Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Документы левеллеров и диггеров - истинных левеллеров

В 1647 г. в революционной армии обнаружились острые противоречия. Вся армия в целом, офицеры и солдаты, индепенденты и левеллеры, решительно протестовали против попытки пресвитерианского парламента распустить армию под предлогом окончания войны против короля.

На общеармейском митинге 4—5 июня 1647 г. армия фактически отказалась подчиниться этому приказу. С другой стороны, внутри самой армии обострялась борьба демократических элементов, представленных партией левеллеров, против армейского руководства, находившегося в руках индепендентов. Левеллеры нашли себе опору в массовых организациях армии — советах. Они выдвинули отчетливую политическую программу в форме «Народного соглашения», требующего установления демократической республики со всеобщим избирательным правом, в противовес умеренным «Основам предложении» индепендентов, не шедших далее конституционной монархии с несколько расширенным, по сравнению с прежним, избирательным правом.


ОБЪЯВЛЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СОВЕТОВ В АРМИИ (4 мая 1647 г.)


1. Назначить совет для руководства делами армии.

2. Держать часть способных письменных людей (penn men) в Оксфорде и в армии, с тем чтобы их сообщения могли убеждать народ и рассеивать заблуждения.

3. Поддерживать переписку с солдатами и благонамеренными друзьями в различных графствах королевства — для предотвращения смут, партийных интриг, для обезоружения нерасположенных людей и задержания лиц из злонамеренных партий, а именно пресвитериан.

4. Направлять все дела государственного характера к благу народа и без проволочек для избежания разделений и предотвращения кровопролитий.

5. Бдительно держать себя настороже против заискивающих тайно или явно и подкапывающихся врагов, в особенности же препятствовать увозу пли какой-либо неожиданности в отношении королевской особы.

6. Представить начальствующим офицерам — в письменной форме и с подписями —пункты ваших требований и договориться при посредстве ваших уполномоченных для защиты как ваших интересов, так и других солдат.

7. Стремиться к исправлению всех произвольных дел во всем Королевстве — в согласии с ковенантом* — и требовать публичного суда и должного наказания для всех нарушителей (закона), кто бы они ни были.

* Ковенант — договор, торжественно заключенный между английскими и шотландскими пуританами в 1543 г. с целью объединить их силы в борьбе против абсолютизма. Прим. ред.

8. Настойчиво просить обсудить вопрос о желательности реформации в гражданских делах и затребовать объяснений, как можно выполнить и согласовать продуманное и уважительное — цели, которых добивается армия, с двусмысленными провокационными выступлениями и декларациями парламента, направленными к толу, чтобы втянуть нас в кровопролитие и заставить себя опутать еще более крепкими цепями и наложить на пашу шею еще более тяжкое ярмо рабства.

9. Не допускать в армии дальнейших проволочек и замедлений, благодаря которым последняя резолюция утрачивает свою силу, а решимость ослабевает.

10. Убедить генералов не отлучаться из армии до тех пор, пока эти бури не рассеятся, свободы граждан не укрепятся, королевство не будет устроено, делинквенты* не будут обнаружены и наказаны, солдаты и потерпевшие не получат удовлетворения и возмещения, чтобы во всем этом их поведение никогда не было бы более последовательным, их интерес к армии более плодотворным, настоящее дело наиболее значительным, ибо оно направлено к устранению всех наших забот и к благополучному исходу путем устроения (в мире и справедливости) дела всего воинства.

* - деликвенты - (букв. преступники) - сторонники короля во время гражданской войны

11. Это касается обещаний, какие мы можем быстро и почтительно выполнить, после чего армия может быть сокращена до такого числа конницы, какое не будет не согласно с безопасностью королевства, остальные же, при условии справедливого расчета в отношении следуемой им и заслуженной платы, а также почетных наград за различные службы, могут быть распущены, после того как акт об амнистии будет издан и дано будет удовлетворение, как сказано выше, не только настоящей армии, но и всем благонамеренным солдатам и подданным всего королевства.

 

«НАРОДНОЕ СОГЛАШЕНИЕ», ПРЕДСТАВЛЕННОЕ СОВЕТУ АРМИИ (28 октября 1647 г.)

Народное соглашение относительно прочного и действительного мира на основаниях общего права.

Так как благодаря нашим последним трудам и превратностям всему миру стало очевидным, как высоко мы ценим нашу истинную свободу, а бог так далеко подвинул наше дело, что предал в наши руки врагов, ныне мы считаем себя связанными взаимным обязательством друг другу приложить все наши старания к тому, чтобы избежать на будущее время опасности возврата к прежнему рабству, а также обременительных возмездий за новую войну. И поскольку трудно себе представить, чтобы столь многие из наших сограждан выступили против нас в этой распре, если бы понимали свою собственную выгоду, мы выражаем твердую уверенность, что после того, как наши общие права и свободы будут обеспечены, они обманутся в своих попытках стать нашими господами. И после наших недавних притеснений и едва закончившихся смут мы пришли поэтому к соглашению и постановили принять меры к тому, чтобы отныне наши представители не были оставлены на неопределенный срок и не становились бесполезными для тех целей, для каких они призваны. В силу этого мы объявляем:

I. Английский народ, распределявшийся до сих пор крайне неравномерно по графствам, городам и местечкам для избрания своих депутатов в парламент, должен быть распределен более пропорционально, сообразно количеству жителей. Точные указания относительно числа, места и способов проведения должны быть установлены до окончания работ настоящего парламента.

II. Для предотвращения многих неудобств, с очевидностью проистекавших от продолжительного пребывания у власти одних и тех же лиц, настоящий парламент должен быть распущен в последний день сентября — в год нашего господа 1648-й.

III. Народ должен производить выборы в парламент один раз в два года, а именно в первый четверг марта месяца каждого второго года, согласно инструкции, которая должна быть выработана до истечения срока настоящего парламента. Сессия должна начинаться в первый четверг следующего (после выборов) апреля в Вестминстере или другом каком-либо месте, какое будет указываться своевременно предшествующими представителями, и продолжаться до последнего дня сентября месяца того же года, но не дольше.

IV. Власть как настоящего, так и всех будущих национальных представителей уступает только власти тех, кто их избрал, и простирается, без ведома и вмешательства какого-либо другого лица или лиц, на вопросы установления, изменения и отмены законов, на введение и упразднение учреждений и судов, назначение, удаление чиновников и офицеров всех рангов и затребование у них отчетов, на вопросы войны и мира, заключения договоров с иностранными государствами и вообще на все то, что не выделено ясно и намеренно самими представителями из своей компетенции, а именно:

1. Дела религии и божьего почитания не должны вовсе доверяться нами какой бы то ни было человеческой власти, так как здесь мы не можем опустить или превысить ни одной буквы из того, что диктует нам наша совесть и что является разумом божьим, чуждым всякого греха; однако публичные средства наставления нации (но только без принуждения) должны быть предоставлены их благоусмотрению.

2. Требование займа и принуждение кого-либо из нас к военной службе противоречит нашей свободе, и поэтому мы не позволяем этого нашим представителям. Лучше будет, поскольку деньги (нерв войны) всегда находятся в их распоряжении, если они никогда не будут ощущать нужды в людях, достаточно способных для того, чтобы служить всякому справедливому делу.

3. После роспуска настоящего парламента, никто не должен привлекаться за что-либо сказанное или сделанное в отношении недавних общественных разногласий иначе, как по судебному постановлению настоящих представителей или палаты общин.

4. Чтобы, в исполнении законов уже изданных или тех, какие будут изданы, каждое лицо было одинаково связано и чтобы ни одно держание, поместье, хартия, состояние, происхождение или место не подлежали бы какому-либо изъятию из обычного законного порядка, обязательного для других.

5. Чтобы, — поскольку законы должны быть общеобязательными (равными), то они должны быть хорошими, а не гибельными для безопасности и благополучия народа.

Все это мы объявляем нашими прирожденными правами и поэтому согласились и постановили поддерживать их всеми нашими силами против всякой оппозиции, какова бы она ни была. Нас побуждают к этому не только примеры наших предков, чья кровь часто напрасно проливалась за отвоевывание их свобод, причем вследствие обманчивых перемирий они лишались результатов своих побед, но также и наш собственный плачевный опыт, когда долгожданное и доставшееся нам дорогой ценой установление определенного порядка управления привело к тому, что устройство нашего мира и свободы поручено было тому, кто замышлял наше порабощение и привел нас к кровавой войне.

«ОСНОВЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, ИСХОДЯЩИХ ИЗ АРМИИ»
(Из программы индепендентов 1 августа 1647 г.)


5. Выборы депутатов в последующие парламенты должны распределиться по всем графствам или другим частям и делениям королевства согласно известным правилам равенства или пропорции таким образом, чтобы все графства могли иметь число членов парламента, соответствующее их голосам, пропорционально тем налогам, какие они вносят в общую сумму платежей и повинностей государственных, и сообразно с некоторыми другими правилами равенства пли пропорции, чтобы сделать палату общин (насколько только возможно) равным представительством всего целого; и в силу этого соображения право избрания должно быть отнято от пришедших в упадок и незначительных городов и передано, в качестве некоторого добавления к наличному количеству парламентских представителей, крупным графствам, которые в настоящее время имеют меньше, чем это допускает правильная пропорция, и таким путем установить всюду, насколько только возможно, такую норму пропорциональности, как сказано выше.

ИЗ ПРЕНИЙ НА ПУТНЕЙСКОЙ АРМЕЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
(28 октября—11 ноября 1647 г.)

Генерал Айртон*: Мне думается, что права; общего" для всех не существует. Я полагаю, что ни одно лицо не обладает правом на интерес и долю в управлении и распоряжении государственными делами, а также в избрании тех, кто должен решать, по каким законам мы будем управляться; ни одно лицо не имеет на это нрава, если только у него нет в королевстве постоянной и прочной заинтересованности. Такие именно лица вместе взятые, собственно говоря, и представляют королевство и в силу этого должны выделить тех представителей королевства, которые, собравшись вместе, устанавливают, в чем заключается реальный и постоянный интерес в государстве... Мы все говорим (здесь) о прирожденном праве. Поистине, на основании права рождения здесь много предъявляется притязаний. Совершенно верно, люди по праву рождения, вследствие того, что они родились именно в Англии, имеют право на то, чтобы мы не изгоняли их из пределов Англии, чтобы мы не отказывали им в воздухе, местопребывании, в земле и в свободном проходе по горным путям и в других вещах, чтобы они жили среди нас... Вот что принадлежит, я полагаю, человеку по праву рождения. Но чтобы кто-либо только потому, что он родился здесь, должен был бы получить долю в распоряжении здешними землями, как и другими вещами здесь, я не думаю, чтобы для этого были достаточные основания... Если мы начнем упразднять эту фундаментальную часть нашей конституции, то мы несомненно придем к тому, что упраздним всю собственность и выгоду, какую человек получает, будет ли это земля наследственная, или именно но праву владения или что-либо другое.

* Генерал Айртон — зять Кромвеля, один из видных вождей индепендентской партии, автор «Основ предложений, походящих от армии»

Капитан Рэнборо:...Я не услышал здесь ничего такого, что могло бы убедить меня, почему человек, рожденный в Англии, не должен иметь избирательного голоса. Здесь было сказано, что, если кто не имеет постоянного интереса, не может иметь никаких претензий...

Я же, наоборот, думаю, что главная причина, почему всемогущий. бог дал людям разум, заключается в том, чтобы они пользовалась этим разумом и совершенствовали его для тех целен, какие он предуказал им... Я считаю, что все англичане должны подчиняться английским законам, и искренно верю в то, что здесь нет ни одного человека, кто бы не сказал, что основание всякого закона лежит в народе, а если оно лежит в народе, то я должен поискать исключений. И поистине я думал нечто иное о том, в каких несчастных, отчаянных условиях должны находиться многие, кто боролся за парламент в эту войну. Я обязан заявить, что многие люди, чье усердие и привязанность к богу и королевству выдвинули их вперед в этом деле, так разорили свои поместья, что на поприще государственном и военном они не в состоянии прямо держать своей головы, и когда их имение потеряно и не приносит, 40 шиллингов дохода в год, такой человек очевидно не обладает каким-либо интересом. А ведь есть много и других поводов, по каким располагающие поместьями люди доходят до разорения... Когда человек, имеет поместье, он заинтересован в издании законов, а когда не имеет, он лишается масти. Таким образом выходит, что человек не может потерять того, что он имеет для поддержания своей семьи, и должен потерять то, что дали ему бог и природа.

Агитатор Сексби: Мы были призваны служить королевству и рисковали нашими жизнями, и все это — для того, чтобы восстановить наши 'прирожденные права и привилегии как англичан, а здесь стараются доказать, что это не так. Много тысяч нас, солдат, жертвовали своей жизнью. Что касается наших имений, то мы располагаем в королевстве незначительной собственностью, но мы все же обладаем правом рождения. Теперь же оказывается, что кроме людей, имеющих собственность в королевстве, никто в нем не имеет прав. Меня удивляет, что мы так обманулись. Если мы не имеем прав в королевстве, то мы простые лишь наемники-солдаты. Есть много лиц в таком же положении, как и я; у них имеются сейчас лишь небольшие участки, но они обладают такими лее прирожденными правами, как и эти двое [оратор имеет в виду Кромвеля и Айртона], которые являются законодателями, как и всякий другой в этом положении. Одним словом, я должен сказать вам свое решение. Я решил никому не отдавать моего прирожденного права. Что бы ни случилось и что бы ни подумали, я его ни за что не отдам.

П А М Ф Л Е Т Ы __Д И Г Г Е Р О В

СВЕТ, СИЯЮЩИЙ В БЕКИНГЕЙМШИРЕ,

ИЛИ РАСКРЫТИЕ ВЕЛИКОЙ ГЛАВНОЙ ПРИЧИНЫ ВСЯКОГО РАБСТВА
ВО ВСЕМ МИРЕ И ОСОБЕННО В АНГЛИИ,
ИЗЛОЖЕННОЕ В ФОРМЕ ДЕКЛАРАЦИИ МНОГИХ БЛАГОНАМЕРЕННЫХ ЛЮДЕЙ СТРАНЫ КО ВСЕМ БЕДНЫМ И УГНЕТЕННЫМ СЕЛЬСКИМ ЖИТЕЛЯМ АНГЛИИ И ПРЕДНАЗНАЧЕННОЕ ТАКЖЕ К СВЕДЕНИЮ ТЕПЕРЕШНЕЙ ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВУЕМОИ ЛОРДОМ ФЕРФАКСОМ АРМИИ

(5 декабря 1648 г.)

Восстань, господи, судити землю.

Иегова Элогим сотворил человека по своему собственному подобию и образу, этот образ — его сын Иисус, образ невидимого бога. Человек создан но образу и подобию божию и сотворенный словом божьим. Слово стало плотью и вселилось в нас. И это слово было жизнью, а жизнь свет для человека... Я признаю этот свет за тот совершенный дух в человеке, который мы называем разумом и совестью. От него и проистекает то золотое правило, или закон, который мы называем справедливостью, и заключается он, по словам Иисуса, в следующем: как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними... Но человек, побуждаемый властолюбием, стал истребителем творений и захватчиком, не допускающим, чтобы другой пользовался теми же привилегиями, как и он сам, и стал загораживать все от своего брата. Вследствие этого вся земля, деревья, звери, рыбы, птицы и т. д. оказались в немногих корыстолюбивых руках, а все остальные обездолены и стали их рабами. Так что, если они срубят дерево для топлива, они должны нести наказание, если они охотятся за дичью, их сажают в тюрьму, ибо эта дичь принадлежит джентльмену, как они утверждают. Нельзя ни держать скота, ни построить дома, вся земля загорожена...

И все это рабство одних и тирания других произошли вначале из-за убийства и жестокости друг против друга. Для того чтобы укрепиться в своих подлостях против повелений божьих и против свободы и прав своих братьев, — они всегда имели во главе своего начальника, который стал их королем...


Богатые люди взывают о короле для того, чтобы бедняк не требовал своего права, данного ему богом.

Коновалы-законоведы взывают о короле, так как, если не будет короля, высшая власть перейдет к представителям народа, избранным на законном основании...

Всякие твари, лорды, бароны и т. д. взывают о короле, так как, если его не будет, их тираническая палата пэров погибнет и погибнут их гнилая слава, корпорации и все привилегии. Все их могущество происходит от короля, и если он будет низвергнут, будет низвергнута и их тирания.

Честный человек, который добивается свободы, восстает против какой бы то ни было корысти или особых привилегий (как сказали бы сегодня), и для этой цели он желает общих прав и справедливости, которые, в частности, заключаются в следующем:

1. Каждый человек должен иметь справедливую долю в жизни, чтобы не быть принужденным просить или воровать из-за нужды и чтобы иметь возможность удобно жить.

2. Справедливый закон для каждого, чтобы следовать ему, и этот закон надлежит найти в писании.

3. Всех людей одинаково должно касаться правило, которое говорит: поступайте с другими так, как другой должен поступать с вами.

4. Управление должно состоять из судей, называемых старейшинами, людей богобоязненных и ненавидящих корыстолюбие; они должны избираться народом и должны решать все дела в каждом городе или деревне без каких бы то ни было дальнейших хлопот или издержек.

Berens. The Digger Movement, 1906 р. 81— 81

НОВЫЙ ЗАКОН СПРАВЕДЛИВОСТИ,

ОТКРЫВШИЙСЯ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ВОССТАНОВИТЬ ВСЮ ВСЕЛЕННУЮ ОТ РАБСТВА И ПРОКЛЯТИЯ, ИЛИ ПРОБЛЕСК НОВОГО НЕБА И НОВОЙ ЗЕМЛИ, ГДЕ НАХОДИТСЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ПРИЗЫВАЮЩИЙ К МОЛЧАНИЮ ВСЕХ ТЕХ, КТО ГОВОРИТ ИЛИ ПРОПОВЕДУЕТ ПО НАСЛЫШКЕ ИЛИ ПО ВЫМЫСЛУ (26 января 1649 г.)

 

Недавно, когда я был в состоянии видения, многие вещи представлялись моему взору, о которых не должно рассказывать

Здесь, и я услышал такие слова: «Работайте вместе, вместе ешьте хлеб. Объявите об этом всему миру». Слышал я также такие слова: «всякий, кто трудится над землей для одного или нескольких лиц, которые возвысились над другими, как лорды и правители, и который не смотрят на себя, как на равных другим во вселенной, — рука божия да будет над такими тружениками. Я, господь, сказал это, и это я сделаю, объявите об этом по всему миру».

После того, как я поднялся, я постарался ясно вспомнить, что я видел и слышал, я открыл обо всем тем, которые были со мной. И я был преисполнен спокойствия и скрытой радости, и с того времени эти слова были подобны как бы плодородному семени, которое стало расти в моем сердце и побуждало мою душу на то, чтобы объявить об этом всему миру.

Во времена первого правления Адама бедные люди своим трудом дали возможность своим покупщикам и продавцам земли или богатым людям стать тиранами и притеснителями над ними, но во времена восстановления Израиля, которое теперь и начинается, когда король справедливости сам станет править в душе каждого человека, никто не должен ни работать за плату, ни сам давать плату, а каждый должен работать с любовью, работать друг с другом и для другого и сообща есть хлеб, будучи членами одного домоправления, вселенной, в которой разум царствует во славу совершенства. I Никто не должен иметь земли больше, чем может обработать сам или с другими, с которыми работает в любви и согласии и сообща с ними ест хлеб, как один из колена Израилева, не давая платы и не получая ее.

Разделите Англию на три части, — едва одна только часть ее возделывается трудом. Так что здесь достаточно земли для того, чтобы пропитать всех ее детей, и все же многие умирают от недостатка или всю свою жизнь проводят под тяжелым бременем нужды. Бедные люди навлекли на себя эти бедствия, увеличивая своими трудами частные барыши. Однако есть три двери надежды для Англии, через которые она может спастись от разрушительных бед. Во-первых, пусть каждый перестанет равняться с другими в знании и благосостоянии. Надо сбросить покровительство науки, отвергнуть жадную и надменную плоть, вредящую всему, и избрать господа, как настоящего учителя каждого (человека) в его внутреннем опыте.

Во-вторых, пускай каждый откроет свои сумки и житницы, чтобы все могли питаться жатвой земли, чтобы бремя нищеты могло быть уничтожено.

Прекратите покупку и продажу земли и земных плодов и, как то было первоначально сотворено в свете разума, так пускай будет теперь между всеми. Пусть будет общая сокровищница, никем и нигде не огражденная и не закрытая, и никто не скажет: это мое. ибо это мятеж и измена королю справедливости. Пусть все действуют сообразно словам господа: Работайте вместе и вместе и кушайте хлеб.

В-третьих, прекратите власть и господство одного над другим, ибо все человечество есть лишь одна живущая земля. Оставьте заточение, бичевание и убийства, — все это действия проклятия.

Пускай те, которые до сих пор не имели земли и из-за бедности были принуждены грабить и воровать, — с этого времени спокойно владеют землей и обрабатывают ее. Пускай каждый наслаждается плодами рук своих и ест свой собственный хлеб, добытый в поте лица.

Ведь несомненно, что разделение на частную собственность, на мое и твое, довело людей до этого бедствия. Во-первых, частная собственность была причиной того, что люди начали красть друг у друга. Во-вторых, она же заставила издавать законы, повелевающие вешать тех, которые украли. Частная собственность толкала людей на преступление, а затем убивала их за то, что они его совершили.

Пускай все подумают о том, не есть ли это великое зло.

Итак, если каждый постарается скорее выполнить эти три условия, о которых я упомянул, то все сотворенное восстанет от рабства, и наш создатель прославится в деяниях рук своих.


Berens. The Digger Movement, 1906 р. 72— 73

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...