по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»
ВОПРОСЫ ? Что такое культура речи? = высшая форма национального языка = правило, образец употребления слова, словосочетания, предложения = раздел филологической науки, нормативность речи, речевое мастерство = функциональные стили литературного языка
? Какая из форм национального языка существует только в устной форме и служит для обиходно-бытового общения? = просторечие = территориальные диалекты = жаргоны = литературный язык
? Русский литературный язык - это: = язык художественной литературы = вариант языка, используемый на телевидении, радио, в периодической печати, в науке, государственных и учебных учреждениях = язык русской нации = обработанная часть общенародного языка, обладающая в большей или меньшей степени письменно закреплёнными нормами; язык всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме
? Укажите, как называется лингвистический аспект, который характеризует звуковую сторону речи: произношение, ударение, интонацию. = синтаксический = семантический = фонетический = орфографический
? Как называется словарь русского языка, дающий возможность найти замену какому-либо слову или сочетанию, отвечающий на вопрос, как сказать иначе, как другими словами выразить ту же мысль, назвать тот или иной предмет? = Словарь синонимов = Словарь иностранных слов = Толковый словарь = Терминологический словарь ? К какому стилю речи относится приведенный ниже текст? «Остались мы одни в семье: мать, бабушка Мария, Анна, Авдотья и я. Мать Анну и Авдотью отдала в школу учиться, а мне тоже охота в школу - мать меня не отпустила, говорит: - Ты еще мал - не пущу! А мне охота учиться! Девки стали ходить в школу - придут домой, читают, пишут на доске грифельной, я смотрю. Потом стал спрашивать кое-что, буквы стал приглядывать. Шло время. Много букв изучил. Стал читать».
= разговорному = газетно-публицистическому; = научному; = официально-деловому.
? Какой из указанных жанров не относится к научному стилю? = реферат = диссертация = очерк = аннотация
? В разговорном стиле употребляются: = сложноподчиненные предложения, вводные слова, указывающие на порядок мыслей = терминология для точного выражения мыслей = стандартизированные словосочетания = диалог, неполные предложения
? Определите стиль текста: Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники, С милого севера в сторону южную. = художественный = научный = разговорный = публицистический;
? Укажите слово, в котором ударным является последний слог. =наркомания =апокриф =иконопись =мусоропровод
? Правильно поставлено ударение: =пОдняли, нАнял =вклЮчит, врУчат =долОжу, полОжу =клеИшь, повтОришь
? В каком ряду верно указано произношение всех данных слов? =гри[пп], орхи[д’ э]я, а[фэ]ра; =гри[п], орхи[дэ]я, а[ф’о]ра; =гри[пп], орхи[д’э] я, а[фэ]ра; =гри[п], орхи[дэ]я, а[ф’э]ра; ? Укажите, как называется троп, основанный на использовании переносного значения слова, при котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по сходству. = сравнение = эпитет = гипербола = метафора
? «И слышно было до рассвета, как ликовал француз». Укажите, какой троп использовал М.Ю. Лермонтов в поэме «Бородино»? =синекдоха =сравнение =метафора =литота
? Что такое тавтология? = повторение однокоренных слов или одинаковых морфем в составе словосочетания или предложения = сопоставление несопоставимых понятий = употребление слов, близких по значению, но разных по написанию
= повторное обозначение другими словами уже названного понятия
?Укажите метонимию в следующих предложениях? =«Редкая птица долетит до середины Днепра» (Н.В.Гоголь) =«Все флаги в гости будут к нам!» (А.С.Пушкин) =«Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить…» (Н.А.Некрасов) =«Унылая пора! Очей очарованье!» (А.С.Пушкин)
? К какой фигуре речи относится следующее предложение: «Проходили дни, недели, месяцы, годы, но все оставалось по-прежнему»? = антитеза = градация = сравнение = анафора
? Как называются слова: компания и кампания? = синонимы = антонимы = омофоны = паронимы
? Укажите строчку, в которой все слова исконно русские: = автобус, ангел, икона, мольберт, свекла = пшеница, дерево, обои, варенье, гололед = флаг, флот, галстук, стамеска, кекс = атака, жилет, вермишель, спорт, дирижер
? Буква О пишется в слове: =малыш…вая группа = истощ…нный организм = тщательно прож…вывать =увлеч…н игрой
? Какие слова называются неологизмами? = заимствованные слова = новые слова, которых нет в литературном языке = устаревшие слова = слова-термины
? Укажите фразеологизм, означающий «болтать, вести пустые разговоры»: = разводить цветы =разводить тары-бары = разводить руками = разводить канитель
? Пунктуационная ошибка допущена в предложении: = Слышится, как сотрясается земля под копытами бизонов. = Художники передали создателям новых серий старые эскизы, поэтому Волк и Заяц будут такими же, как в первых сериях. = Аквалангисты словно две гигантские рыбы медленно проплывали мимо прибрежных скал. = Но скуку его в схватке со Щегловым как рукой снимет.
?Определите тип сложного предложения: «В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть». = бессоюзное = сложноподчиненное = с разными типами связи
? Отметьте слово с ударением на третьем слоге. =ПРЕ-МИ-РО-ВАТЬ =ХО-ДА-ТАЙ-СТВО-ВАТЬ =ИН-ДУСТ-РИ-Я =ЗА-КУ-ПО-РИТЬ
? Отметьте словосочетания с ошибкой в определении рода существ-го. +моют шампунью =вкусный студень =полученная бандероль +новая тюль
? Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных мн.числа.
=десять гектар = пара ботинок = жилище якутов = забрал из ясель
? Отметьте неправильное сочетание слов. =проявить способности =проявить интерес +проявить образцы труда =проявить сознательность
? Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных оборотов. =Не восстановив своего здоровья, не сможешь серьёзно заниматься спортом. =На почте упаковывали посылки, отправляющиеся беженцам. =Приехав в Париж, его пригласили в посольство. =Незнакомец опустился в кресло и протянул руки к огню, пылавшему в камине и который притягивал его.
? Отметьте предложения с речевыми ошибками. +Бездна звёзд смотрели на меня в ночной тиши. +В своих заметках автор детально описывает о путешествии на Кавказ. = Витя – ужасный невежда в музыке. =Девочка окунула мордочку голодного котёнка в молоко. ?Отметьте предложение, в котором вы поставили двоеточие. = В молодости не научишься работать в старости останешься с пустыми руками. = Крупной рысью катили коляски проносились длинные автомобили. =За посевами нужен уход сам по себе урожай не придет. = Большая река течет спокойно умный человек не поднимает голоса. ?Лексика представляет собой: =грамматическую оформленность слова =словарный состав языка =связь между значениями слова =систему словообразования.
?Укажите предложение, в котором есть фразеологизм: =Мы скоро будем завтракать? =После завтрака мы поедем домой? = Бабушка, накормишь внуков вкусным завтраком? =Зачем ты меня завтраками кормишь?
?Укажите словосочетание, в котором допущена речевая ошибка: =с двумя тетрадками = с троими подругами =двое брюк = две пары чулок и носков
?Слово «незатейливый» образовано следующим способом: =суффиксальным =приставочно-суффиксальным = путём перехода из одной части речи в другую =сращением ?Орфоэпия изучает: =соотношение звуков и букв; =лексическое значение слова; =правила литературного произношения; =части речи.
?В каком ряду расположены слова, в которых звуков больше, чем букв?
=непреложные, алюминиевый, грустный; =юридический, вьетнамская, предыдущим; =предъявление, яростный, вальсировать; =Япония, воюющий, юбиляр.
?В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? Исправьте ошибку. =Воспитатель ещё раз напомнил родителям, чтобы они, собирая детей на дачу, ОДЕЛИ на них панамки. =Конкретный эффект от увеличения угла обзора при работе с компьютером зависит от многих факторов, в том числе от того, в какую сторону пользователь ОТКЛОНЯЕТСЯ от центра экрана. =ЗАТРУДНЁННОЕ дыхание больного вызывало опасение за состояние его здоровья. =ПОДОБНЫЙ феномен в последние годы можно наблюдать возле берега водохранилища и над вершинами Сокольих гор.
?В каком ряду во всех словах есть звук [ш]? =расширить, пейзаж, дрожжи =шлифовальщик, нарежьте, гаражный =съешьте, ложки, предложить =стриж, намажьте, чтобы.
?В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? =кр..пыш, обл..скать, од..брительный = объ..снение, выгл..деть, к..снуться = предл..гать, пр..тензия, обр..млённый =р..мантичный, орг..низовать, р..форма
?Определите стиль следующего текста: Утром лесная поляна стала наполняться светом. Ёлочки сверкали в лучах солнца чудесными подарками, и ветер-звонарь играл на своей лесной колокольне. Стволики часто растущих осин стучали друг о друга, и это было тревожно слушать. Снег медленно расходился по веткам каплями, и они понемногу поднимались. Рядом с вытаявшей возле бора сухой тропинкой шумел ручей… = публицистический =официально-деловой =научный =художественный
?Укажите предложение, в котором допущена речевая ошибка: =Этот поступок стал последней каплей, переполнившей чашу моего терпения. +Первый дебют «Битлз» состоялся в 1962 году. =Настало время подвести итоги нашего конкурса. =Прощаясь, молодые люди радушно пожимали руки.
?Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? В числе чудаков (1) живших в Москве в грибоедовские времена (2) был человек (3) описанный в комедии «Горе от ума» под именем (4) Максима Петровича. +1) +2) +3) =4) ?В каком ряду во всех словах ударение на первом слоге? =кухонный, добыча, допив; =искоса, ждала, защелкать; =гербовый, гусеничный, досыта; =завидно, изыск, квартал. ?Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н. В 60 - 70-е годы XVIII века в России начинается подли(1)ый фольклорный бум, хотя отношение к песне как к це(2)ому памятнику народной истории и культуры ещё не сформирова(3)о. +1) +2) =3)
?Подберите антоним к прилагательному СВЕЖИЙ в словосочетании свежий взгляд:
=необычный взгляд =старый взгляд =удивлённый взгляд =радостный взгляд
?Укажите верный вариант транскрипции слова яблонька: =['йаблан'ка] =[яблон'ка] =['йаблон'ка] =['йаблонка]
?Укажите предложение, в котором есть слова в переносном значении: =Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнезда. =К концу дня лица горнорабочих были покрыты свинцовой пылью. = Зима завалила город сахарными холмами снега. =Пышная длинная борода его развевалась на ветру.
В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Запишите это слово с ударением. =значИмый =баловАть =нАчали =свЁкла
?Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. Запишите правильный ответ. =все повара =более глубже =шестьюстами метрами =кладите на место
?Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) =В творчестве лучших театральных художников эскиз не только рабочий план сценического оформления но и самостоятельное художественное произведение. =Лекари Шумера из стеблей и корней растений изготавливали порошки и настои. =Из-за дождя ходить в лес или на реку можно было лишь в резиновых сапогах или босиком. =Летом одинаково хорошо и в лесу и в поле и на лугу.
?Отметьте слово с ударением на втором слоге. =РЖА-ВЕТЬ =МИ-ЗЕР-НЫЙ =НА-НЯ-ЛИ =ЗА-ГО-ВОР
?Отметьте словосочетания с ошибкой в определении рода существительного. =маринованная иваси +шёлковый кашне +левая рельса =устный хинди
? Отметьте предложения с речевыми ошибками. +Я согласился на это скрипя сердцем. =Недостатком сочинения является неполное раскрытие темы. +Уровень обслуживания населения будет поднят на более высокий уровень. =Я знаю родной город как свои пять пальцев. ?Отметьте предложения с речевыми ошибками. +Эта традиция возродилась вновь в нашей стране. +Нас перевели работать в отсталую бригаду. +Большинство летних месяцев я провёл на даче. =Нас перевели работать в отстающую бригаду.
?Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания? = высматривая =возчик
?В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е? ?В каком слове ударение на первом слоге? =цыган
?В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
? Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. =наиболее решительнее
?Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
?Выберите верное толкование слова «договор».
?В каком слове произносится согласный «к»?
?Какое из перечисленных слов имеет значение «человек, испытывающий ненависть к людям, человеконенавистник»?
? Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.
?Укажите фамилию, которая не склоняется.
?Выберите термин, который обозначает «слова, противоположные по значению». =антонимы
? Выберите слово, которое не имеет форм единственного числа. =листья
?Какое из перечисленных слов имеет значение «подражание, воспроизведение с некоторой точностью»? =имитация ?В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е? = по застывш…й глад…, на вздревнувш…м петух… =о ведущ…м специалист…, на пестреющ…м покрывал…
?В каком варианте ответа нужно поставить тире? (Знаки не расставлены.) ?Выберите слово, которое не имеет форм множественного числа.
?В каком слове первый слог является ударным?
?В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
?Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
?В каком ряду в обоих случаях пропущена буква У?
?В каком ряду все слова пишутся через дефис?
?Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
?В каком варианте ответа нужно поставить только одну запятую? (Знаки не расставлены.) =Культурология рассматривается сегодня как интегративная научная область знания рожденная потребностями современной эпохи и находящаяся на стыке многих наук.
?В каком ряду все слова пишутся раздельно?
?В каком слове произносится согласный «ш»? = конечно
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|