Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этапы экономического развития Китая (КНР)




 

Культурная революция в Китае, проводившаяся с 1967 г., нанесла огромный вред китайской экономике. Модель основывается на приоритете развития сельского хозяйства и жесткой центральной власти. Промышленное производство сократилось. В стране назрели очень серьезные социально-экономические проблемы. После 1976 г. Китай сменил курс экономического развития.

С 1978 г. взят курс на образование богатого демократического социалистического государства с душевым доходом населения на уровне среднеразвитых стран мира.

Начиная с 1979 г. Китай взял курс на переход от закрытого общества к открытому в расчете на приток иностранных инвестиций в страну для модернизации и развития промышленного производства. Географическая близость Гонконга была основным преимуществом для иностранных компаний, Которые начали размещать в Китае трудоемкие сборочные производства, ориентированные на экспорт.

Для стимулирования инвестиций китайское правительство создало 4 особые экономические зоны: Шанхай, Чжухай, Шаньтод и Хайкоу, куда и направились потоки прямых иностранных инвестиций Гонконга, Тайваня и США.

В 1984 г. было открыто 14 прибрежных городов и портов. Западные инвесторы получили возможность выхода на крупные внутренние рынки Китая.

В 1985 г. в Китае было открыто еще 18 городов, которые имели избыток дешевой рабочей силы и где располагалось производство первичных и перерабатывающих отраслей экономики. Это повлекло перемещение целых заводов и современных производственных комплексов ТНК в данные регионы, модернизацию местных предприятий.

В 1986 г. китайское правительство выпустило список из 22 положений, направленных на улучшение инвестиционного климата. Были открыты специальные обменные пункты для инвесторов, которые имели возможность купить здесь твердую валюту и импортное сырье.

В 1985-1986 гг. на эти города приходилось 23% промышленного производства и 40% экспорта Китая.

В 1990 г. введена новая корпоративная политика, вступили в действие нормативные акты о защите авторских прав. Это активизировало инвестиции из Японии, США и Западной Европы.

С 1992 г. в Китае проводятся мероприятия, направленные на либерализацию сферы услуг и предпосылок для вступления в ВТО. В следствии чего были открыты ранее закрытые сектора экономики: недвижимость, транспорт, телекоммуникации, розничная торговля и т.д.

В 1995 г. принят закон, позволяющий иностранным компаниям создавать холдинги.

Китай постоянно делает шаги по привлечению иностранных инвестиций. Они включают в себя: налоговые каникулы, льготные импортные тарифы, облегчения правил приема и увольнении иностранного персонала.

В общем можно выделить четыре этапа экономического развития Китая:

Переход от натурального, полунатурального хозяйства к плановой товарной экономике.

Переход от аграрного к индустриальному обществу.

Переход от закрытого общества к открытому.

Переход от общества "моральных принципов" к правовому

китайская народная республика политический


Заключение

 

Специфика развития КНР показывает, что там демократизация экономики по темпам развития ушла вперед по сравнению с политической реформой.

Быстрый темп экономического роста в странах Азии свидетельствует о том, что либерализация их экономик, основанная на признании многообразия форм собственности и предоставлении населению предпринимательских свобод, способствует укреплению тенденции к демократизации всех основ жизни мирового сообщества.

Опыт в области модернизации политической системы КНР в целом и его итоги на сегодняшний день, очевидно, не имеют аналога в мировой истории и свидетельствуют о наличии огромных созидательных возможностях развивающихся стран, как в области демократизации политической системы, так и в сфере экономического строительства, пока еще не реализованных в полной мере.

Раскол Китая на милитаристский Север и республиканский Юг отодвинул задачу строительства республики на второй план. На первом этапе модернизации ее движущим мотивом стал общенациональный интерес - объединение страны, включая освобождение северо-восточных территорий Китая, захваченных Японией, и создание, таким образом, единого государства как первостепенной предпосылки для провозглашения и строительства республики на новых демократических началах. Следует отметить, что две основные политические силы Китая первой половины прошлого столетия - КПК и Гоминьдан, исходя из принципа национализма, практически ставили перед собой одну и ту же генеральную задачу - объединить страну, освободив ее от агрессоров, но решали их разными путями.

В конечном итоге КПК пришла к власти в ходе борьбы с войсками гоминьдановского правительства и при военной помощи Советского Союза, чье участие сыграло решающую роль в разгроме вооруженных сил Японии. Китайская Республика, возглавляемая Национальным правительством Чан Кайши, рассчитывавшая на помощь западных держав и не получив ее, в решающий момент битву за Китай проиграла. Разумеется, большую роль в поражении режима правых сил сыграла реакционная, антинародная политика Гоминьдана, лишившая его опоры среди населения. б) Начало второго этапа отмечено победой национально-демократической (народной) революции в стране, ее объединением и провозглашением Китайской Народной Республики. Образование КНР в 1949 году стало логическим завершением одного из сложнейших и противоречивых периодов в истории китайской государственности. Традиционный подход к оценке государства в Китае, как центра Вселенной, Поднебесной, унаследованный через конфуцианское образование, стал сочетаться в политике КНР с требованиями современности, в первую очередь, с необходимостью дальнейшей радикальной модернизации страны, в первую очередь, ее политической системы, государственного устройства, всей правовой системы, экономического и социального законодательства.

Концепция демократии для Китая, выдвинутая и претворенная в жизнь Коммунистической партией Китая, эволюционировала от рабоче-крестьянской демократии к народной демократии (новая демократия в противовес буржуазной демократии Сунь Ятсена), к социалистической демократии и, наконец, к социалистической демократии с китайскими характеристиками.

Приход КПК к власти в общенациональном масштабе способствовал изменению взглядов китайских лидеров на участие компартии в руководстве страной. В период до образования КНР Мао Цзэдун и его сторонники признавали необходимость участия в структуре власти представителей разных политических сил. Но в новых исторических условиях (после устранения Гоминьдана с политической арены и в отсутствие других организованных мощных оппозиционных сил) в КНР была сформирована однопартийная система, произошло утверждение партийно-государственной структуры, близкой по характеру советскому образцу.

Высшая власть в стране конституционно была закреплена за Всекитайским собранием народных представителей (своеобразный аналог парламента). Пирамида построенной по вертикали власти, в соответствии с принципом демократического централизма, устанавливающим подчинение низших органов власти высшим, включала в себя собрания народных

Такой оборот событий был обусловлен рядом объективных обстоятельств: тесное военно-политическое сотрудничество КПК и СССР в течение всего периода вооруженной борьбы против японских захватчиков, а также против Гоминьдана; изоляция Китая на международной арене капиталистическими державами, отсутствие опыта хозяйственного строительства в условиях плановой экономики и т.д. представителей, создаваемых по территориально-административному признаку.

Перерождение демократической формы правления к концу 70-х гг. прошлого столетия в авторитарную власть, культ личности Мао во многом было вызвано своеобразием китайского (восточного) политического менталитета, сформированного веками и основанного на принципе верховенства единоличной императорской власти. В известной степени это явление представляется исторически неизбежным. Но такая власть в новых условиях исчерпала свои созидательные возможности и привела к тому, что лозунг "освобождение сознания", выдвинутый после кончины Мао Цзэдуна, был положен в основу обеспечения всей последующей политики реформ и открытости в Китае. в) Третий значительный этап модернизации политической системы китайского государства начался с реформ Дэн Сяопина после 1978 г. Основным содержанием этого периода стали преобразование планово-централизованной экономики в рыночную экономическую систему и демократизация политической жизни страны, в первую очередь, Коммунистической партии Китая. Этот процесс в целом обеспечивает Китаю стабильный экономический рост, укрепляет единство нации и государственность, повышает авторитет КНР на международной арене.

Несмотря на все особенности политической системы, которые отличают современное государственное устройство Китая от западных стран с развитой демократией, в ней прослеживается отражение как достижений западной цивилизации в ее поисках наиболее рациональной политической системы организации общества, так и собственный исторический опыт китайского народа в области модернизации политической системы КНР.

Правомерным считаем сделать вывод о том, что стратегия модернизации политической системы КНР на первоначальном этапе строительства социализма опирается на концепцию социалистической демократии с китайскими характеристиками. Она органично вписывается в общую теорию строительства социализма с китайскими характеристиками и является развитием идей Сунь Ятсена о народовластии. Модернизация политической системы в условиях Китая не предполагает насильственного слома существующего тоталитарного режима, который по всем партийным и государственным документам определяется как строй социалистической демократии с китайскими характеристиками. Однако такое определение имеет свое научное обоснование: критерием эффективности социалистической демократии в Китае признается общественно-политическая практика, основанная на строгом учете существующих реалий. Именно в рамках общественно-политической практики на сегодняшний день в КНР достигнуты важные результаты синтеза китайской и западной политической традиции (ценности западной демократии и их переосмысление в Китае). Постановка партией вопроса о реформе политической системы уже сама по себе имеет большое стратегическое и политическое значение. Реализация задач реформы путем демократизации политических институтов и государственного строя в целом имеет непосредственное отношение к проблеме устойчивого развития Китая.


Список литературы

 

1.  Китайская Народная Республика. Конституция и законодательныеакты. М.: Прогресс, 1984.

2. Конституция Китайской Народной Республики. Пекин: Синьсин, 1983.

.   Актуальные вопросы социально-политической жизни КНР. Экспресс-информация ИДВ РАН, № 11, М, 2009.

.   Актуальные проблемы внутреннего положения Китая. Информационные материалы ИДВ РАН, выпуск 14-15. М.: ИДВ РАН, 2003.

.   Ван Хунъин. Китайская традиция международных отношений. М., 2004.

.   Егоров К.А. Китайская Народная Республика: политическая система и политическая динамика. М.: Наука, 2003.

.   Егоров К.А. Представительная система Китая: история и современность. М.: Наука, 2008.

.   Итс Р.Ф., Смолин Г.Я. Очерки истории Китая с древнейших времен до середины XVII века. Ленинград: Учпедгиз, 2001.

.   Китай в мировой и региональной политике. История и современность. М.: ИДВ РАН, 2000.

.   Китай на рубеже тысячелетий (по материалам научной конференции Центра исторических и политических исследований ИДВ РАН, состоявшейся в декабре 1997 г.). Информационные материалы ИДВ РАН. М., 1998.

.   КНР США: тенденции политических перемен в Азиатском регионе. М.: Экспресс-информация ИДВ РАН, № 2, 2003.

.   Кулик Б.Т. Международная научная конференция "Будущее Китая и Северо-Восточной Азии". Проблемы Дальнего Востока, 2007, № 5.

.   Новейшая история Китая. 1928-1949. Под редакцией М.И. Сладковского. М.: Главная редакция восточной литературы Издательства "Наука", 1994.

.   Политическая система Китайской Народной Республики (структура основных институтов власти). Экспресс-информация №1. М.: ИДВ РАН, 2006.

.   Попов П.С. Изречения Конфуция, учеников его и других лиц. СПб., 1910.

.   Портяков В.Я. Китайская Народная Республика: поиск путей социально-экономического развития. Часть 1. Из истории зарождения экономической реформы в Китае (1978-1982). М.: Информационный бюллетень ИДВ РАН, № 10, 1995.

.   Портяков В.Я. Китайская Народная Республика: поиск путей социально-экономического развития. Часть 2. "Золотой век" экономической реформы в Китае (проблемы и процессы 80-х годов). М.: Информационный бюллетень ИДВ РАН, № 11 1995.

.   Потапов М.А. Внешнеэкономическая политика Китая. (1980-1990 гг.). М., 1995.

.   Стратегия объединения Китая: Аомынь. Экспресс-информация ИДВ РАН* №9, М. 2000. Энциклопедия нового Китая. М., 2009.

.   Структура экономики Китая. Сб. ст., М.: Прогресс, 2004.

.   XIII съезд КПК и реформа в Китае. Сборник статей о Китае. Под редакцией Су Вэньминя. Перевод выполнен сотрудниками Бюро переводов при ЦК КПК. Пекин: Издательство "Пекинский еженедельник", ноябрь 1997. Первое издание.

.   Хальман С. Политические границы экономической и конституционной реформы. Актуальные вопросы социально-политической жизни КНР. Экспресс-информация ИДВ РАН, №11, М, 2009.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...