Структура соовременной информатики
Информационное общество Уже избитой стала фраза, что мы живём в информационном обществе. Это значит, что информация пронизывает все социальные ткани современного мира. И тем важнее становятся такие качества, как умение работать с информацией, т.е. свёртывать информацию, кодировать информацию, декодировать, алгоритмизировать, концептуализировать. Поскольку в противном случае человек оказывается просто захваченным потоком информации, в котором он не разбирается. Скорость экономического обновления современного мира становится головокружительной. Человечество потратило 25 тысячелетий на производство металла после овладения огнём, 25 веков ушло на промышленное использование электроэнергии с момента описания явления электричества, за 25 лет произошла смена трёх поколений электронно-вычислительных машин (ЭВМ). На производство бумаги ушло 1000 лет, паровая машина осваивалась 80 лет, производство транзисторов осуществлено за 3 года, лазеров ‑ за 3 месяца. Развитие электроники в последней трети XX века подвело человечество к новой фазе исторического развития ‑ информационному обществу. Уровень производства, распространения и потребления информации и знаний является одной из основных характеристик человеческого общества на всех фазах его развития. Интуитивно, а затем и целенаправленно часть усилий общества всегда тратилась на совершенствование содержательной, технологической и социальной составляющих этого процесса. Пережив уже три информационные революции, обусловленные соответственно появлением речи, письменности, печатной книги, человечество сейчас стоит на пороге четвертой, связанной с властным вторжением компьютерных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во все сферы жизнедеятельности общества. Осмысление новой реальности, приходящей на смену индустриальному обществу, началось уже в 60-е годы ХХ века. Именно на эти годы приходится расцвет научной фантастики и футурологии. Ещё в 1956 г. в США «белые воротнички» и служащие численно превзошли заводских рабочих с «синими воротничками», что стало первым знаком кризиса индустриализма. В конце 60-х г.г. появляются первые теоретические концепции, в которых анализируютсяпроисходящие в мире изменения и формулируются представления о грядущей цивилизации.
Понятие «информатизация общества», «информационная революция», «информационное общество» в 60-70-х г.г. прочно вошли в язык научных теория – экономических, социологических и т.п. Информационное общество – это общество, в котором в качестве главного фактора производства выступают факторы идеальные, т.е. знание и информация. Этим оно отличается от двух других типов общества – доиндустриального (традиционного) и индустриального. В первом ‑ роль основного фактора производства играет фактор природный, т.е. земля, а во втором – вещественный, т.е. капитал. В случае информационного общества также можно вести речь о капитале как об основном факторе, создающем стоимость, но уже не материальные, физические средства производства и не собственность на рабочую силу как на физическое тело. Информация и знания выступают двояко: с одной стороны как идеальный факторы, входящий в состав капитала – интеллектуальная составляющая рабочей силы, обычно принимающая форуму «образования и квалификации» субъекта – собственника рабочей силы. Следовательно, понимание информационного общества как явления философско-экономического нельзя сводить к пониманию его как общества «нового» в узко-техническом смысле, т.е. основанного на принципиально новой техники – компьютерной. Меняется не только технологическая парадигма, но и парадигма экономическая и даже культурная. Информационное общество – это общество не только с новой технологией, но и с абсолютно иной экономикой и культурой. Информационному обществу соответствует иной тип личности и социумов.
Термин «информационное общество», связанный, прежде всего с определёнными техническими изменениями в производстве появился в начале 60-х г.г. в Японии. Из плоскости технологической он был перенесён в центр развернувшихся дискуссий по проблемам выработки новых представлений об открывающихся перед человечеством перспективах исторического развития. Эту дихотомию «индустриальное общество» ‑ «информационное общество» одним из первых сформулировал Е. Масуда следующим образом: «Информационное общество будет новым типом общества, целиком отличающимся от своего индустриального предшественника». Этот новый этап развития характеризуется не только качественно новым производственным аппаратом, основанном на компьютеризованных орудиях труда и наукоёмких информационных технологиях, но и новыми социальными отношениями. Базовое понятие, лежащее в основе информационного общества – понятие информационная технология – раскрывается и дополняется в книге Г. Поппеля и Б. Голдстайна «Информационная технология – миллионные прибыли». Информационная технология определяется как использование вычислительной техники и систем связи для создания, сбора, передачи, хранения, обработки информации для всех сфер общественной жизни. И по мере того как информационная технология обеспечивает создание информационного общества, возникает мощная индустрия информационной технологи, названная авторами «информационными тенденциями» (infotrends) и предназначенная удовлетворять потребности информационного общества. Под информационные потребности сведены пять доминирующих направлений: информационный продукт (content) в виде программных средств, баз данных; способность к взаимодействию (interoperability) как возможность двух или более сторон, произвести обмен информационными продуктом; ликвидация промежуточных звеньев (disintermediation) как неизбежное следствие совершенствования процесса обмена информационным продуктом; глобализация (globalization), т.е. формирование мирового рынка ИКТ; конвергенций (convergence), когда исчезают различия между изделиями и услугами, информационным продуктом и средствами, использованием в быту и для деловых целей, информаций и развлечением, а также среди отдельных режимов работы, каких, как передача звуковых, цифровых и видеосигналов, являющаяся конечным результатом развития четырёх предыдущих тенденций.
Разработка концепций информатизации общества реализуется во всех развитых странах. В Японии такая концепция была подготовлена в 1972 г., в США и Франции – в 1978 г., Германии – 1988 г. В России в 1988 г. после широкого обсуждения была принята концепция информатизации общества, которая требовала крупномасштабных экономических, правовых и политических решений, затрагивающих все отрасли экономики и все сферы жизнедеятельности людей. Анализ происходящих изменений привёл к возникновению множества концепций, в рамках которых предпринимаются попытки объяснить действительность, а также в ряде случаев описать прогностические доминаты грядущего мироустройства. Представляется целесообразным рассмотреть ряд таких концепций: волны Э. Тоффлера; стадии экономического роста У. Ростоу; грядущее постиндустриальное общество Д. Белла; новое индустриальное общество Дж. Гэлбрейта; технотронное общество З. Бжезинского; постоэкономическое общество П. Друкера; концепция «индустриального общества» Р. Арона; пределы роста Римского клуба; глобальная деревня М. Маклюэна; цивилизация услуг Ж. Фурастье; информационное общества Масуда.
Невозможность развиваться в одном темпе с информационно-коммуникационными технологиями можно рассматривать как источник нового вида дискриминации. Если изобретение печатной книги сделало необходимым умение читать, то использование ИКТ обязывает уметь обращаться с электронной информацией, рассредоточенной по общемировой информационной сети. В некотором роде, в мировом сообществе начинается компания по ликвидации неграмотности, и количество компьютерно-грамотных людей со временем станет таким же важным показателем развития страны, как количество людей, умеющих читать и писать. Термин «digital divide», что в русском языке обозначается как цифровое разделение, разрыв или неравенство, означает по своему смыслу информационное неравенство, появился в лексиконе в 90-х годах двадцатого века. Факт возникновения нового вида неравенство был зафиксирован в июле 2000 года, когда лидеры стран «Большой восьмерки» подписали Окинавскую Хартию глобального информационного общества[1], в которой была отмечена необходимость совместных действий для преодоления информационного неравенства. С этой целью был создан международный экспертный совет по преодолению информационного неравенства[2].
Определение 1. Информационное общество - общество, в котором информационные процессы осуществляются, главным образом, на основе использования информационно-коммуникационных технологий и информационные ресурсы доступны всем слоям населения. Наиболее чётко критерии информационного общества выражены А.И. Ракитовым[1]: - каждый член общества в любое время суток и в любой точке страны имеет доступ к нужной информации; - общество способно обеспечить каждого информационной технологией (как компьютерами, так и средствами связи); - общество само способно производить всю необходимую для жизнедеятельности информацию. Дальнейшее технологическое развитие общества определяется достижениями в информатике. Термин «информатика» Термин «информатика» (Informatik) впервые был предложен в 1957 году немецким инженером К. Штейнбухом (Karl Steinbuch). C 1962 года Филипп. Дрейфус (Philippe Dreyfus) и Уолтер Бауэр (Walter Bauer) положили начало использования данного термина во французском и английском языках (соответственно, informatique и informatics) в программировании. В 1963 году независимо от предыдущих работ термин «информатика» был предложен Фёдором Темниковым. Им дано первое полное определение информатики как науки об информации, состоящей из трёх частей: теории информационных элементов, теории информационных процессов, теории информационных систем.[2]. Подробное описание происхождения термина «информатика» можно найти в книге В. Шилова «Удивительная история информатики»[3] Структура соовременной информатики Современная информатика является фундаментальной общенаучной дисциплиной об информационных процессах и системах любой природы: естественной, социальной, искусственной (т.е. технической). Определение 2. Информатика это наука о структуре, свойствах, закономерностях и методах создания, хранения, поиска, преобразования, передачи и использования информации.
Основной целью информатики является построение теории современных информационных процессов и систем и разработка на этой основе новых информационных технологий в производственной сфере и в обществе в целом. Глобальный процесс информатизации общества рассматривается как социотехническая революция. По этой причине глубокое понимание и систематическое проникновение в область информатики не может ограничиваться только математическими и инженерными аспектами. Технические и технологические проблемы информатизации общества не могут быть решены без достаточно глубоких социальных преобразований, охватывающих практически все области общественной деятельности, включая науку, экономику, политику, право. Поэтому можно достаточно обоснованно предполагать, что взаимосвязь и взаимообусловленность процессов информатизации и социальных процессов представляют собой некоторую общую закономерность общественного развития, которую особенно важно исследовать и учитывать на современном этапе становления информационного общества, являющегося порождением определенных технологических новшеств. В информатике, более, чем в других науках, справедлив принцип постоянного критического переосмысления как содержания этой науки, так и формального определения ее функций. В 1978 году международный научный конгресс официально закрепил за понятием «информатика» области, связанные с разработкой, созданием, использованием и материально-техническим обслуживанием систем обработки информации, включая компьютеры и их программное обеспечение, а также организационные, коммерческие, административные и социально-политические аспекты компьютеризации — массового внедрения компьютерной техники во все области жизни людей. В текущем состоянии информатика включает в себя несколько научных направлений: - теоретическая информатика - техническая информатика - социальная информатика. Информатика в теоретическом аспекте включает в себя науку о машинной обработке данных. Это охватывает вопросы: - схематизированного представления информации: структуры объектов и данных, а также их взаимосвязи; - правил и предписаний для обработки информации (алгоритмы, вычислительные предписания) и их представления. Социальная информатика возникла на стыке нескольких научных дисциплин, главными из которых можно считать философию, социологию, психологию и информатику. При этом социальная информатика рассматривается как важное самостоятельное направление научных исследований в области информатики, которое имеет свой предмет, задачи и методы исследований. Социальная информатика рассматривается как научная база формирования зарождающейся информационной цивилизации. В течение всей предшествующей XX в. истории развития человеческой цивилизации основным предметом труда оставались материальные объекты. Деятельность за пределами материального производства и обслуживания, как правило, относилась к категории непроизводительных затрат. Экономическая мощь государства измерялась его материальными ресурсами. Ещё в конце 70-х годов председатель программы по формированию политики в области информационных ресурсов, профессор Гарвардского университета А. Оеттингер писал, что наступает время, когда информация становится таким же основным ресурсом, как материалы и энергия, и, следовательно, по отношению к этому ресурсу должны быть сформулированы те же критические вопросы: кто им владеет, кто в нем заинтересован, насколько он доступен, возможно ли его коммерческое использование? Президент Академии наук США Ф. Хендлер сформулировал эту мысли следующим образом: «Наша экономика основана не на естественных ресурсах, а на умах и на применении научного знания». В настоящее время идет борьба за контроль над наиболее ценными из всех, известных до настоящего времени ресурсов ‑ национальные информационные ресурсы. «Мы идём в другие страны не для того, чтобы воспользоваться преимуществами более низких издержек. Мы внедряемся туда потому, что там есть интеллектуальные резервы, и мы должны их перехватить, для того, чтобы успешно конкурировать». Cсоциальную информатику в настоящее время нужно рассматривать не только как актуальную проблему прикладных исследований на стыке традиционных и новых научных дисциплин, связанных с проблемой информатизации общества, но и как важное направление фундаментальных исследований проблем и закономерностей развития общества. На современном этапе развития социальной информатики как комплексной научной проблемы представляется целесообразным выделить следующие четыре основных направления научных исследований: - информационные ресурсы общества, их свойства, структура и топология, потребности общества в информационных ресурсах и степень их удовлетворения; - информационный потенциал общества, его структура, динамика, закономерности формирования и эффективность использования; - информационное общества как очередная исторически неизбежная ступень развития цивилизации, его закономерности и проблемы. - личность и социумы в информационном обществе. При разработке программных систем перед информатикой стоит задача представления, моделирования и использования самых различных видов информации. Так машинная обработка информации требует точно установленных форм представления и преобразования, информатика пользуется формальными методами. Этим она обнаруживает связь с математикой, особенно с математической логикой. Но поскольку методы информатики должны вести к практически применимым результатам («программа», «система»), которые должны решать поставленные задачи на имеющихся компьютерах при определенных экономических условиях, то информатика имеет и сильно выраженные инженерно-научные черты. Термин «информация» Термин «информация» происходит от латинского informatio, что означает разъяснение, осведомление, изложение. Понятие информации является крайне дискуссионным. До сих пор не существует его общеупотребительного определения, и оно используется главным образом на интуитивном уровне. В научный лексикон термин «информация» ввёл английский учёный Роналд Фишер[3]. Понимание информации как передачи сообщений сохранялось на протяжении более двух тысячелетий – вплоть до середины XX века. Однако развивающееся научное познание уже в начале XX в. существенно углубило понятие информации, связав его с категорией отражения. Именно философское понимание категории отражения как всеобщего свойства материи оказалось методологически плодотворным для проникновения в сущность информации. Термин «информация» тесно связан с термином «энтропия», который ввёл в научный обиход Рудольф Клаузиус.[4] Идея, что информацию можно рассматривать как нечто самостоятельное, возникла вместе с новой наукой – кибернетикой, доказавшей, что информация имеет непосредственное отношение к процессам управления и развития, обеспечивающим устойчивость и выживаемость любых систем. Сегодня информация уже мыслится как важнейшая субстанция, или среда, питающая исследователей, разработчиков, управляющие органы, которая ими же и создается и непрерывно обновляется (например, в виде всевозможных банков данных). Это была фундаментальная и вместе с тем, неожиданная идея. В различных системах (технических, биологических и др.) циркулирует одинаковые потоки информации, что одна и та же информация может храниться в различных физических носителях и передаваться по каналам, чрезвычайно различным по своей природе. Встав в одни ряд с такими категориями, как материя и энергия, информация превратилась в необычайно широкое понятие и продолжала раскрываться все шире и глубже. В зависимости от области знания, в которой проводилось исследование, информация получила множество определений. Определение 3. Информация это обозначение содержания, полученного от внешнего мира в процессе приспособления к нему (Винер[5]). Определение 4. Информация – отрицание энтропии (Бриллюэн[6]). Определение 5. И нформация – коммуникация и связь, в процессе которой устраняется неопределенность (Шеннон[7]). Определение 6. Информация – передача разнообразия (Эшби)[8] Определение 7. Информация – мера сложности структур (Моль)[9]. Определение 8. И нформация – вероятность выбора (Яглом); и др. Каждое из этих определений раскрывает ту или иную грань (аспект) этого многозначного понятия «информация». Новая терминология Развитие информатики привело к возникновению новой терминологии. Появились такие термины как: информатизация, информационно-коммуникационные технологии; информационные процессы; информационные ресурсы; информационная система; информационный массив и др. В Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», который был принят в 2006 г., даны следующие определения понятий информация, информатизация и информационные ресурсы: Определение 9. Информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явления и процессах независимо о формы их представления; Определение 10. Документированная информация (документ) – зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими её идентифицировать; Определение 11. Информатизация – организационный, социально-экономический и научно-технический процессы создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. Определение 12. Информационно-коммуникационные технологии - совокупность методов и средств реализации информационных и телекоммуникационных процессов. Определение 13. Информационные процессы - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации. Определение 14. Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). Понятие информационного ресурса является одним из наиболее важным не только для социальной информатики, но и для информатики в целом, как фундаментальной науки. Термин «информационные ресурсы» стал широко использоваться после выхода монографии Г.Р. Громова «Национальные информационные ресурсы. Проблемы промышленной эксплуатации». Понятие ресурс в Словаре русского языке С.И. Ожегова как запас, источник чего-нибудь. В современной экономике наиболее распространёнными являются представления о следующих основных видах ресурсов: природные ресурсы ‑ объекты природы, используемые людьми для удовлетворения своих потребностей (материальных или духовных); энергетические ресурсы – носители энергии, используемые в процессе жизнедеятельности общества; материальные ресурсы – сырьё, материалы, оборудование, здания и сооружения, созданные человеком и используемые им в процессе общественного производства и потребления; трудовые ресурсы – люди, обладающие необходимыми знаниями и умениями для трудовой деятельности; финансовые ресурсы – денежные средства, находящиеся в распоряжении государства и общества. И на современном этапе развития общества появился новый вид ресурсов – «информационные ресурсы». Понятие информационного ресурса является одним из наиболее важных понятий для информатики. Необходимо отметить, что в соответствии с определёнными данным законом юридическими нормами информационные ресурсы понимаются как документы или базы данных, содержащие некоторую информацию, а сама информация – как содержание этих документов или баз данных. Определение 15. Информационная система - организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы. Определение 16. Информационный массив - банк данных, сайт, геоинформационная система и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|