Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стандартная расстановка в соответствии с изначальным порядком

Как проводится расстановка

Принцип прост: один участник группы, далее называемый протагонистом, в зависимости от исходной ситуации и постановки проблемы выстраивает внутренний образ своей нынешней или родительской семьи или, может быть, систему клиента. Среди участников группы он выбирает исполнителей на роли членов системы, расстановку которой он делает, и в соответствии со своим внутренним образом ставит их на то или иное место. Он также выбирает человека на роль себя самого. Затем участники расстановки по очередности сообщают, что они чувствуют на этом месте. Терапевт может попросить двигаться участников расстановки, и они следуют за тем, что диктует им роль. В заключении групповой терапевт, принимая во внимание обратную информацию со стороны исполняющих роли об их чувствах на новом месте, в большинстве случаев через несколько промежуточных ступеней (которые часто представляют собой важные с терапевтической точки зрения промежуточные шаги) формирует образ-решение, в котором у всех, включая тех, кто был в свое время исключен из системы, есть хорошее место. Терапевт определяет уже сам какому участнику, какое место нужно занять в этой расстановке, а также диалог между протагонистом и участниками, исполняющими роли.

До начала расстановки системы выясняют, кто принадлежит к данной системе, а также (в основном во время расстановки), какие лица освободили в системе место или являются исключенными. Кроме того, расспрашивают о решающих событиях таких, как смерти, самоубийства, расставания и разводы, несчастные случаи и случаи инвалидности. Описания характеров и оценки поведения здесь, напротив, неважны. Они отвлекают от главного.

Предпосылка для проведения расстановки

Когда кто-то делает расстановку системы, будь это его собственная или система клиента, делать это можно только в том случае, если для него это серьезно и если речь идет о чем-то серьезном, то есть нуждается в решении. Если это делается из любопытства, то эффекта не будет.

Указания для проведения расстановки

Когда мы работаем с расстановками, мы касаемся самых глубин. Поэтому в группе нужна атмосфера внимательного сочувствия. Во время самой расстановки никто не должен ничего говорить. В это время ничего не говорят ни тот, кто делает расстановку, ни его участники. Когда дается слишком много сведений, это отвлекает. Сосредоточьтесь на внутреннем, забудьте то, что является вашим собственным, вашими собственными целями и намерениями, и регистрируйте те чувства, которые приходят и которые возникают, когда вас передвигают или ставят на новое место, и как они меняются, когда в расстановку вводятся другие люди. При этом важно, чтобы вы не "считывали" чувства снаружи и не позволяли себя отвлечь мыслям о том, как, собственно говоря, можно и должно было бы чувствовать себя, находясь на этом месте. Просто предоставьте себя происходящему и почувствуйте, как реагирует ваше тело, даже если ощущения ваши совсем не те, что ожидались, и просто и без критики расскажите о том, как вы чувствуете себя на этом месте и что у вас на душе. В этом случае человек зачастую испытывает пугающие или запрещенные чувства. К примеру, можно почувствовать облегчение, когда другой уходит или умирает, или испытать тягу в запретные отношения. Если об этом сказать, то не проявится что-то важное. Поэтому здесь нужно отказаться от какой-либо цензуры и купюр.

Протагонист расставляет свою систему, полностью ориентируясь на свои ощущения, так, как он, согласно своему внутреннему образу, видит отдельных людей по отношению к друг к другу. Внутренний образ проявляется только во время расстановки. Так что нужно забыть все, что наметили заранее. Протагонист только указывает место, никаких жестов, никаких фраз, никаких направлений взгляда.

Отказ от личного

Члены группы, исполняющие роли, которые им дает протагонист, должны стараться почувствовать так, как чувствует себя другие люди, находясь на этом месте. Они не должны думать о чем-то личном, о своих собственных переживаниях и проблемах, а идти за тем, что диктует им роль.

Работа с минимумом

Расстановка имеет силу, когда мы отфильтровываем лишнюю информацию, персонажей, оставляя только главное, иначе внимание рассеивается, мы уходим от проблемы и не можем найти и почувствовать решение.

Стандартная расстановка в соответствии с изначальным порядком

При расстановке образа-решения существует иерархический порядок, которого необходимо придерживаться. Система приходит в порядок, когда иерархическая последовательность верна. Это внутренний принцип порядка, который, как правило, имеет силу, но от которого тоже снова и снова встречаются отклонения. Кто был здесь первым стоит на первом месте. Дальше движение идет справа налево по часовой стрелке. Сначала обычно идет муж, затем слева от него жена, несмотря на то, что они равноправны. Но здесь есть разница в функциях, которые они выполняют. Обычно тот, кто отвечает за безопасность, занимает первое место. Если муж, к примеру, инвалид или он давно болен и безопасность семьи должна гарантировать жена, в таких случаях первое место занимает она. Затем слева от родителей в расстановках по часовой стрелке в порядке старшинства следуют дети. Также хорошим построение бывает такое, когда дети в порядке старшинства стоят напротив родителей. Это можно наблюдать и по тому, как семья занимает места за столом.

Мертворожденные стоят возле братьев и сестер, а детям, не рожденным вследствие аборта (если работа с ними уместна), в расстановках-решениях лучше всего сидеть между родителями, прислонившись к ним.

Указания для расстановок

Тот, кто появился раньше, обладает приоритетом перед тем, кто приходит позже. При расстановке следует обращать внимание на иерархический порядок: он идет по часовой стрелке. Второй стоит слева от первого и так далее. Родители по иерархии равны. Чтобы узнать, кто на самом деле идет первым, нужно попробовать. Как правило, первым идет муж.

Что касается систем, то более поздняя система имеет преимущество перед более ранней. Поэтому нынешняя семья обладает приоритетом перед родной семьей, а второй брак - перед первым. Если у одного из родителей, в то время как они состоят в браке, рождается ребенок от другого человека, то отношения с этим лицом имеют приоритет перед предыдущими.

Если мужчина и женщина стоят друг против друга, это часто означает, что между ними нет больше интимных отношений.

Если женщина выбирает на роль сына женщину, это значит, что сын гомосексуалист или существует опасность стать гомосексуалистом.

Если один из участников хочет выйти за дверь или выходит за дверь, это значит, что для него существует опасность самоубийства.

Если дети стоят между родителями, это означает, что брак распался (часто это бывает расстановкой решением).

Если был прежний возлюбленный, то в расстановке-решении муж должен стоять между ним и женой (то же самое касается и жены в отношении прежней возлюбленной мужа).

Если в расстановке все участники смотрят в одном направлении, это значит, что перед ними стоит кто-то забытый или исключенный из системы.

Пары на курсе

Если в группе участвует супружеская пара, то сначала один партнер делает расстановку нынешней системы и сразу вслед за ним другой, с теми же людьми. То есть участники расстановки остаются стоять, их только по-другому передвигают. Иногда один партнер уклоняется от того, чтобы правильно представить систему, тогда можно спросить участников, как они себя чувствовали - похоже или по-другому.

Собственно метод Хеллингера уникален тем, что позволяет одному человеку работать с целой семейной системой, не привлекая в терапию всех членов семьи.

Если ребенок парентифицирован, то есть выполняет в семье родительские функции для родителей или выступает для родителей в родительской роли, то в расстановке он часто чувствует себя беспокойно и не может найти себе места.

Тогда можно найти одного из родителей, кого-то кто был исключен из системы или рано умер, и ввести его в расстановку системы. Как только этот человек появляется в расстановке, ребенок успокаивается.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...