Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

КСР: Проблемы культуры в творчестве Георга Зиммеля, Макса Вебера, Карла Мангейма.

Вебер «Объективность познания в области социальных наук и социальной политики» сборник Культурология 20 века, антология.

Зиммель «О сущности культуры. Избранные произведения», Москва, 1996.

Мангейм «Социология культуры. Избранные произведения», Москва-Санкт-Петерб. 2000.

Учебная литература:

Матецкая А. В. Социология культуры.

Ионин Л. Социология культуры.

Минюшев Ф. Социология культуры.

Учебники А. Шендрик, Гудков А.Д., Дубин Б.В, и других авторов.

 

Тема 1. Социология культуры как проблемная область социологического знания.

Нет единого подхода.

Социология культуры – отрасль социологии, которая изучает специфику культуры и культурные процессы.

Социология культуры – это сегмент социальной реальности (Л. Коган). СК – это метасоциальная дициплина в рамках структурного, функционалистского и системного подходов. Любой элемент соц. реальности имеет т.н. культурную составляющую.

Вопрос о времени возникновения СК тоже спорный:

- 60-70-гг 20 века.

- проект перв. пол-на 20 вв – Зиммель, Веберы Альфред и Макс, Карл Мангейм.

- 30-40 гг 19 в – формировалась в русле социологии – О. Конт и др.

СК занимается исследованием закономерностей функционирования и развития культурных феноменов в обществе, а также выявлением социальных функций культуры.

Ядро СК заложили Мангейм и Зиммель.

А. Вебер заложил основы разделения культуры и цивилизации. Под цивилизацией понимал научно-техническую сторону, под культурой – всю духовную реальность. Придавал культуре смыслообразующую функцию.

Подход Норберта Элиаса – проблемы анализа цивилизации. Цивилизация представляет собой систему норм, формирующих поведение человека. Выделял также и соц. реальность, в которой одну из важных ролей играли т.н. культурные элементы. Отмечал их взаимосвязь и считал, что она проявляется в поведении человека, в мышлении личности.

Толкотт Парсонс. «Структура социального действия». Не выделял культуру как самостоятельную систему, она явл-ся подсистемой социальной системы. Но она выполняет функцию сохранения стабильности всей социальной системы.

Роберт Мертон. Выявлял взаимосвязь между соц. реальностью и культурой и четко разделил соц. структуру и культуру. Под соц. структурой он понимал совокупность общественных отношений, а под культурой – организованную совокупность нормативных ценностей. Он полагал, что между системами возможно несоответствие. Если это рассогласование есть, то оно приводит к девиантному поведению, порождает ситуацию аномии.

Джеффри Александер – представитель неофункционализма, говорил о необходимости создания т.н. культурной социологии или СК. Это происходило в рамках неофункционализма и символического интеракционизма - Чарльз Кули, Джордж Мид, Герберт Блумер.

Интеракционизм – диалог, человек как актор, участник соц. взаимодействий, внимание сосредоточено на ролях, которые человек выполняет.

Чарльз Кули, Джордж Мид, Герберт Блумер - сосредоточили внимание на взаимодействиях между индивидами, в то же время ими не упускалась взаимосвязь между взаимодействиями соц. рода и реальностью ценностей и смыслов, норм. Они открыли, что люди, личности, не только воспроизводят мир норм и ценностей, модель поведения, но и свободно ими манипулируют.

90-е гг 20 века – очередной прорыв в СК.

Норман Дензин – продолжил традицию интеракционизма и эту модель применил для анализа культуры. Культура им рассм-сь как мир ценностей и значений. Культура становится ареной политической борьбы. Центр. вопросом становится выяснение того, как взаимодействующие индивиды связывают жизненный опыт с представлениями этого опыта в культуре.

Эта позиция разрабатывалась и в рамках постструктурализма, постмодернизма.

Мишель Фуко – вопрос о соот-и между культурой как миром значений и властью. Культура как мир значений концентрируется и проявляется в знании. Стратегия археологии знания – поиск основ знания. В основе знания – сов-ть представлений и познавательных процедур в отношении окружающей реальности. Проблема генеалогии власти – выявление связи власти и знания.

Проблема тоталитаризации мышления – Ж. Деррида и др. Взаимосвязь между иррациональным и рациональным знанием, властью и идеологией. Когда иррац. вуалируется под рациональное происходит процесс тоталитаризации мышления. Похожие аспекты у Фромма и Мангейма.

В рамках структурализма – выявление основ, которые существуют в чел. мышлении и которые в итоге формируют формы социальности.

Постструктурализм показал что структуры размываются, могут иметь разное содержание в разные периоды времени и что реальность не всегда четко разделена на систему бинарных оппозиций.

Пьер Бурдье – фр. социолог в русле структурализма и постструктурализма. Вводит понятие габитус – динамический комплекс привычек, поведенческих реакций, организующих практику своего носителя. Габитус формируется под воздействием соц. условий, а именно, классовой принадлежности, воспитания, принадлежности к опред. нормативным структурам и т.д. С т. зр. Бурдье габитус определяет каким образом его носитель реагирует на внешние обстоятельства. Понятие «поле» - более или менее автономная сфера деятельности чел-ка, обладающая собственной внутренней логикой, своими правилами игры, которые формируют собственные цели. Экономическое поле, социальное поле и т.д. В каждом поле осуществляется своя борьба за власть. Соц. поле – соц. престиж, статус, уважение. Экономическое – высокий уровень матер. обеспечения и др. Политическое – высшая власть, влияние в структуре власти. Культурное поле – мир смыслов и значений, ценностей. К. п. очень важный капитал. Потому, что именно в к.п. определяется, что ценностно, что правильно, важно, что должно считаться таковым и не должно.

Соц. феномены сейчас рассматриваются как проводники определенных культурных значений. Т. о. совмещаются предметные поля культурологии, социологии, социологии культуры. Исследования Питера Бергера и Самюэля Хантингтона «Культурные аспекты глобализации» - основана на полевых исследованиях!

Тема 2. Социологический подход к изучению культуры

Сущность соц. подхода в выявлении взаимодействий и взаимосвязей между культурой и соц. реальностью.

Такой подход в СК сложился вследствие след-го понимания культуры:

культура – это совокупность ценностей, норм, представлений и образцов поведения, опосредующих соц. взаимодействие, действие членов той или иной группы.

Исторический критерий, этнотерриториальный критерий, социальный критерий, и др.

Парсонс выделил следующие элементы культуры:

за основу он взял критерий – преобладание того или иного типа интересов, присущих субъекту соц. действия, т.е. актору.

1. Система идей и верований – когнитивная, в основе которой лежит познавательный интерес.

2. Система экспрессивных символов, включ-щая в себя худ. формы – катектический интерес. Катексис – это влечение к объектам, способным принести удовлетворение и стремление избежать тех объектов, которые могут принести вред.

3. Система ценностных ориентаций – во главу поставлен интерес, который связан с оценкой альтернатив, выбором наиболее приемлемой стратегии поведения личности.

Социальные функции культуры:

1. Адаптации – т.е. культура рассм-ся как часть реакции чел. бытия, кот. обеспечивает возможность приспособления и адаптации человека к природе, соц. пространству, в т.ч. и к людям.

2. Социализации – заключается в возможности и способности личности усвоить те нормы и ценности, которые выработаны обществом.

3. Смыслополагающая, или мировоззренческая – к-ра формирует опред. тип мировоззрения.

4. Легитимации – в подтверждении и обосновании сложившегося порядка.

5. Интеграции, или интегративная – вырабатывается общая система ценностей, которая вокруг себя объединяет людей, она охватывает, как и весь мир (универсальные чел. ценности), так и лежит в основе всякой культуры.

6. Идентификации – культура создает ценностные символические базовые комплексы, которые определяют идентичность той, или иной соц. общности, того или иного человека.

7. Регуляции – на основе выработки общих ценностей, норм, предписаний регулирует отношения между членами общества.

8. Соц. изменения или инновационная ф-я – если идеология не работает в обществе, то культура должна выработать какую-либо новую систему ценностей, которая приведет к позитивным изменениям. К-ра задает новейшие, новаторские шаблоны, по которым может развиваться общество.

 

Парсонс

 

- личностная – с т.зр Парсонса отражает проблему латентности, т.е формирования взглядов, ценностей, побуждающей индивида действовать в одном направлении с целями системы. Достижению этих общих целе й способствует социализация личности

- политическая – функция целедостижения – политика включает определение коллектинвых решений для достижения целе

- культура – функция интеграции и производства ценнностей, кот. интегрируют общество

Проблема культурного единства общества

Культура – относительно целостное образование. Интегрирующий механизм современная культура все-таки сохраняет. Через: язык, институциональные нормы, массовая культура, всеобщее среднее образование, политическпая и соц. идеология

 

 

….

- фактор накопления знаний, усовершенствование технологий – важнейший механизм изменения соц. структуры. Проявляется особенно при переходе к индустриальному и постиндустр. обществам. Благодаря умению использовать энергию и значимости эмпирического знания. Белл отмечал, что технические достижения являются главными средствами повышения жизненного уровня людей и техника является не только средством повышения этого уровня, но и основным механизмом уменьшения неравенства в западном обществе. Развитие технологий создало новый класс – класс инженеров и техников, людей, непосредственно не участвующих в производительном труде, но представляющих собой т.н. аппарат планирования операций, образующих процесс производства.

- Технологический прогресс сформировал и новое определение рациональности, новый способ мышления, делающие упор на.. и на количественные показатели. Критерии производительности – эффективность и оптимизация, т.е. использование ресурсов с наименьшими издержками и затратами.

- Это определение функциональной рациональности имело своим следствием новые формы образования, когда количественные и качественные методы системного и экономического анализа оттесняют старые принципы, основанные на умозрительных размышлениях, традициях, и внутреннем смысле.

- Революции в области транспорта и передачи информации создали новые экономические взаимосвязи и новые соц. взаимодействия. Возникли новые комплексы соц. взаимоотношений, возник сдвиг связей, основанных на родстве к тем связям, которые базируются на профессиональных признаках и роде занятий.

- НЕОПЛЕМЕНА - «неоплемена» и неформальные сообщества

- в постиндустриальном обществе радикально меняется представление о времени и пространстве.

- переход к постиндустриальному обществу связан с накоплением знаний и технологий, а также с информационным фактором.

Технологический детерминизм – теория, согласно которой совершенствование технологий рассматривается в качестве главного фактора общественного прогресса.

Технологический эвдемонизм или оптимизм – осн. теза – развитие технологий устраняет соц. противоречия, повышает жизненный уровень, препятствует конфликтам.

Технологический алармизм – развитие технологий приводит к усилению социально-экономических противоречий, к росту насилия над личностью и в целом к дегуманизации общества.

Они не ссылаются на культурно-ценностные аспекты. Но сам процесс создания и внедрения технических инноваций зависит от культурного контекста, от доминирующих ценностей, от отношения к миру, присущего той или иной культуре.

 

Культурные аспекты модернизации

Под воздействием модернизации меняются сами трад. общества. В основе лежит – рел.-миф. мировоззрение. Это подвержено изменению.

Протестантизм – как идеология модернизации. Перенеся отношения человека и Бога в плоскость морали, протестантизм косвенно способствовал выветриванию рел. духа и разволшебствлению европейского мира.

В традиционных общ-вах трудовая и хоз. деятельность никогда не имела самодавлеющего значения. Специфика модерниз. общ-ва – фактически хоз-во, экон-ка становится осью современного мира.

Помимо протестантизма, секуляризации мышления и индустриализации общества способствовало развитию рацион. формы познания, эмпирического знания.

Мировоззренческая направленность связана с фокусированием внимания на будущем.

Субъекты культурного творчества: в лидерах находится интеллигенция.

Общее представление – это люди интеллектуального, умственного труда.

Расплывчатость, имплозийность

разные виды элиты: деловая, экономическая, духовная и пр.

Разночинцы в царской России – формирование интеллигенции

Интеллигенция – как субъект культ. твор-ва это довольная аморфная общность людей, профессионально занятая производством и распространением идей, верований, правил, авторитетных мнений. Данный критерий относителен.

Отношение интеллигенции к культуре – для и. в любую эпоху большое значение имеет жизнь в культуре как смысловой реальности, нежели жизнь в сфере непосредственных практических интересов. Это некоторым образом освобождает интеллигенцию.

И. способна заниматься творчеством благодаря своей свободе от жизненных проблем.

Культурный человек – носитель интеллигенции – появляется в силу след. причин:

- в силу разделения физич. и умственного труда. В период появления т.н. общества модерна, индустриализации такое разделение осуществляется.

Разделение между свободными профессиями (худ. или интел. деят-ть ради самой этой деят-ти, а не ради денег) и оплачиваемыми проф. занятиями.

Различие между образованными и необразованными людьми.

Созданием смыслов и ценностей.

Виды: научная интеллигенция – осуществление прагматических целей

худ. интеллигенция – люди творчества, создающие мир в образах

гуманитарная интеллигенция – производство и распространение идей и смыслов, которые не связаны с прагматическими, утилитарными целями

Мангейм, Д. Белл, Шум Петер, А. Гелен, Н. Бердяев «Истоки и смысл русского коммунизма»

Социальное движение.

 

Информационный шум и информационные средства формируют имидж страны.

Мощным инструментом влияния является интернет.

Общество спектакля Ги Дебор – проблема идентичности личности, проблема презентации себя ради презентации

Тема: культурные аспекты глобализации

Энтони Гидденс

Глобализация – это усиливающаяся взаимосвязь чел. обществ, составляющих современную человеч. цивилизацию.

- проблема существования общества (есть ли оно вообще?)

- можно ли общество считать социальной стабильной системой?

Феномен соц. мобильности размывают соц. структуру общества.

Связь с категориями времени и пространства – сложные взаимосвязи людей и материальных предметов, отходы производств, животные, растения.

Собственно человеческие возможности крайне ограничены, а большая часть из имеющихся может быть реализована через взаимодействие через

Агенты глобализации по Бергеру: язык, деловые элиты, клуб интеллектуалов, массовая культура:

англ. язык

сфера туризма, сфера культурного производства

Использование иностранного языка не проходит для людей бесследно. Любой язык имеет под собой культурный пласт познавательных, нормативных и даже эмоциональных коннотаций.

Деловая элита – с т.зр. Хантингтона «давосская культура»

Сфера образования – самый мощный принцип передачи унифицированных знаний

Личные контакты, а также различные фонды – ценность свободы личности, и ценность здорвого образа жизни – интеллектуалы – проводники глобальной культуры. Протестантизм, буддизм, дзен-буддизм.

Общественные и соц.движения – экологич. и правозащитные движения

Бахаизм – религия

Антиглобалистское движение

Массовая культура

Кокаколизация, магдональдизация

Влияние глобализации на идентичность

Глобализация и партикуляция

неоплемена – сообщества в рамках виртуального пространства

феномен монады – перемещения, кочевниками являются и люди постянно путеществующие, живущие некоторое время в одной стране.

глокализация и гибридизация культуры – явление формирования синтетических культурных форм и образцов, сочетающих глобальное и локальное.

Антиглобализационные процессы

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...