Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовые, нормативные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности




СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

. ПРАВОВЫЕ, НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

. ЗЕЛЕНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Значение и экологическая роль применения удобрений и пестицидов

3. СТИХИЙНЫЕ ЯВЛЕНИЯ И БЕДСТВИЯ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

Землетрясения

Наводнения

Цунами

Вулканические извержения

Селевые потоки и оползни, снежные лавины

Атмосферные катастрофы

Пожары

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

стихийный бедствие землетрясение извержение


ВВЕДЕНИЕ

 

Нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и защиты территорий регламентирует обязанности и права государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и всех граждан, закрепляет и регулирует устройство и назначение специальных органов управления в области защиты от чрезвычайных ситуаций (ЧС), определяет ответственность всех уровней власти и граждан. Стихийные бедствия - это различные явления природы, вызывающие внезапные нарушения нормальной жизнедеятельности населения, а также разрушения и уничтожение материальных ценностей. Они нередко оказывают отрицательное воздействие на окружающую природу. К стихийным бедствиям обычно относятся землетрясения, наводнения, цунами, селевые потоки, оползни, извержения вулканов, обвалы, снежные лавины, ураганы, бури, атмосферные катастрофы. К таким бедствиям в ряде случаев могут быть отнесены также пожары, особенно массовые лесные и торфяные.

В 50-х годах XX века интенсивное развитие сельскохозяйственного производства, основанное на повышении урожайности возделываемых земель и разведении высокопродуктивных пород скота, происходило в индустриально-развитых странах, и его основой послужило широкое внедрение новых высокоурожайных сортов и массированное применение минеральных удобрений и ядохимикатов - пестицидов для борьбы с вредителями, сорняками и болезнями растений. Эту перестройку сельского хозяйства назвали "Зелёной революцией". В контрольной работе подробно рассмотрим вопросы о правовых, нормативных основах обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, о стихийных явлениях, их характеристиках, о "Зеленой революции", ее последствиях, о значении и экологической роли применения удобрений и пестицидов.


ПРАВОВЫЕ, НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Нормативно-правовая база в области защиты населения и территорий от ЧС активно разрабатывается в последние десятилетия с учетом требований мировых стандартов и четко вписывается в общее законодательное поле государства. Одним из важнейших принципов обеспечения безопасных условий жизнедеятельности является строгое соблюдение законности. Только опираясь на твердое и глубокое знание законов РФ, иных правовых актов, современный руководитель может добиться высокой организованности, создать и обеспечить безопасные условия жизнедеятельности для сотрудников и подчиненных.

Регулятором взаимоотношений между личностью и обществом, руководителем и коллективом в этом случае выступает право, т.е. государственная воля, выраженная в системе общеобязательных норм (правил поведения), установленных или санкционированных государственными органами и охраняемых от нарушений, при необходимости, государственным принуждением. Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности является Конституция РФ. Другими источниками права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности являются:

Федеральные законы;

Указы Президента РФ;

Постановления Правительства РФ;

Приказы, директивы, инструкции, наставления и другие нормативные акты министерств, ведомств и их нижестоящих организаций;

Правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований (Указы, постановления);

Приказы (распоряжения) руководителей объектов.

Рассмотрим основные законодательные акты в области обеспечения безопасности жизнедеятельности. Закон РФ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" № 68 - ФЗ от 21.12. 1994 г определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.(3)

Закон РФ "О гражданской обороне" № 28 - ФЗ от 12.02.1998 г определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.(4)

"Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" №794 от 30.12.2003 г., утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации.(8)

На уровне субъектов РФ приняты правовые акты в развитие федеральных законов применительно к условиям данного региона. На данный момент они приведены в соответствие с федеральным законодательством.

Обеспечение экологической безопасности на территории РФ, формирование и укрепление экологического правопорядка основаны на действии Федерального закона Российской Федерации "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002г № 7-ФЗ в комплексе с мерами организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия.(5)

Задачами природоохранительного законодательства являются: охрана природной среды (а через нее и здоровья человека); предупреждение вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности; оздоровление окружающей природной среды, улучшение ее качества. Эти задачи реализуются через три группы норм:

    нормативы качества окружающей среды;

    экологические требования к хозяйственной и другой деятельности, влияющей на окружающую среду;

    механизм исполнения этих требований.

К нормативам качества окружающей природной среды относятся предельно допустимые нормы воздействия (химического, физического, биологического): ПДК вредных веществ, ПДВ, ПДС, нормы радиационного воздействия, нормы остаточных химических веществ в продуктах питания и др.

Нормативы утверждаются специально уполномоченными органами государства (Роспотребнадзор) и обязательны для всех хозяйствующих субъектов.

Экологические требования предъявляются всем хозяйствующим субъектам независимо от форм собственности и подчиненности, гражданам РФ. Органы охраны окружающей среды и санэпиднадзора имеют право экологического контроля и наложения запрета деятельности на всех стадиях - проектирования, размещения, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации объектов.

Закон гарантирует право граждан на здоровую и благополучную природную среду, закрепляет полномочия граждан и общественных экологических объединений по охране окружающей природной среды: требовать представления экологической информации, назначения экологической экспертизы, обращаться в административные и судебные органы с заявлением о приостановлении или прекращении деятельности экологически вредных объектов, обращаться с исками о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу.(5)

Административно-правовое воздействие реализуется через экологическую экспертизу, экологический контроль, меры административно-правового пресечения вредной деятельности, ответственность за экологические правонарушения.

Основы законодательства РФ об охране труда, как составной части обеспечения безопасных условий жизнедеятельности гражданина, обеспечивают единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности. Основы законодательства устанавливают гарантии осуществления права на охрану труда и направлены на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и в связи с ней.(2)

Законодательство РФ об охране труда состоит из соответствующих норм Конституции РФ, требований Федерального закона от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ "Трудовой кодекс Российской Федерации" (вступил в силу с 1.02.2002 г.) и издаваемых в соответствии с ними законодательных и иных нормативных актов. Раздел 10 Трудового кодекса РФ "Охрана труда" определяет основные понятия, требования по охране труда, организацию и обеспечение прав работников на охрану труда.(2)

На федеральном уровне установлено, что в РФ действует система правовых актов, содержащих единые нормативные требования по охране труда, которые должны соблюдаться федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при проектировании и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.(12)

В нее входят:

государственные стандарты (ГОСТы);

система стандартов безопасности труда (ССБТ);

отраслевые стандарты (ОСТ ССБТ);

санитарные правила (СП);

гигиенические нормативы (ГН);

правила безопасности (ПБ);

инструкции по безопасности (ИБ);

правила по охране труда отраслевые (ПОТО);

типовые отраслевые инструкции по охране труда (ТОИ).

Предприятия, учреждения и организации разрабатывают и утверждают стандарты предприятия системы ССБТ, инструкции по охране труда для работников и на отдельные виды работ (ИОТ) на основе государственных правовых актов.

ССБТ - комплекс в заимосвязанных стандартов, направленных на обеспечение безопасности труда, сохранения здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

ССБТ устанавливает требования и нормы по видам опасных и вредных производственных факторов:

к производственному оборудованию;

к производственным процессам;

к средствам защиты работающих.

Система стандартов безопасности труда ССБТ насчитывает несколько сот государственных и отраслевых стандартов. На основе ССБТ создаются новые безопасные техника и технологии, планируются и осуществляются мероприятия по улучшению санитарно-гигиенических условий труда на рабочих местах, осуществляется контроль состояния условий и охраны труда.(12)

Ответственность за состояние условий и охраны труда на предприятии возлагается на работодателя. В обязанности последнего входит обеспечение безопасности оборудования, технологических процессов и применяемых сырья и материалов, выполнение требований законодательства и нормативных актов, в частности организация медицинских осмотров при поступлении на работу и периодических осмотров в процессе работы. В целом, как показывает практика, законодательная база на федеральном уровне о твечает требованиям обеспечения безопасности жизнедеятельности, а несчастные случаи на производстве являются следствием, как правило, грубого нарушения требований безопасности.

Постановлениями Правительства РФ от 04.09.2003г. № 547 (ред. от 08.09.2010г) "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и от02.11. 2000 г № 841 (с изменениями от 15.08.2006г) "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны" определены основные задачи, формы и методы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от ЧС природного и техногенного характера. (6;7)

 


2. "ЗЕЛЕНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ" И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

 

Попытаемся проанализировать одно из неоднозначных явлений в сельском хозяйстве ХХ века, получившее название "зеленая революция".

Одной из острейших проблем, стоящих перед человечеством, является продовольственная проблема. Сегодня в мире ежегодно погибают от голода несколько десятков миллионов человек, причем больше детей, чем взрослых. Страны, испытывающие недостаток продовольствия, вынуждены импортировать его, но это дает незначительный и кратковременный эффект в борьбе с голодом и, кроме того, ставит эти страны в зависимость от экспортеров. Зерно, таким образом, превращается в эффективный инструмент социально-экономического, политического давления и становится, по сути, "продовольственным оружием", прежде всего против наиболее бедных стран.

Основатель и президент Римского клуба Аурелио Печчеи писал: "Неужели, вслед за вооружением и нефтью продовольствие тоже превратиться в политическое оружие и средство политического давления, и нам из-за собственного безрассудства суждено, в конце концов, стать свидетелями такого "решения" проблемы, как возрождение феодального

монопольного права сортировать людей и целые народы и решать, кто получит пищу и, следовательно, будет жить".(11)

Ученый-селекционер, один из самых известных людей в мире, лауреат Нобелевской премии мира с формулировкой "За вклад в решение продовольственной проблемы, и особенно за осуществление Зелёной революции" (1970 г.) Норманн Борлоуг говорил: "Сельское хозяйство -уникальный вид человеческой деятельности, который можно одновременно рассматривать как искусство, науку и ремесло управления ростом растений и животных для нужд человека. И всегда главной целью этой деятельности оставался рост производства продукции, которое ныне достигло 5 млрд т в год. Чтобы накормить растущее население Земли, к 2025 г. этот показатель предстоит увеличить, по меньшей мере, на 50%. Но такого результата производители сельскохозяйственной продукции смогут достичь только в том случае, если в любой точке мира получат доступ к самым передовым методам выращивания самых высокоурожайных сортов культурных растений. Для этого им необходимо также овладеть всеми последними разработками сельскохозяйственной биотехнологии".(14)

Выражение "зеленая революция" впервые употребил в 1968 году директор Агентства США по международному развитию Вильям Гауд, пытаясь охарактеризовать прорыв, достигнутый в производстве продовольствия на планете за счет широкого распространения новых высокопродуктивных и низкорослых сортов пшеницы и риса в странах Азии, страдавших от нехватки продовольствия.(15)

"Зелёная революция"

комплекс изменений в сельском хозяйстве развивающихся стран, имевших место в 1940-х

1970-х годах и приведших к значительному увеличению мировой сельскохозяйственной продукции.

Этот комплекс включал в себя активное выведение более продуктивных сортов растений, расширение ирригации, применения удобрений, пестицидов, современной техники.

Суть "зеленой революции" состояла в том, чтобы, используя новые высокопродуктивные сорта пшеницы и риса, резко увеличить продуктивность сельского хозяйства. Для этого предполагалось модернизировать сельскохозяйственное производство на основе современных технологий. "Зеленая революция" была принята многими развивающимися странами, но имела как позитивные, так и негативные последствия. В тех государствах, где были соответствующие социальные предпосылки для реорганизации деревни и необходимые для этого средства, она дала положительные результаты. Но таких стран оказалось немного, например, Индия, Пакистан. Для других же, наиболее отсталых, у которых не оказалось средств для покупки техники и удобрений, в которых был чрезвычайно низкий уровень образования, где консервативные традиции и религиозные предрассудки препятствовали внедрению

прогрессивных форм ведения хозяйства, "зеленая революция" не принесла успеха. Более того, она стала разрушать традиционные мелкие хозяйства, усилила отток в город деревенских жителей, которые пополнили армию безработных. Она не смогла поставить на место новое, современное сельское хозяйство, т.е. разрушив старое, не смогла заменить его новым, что еще больше усугубило продовольственную проблему.(15)

Кстати, подобная революция была гораздо раньше осуществлена в развитых странах мира (начиная с 30-х годов XX века

в США, Канаде, Великобритании, с 50-х годов

в Западной Европе, Японии, Новой Зеландии). Однако в ту пору ее называли индустриализацией сельского хозяйства, исходя из того, что в ее основе лежали его механизация и химизация, хотя и в соединении с ирригацией и селекционно-племенным отбором. И только во второй половине XX века, когда аналогичные процессы затронули развивающиеся страны, за ними прочно утвердилось наименование "зеленая революция".

Борлоуг был уверен, что "зеленая революция" ознаменовала собой начало новой эры развития сельского хозяйства на планете, эры, в которую сельскохозяйственная наука смогла предложить ряд усовершенствованных технологий в соответствии со специфическими условиями, характерными для фермерских хозяйств в развивающихся странах.(14)

Несмотря на известные издержки, присущие любой революции, и неоднозначное восприятие мировым сообществом ее результатов факт остается фактом: именно она позволила многим развивающимся странам не только преодолеть угрозу голода, но и полностью обеспечить себя продовольствием.

Зерновые культуры, благодаря которым стала возможной "зеленая революция", были получены не с помощью современных генно-инженерных методов, а с помощью обычного, применявшегося десятилетиями скрещивания растений. "Зелёная революция" позволила не только прокормить увеличивающееся население Земли, но и улучшить его качество жизни.

Как и всякое другое явление, "зеленая революция" помимо положительных сторон имеет и отрицательные. Уже в 1970-х годах работа Борлоуга была подвергнута критике со стороны экологов. Некоторые эксперты считают, что "зеленая революция" повлекла за собой истощение и даже эрозию почв в ряде регионов мира, а также способствовала росту загрязнения окружающей среды удобрениями и ядохимикатами.

Действительно, нежелательные экологические последствия "зеленой революции" очень велики. К ним, прежде всего, относится деградация земельных угодий. Так, примерно половина всех орошаемых земель в развивающихся странах подвержена засолению из-за малоэффективных дренажных систем.

Продолжается наступление пашни на лесные массивы. В некоторых странах интенсивное использование сельскохозяйственных химикатов также представляет собой большую угрозу для окружающей среды и здоровья людей (особенно вдоль рек Азии, воды которых используют для орошения). Из-за широкого распространения минеральных удобрений и пестицидов возникли проблемы экологического характера. Интенсификация земледелия нарушила водный режим почв, что вызвало масштабное засоление и опустынивание. (13)

Показательный пример - ДДТ. Это вещество было найдено даже у животных Антарктиды, за тысячу километров от ближайших мест применения этого химиката.

Так "зеленая революция" привела к усилению социального расслоения в деревне, которая все заметнее развивается по капиталистическому пути. "Зелёная революция" способствовала глобализации и захвату рынков семян, удобрений, пестицидов и сельхозтехники развивающихся стран американскими компаниями.(10)

Указанные обстоятельства привели к тому, что в конце XX века фактически началась и сейчас развивается " третья зелёная революция ", отличительными особенностями которой являются:

- внедрение методов генной инженерии в практику создания новых сортов и даже видов сельскохозяйственных культур и высокопродуктивных пород скота;

отказ от массированного применения химических удобрений и замена их по возможности биогенными удобрениями (навоз, компост и т. д.), возвращение к практике севооборотов, когда с целью насыщения почвы связанным азотом вместо внесения азотных удобрений производится периодический посев клевера, люцерны (служащих прекрасным кормом для скота) и других растений семейства бобовых;

создание особо нетребовательных, но высокоурожайных сортов, устойчивых к засухе и болезням;

замена пестицидов узконаправленными биологическими методами борьбы с вредителями посевов, а при необходимости использование только короткоживущих пестицидов, распадающихся на безвредные вещества под действием света или вследствие окисления в течение нескольких часов или дней.(10)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...