Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История развития законодательства в области регулирования экономических отношений.

Вариант 1. Выбор всех правильных ответов

Право постоянного пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, обеспечивает его обладателю

А. владение земельном участком

В. пользование земельным участком.

С. распоряжение земельным участком.

D. владение, пользование и распоряжение земельным участком.

 

Общесоциальные способы присвоения гражданами имущества

А. получение наследства.

В. гуманитарная помощь.

С. всевозможные пособия.

D. получение имущества в дар.

Е. проценты на капиталы в банке.

 

Содержание права собственности составляют правомочия

А. владения.

В. присвоения.

С. пользования.

D. распоряжения.

 

Первоначальные способы возникновения права собственности

А. самовольная постройка.

В. переработка и сбор общедоступных для этих целей вещей.

С. приобретение права собственности на бесхозное имущество.

D. право собственности на вещь, полученную по договору дарения.

Е. приобретение права собственности на вещь в порядке наследования.

F. право собственности на новую вещь, изготовленную лицом для себя.

 

Объекты права собственности граждан

А. скот.

В. дома.

С. военная техника.

D. предметы обихода.

Е. автотранспортные средства.

F. памятники истории и культуры.

G. природные ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны.

 

Вещь остается у добросовестного приобретателя в случае, если

А. вещь была утеряна.

В. вещь была похищена у собственника.

С. вещь выбыла у собственника по его воле.

D. собственник допустил небрежность в хранении вещи.

Е. вещь была похищена у лица, которому она была передана собственником по договору.

 

 

История развития законодательства в области регулирования экономических отношений.

Взаимозависимость правовых и экономических отношений непосредственно отражает взаимосвязь экономики и права. Экономические отношения развиваются по собственным закономерностям, но в то же время оказывают влияние на правовые нормы и их изменение. В то же время, являясь правовыми, экономические отношения испытывают на себе огромное влияние действующей правовой системы страны, в которой они развиваются.

В юридической науке существует множество теорий происхождения права, каждая из которых отстаивает свою первопричину возникновения. Традиционно считается, что основоположники марксизма абсолютизировали зависимость права от экономики, от господствующих в обществе производственных отношений, что, несомненно, привело к обеднению понимания и значения права в жизни общества. В то же время Маркс и Энгельс не рассматривали определяющее значение экономики по отношению к праву прямолинейно, не упрощали его: учитывалось влияние на право иных факторов, например таких как: обычаи, традиции, культурные устои, в связи с чем подчеркивалось, что базис оказывает влияние на право лишь в конечном счете. В теории марксизма отмечается относительная самостоятельность права по отношению к базису, которая проявляется, прежде всего, в возможности обратного воздействия права на экономику.

Вообще, теоретические модели соотношения права и экономики исторически формировались в поисках оптимального соотношения между экономической свободой и экономическим равенством людей. В рамках западных учений экономическую и личную свободу индивида считали основополагающей А. Смит, Дж. Стюарт Милль, Дж. Локк, хотя и понимали, что она в конечном счете порождает фактическое неравенство. Напротив Ж.Ж. Руссо отстаивал приоритет равенства перед индивидуальной свободой, свободой выбора, свободой экономической деятельности, В этом смысле концепция Руссо не совместима с либеральными социально-экономическим взглядами и в силу своей утопичности более всего тяготеет к социалистическим учениям.

 

Концепцию невмешательства государства и права в экономику обосновывают сторонники либеральной школы (Ф. Хайек, М. Фридман, Дж. Хикс и др.). “Как только государство берет на себя задачу планирования всей экономической жизни, главным политическим вопросом становится вопрос о надлежащем положении различных индивидов и общественных групп. И поскольку вопрос, кому что причитается, решается государственным аппаратом монопольно, то государственная власть – власть чиновников – становится единственной формой власти, к которой может стремиться в таком обществе человек. Не будет ни одного экономического или социального вопроса, который не приобретет здесь политической окраски…». Вместе с тем они отмечают, что государство не может бездействовать: власть должна создавать условия для инициативной деятельности граждан и развития их индивидуальных способностей.

В самом общем виде можно сформулировать ряд положений, либеральной концепции:

- следует опираться на спонтанные силы общества и как можно меньше прибегать к принуждению.

- не может свобода личная и политическая существовать без свободы экономической.

- невозможна замена конкуренции координацией сверху. Это всегда приведет к насильственному вмешательству и индивид будет лишен прав принимать самостоятельные экономические решения.

- планирование возможно лишь тогда, когда оно способствует конкуренции, а не действует против нее.

- система, основанная на конкуренции, нуждается в разумном правовом механизме, однако есть области, где никакие правовые установления не могут создать условий для функционирования частной собственности и конкуренции.

Напротив, один из представителей теории институционализма Дж. Коммонс утверждал, что в экономических отношениях решающую роль играют правовые отношения. Например, величину стоимости он связывал не с процессом производства, а с юридической процедурой: стоимость его трактовки определяется соглашением сторон (сделка).

С октября 1917 г. в России утверждалась практика тотального переустройства экономической жизни. Государство провозглашалось главным орудием построения новых, прежде всего экономических, отношений. Общая схема соотношения экономики государства и права представлялась таким образом, что право есть концентрированное выражение политики, а сама политика — концентрированное выражение экономики.

В советских конституциях к предмету правового регулирования экономических отношений относили практически все параметры экономической системы общества: характеристика способа производства (неэксплуататорский), формы собственности, роль государственной собственности, плановое ведение экономики, принципы производства, распределения, обмена, потребления, перечень важнейших объектов собственности, основные правовые режимы и их использования.

В советской конституционной модели правового регулирования экономических отношений использовалось понятие «экономическая система общества». Экономическая система рассматривалась как важнейший объект конституционного исследования и регулирования. Важнейшие параметры экономической системы общества выделялись в качестве «основы экономической системы общества». Конституционное значение основ экономической системы заключалось в ее определяющем воздействии на политическую власть.

Можно обозначить основные моменты соотношения права и экономики в рамках административно-командной системы:

- безраздельное господство государственной собственности (все экономические ресурсы находятся в руках государства, экономика монополизирована государством);

- отсутствие самостоятельно хозяйствующих субъектов, что с одной стороны влечет за собой производство товаров, не пользующихся спросом, с другой – приводит к замораживанию капитальных вложений и нежеланию внедрять новейшие технологии;

- прямое государственно-правовое вмешательство в экономические процессы;

- объявление плана законом: принудительное монопольное производство и принудительное распределение;

- нормативные акты не допускали эксплуатацию человека человеком, но они фактически устанавливали эксплуатацию человека государством.

На рубеже ХХ–ХXI вв. появляются новые тру­ды, посвященные экономическому анализу права. Актуальность изучения места и роли экономики и, соответственно, экономико-правового анали­за в обеспечении легитимации государственной власти подтверждена сегодня опытом российско­го государственного строительства последних лет, который опровергает предсказание М. Хорвица, написавшего в 1980 г.: “У меня есть сильное ощу­щение, что экономический анализ права изжил себя как последняя причуда юридической науки”9. В этом контексте небесспорным представляется и мнение известного ученого-юриста О. Фисса, который десять лет спустя высказался более осто­рожно: «Как представляется, дисциплина “эко­номическая теория и право”... себя исчерпала».

Экономика всегда развивается на основе объек­тивных законов, которые охватывают все уровни общественной формации. В связи с этим качест­венная оценка экономики всегда независимо от существующего государственного строя обуслов­лена тем, насколько грамотно и эффективно ис­пользуется механизм действия экономических законов.

В Конституции РФ нет специальной главы, закрепляющей основы экономической политики нашего государства. Однако в стране, несмотря на непростые экономические условия, постепенно создается и закрепляется соответствую­щими правовыми нормами единая концепция взаимоотношений между государством и эконо­мическими субъектами новой формации.

Конституция Российской Федерации содержит весьма общие положения как об экономическом строе страны, так и о возможностях государственного регулирования экономической системы.

В действующей Конституции РФ существует ряд положений, являющихся основой и условием существования и развития экономических отношений в нашей стране. Согласно статье 8 Конституции РФ в нашей стране гарантируется единство экономического пространства, свобода предпринимательской деятельности, поддержка конкуренции и противодействие монополизации, обеспечение свободного передвижение товаров, услуг и денежных средств внутри страны.

В Конституции РФ закреплено многообразие форм собственности, что является важнейшим элементом экономической системы Российской Федерации. Однако, в Конституции отсутствуют ряд положений о регулировании некоторых видов экономических отношений, что отнюдь не способствует повышению уровня экономики и ее эффективности.

Кроме того, Конституция РФ определяет рамки, перспективы развития экономической системы и ее потенциал, учитывая при этом ее отраслевое законодательство.

Возможно, преодолеть множество негативных моментов развития рыночных отношений посредством эффективного конституционно–правового регулирования экономических отношений, а также сохранять и поддерживать необходимый уровень баланса интересов государства и общества.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...