Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция. Система договоров в сфере исключительных прав. Основные виды договоров и критерии их классификации.




Традиционно к основным видам договоров следует отнести договор на отчуждение исключительных прав. Такой договор предполагает передачу всех исключительных прав от автора произведения или иного результата интеллектуальной деятельности к другому лицу, которое является правообладателем. Отчуждение исключительных прав – означает полный их переход, т.е. автор навсегда лишается всех своих имущественных прав в отношении данного произведения.

Личные неимущественные права автора не переходят к другим лицам, ни при каких условиях. Причем, правообладатель, который получает исключительные права по данному договору, обязан не допускать нарушений личных неимущественных прав автора. Например, на определенное худ. произведение, правообладатель выкупил у автора исключительные права, но на обложках книги всегда автор тот, кто создал произведение.

Некоторые аналогии, между договором на отчуждение исключительных прав и договором купли-продажи провести можно. Вместе с тем, данный договор не имеет ничего общего с договором купли-продажи экземпляров соотв. произведения. Правообладатель в дальнейшем может заключать аналогичные договоры с иными лицами. Договор является возмездным, т.е. за отчуждение исключительных прав автор получает вознаграждение. Порядок выплаты вознаграждения, определяется договором. Это м.б. единовременное вознаграждение, также возможны варианты, когда существует определенный срок выплаты такого вознаграждения.

В том случае, если права на соотв. объект подлежат государственной регистрации, то и договор на отчуждение исключительных прав также подлежит государственной регистрации.

В рамках такого договора возможны также условия, об отказе автора от вознаграждения. Такой договор может являться и безвозмездным, но в данном случае, все зависит от волеизъявлении автора. Данный договор относится к группе договоров, направленных на отчуждение имущества.

В договоре д.б. обязательно определено условие о вознаграждении, в т.ч. о сумме и порядке выплаты. Договор, в котором такое условие неопределенно заключенным не считается. Правила гражданского кодекса об обычном порядке определения такого условия не применяются.

Договор на использование объекта исключительных прав (лицензионный договор).

По данному договору одна сторона – автор или правообладатель, передает или обязуется передать другой стороне – пользователю, на определенный срок все исключительные права, или их часть, либо одно исключительное право, а другая сторона – пользователь, обязуется использовать переданное ей право в объемах, определенных договором, и выплачивать автору или правообладателю соотв. вознаграждение.

Стороны данного договора могут именоваться лицензиар и лицензиат. Такой договор предполагает лицензию или разрешение на использование соотв. объекта.

Лицензионный договор, в отличие от вышеперечисленного, предполагает контроль со стороны автора или правообладателя, относительно объема используемых исключительных прав. Лицензионный договор может предполагать определенную территорию использования объекта.

Лицензионный договор предполагает также обязанность автора или правообладателя не препятствовать, не создавать затруднений использованию объекта исключительных прав. Существуют также отдельные разновидности лицензионных договоров, в частности: лицензия м.б. исключительной и неисключительной. В силу исключительной лицензии автор или правообладатель обязуется передать соотв. исключительное право только одному пользователю и не заключать подобных договоров с иными пользователями. Неисключительная лицензия, наоборот, предполагает возможность автора или правообладателя заключать неограниченное количество подобных договоров с иными пользователями. В силу открытой лицензии автор или правообладатель может предоставить неограниченному кругу лиц на определенный срок все исключительные права или их часть.

В случаях, предусмотренных законом, возможна принудительная лицензия, когда на основании судебного решения какой-либо субъект получает право использовать данное исключительное право.

В науке и на практике возникают вопросы по поводу соотношения договора на использование объекта исключительных прав и договора коммерческой концессии.

Сублицензионный договор.

В рамках, предусмотренных лицензионным договором пользователь может передать на срок, не превышающий срока лицензионного договора, все, переданные ему исключительные права, либо часть таких прав в объемах, не превышающих объемы использования по лицензионному договору.

Сублицензионный договор м.б. заключен в том случае, если прямо не предусмотрен запрет на его заключение. Лицензиат, в данном случае, обязан контролировать порядок и объемы использования объектов исключительных прав, сублицензиатом.

Издательский лицензионный договор.

На основании издательского лицензионного договора одна сторона – автор или правообладатель, передает другой стороне – издателю, право на распространение и издание, определенного количества экземпляров соотв. объекта, как правило, литературного или иного произведения.

По общему правилу автор или правообладатель, может заключить договоры с издательскими организациями, если договором не предусмотрено иное.

Соглашения, заключаемые между соавторами произведения.

Существует две разновидности таких соглашений:

- соглашения, заключаемые на предмет совместного создания произведения (в предмет таких соглашений может входить дальнейшее использование данного произведения, в т.ч. представление его на публичный конкурс, заключение иных соглашений с организациями по поводу отчуждения исключительных прав, по поводу использования данного объекта).

- соглашения, между соавторами, создавшими объект исключительных прав на предмет разграничения соотв. исключительных прав. Данными соглашениями может определяться доля каждого соавтора в исключительном праве, доля в доходах от использования произведения.

Договор авторского заказа.

По договору авторского заказа одна сторона – заказчик, выдает другой стороне – автору соотв. задание, а другая сторона – автор, обязуется по заданию заказчика создать произведение, иной объект исключительных прав, в объективной форме, и передать оригинал соотв. произведения, а также определенное количество копий данного произведения заказчику, за соотв. вознаграждение.

Режим исключительных прав определяется договором.

Среди всех видов договоров в системе исключительных прав, данный договор имеет наибольшее сходство с договором подряда, т.к. не только относится к группе договоров направленных на выполнение работ, но и предполагает создание определенного овеществленного результата.

Данный договор мы не можем отождествить с договором подряда т.к.:

- выполняется работа по созданию исключительных прав;

- труд подрядчика носит творческий характер;

- особый правовой режим исключительных прав на данный объект.

 

8.10.2012

 

ТЕМА: ОБЪЕКТЫ АВТОРСКИХ ПРАВ. КРИТЕРИЙ КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НАУКИ ИСКУСТВА

 

К объектам авторских прав закон относит: произведения науки литературы искусства не зависимо от их характеристик от назначения данного произведения и способа его выражения.

Авторское произведение должно существовать в объективной форме т.е. в форме доступной для широкого круга лиц.

На практике возникает вопрос о существовании незаконченных произведений, соответственно вопрос о признании данных произведений объектов авторских прав.

В любом случаи даже незаконченное произведение признается объектом авторских прав если оно отвечает требованиям действующего законодательства: новизна и существования в объективной форме, оригинальность и то что произведения является результатом творческого результата.

Часть 4 ГК называет 3 критерия классификации авторских произведений:

· Сфера науки литературы искусства в которой создается произведение. Исходя из этого критерия ч. 1 ст. 1259 называет … и иные произведения, т.е. перечень открытый

· В зависимости от наличия или отсутствия в объективной форме первоначального произведения замысла автора или источника информации принято различать:

- первоначальные произведения

- производные произведения

- составные произведения

Производные произведения – произведения созданные на основании переработке первоначальных произведений. Неоднозначные вопросы: на практике неоднозначным является вопрос о разграничения производных произведений, произведений выполненных в жанре пародий и произведений которые рассматриваются как искажение первоначальных произведений т.е. посягательство на неприкосновенность первоначальных произведений. Закон однозначно не говорит что является ли пародия искажением произведения, исходя из смысла законодательства представляется разумным полагать что любая пародия не перешедшего в общественное достояние особенно если такая пародия создается в целях извлечения прибыли, то это должно производится только с согласия автора.

Не признаются производными произведениями переработки народных произведений не имеющих конкретных авторов

Не однозначным является вопрос обладает ли каким либо приоритетов совершившим переработку народного произведения.

СОСТАВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ – произведения состоящие из различных самостоятельных произведений, в частности из большего количества произведений. ТАКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ результатами творческого труда исходя из результатов из творческого характера подбора произведений являющиеся составными частями

П: энциклопедии, сборники по результатам конференции

· С учетом степени распространения произведений произведения бывают:

- обнародованные – произведения, которые стали доступными широкому кругу лиц любым не противоречащим закону способом. П: передача в эфир

Неоднозначным является вопрос о том будет ли обнародованным произведение, которое впервые исполнено автором в домашней обстановке или в кругу близких родственников

Закон говорит определяет начало охраны авторских прав в момент создания произведения, однако на практике защиту прав на необнародованные произведения сложно

Лицо считается автором произведения которое опубликовано, обратное нужно доказывать

- не обнародованные -

 

Объектами авторских прав признаются не только сами произведения как таковые, но и отдельные составные части произведении и отдельные персонажи из произведения.

Сейчас получила распространение ситуация которая называется, как трансформация персонажа произведения в иной объект прав интеллектуальной собственности

Отдельные персонажи из произведения могут регистрироваться в качестве товарного знака, знаков обслуживания коммерческих обозначений и иных объектов. Правовой режим данных объектов существенно отличается от правового режима авторских произведений, если персонаж авторского произведения существует неразрывно т.е. образуют неразрывное целое с остальными фрагментами произведения, то персонаж в виде товарного знака является особым отдельным объектом исключительных прав независимо от авторского произведения и может быть объектом иных договоров

Определенной особенностью правового режима существует относительно служебных произведений

На практике возникает вопрос об авторских копиях оригинала произведения.

Договором авторского заказа всегда должен оговариваться порядок создания авторских копий с оригинала. Заказчик в праве поставить в договоре условия что без согласия автора авторские копии изготавливаться не могут

 

ТЕМА: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ АВТОРСКИХ ПРАВ. СВОБОДНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДО ИСТЕЧЕНИЯ СРОКА ОХРАНЫ АВТОРСКИХ ПРАВ

 

Законодательство и практика выделяют 2 основные группы целей использования авторских произведений:

1. Коммерческое использование – только с согласия автора

2. Некоммерческое использование т.е. использование без цели извлечения прибыли

 

В течении срока охраны авторских прав – в течение 70 лет после 1 января за годом смерти автора произведения

Некоммерческое использование в определенных законом случаях допускается без согласия автора и соответственно без выплаты вознаграждения автору или правообладателю

Закон отмечает следующие обстоятельства позволяющие свободно использовать произведение:

1) Свободного использования произведения в информационных целях, в том числе сообщение в эфир, по кабелю в печатных средствах информации, речей, обращений, докладов и иных аналогичных материалов в объеме оправданном информационной целью. При это само по себе распространение печатных средств информации может преследовать цель извлечение прибыли

2) Свободное использование произведения в научных целях. Такое воспроизведение предполагает цитирование в том числе критические комментарии в научных произведениях и научных материалах и в учебной работе в объемах оправданных целью такого цитирования.

3) Свободное Использование произведения в культурных целях. Для ознакомления учащихся с произведения мировой культуры

4) Свободное использование произведения архивами, библиотеками государственными фондами исключительно с целью формирования соответствующих материалов систем дел или систем, как правило в единственном экземпляре без цели извлечения прибыли. В случаях предусмотренных ФЗ «об образовании» «о библиотечном деле» у автора может быть затребован такой экземпляр

5) Публичное исполнение произведения в месте открытом для свободного посещения т.е. в месте где присутствует круг лиц не принадлежащих к кругу семьи. Если такое исполнение осуществляется без цели извлечения прибыли

6) Свободное использование произведения постоянно находящимся в месте открытого для свободного посещения, допускается если такое произведения не является основными объектами которые демонстрируются в данном помещении.

7) Допускается также свободное публичное исполнение музыкального произведения во время официальной или религиозной церемонии, без цели извлечения прибыли, в объеме оправданном характером такой церемонии.

8) Допускается свободная запись произведения, организация эфирного вещания в целях краткосрочного пользования, в том случае, если организация получила право на сообщение в эфир соотв. материалов. Понятие краткосрочности является оценочным, но организация обязана уничтожить такую запись в течение 6 месяцев с момента ее изготовления, если иное не согласовано с автором или правообладателем. И если такая запись носит исключительно документальный характер, то она без согласия правообладателя может быть сохранена в государственных и муниципальных архивах. Таким образом допускается использование произведения вне коммерческих целях без согласия автора и без выплаты вознаграждения

 

 

15.11.2012

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА ОБЪЕКТОВ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВ

 

 

Конвенция Парижская 1883 года – охране промышленной собственность

Объекты технического творчества – это изобретения полезные модели промышленные образцы и секреты производства

Бернская конвенция (Швейцария) – была пересмотрена в общей сложности 6 раз и последний раз в Париже 28 сентября 1979 года.

Бернская конвенция содержит преамбулу в которой говорится о необходимости единообразной охраны авторских прав на литературные и художественные произведения на территории всех договаривающихся государств.

Данная конвенция дает детальное толкование термина литературные и художественные произведения.

Так же она охватывает любые произведения науки и искусства вне зависимости от формы их выражения включая в том числе проповеди религиозного характера зафиксированная на письменных или электронных носителях и кинематографическое произведения, рисунки, фотографические произведения и иные произведения относящиеся к литературе искусства и науки в том числе к географии и архитектуре.

Конвенция имеет ряд отсылочных норм к внутреннему законодательству соответствующих государств в соответствии с которыми может не допускаться охрана отдельных видов произведений не закрепленных в какой либо материальной форме.

Существует в международной практике проблема считать ли объектом автора который был высказан публично, но не получил объективной формы

Данная конвенция дает определение прикладного искусства в отношении которых применяются правила об авторских произведениях с учетом различных критериев классификации

Данная конвенция содержит формулировку которую восприняли внутренние законодательства различных стран – авторские права не распространяются на новости, ТВ, различные передачи (события, расписания)

Отграничивает объекты авторских прав от иных материалов результата творческого труда

Также содержит отсылочную норму по которой законами стран участниц могут изыматься из охраны политические речи и речи произнесенные в ходе судебных процессов

Объектом охраны данной конвенции являются авторские произведения созданные на территории стран участвующих в данной конвенции не зависимо от того опубликованы они или нет

 

 

Драматического, публичное исполнение музыкального или литературного произведения, если это не сопровождается создание материальных или электронных носителей

Охраняются также авторские произведения которые созданы в стране являющейся участницей конвенции автор такого произведения не имеет постоянного места жительства на территории данной страны но заключил трудовой договор с организацией кинематографии на предмет создания произведения на предмет изготовления копий определенного количества произведений, а также на предмет распространения экземпляров

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...