Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Усвоение дательного и творительного падежа (4 -7 лет)

ДО 4-17

Нестерова И.С.

ПЕРЕЧЕНЬ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

Согласование числительного с существительным в косвенных падежах. 5 -7 лет

«Соситай,сколько предметов» «Сосчитай,сколько животных»

И.п. (один шар,два шара,пять шаров) (один котенок,два котенка…пять котят)

Р.п. (одного шара,двух шаров,пяти шаров) (одного котенка.двух котят….)

Д.п. (одному шару,двум шарам,пяти шарам) (одному котенку.двум котятам…)

Т.п. (одним шаром,двумя шарами,пятью шарами) (одним котенком,двумя котятами…)

П.п.(об одном шаре,о двух шарах,о пяти шарах) (об одном котенке,о двух котятах…)

Овладение всеми типами склонения

Родительный падеж множественного числа имени существительного Игры: «Подбираем рифму», «Заготовки на зиму», Угадай, чего не стало?»
Творительный падеж единственного и множественного числа имени существительного Игра: Кто, чем защищается?», «Чем делают?», «Когда это бывает?», «Кто за кем?»
Дательный падеж единственного и множественного числа имени существительного Игры: «Кому, что нужно для работы?», «Гости»
Родительный падеж единственного числа имени существительного Игры: «С какого дерева упал листок?», «Эрудит» Сказка «Колобок»
Именительный падеж имени существительного Игры: «Один – много», «Что растет в лесу?», «У кого похожая картинка?», «Измени слово»
     

 

 

Усвоение дательного и творительного падежа (4 -7 лет)

а ) «Ответь на вопросы»

1.Чем мама режет хлеб? (ножом) 1. Кому мальчик несет молоток? (папе)

2. «Чем папа пилит дрова?» (пилой) 2. Кому дарит мальчик цветы? (маме)

3. Чем любуешься? (солнышком) 3. Чему ты улыбаешься? (солнышку)

б) «Цветочный магазин»

Воспитатель предлагает купить цветы и спрашивает: «Ты за чем пришел в магазин?

(Я пришел в магазин за розой (розами), за тюльпаном (тюльпанами), и т.д.

«В гости»

Сегодня мы пойдем в гости к кому? (белочке,ежику, солнышку и т.)

 

Суффиксы увеличительности,принадлежности
1. Название лица по характерному для него действию образуется при помощи суффиксов:

«Назови, кто это?»

-тель: -чик: -щик, -льщик: -ец, -лец: -арь:   2. Название лица по предмету, характерному для его деятельности, профессии, образуется при помощи суффиксов:
-щик: -чик: -ник: -ак, -як: каменщик, стекольщик; газетчик, монетчик; сапожник, мясник, хлебник; рыбак, моряк.

3. Название лица по характерному для него признаку образуется ври помощи суффиксов:

-ик: -ак, -як: -ец: -ыш: -ун: -ач: старик, умник, скромник; простак, чужак, бедняк, добряк; храбрец, ленивец; крепыш, малыш, глупыш; болтун, говорун, крикун; лихач, силач. 5. Название лица по принадлежности к той или иной народности, по месту жительства и т. п. образуется при помощи суффиксов:
-ец: -анин, -янин, -ин: -ич: испанец южанин, северянин, крестьянин, болгарин, татарин; москвич, костромич.

6. Название лица женского пола образуется при помощи, суффиксов:

-ниц-а (от мужск. на -тель): учитель – учительница, писатель – писательница;

«Назови,что это?»

II. Н а з в а н и е м е с т а или п о м е щ е н и я образуется при помощи суффиксов:
-(ль)-н-я: пекар н я, овчар н я, спаль н я, красиль н я:
-(л)-ищ-е: убеж ищ е, жил ищ е, пожар ищ е.


III. Н а з в а н и я о р у д и й и в е щ е й по их назначению образуются при помощи суффиксов:

-лк-а: -ник, -льник: -ил-о: -ниц-а: сеялка, молотилка, веялка; чайник, бумажник, соусник, будильник; точило, зубило; сахарница, пепельница, чайница.

 



Существительные со значением единичности образуются при помощи суффиксов:
-ин- а, -инк- а: горош ин а, жемчуж ин а, круп инк а, песч инк а.
Названия молодых животных образуются при помощи суффиксов
-ёнок (-онок): кот ёнок, медвеж онок.

учитель, писатель, любитель; лётчик,переводчик,разносчик; оценщик,упаковщик,чистильщик ловец, борец, кормилец; пахарь, пекарь, писарь, звонарь;    

Уменьшительно-ласкательные значения обозначаются при помощи суффиксов:

-ик: -чик: -ок, -ёк: -к-: -оч-к-а, -еч-к-а: -ец, -ц-о (-ц-е), -иц-е, -ец-о: -еньк-а, -оньк-а: -ушк-а, -юшк-а: -ышк-о: столик, холмик, домик; стаканчик, шкафчик, чемоданчик; ветерок, грибок, кружок, огонёк; головка, ручка, сосенка, песенка; веточка, палочка, тетрадочка, копеечка, скамеечка, чашечка; хлебец, деревцо, оконце, зеркальце, платьице, пальтецо; маменька, берёзонька, лисонька; тётушка, волюшка, соседушка, матушка; солнышко, гнёздышко, зёрнышко, вёдрышко.


Пренебрежительные оттенки существительных обозначаются при помощи суффиксов:
-ишк- о, -ишк- а: город ишк о, человеч ишк а, хвастун ишк а;
-ёнк- а, -онк- а: изб ёнк а, шуб ёнк а, кляч онк а.
Увеличительные оттенки существительных обозначаются при помощи суффиксов:
-ищ- е, -ищ- а: дом ищ е, руч ищ а.

Несклоняемые

«Закончи предложение»

У меня нет …(пальто,трюмо,фото……) Мы смотрели …(кино,видео…)

Купили..(суши,жалюзи, лото..) Красивый воротник у шубы (пальто)

Катя вышла на прогулку в (пальто) Катя надела кофту под (пальто)

Пальто, кино, метро, депо, табло, трюмо, кашпо, радио, пианино, фортепиано, кимоно, эскимо, трико, лассо, лото, домино, фото, видео, маэстро, турне, безе, галифе, пенсне, шоссе, каре, карате, желе, кофе, оливье, такси, салями, колибри, пенальти, суши, ассорти, шасси, пари, жалюзи, жюри, леди, рагу, азу, какаду, эму, кенгуру, меню, бра,

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...