Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Электрические станции, сети и системы




ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ

ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 

 

Усть-Илимск, 2016

 

РАССМОТРЕНЫ Цикловой комиссией специальных технических дисциплин и ПМ Председатель _____________ Т.В.Збарацкая 01.09. 20 16 г. УТВЕРЖДЕНЫ Педагогическим советом УИФ ГБПОУ «ИЭК» протокол №01 от 01.01. 20 16 года

 

 

Данные методические указания предназначены для организации внеаудиторных самостоятельных занятий обучающихся и составлены в соответствии с разделами рабочей программы по учебой дисциплине Электротехнические измерения предназначены для студентов дневной формы обучения по специальностей:

Тепловые электрические станции

Электрические станции, сети и системы

 

 

Составитель: преподаватель УИФ ГБПОУ «ИЭК»

 


Пояснительная записка

 

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (далее - СРС) – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Целью и основными задачами организации и осуществления самостоятельной работы обучающихся является:

- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений;

- углубление и расширение теоретических знаний;

- формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию, специальную и дополнительную литературу, периодическую печать;

- развитие познавательных способностей и активности обучающихся;

- формирование самостоятельности мышления;

- развитие исследовательских умений.

Объем СРС определяется Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО). СРС является обязательной для каждого студента, её объём в часах определяется действующими учебными планами по основным образовательным программам Колледжа.

При определении содержания СРС учитывается уровень самостоятельности обучающихся и требования к уровню самостоятельности выпускников для того, чтобы за период обучения он был достигнут.

Для организации СРС необходимы следующие условия:

- готовность обучающихся к самостоятельному труду;

- мотив к получению знаний;

- наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала;

- система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;

- консультационная помощь.

Формы СРС определяются содержанием учебной дисциплины, степенью подготовленности обучающихся. Они могут быть тесно связаны с теоретическими курсами и иметь учебный характер или учебно-исследовательский характер. Форму СРС определяет преподаватель при разработке рабочих учебных программ изучаемых дисциплин и учебно-методических комплексов.

Самостоятельная работа обучающихся при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» включает следующие виды самостоятельной деятельности:

для освоения умениями и формирования общих компетенций:

- решение задач и упражнений по образцу;

- решение вариативных задач и упражнений;

- анализ результатов исследований, выполненных в лабораторной работе;

- проведение и представление мини-исследования в виде отчета по теме;

для овладения знаниями:

- чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);

- составление плана текста;

- конспектирование текста;

- выписки из текста;

- работа со словарями и справочниками;

для закрепления и систематизации знаний:

- работа с конспектом лекции;

- работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей);

- ответы на контрольные вопросы;

- составление терминологического глоссария по теме;

- подготовка рефератов;

Форма предоставления отчета о выполнении задания внеаудиторной самостоятельной работы обучающимся соответствует виду работы и оговаривается в задании.

Контроль и оценка качества выполнения внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося в рамках текущего контроля успеваемости осуществляется преподавателем дисциплины по пятибалльной шкале. Отметка выставляется в журнал теоретического обучения, при этом дата выставленной отметки соответствует дате проверки выполнения задания внеаудиторной самостоятельной работы обучающимся.

Критерии оценки самостоятельной работы студентов:

1. Уровень усвоения студентом учебного материала;

2. Умение использовать теоретические знания при выполнении практических и ситуационных задач;

3. Уровень сформированности общеучебных умений;

4. Обоснованность и чёткость изложения материала;

5. Оформления материала в соответствии с требованиями;

6. Уровень самостоятельности при выполнении самостоятельной работы.

7. Показатели творческой деятельности:

- видение новой проблемы в знакомой ситуации;

- самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новой ситуации;

- видение возможных путей решения данной проблемы;

- построение принципиально нового способа решения проблемы;

 

Основные общеучебные умения и навыки Должен владеть студент колледжа Владеет на данный момент
1. Конспектировать, составлять план, тезировать    
2. Цитировать материал.    
3. Подготовить реферат, доклад, сообщение    
4.. Выступить в рефератом, докладом, сообщением    
5. Быстро читать с различными целями(для усвоения важных деталей, для критической оценки, для долговременного запоминания).    
6. Вести исследовательскую деятельность.    
7. Логически осмысливать материал, выделяя в нём главное.    
8. Систематизировать и классифицировать явления.    
9. Соотносить, сравнивать факты, явления, концепции, точки зрения.    
10. Строить умозаключения, обобщения на основе анализа собранного фактического материала.    
11. Наблюдать.    
12. Делать обоснованные выводы.    
13. Критически оценивать информацию, давать ей оценку.    
14. Использовать полученные знания в действии.    
15. Осуществлять самоконтроль в ходе деятельности и корректировать её.    
16. Проявлять творческую инициативу по разным направлениям деятельности.    

 

СРС № 1. Проработка конспектов занятий. Составление опорного конспекта по теме: «Меры и эталоны электрических величин»

 

Цель: Самостоятельно изучить дополнительную информацию по теме. Продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

 

Источники информации:

1. http://studopedia.org/8-26152.html

2. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/biruk/05.php

3. http://window.edu.ru/resource/978/53978/files/stup332.pdf

 

Задание: составить опорный конспект «Меры и эталоны электрических величин»

 

СРС № 2. Решение задач по теме «Обработка результатов измерений»

 

1. Вольтметром, имеющим значения γm= 1,0 %, Uн = Gнорм, Gk = 450 В, измеряют напряжение Uu, равное 10 В. Оценим погрешности измерений.

2. Вычислить абсолютную погрешность вольтметра В7-26 при измерениях напряжения в цепи постоянного тока. Класс точности вольтметра задан максимально приведенной погрешностью γm=±2,5 %. Используемый в работе предел шкалы вольтметра Uнорм=30 В.

3. Найти предельную абсолютную погрешность частного 2,81: 0,571.

4. Вычислить относительную погрешность показаний вольтметра, включенного по схеме (рис. 1.3), которая получается, если предположить, что вольтметр имеет бесконечно большое сопротивление и не вносит искажений в измеряемую цепь. Классифицировать погрешность измерения для этой задачи.

рис. 1.3

5. В цепь постоянного тока (рис.1.4) включены приборы: А – амперметр типа М 330 класса точности КА = 1,5 с пределом измерения Ik = 20 А; А1 – амперметр типа М 366 класса точности КА1 = 1,0 с пределом измерения Iк1 = 7,5 А. Найти наибольшую возможную относительную погрешность измерения тока I2 и возможные пределы его действительного значения, если приборы показали, что I=8,0А. и I1 = 6,0А. Классифицировать измерение.

рис. 1.4

6. Найти сумму приближенных замеров прибора. Найти количество верных знаков: 0,0909 + 0,0833 + 0,0769 + 0.0714 + 0,0667 + 0.0625 + 0,0588+ 0,0556 + 0,0526.

 


СРС № 3. Решение задач по теме «Расчет шунтов и добавочных сопротивлений»

 

Понятия и формулы

Шунтом называется сопротивление, которое присоединяется параллельно зажимам амперметра (параллельно внутреннему сопротивлению прибора), чтобы увеличить диапазон измерений. Измеряемый ток I разделяется между измерительным шунтом (rш, Iш) и амперметром (rа, Iа) обратно пропорционально их сопротивлениям.

Сопротивление шунта rш=rа∙Iа/(I-Iа).

Для увеличения диапазона измерений в n раз шунт должен иметь сопротивление rш=(n-1)/rа

Пример

1. Электромагнитный амперметр имеет внутреннее сопротивление rа=10 Ом, а диапазон измерений до 1 А. Рассчитайте сопротивление rш шунта так, чтобы амперметр мог измерять ток до 20 А (рис. 1).

Рис. 1.

Измеряемый ток 20 А разветвится на ток Iа=1 А, который потечет через амперметр, и ток Iш, который потечет через шунт:

I=Iа+Iш.

Отсюда ток, протекающий через шунт, Iш=I-Iа=20-1=19 А.

Измеряемый ток I=20 А должен разделиться в отношении Iа:Iш=1:19.

Отсюда вытекает, что сопротивления ветвей должны быть обратно пропорциональны токам: Iа:Iш=1/rа: 1/rш;

Iа:Iш=rш:rа;

1:19=rш:10.

Сопротивление шунта rш=10/19=0,526 Ом.

Сопротивление шунта должно быть в 19 раз меньше, чем сопротивление амперметра rа, чтобы через него проходил ток Iш, в 19 раз больший тока Iа=1 А, который проходит через амперметр.


Задачи для самостоятельного решения:

1. Магнитоэлектрический миллиамперметр имеет диапазон измерений без шунта 10 мА и внутреннее сопротивление 100 Ом. Какое сопротивление должен иметь шунт, если прибор должен измерять ток до 1 А (рис. 2)?

Рис. 2.

2. Амперметр (рис. 3) имеет внутреннее сопротивление rа=9,9 Ом, а сопротивление его шунта 0,1 Ом. В каком отношении разделится измеряемый ток 300 А в приборе и шунте?

Рис. 3.

Шунт для амперметра

 

3. Амперметр, внутреннее сопротивление которого 1,98 Ом, дает полное отклонение стрелки при токе 2 А. Необходимо измерить ток до 200 А. Какое сопротивление должен иметь шунт, подключаемый параллельно зажимам прибора?

4. Определить величину сопротивления шунта амперметра для расширения пределов измерения тока с 10 миллиампер до 10 Ампер. Внутреннее сопротивление амперметра равно 100 Ом.

Дано: I1=10 мА; I=10 А; R1=100 Ом;
Найти: R2 —?

 

5. Определить величину добавочного сопротивления вольтметра для расширения пределов измерения напряжения с 5 до 500 Вольт. Внутреннее сопротивление вольтметра равно 200 Ом.

Дано: U1=5 В; U2=500 В; R1=200 Ом;
Найти: R2 —?

 

СРС № 4. Составление таблицы классификации электроизмерительных приборов

 

Цель: Самостоятельно изучить дополнительную информацию по теме. Продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

 

Источники информации:

https://sites.google.com/site/elizmpribor/Home/klassifikacia-el-izm-priborov

http://electrono.ru/elektroizmeritelnye-pribory-i-metody-izmerenij/95-naznachenie-i-tipy-elektroizmeritelnyx-priborov

 

Задание: составить таблицу классификации электроизмерительных приборов

 

СРС № 5. Составление отчета по лабораторной работе № 4

 

Изучить содержание лабораторной работы №4. Составить отчет по лабораторной работе.

 

СРС № 6. Составление опорного конспекта по теме: «Конструктивное выполнение ваттметров. Составление схем измерения мощности прямым и косвенным способами»

 

Источники информации:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D1%82%D1%82%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80

http://abc.vvsu.ru/books/metrolog_standar_i_sertif/page0013.asp

http://portal.tpu.ru:7777/SHARED/z/ZHDANOVAAO/teaching/Tab1/Lab7.pdf

 

Задание:

1. Составить опорный конспект «Конструктивное выполнение ваттметров»

2. Составить схему измерения мощности прямым и косвенным способами

 

СРС № 7. Решение задач по теме «Измерительные трансформаторы тока и напряжения»

 

1. В трехпроводную сеть трехфазного тока включены амперметры на 5 А, вольтметры на 100 В и два однофазных ваттметра на 5 А и 150 В со шкалой на 150 делений через трансформаторы тока 200/5 и трансформаторы напряжения 6000/100. Определить мощность нагрузки и показания ваттметров в делениях шкалы, если показания вольтметров по 95 В, амперметров по 4,2 А, а коэффициент мощности нагрузки 0,8. Начертить схему включения приборов.

Рис. 3. Схема включения ваттметров через

измерительные трансформаторы.

 

2. Для измерения активной энергии Wa, напряжения U и тока I в однофазной цепи частотой 50 Hz с коэффициентом мощности cosφ необходимо:

· выбрать измерительные трансформаторы тока (ТА) и напряжения (TV), амперметр, вольтметр и индукционный счетчик;

· проанализировать нагрузку вторичных цепей TA и TV, используя ориентировочные значения мощностей собственного потребления обмотками приборов [9, табл. 3.5]. При необходимости выбрать другие приборы;

· оценить погрешности измерения U, I, Wa при нормальных условиях эксплуатации и представить результаты измерений в установленной стандартом форме, если продолжительность измерения энергии составляет Δt часов;

· привести схему измерений.

Исходные данные:

U = 5,8 KV; cosφ = 0,93; I = 100 A; Δt = 0,5h

3. Однофазный трансформатор ОМ-6667/35 работает как понижающий. Пользуясь его техническими данными приведенными в таблице 6.1, рассчитать: коэффициент трансформации; номинальные токи первичной вторичной обмоток; напряжение на вторичной обмотке U2 при активно-индуктивной нагрузке, составляющей 50% (β=0,5) от номинальной и cosφ2=0,8; к.п.д. при cosφ2–0,9 и нагрузке, составляющей 75% (β=0,75)от номинальной.

4. Трехфазный трансформатор ТС-180/10 включен в сеть напряжением 10000 В. Пользуясь данными, указанными в паспорте (см. таблицу 6.1 к задаче 1), рассчитать: фазные напряжения, если группа соединения трансформатора Y / Δ - 11; фазный и линейный коэффициенты трансформации; номинальные токи первичной и вторичной обмоток; активные сопротивления обмоток, если при коротком замыкании трансформатора мощности первичной и вторичной обмоток равны; напряжение вторичной обмотки при активно-индуктивной нагрузке, составляющей 75% от номинальной (β=0,75) и cosφ2=0,9; к.п.д. при нагрузке, составляющей 50% (β=0,5) от номинальной и cosφ2=0,8.

5. Автотрансформатор, схема которого изображена на рис. 6.1, включен в сеть с напряжением U1=220 В. Напряжение на вторичных зажимах U2=180 В, ток нагрузки I2=10 А. Обмотка имеет ω1=500 витков. Определить площадь поперечного сечения провода, из которого сделана обмотка, если максимально допустимая плотность тока равна 2,5 А/мм2.

6. Схема включения измерительных приборов через трансформаторы напряжения 3000/100 В и тока 100/5 А дана на рис. 6.2. Показания приборов оказались следующими: вольтметра U2=80 В, амперметра I2=4 А, ваттметра Р2=256 Вт.

 


СРС № 8. Составление схем подключения электроизмерительных приборов с измерительными трансформаторами тока и напряжения

 

Источники информации:

http://model.exponenta.ru/electro/0070.htm

http://electricalschool.info/relay/1652-izmeritelnye-transformatory-toka-v.html

 

Задание: Изучить дополнительную информацию. Составить схемы подключения электроизмерительных приборов с измерительными трансформаторами тока и напряжения

 

СРС № 9. Составление отчета по лабораторной работе № 6

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...