Социальная педагогика и социальная работа.
Социальные процессы наряду с появлением социальной педагогики привели к возникновению особой сферы социальной деятельности, получившей название социальной работы. Социальная работа – профессиональная деятельность по оказанию помощи индивидам, группам, общинам в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию; создание условий, благоприятствующих достижению этих целей в социуме. Социальная работа и социальная педагогика тесно связаны между собой. Всех педагогов можно считать социальными работниками, но не всех социальных работников можно считать педагогами в профессиональном плане.Но все категории социальных работников в идеале должны иметь определённый уровень социально-педагогической подготовки. Исторически социальная работа выросла из филантропической (благотворительной) деятельности, которой занимались различные религиозные, общественные, а позднее и предпринимательские организации (Армия спасения, женские союзы и др.). Филантропия изначально была направлена на помощь бедным, больным, бездомным, сиротам и др. категориям социально обездоленного и социально незащищённого населения. В 20-е годы прошлого столетия социальная работа имела следующие сферы применения: семейное благополучие, детское благополучие, психиатрическая социальная работа, медицинская социальная работа, школьная социальная работа. Позднее добавились сферы профессиональной, промышленной, геронтологической, сельской, полицейской, судебной социальной работы и др. В каждой сфере помощь осуществляют профессионально подготовленные социальные работники. Соответствующих специалистов готовят в высших учебных заведениях.
В России специальности «социальный педагог» и «социальный работник» были законодательно введены в 1991 году. Развитие социальной работы является сильнейшим стимулом развития социальной педагогики. Это важно для решения вопросов бытия, воспитания, на основе определённых мировоззренческих установок, теоретических разработок и глубинного осмысления социальных процессов и явлений. В свою очередь, разработка проблем социальной педагогики всячески способствует развитию социальной работы, её превращению в высокопрофессиональную социально-педагогическую деятельность. 5. Социальная педагогика как отрасль интегративного знания. В XX веке социальная педагогика объективно становится отраслью интегративного знания. Это связано с тем, что именно в этом столетии получили значительное развитие такие отрасли знаний о человеке и обществе, как психология, этнология, социология и многие другие, что существенно расширило представления об объективных процессах и закономерностях развития человека в социуме. Преставление о педагогике как об отрасли интегративного знания позволяет предложить следующую структуру социальной педагогики. 1. Одним из разделов соц. педагогики является социология воспитания, которая исследует процесс и факторы социализации человека. 2. Социально-педагогическая виктимология – в рамках этого раздела исследуются те категории людей, которые стали жертвами неблагоприятных условий социализации. 3. Философия социального воспитания – в этом разделе рассматриваются такие фундаментальные вопросы, как что понимается под воспитанием в современном обществе, каково соотношение воспитания с социализацией и развитием человека, как понимается цель воспитания сегодня и др. 4. В соц. педагогике разрабатывается теория социального воспитания, которая описывает, объясняет и прогнозирует функционирование социального воспитания, как социального института.
5. Психология социального воспитания – определяет психологические механизмы и условия эффективности взаимодействия субъектов социального воспитания. 6. Экономика и менеджмент социального воспитания – исследуются потребности социально-экономического развития общества в определённом качестве «человеческого капитала», экономические ресурсы общества, которые могут быть использованы для организации социального воспитания. Социальная педагогика обладает рядом функций: 1. теоретико-познавательная ф-ция выражается в том, что соц.педагогика накапливает знания, синтезирует их, стремится составить наиболее полную картину изучаемых ею процессов и явлений в современном обществе, описывает и объясняет их. 2. прикладная ф-ция связана с поиском путей и способов, выявлением условий эффективного совершенствования социально-педагогического влияния на процессы социализации в организационно-педагогическом и психолого-педагогическом аспектах. 3. гуманистическая ф-ция выражается в разработке целей совершенствования социально-педагогических процессов, создающих благоприятные условия для развития личности и ее самореализации. Такое понимание социальной педагогики как отрасли знания делает ее необходимой теоретической основой социального воспитания. Заключение: Мы рассмотрели, что же такое социальная педагогика, что является предметом её изучения, методы и функции социальной педагогики. Кроме этого заглянули в историю развития и становления социальной педагогики как отрасли знания и подчеркнули её необходимость, как основу социального воспитания.
Список литературы: 1. Мудрик А.В. «Введение в социальную педагогику», Пенза, 1994г. 2. Дыгун М.А., Исмайлов Л.В. «Хрестоматия по социальной педагогике», Мозырь, 1998г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|