Законодательство РФ и экология
Экологический кризис и необходимость поиска путей выхода из него диктуют необходимость законодательного обеспечения экологической политики РФ. Безопасность граждан РФ (в том числе и экологическая) снижается, это проявляется в ухудшении качества среды обитания, снижения продолжительности жизни, увеличении заболеваемости, ухудшении генофонда населения, увеличения зон экологического бедствия, деградации природных ресурсов, загрязнения всех сред жизни, росте социальной напряженности населения. Поэтому необходима система радикальных мер по оздоровлению среды обитания. РФ приняла концепцию перехода к устойчивому развитию, которая подразумевает учет исчерпаемости природных ресурсов, экологической емкости биосферы в целом. Для этого необходимо: прекратить планировать и осуществлять хозяйственные и технические проекты, не обеспечивающие сохранность и поддержание как глобального, так и регионального природного равновесия. Кроме того необходимо при решении экологических проблем внедрять концепцию уровня приемлимого риска. В последние годы увеличилось количество федеральных и местных законов и подзаконных актов, отраслевых нормативных документов, регулирующих использование природных ресурсов, что создает определенную путаницу, старая правовая система социальных ценностей разрушена, новая не создана, растет правовой нигилизм, разрушено нравственное поведение в природе, ответственность за ее использование. В 1991 году принят закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" это важнейший закон прямого действия, в настоящее время он дополняется и перерабатывается. согласно закону иностранные граждане обязаны соблюдать требования Закона и нести ответственность за их нарушение
определены экологические права человека (чистая, здоровая природная среда, использование ее для своих потребностей) закон является источником экологического права, бурно развивающегося раздела юриспруденции РФ признает и применяет многие международные законы и договоры, если не установлены иные правила и т.д. Экологическое воспитание, образование, научные исследования В разделе ХI ЗоООПС законодательно закреплена необходимость экологического воспитания, образования и научных исследований. Статья 73. Всеобщность, комплексность и непрерывность экологического воспитания и образования. Процесс экологического образования начинается в детском саду и продолжается в школе, в средних специальных и высших учебных заведениях, а также в системе повышения квалификации специалистов. Статья 74. Обязательность преподавания экологических знаний в учебных заведениях. Минимум экологических знаний преподается в школе и дошкольных учреждениях, в специальных и высших учебных заведениях читаются спецкурсы по экологии, охране природы и рациональному ее использованию. Статья 75. Профессиональная экологическая подготовка руководящих работников и специалистов. Руководители министерств и ведомств, предприятий, учреждений и организаций, иные должностные лица и специалисты, граждане, связанные, с деятельностью, оказывающей вредное влияние на окружающую природную среду и здоровье человека на территории РФ, обязаны иметь необходимую экологическую подготовку, которая учитывается при назначении на должность, аттестации и переаттестации работников. При отсутствии таковой, работники не допускаются к работе, требующей экологических знаний. Статья 76. Распространение экологических знаний. В целях бережного отношения к природе, рационального использования ее богатств проводится распространение экологических знаний, а также природоохранного законодательства, за это отвечают государственные органы, профессиональные союзы РФ, общественные объединения, средства массовой информации.
Статья 77. Научные экологические исследования. 1. Российская академия наук, отраслевые академии наук, государственные органы по науке и технике, охране окружающей природной среды, образованию, министерства и ведомства, научные учреждения, высшие учебные заведения разрабатывают и утверждают комплексные программы и планы научных исследований в области охраны и оздоровления окружающей природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов и создают необходимые условия для эффективных экологических исследований и внедрения полученных результатов. 2. Ученые и специалисты научных учреждений принимают участие в разработке и реализации комплексных, целевых экологических программ (международных, республиканских, региональных), проектных работах, входят в составы научно-технических и экспертных советов, дают заключения по экологической экспертизе проектов, оказывают помощь в решении практических задач рациоанального природопользования и охраны окружающей природной среды, участвуют в формировании экологической культуры и несут персональную ответственность за научные результаты своих разработок. Решение экологических задач (поддержка высокого качества среды) различными методами возможно в том случае, если специалист производства, управления, науки и т.д. обладает знаниями в области экологии, позволяющими ему оценивать свои действия с экологических позиций, и значит обладать экологическим мышлением.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|