивная, в основе которой лежит познавательный интерес. 2. Система экспрессивных символов, включ-щая в себя худ. формы – катектический интерес. Катексис – это влечение к объектам, способным принести удовлетворение и стремление избежать тех объектов, которые могут принести вред. 3. Система ценностных ориентаций – во главу поставлен интерес, который связан с оценкой альтернатив, выбором наиболее приемлемой стратегии поведения личности. Социальные функции культуры: 1. Адаптации – т.е. культура рассм-ся как часть реакции чел. бытия, кот. обеспечивает возможность приспособления и адаптации человека к природе, соц. пространству, в т.ч. и к людям. 2. Социализации – заключается в возможности и способности личности усвоить те нормы и ценности, которые выработаны обществом. 3. Смыслополагающая, или мировоззренческая – к-ра формирует опред. тип мировоззрения. 4. Легитимации – в подтверждении и обосновании сложившегося порядка. 5. Интеграции, или интегративная – вырабатывается общая система ценностей, которая вокруг себя объединяет людей, она охватывает, как и весь мир (универсальные чел. ценности), так и лежит в основе всякой культуры.
6. Идентификации – культура создает ценностные символические базовые комплексы, которые определяют идентичность той, или иной соц. общности, того или иного человека. 7. Регуляции – на основе выработки общих ценностей, норм, предписаний регулирует отношения между членами общества. 8. Соц. изменения или инновационная ф-я – если идеология не работает в обществе, то культура должна выработать какую-либо новую систему ценностей, которая приведет к позитивным изменениям. К-ра задает новейшие, новаторские шаблоны, по которым может развиваться общество.
Парсонс
… - личностная – с т.зр Парсонса отражает проблему латентности, т.е формирования взглядов, ценностей, побуждающей индивида действовать в одном направлении с целями системы. Достижению этих общих целе й способствует социализация личности - политическая – функция целедостижения – политика включает определение коллектинвых решений для достижения целе - культура – функция интеграции и производства ценнностей, кот. интегрируют общество Проблема культурного единства общества Культура – относительно целостное образование. Интегрирующий механизм современная культура все-таки сохраняет. Через: язык, институциональные нормы, массовая культура, всеобщее среднее образование, политическпая и соц. идеология
…. - фактор накопления знаний, усовершенствование технологий – важнейший механизм изменения соц. структуры. Проявляется особенно при переходе к индустриальному и постиндустр. обществам. Благодаря умению использовать энергию и значимости эмпирического знания. Белл отмечал, что технические достижения являются главными средствами повышения жизненного уровня людей и техника является не только средством повышения этого уровня, но и основным механизмом уменьшения неравенства в западном обществе. Развитие технологий создало новый класс – класс инженеров и техников, людей, непосредственно не участвующих в производительном труде, но представляющих собой т.н. аппарат планирования операций, образующих процесс производства. - Технологический прогресс сформировал и новое определение рациональности, новый способ мышления, делающие упор на.. и на количественные показатели. Критерии производительности – эффективность и оптимизация, т.е. использование ресурсов с наименьшими издержками и затратами. - Это определение функциональной рациональности имело своим следствием новые формы образования, когда количественные и качественные методы системного и экономического анализа оттесняют старые принципы, основанные на умозрительных размышлениях, традициях, и внутреннем смысле.
- Революции в области транспорта и передачи информации создали новые экономические взаимосвязи и новые соц. взаимодействия. Возникли новые комплексы соц. взаимоотношений, возник сдвиг связей, основанных на родстве к тем связям, которые базируются на профессиональных признаках и роде занятий. - НЕОПЛЕМЕНА - «неоплемена» и неформальные сообщества - в постиндустриальном обществе радикально меняется представление о времени и пространстве. - переход к постиндустриальному обществу связан с накоплением знаний и технологий, а также с информационным фактором. Технологический детерминизм – теория, согласно которой совершенствование технологий рассматривается в качестве главного фактора общественного прогресса. Технологический эвдемонизм или оптимизм – осн. теза – развитие технологий устраняет соц. противоречия, повышает жизненный уровень, препятствует конфликтам. Технологический алармизм – развитие технологий приводит к усилению социально-экономических противоречий, к росту насилия над личностью и в целом к дегуманизации общества. Они не ссылаются на культурно-ценностные аспекты. Но сам процесс создания и внедрения технических инноваций зависит от культурного контекста, от доминирующих ценностей, от отношения к миру, присущего той или иной культуре.
Культурные аспекты модернизации Под воздействием модернизации меняются сами трад. общества. В основе лежит – рел.-миф. мировоззрение. Это подвержено изменению. Протестантизм – как идеология модернизации. Перенеся отношения человека и Бога в плоскость морали, протестантизм косвенно способствовал выветриванию рел. духа и разволшебствлению европейского мира. В традиционных общ-вах трудовая и хоз. деятельность никогда не имела самодавлеющего значения. Специфика модерниз. общ-ва – фактически хоз-во, экон-ка становится осью современного мира. Помимо протестантизма, секуляризации мышления и индустриализации общества способствовало развитию рацион. формы познания, эмпирического знания. Мировоззренческая направленность связана с фокусированием внимания на будущем. Субъекты культурного творчества: в лидерах находится интеллигенция. Общее представление – это люди интеллектуального, умственного труда. Расплывчатость, имплозийность разные виды элиты: деловая, экономическая, духовная и пр. Разночинцы в царской России – формирование интеллигенции Интеллигенция – как субъект культ. твор-ва это довольная аморфная общность людей, профессионально занятая производством и распространением идей, верований, правил, авторитетных мнений. Данный критерий относителен. Отношение интеллигенции к культуре – для и. в любую эпоху большое значение имеет жизнь в культуре как смысловой реальности, нежели жизнь в сфере непосредственных практических интересов. Это некоторым образом освобождает интеллигенцию. И. способна заниматься творчеством благодаря своей свободе от жизненных проблем. Культурный человек – носитель интеллигенции – появляется в силу след. причин: - в силу разделения физич. и умственного труда. В период появления т.н. общества модерна, индустриализации такое разделение осуществляется. Разделение между свободными профессиями (худ. или интел. деят-ть ради самой этой деят-ти, а не ради денег) и оплачиваемыми проф. занятиями. Различие между образованными и необразованными людьми. Созданием смыслов и ценностей. Виды: научная интеллигенция – осуществление прагматических целей худ. интеллигенция – люди творчества, создающие мир в образах гуманитарная интеллигенция – производство и распространение идей и смыслов, которые не связаны с прагматическими, утилитарными целями Мангейм, Д. Белл, Шум Петер, А. Гелен, Н. Бердяев «Истоки и смысл русского коммунизма» Социальное движение.
Информационный шум и информационные средства формируют имидж страны. Мощным инструментом влияния является интернет. Общество спектакля Ги Дебор – проблема идентичности личности, проблема презентации себя ради презентации Тема: культурные аспекты глобализации Энтони Гидденс Глобализация – это усиливающаяся взаимосвязь чел. обществ, составляющих современную человеч. цивилизацию. - проблема существования общества (есть ли оно вообще?) - можно ли общество считать социальной стабильной системой? Феномен соц. мобильности размывают соц. структуру общества. Связь с категориями времени и пространства – сложные взаимосвязи людей и материальных предметов, отходы производств, животные, растения. Собственно человеческие возможности крайне ограничены, а большая часть из имеющихся может быть реализована через взаимодействие через Агенты глобализации по Бергеру: язык, деловые элиты, клуб интеллектуалов, массовая культура: англ. язык сфера туризма, сфера культурного производства Использование иностранного языка не проходит для людей бесследно. Любой язык имеет под собой культурный пласт познавательных, нормативных и даже эмоциональных коннотаций. Деловая элита – с т.зр. Хантингтона «давосская культура» Сфера образования – самый мощный принцип передачи унифицированных знаний Личные контакты, а также различные фонды – ценность свободы личности, и ценность здорвого образа жизни – интеллектуалы – проводники глобальной культуры. Протестантизм, буддизм, дзен-буддизм. Общественные и соц.движения – экологич. и правозащитные движения Бахаизм – религия Антиглобалистское движение Массовая культура Кокаколизация, магдональдизация Влияние глобализации на идентичность Глобализация и партикуляция неоплемена – сообщества в рамках виртуального пространства феномен монады – перемещения, кочевниками являются и люди постянно путеществующие, живущие некоторое время в одной стране. глокализация и гибридизация культуры – явление формирования синтетических культурных форм и образцов, сочетающих глобальное и локальное. Антиглобализационные процессы
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|