Северо-Западного института управления РАНХиГС
Новые медиа в современной массовой коммуникации Чимаров Сергей Юрьевич, Д.и.н., профессор, зав. кафедрой связей с общественностью Северо-Западного института управления РАНХиГС В терминологическом смысле под «новыми медиа» или «новыми СМИ» с конца 20 в. понимаются интерактивные электронные издания и новые формы коммуникации производителей и «поставщиков» контента своим потребителям. «По-английски слово «content» имеет несколько омонистических значений. И одно из важнейших не содержание, а удовлетворение («I am content» - «Я удовлетворен»). Если попытаться «установить связь между этими двумя значениями: содержанием и удовлетворением, то оказывается, что это не совсем омонимы, скорее дериваты одного смысла» [1], - замечает Я. Н. Засурский. В широком значении «контент» следует воспринимать в качестве содержания СМИ, в частности, и журналистики, вообще: «теперь журналистика стала вездесущей благодаря мобильному телефону, компьютеру, Интернету и действует иной принцип репортажа: Где угодно и когда угодно». Преодолею время и пространство» [2]. Ключевым смысловым фрагментом к пониманию сущности «новых медиа» является слово «цифровой». Таким образом, новые медиа сопряжены с цифровыми, компьтерными, информационными и сетевыми коммуникациями конца 20 – начала 21 вв. По определению канадской радио-телевизионной и телекоммуникационной комиссии под новыми медиа понимается «любая медиа продукция, являющаяся интерактивной и распространяемая цифровыми методами» [3]. В данном случае, факторами «водораздела» между традиционными и новыми медиа являются фактор доступности и фактор способа доставки информации потребителям.
Небезинтресной для понимания сущности новых медиа является и точка зрения профессора Мичиганского университета Рассела Ньмена, утверждающего что новые медиа: уменьшают значимость географических расстояний. позволяют значительно увеличить число связей и активизировать коммуникации. предоставляют возможности для ускорения коммуникаций. предоставляют возможности для интерактивных коммуникаций. позволяют устанавливать связи, которые еще недавно частично перекрывались или же лежали в совершенно разных плоскостях [4].
Новые медиа, как правило, противопоставляют «традиционным» медиа: прессе, аналоговым средствам телевизионной и радиопередачи информации. Технологическими сегментами новых медиа по производству и доведению до потребителей контента в формате массовой коммуникации выступают гражданская журналистика, журналистика данных, краудсорсинг, а также интерактивные сервисы [5]. Гражданская журналистика основана на феномене привлечения людей из корпорации непрофессиональных журналистов к процессу формирования приемлемого (в понимании твиттерян, блогеров и т.п.) контента. Внимание многих традиционных изданий к поощрению движения когорты непрофессиональных журналистов обусловлено не столько фактором формирования дополнительного контента, сколько фактором присутствия твиттерян и блогеров в любой точке мира, а значит и возможностью информирования мирового сообщества посредством Интернет-технологий. При этом гражданская журналистика фрагментарно дополняет, а возможно и заменяет нишу региональной журналистики. В настоящее время блогосфера интегрирована в деятельность большинства известных изданий: The New York Times, The Economist, Financial Times, Новая газета, Metro и др. Журналистика данных (от англ. data driven journalism) основана на анализе и обработке данных, к которым обеспечен свободный доступ в Интернете, с последующим приданием им облика наглядной инфографики (графиков, диаграмм, географических карт и др.). Примером эффективности журналистики данных являются блоги данных британской газеты The Guardian, новостного агентства «AP»/ «Ассошиэйтед пресс», а примером убедительной инфографики – графики и диаграммы неправительственной международной организации по борьбе с коррупцией (Transparency International).
Краудсорсинг (от англ. crowdsourcing, crowd — «толпа» + sourcing — «использование ресурсов») подразумевает передачу конкретных производственных функций неопределенному кругу лиц на основании публичной оферты, не подразумевающей заключения трудового договора. Для свободной журналистики краудсорсинг, к примеру, приемлем в том случае, когда журналист обращается к Интернет-пользователям с просьбой об отправлении информации, содержащей новостной вербальный, видео- или фоторяд. Кроме того, посредством краудсорсинга, Интернет-пространство наполняется рейтингами голосования по конкретному новостному сообщению. Интерактивные сервисы используют не только элементы визуализации и работы с открытыми данными, но и концепцию Edutainment (от англ. «education» - образование + «entertainment» - развлечения): яркого интерактивного обучения, достаточно эффектного по форме и предельно полезного, не менее эффектного по содержанию, своего рода «экшн». В качестве примера уместна апелляция к реализованному в марте 2010 г. «Мастерской Олега Замышляева» крупному проекту по презентации бизнес процессов для одного из ведущих российских медиа-холдингов EXECT Partners Group [6]. С целью вовлечения аудитории к процессу масштабного восприятия опубликованной информации активно применяются такие инструменты, как онлайн-калькуляторы налогов, инфляции и т.п. Признаком интерактивности сервиса является практикуемое крупными информационными изданиями увеличение доли представления пользователям свободного доступа к контенту изданий. Примером может служить практика бесплатной (с 2007 г.) онлайн-версии The New York Times: ограничившей с марта 2011 г. бесплатный доступ числом 20 статей в месяц. Резюмируя вышеизложенное в отношении функционирования новых медиа в условиях современной массовой коммуникации, уместно обратиться к авторитетному суждению Я. Н. Засурского, президента факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, а именно к суждению в отношении того, что: «XXI век обогатил информационную сферу межличностным мультимедийным общением, которое может стать более осмысленным, взаимодействуя с другими носителями информации, но прежде всего опираясь на богатейшую интеллектуальную продукцию печати» [7].
Примечания: 1. Колонка редактора: все начинается с контента//Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. №6.2009. С.6. 2. Там же С.12. 3. Что такое новые медиа? [Электронный ресурс] // URL:http://www.miv.by/post200/ (дата обращения: 14.11.2012) 4. W. Rassell Newman. New Media Technology & Policy [Электронный ресурс] // URL:http://www.wrneuman.com/Comm_459_F08.pdf (дата обращения: 14.11.2012) 5. Новые медиа. Границы явления. [Электронный ресурс] // URL:http://www.polit.ru/article/2011/08/05/new_media/ (дата обращения: 14.11.2012). 6. Проведено мероприятие в формате Edutainment для крупного российского медиа-холдинга. [Электронный ресурс] // URL:http://www.exectgroup.com/info-centre/info-centre-news/april-2010 (дата обращения: 14.11.2012). 7. Я. Н. Засурский. Четыре века газеты. Будет ли пятый? //Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. №2.2010. С.7.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|