Притязания и доказательства
1409. Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если бы каждое притязание удовлетворялось, то некоторые люди стали бы притязать на жизнь и имущество других людей. Посему клятву должен приносить ответчик». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. А в версии аль-Бейхаки говорится: «Посему истец должен привести доказательства, а отвергающий обвинение ответчик должен принести клятву». Цепочка рассказчиков хадиса достоверная. 1410. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, предложил тяжущимся поклясться. Каждый из них хотел принести клятву, и тогда он велел им бросить жребий для того, чтобы определить, кому клясться. Этот хадис передал аль-Бухари. 1411. Передают, что Абу Умама аль-Хариси, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если человек поклялся для того, чтобы присвоить себе то, что по праву должно принадлежать мусульманину, то Аллах непременно ввергнет его в ад и запретит впускать его в рай». Один из сподвижников спросил: «О Посланник Аллаха! Даже если это будет нечто незначительное?» Он сказал: «Даже если это будет веточка дерева арак». Этот хадис передал Муслим. 1412. Передают, что аль-Аш‘ас ибн Кейс, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто приносит ложную клятву для того, чтобы присвоить себе имущество мусульманина, тот встретит Аллаха разгневанным». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. 1413. Передают, что Абу Муса аль-Аш‘ари, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что двое мужчин препирались по поводу животного, однако ни один из них не мог доказать свою правоту. Тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, велел разделить животное между ними. Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд и ан-Насаи, причем текст хадиса принадлежит последнему. Он же назвал цепочку рассказчиков хадиса хорошей.
1414. Передают, что Джабир, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если человек приносит ложную клятву на моей кафедре, то он уготавливает для себя место в аду». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд и ан-Насаи, а Ибн Хиббан назвал хадис достоверным. 1415. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «С тремя людьми Аллах не станет разговаривать в день воскресения. Он не взглянет на них, не очистит их от грехов, и постигнет их мучительное наказание. Это – человек, который находится в пустыне и отказывает в воде путникам, несмотря на то, что у него воды больше, чем достаточно; торговец, который на закате дня продает товар и лживо клянется Аллахом, что купил его по такой-то цене, а покупатель верит ему; и подданный, который присягает на верность правителю только ради мирской выгоды: если правитель одаряет его мирскими благами, то он выполняет свои обязанности, если же он не одаряет его, то он не выполняет своих обязанностей». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. 1416. Передают, что Джабир, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что двое мужчин препирались по поводу верблюдицы. Каждый из них утверждал, что она родилась в его владениях, и каждый из них привел свои доказательства. Тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, присудил верблюдицу тому, в чьих руках она находилась. Этот хадис передал ад-Даракутни со слабой цепочкой рассказчиков.
1417. Передают, что Ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, передал право принести клятву истцу. Этот хадис передал ад-Даракутни со слабой цепочкой рассказчиков. 1418. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала, что однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, вошел к ней таким радостным, что его лицо сияло. Затем он сказал: «Не видела ли ты, как Муджаззиз аль-Мудлиджи взглянул на Зейда ибн аль-Харису и Усаму ибн Зейда и сказал, что их стопы связывают кровные узы». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
Книга 15 Освобождение рабов 1419-1421. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если один мусульманин освобождает из рабства другого мусульманина, то за каждый освобожденный из рабства орган Аллах избавит от адского пламени один из его органов». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. Передают также, что Абу Умама, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если мусульманин освободит из рабства двух мусульманок, то сумеет избавиться от адского пламени». Этот хадис передал ат-Тирмизи, и он же назвал хадис достоверным. Передают также, что Ка‘б ибн Мурра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если мусульманка освободит из рабства другую мусульманку, то сумеет избавиться от адского пламени». Этот хадис передал Абу Давуд. 1422. Передают, что Абу Зарр, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что однажды он спросил Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Какое из деяний является самым лучшим?» Он ответил: «Вера в Аллаха и сражение на Его пути». Затем он спросил: «А какие из рабов более всего заслуживают освобождения?» Он ответил: «Те, которые стоят дороже и дороги своим родным». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. 1423-1424. Передают, что Ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если человек дарует свободу рабу, которым он владеет наряду с другими партнерами, и при этом имеет возможность выкупить этого раба, то он должен оценить его по справедливости и раздать своим партнерам полагающуюся им долю. В этом случае раб сможет получить свободу. Если же у него не будет такой возможности, то свобода раба будет лишь частичной». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.
Передают также, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если человек дарует свободу рабу, которым он владеет наряду с другими партнерами, то его полное освобождение зависит от его материального благосостояния. И если у него не окажется достаточно средств, то его необходимо оценить, после чего он должен отработать оставшуюся часть своей стоимости. При этом хозяева не должны обременять его непосильным трудом». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, однако некоторые богословы утверждали, что окончание хадиса, в котором говорится об отработке оставшейся стоимости, является интерполяцией. 1425. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, также рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Сын сможет отблагодарить сполна своего родителя только в том случае, если он попадет в рабство, а сын выкупит его и дарует ему свободу». Этот хадис передал Муслим. 1426. Передают, что Самура ибн Джундуб, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если раб является близким родственником своего хозяина, то он свободен». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, однако многие богословы назвали хадис прерванным. 1427. Передают, что ‘Имран ибн Хусайн, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что один из сподвижников перед смертью подарил свободу шести рабам. При этом у него не было другого имущества. Тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, велел этим рабам собраться вместе, разделил их на три группы и бросил между ними жребий. Двоих из них он освободил, а остальные остались рабами. А самого мужчину он строго укорил за содеянное. Этот хадис передал Муслим.
1428. Передают, что Сафина, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала: «Я была рабыней Умм Саламы, да будет доволен ею всевышний Аллах, и однажды она сказала мне: “Я дарую тебе свободу при условии, что ты до конца своей жизни будешь прислуживать Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха”». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ан-Насаи и аль-Хаким. 1429. Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала, что однажды к ней пришла Барира и сказала: «Я договорилась со своими господами, что они отпустят меня на свободу за девять окий. Теперь я должна каждый год выплачивать им по одной окии. Помоги же мне!» Она сказала: «Если твои господа согласятся, чтобы право на твое наследство перешло от них ко мне, то я выплачу им эту сумму». Барира отправилась к своим господам и поговорила с ними, но они отказались принять такое условие. Когда она вернулась к ‘Аиши, да будет доволен ею всевышний Аллах, около нее сидел Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Она сказала: «Я предложила им принять это условие, но они требуют, чтобы права на мое наследство оставались за ними». Пророк, мир ему и благословение Аллаха, услышал об этом, и тогда ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказала ему о случившемся. Он сказал: «Выкупи ее и закрепи за собой право на ее наследство, ибо право на наследство закрепляется за тем, кто освобождает раба». ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, выполнила волю Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, после чего он обратился к людям с проповедью, возвеличил и восславил Аллаха, а затем сказал: «Итак… Почему некоторые люди ставят условия, которых нет в писании великого и могучего Аллаха? Любое условие, которого нет в писании Аллаха, является ложным и недействительным! Даже если таких условий будет сто, предписание Аллаха все равно будет более правильным, а условие Аллаха – более важным. Посему знайте, что права на наследство закрепляются за тем, кто освобождает раба». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, причем в версии последнего говорится: «Перекупи ее, а затем освободи и закрепи за собой право на ее наследство». 1430. Передают, что ‘Абдуллах ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Право на наследство подобно кровному родству: его нельзя продать или подарить». Этот хадис передал аш-Шафи‘и, а Ибн Хиббан и аль-Хаким назвали его достоверным. Суть хадиса также передали аль-Бухари и Муслим.
Глава 1 Вопросы, касающиеся рабов, хозяева которых обещали даровать им свободу в случае собственной смерти либо за определенный выкуп, а также рабынь, у которых родились дети от их хозяев 1431. Передают, что Джабир, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что один из ансаров объявил своему молодому рабу, что после его смерти тот получит свободу. Когда весть об этом дошла до Пророка, мир ему и благословение Аллаха, он сказал: «Кто купит у меня этого раба?» Тогда Ну‘ейм ибн ‘Абдуллах приобрел его за восемьсот дирхемов. Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, причем в версии аль-Бухари сообщается, что впоследствии этот мужчина стал бедняком. А в версии ан-Насаи говорится: «У него был долг, и тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, продал его раба за восемьсот дирхемов, отдал ему эти деньги и сказал: “Верни свой долг”». 1432. Передают, что ‘Амр ибн Шу‘ейб рассказывал со слов своего отца и деда, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Раб, который договорился со своими хозяевами о сумме выкупа, остается рабом, даже если ему осталось выплатить всего один дирхем». Этот хадис передал Абу Давуд с хорошей цепочкой рассказчиков. Суть хадиса также передали Ахмад, ат-Тирмизи и ан-Насаи, а аль-Хаким назвал хадис достоверным. 1433. Передают, что Умм Салама, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если у женщины есть раб, которому позволили выкупить свободу и который в состоянии сделать это, то ей следует прикрываться в его присутствии». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, причем ат-Тирмизи назвал хадис достоверным. 1434. Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Выкуп за убитого раба, которому позволили выкупить свободу, выплачивается в размере выкупа за свободного человека, пропорционального выплаченной им части выкупа за собственную свободу, и в размере выкупа за невольника, пропорционального невыплаченной им части». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд и ан-Насаи. 1435. Передают, что ‘Амр ибн аль-Харис, брат матери правоверных Джувейрийи, да будет доволен ими всевышний Аллах, рассказывал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не оставил после себя ни дирхема, ни динара, ни раба, ни рабыни. Он не оставил ничего, кроме белой мулицы, своего оружия и небольшого участка земли, который велел раздать в качестве пожертвования». Этот хадис передал аль-Бухари. 1436. Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если невольница родила ребенка от своего господина, то после его смерти она становится свободной». Этот хадис передали Ибн Маджа и аль-Хаким со слабой цепочкой рассказчиков, но многие богословы считают, что эти слова принадлежат ‘Умару ибн аль-Хаттабу, да будет доволен им всевышний Аллах. 1437. Передают, что Сахль ибн Хунейф, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если человек поможет бойцу, который сражается на пути Аллаха, или должнику, который оказался в трудном положении, или невольнику, которому позволили выкупить свободу, то Аллах укроет его в тени в тот день, когда не будет тени, кроме Его сени». Этот хадис передал Ахмад, и аль-Хаким назвал его достоверным.
Книга 16 Общие предписания Глава 1 Этикет 1438. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Мусульманин имеет шесть обязанностей перед другими мусульманами. Если встретишь мусульманина, то поздоровайся с ним; если получишь его приглашение, то прими его; если он посоветуется с тобой, то дай ему добрый совет; если он чихнет и воздаст хвалу Аллаху, то помолись за него; если он заболеет, то навести его, а если он умрет, то присутствуй на его похоронах». Этот хадис передал Муслим. 1439. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Смотрите на тех, кто ниже вас, и не смотрите на тех, кто выше вас. Это поможет вам не умалять те милости, которыми вас облагодетельствовал Аллах». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. 1440. Передают, что ан-Наввас ибн Сам‘ан, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал о том, что однажды он спросил Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, о праведности и прегрешениях. Он сказал: «Праведность – это благонравие, а прегрешение – это то, что шевелится в твоей душе, и при этом тебе не хочется, чтобы об этом узнали люди». Этот хадис передал Муслим. 1441. Передают, что Ибн Мас‘уд, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если трое людей находятся вместе, то двое не должны переговариваться в тайне от третьего до тех пор, пока они не смешаются с людьми. В противном случае они могут обидеть его». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и текст хадиса принадлежит последнему. 1442. Передают, что Ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Один человек не должен поднимать другого для того, чтобы усесться на его месте. В этом случае сделайте круг пошире и потеснитесь». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. 1443. Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-нибудь из вас поел, то пусть не вытирает руку до тех пор, пока не оближет ее сам или не даст облизать ее другому». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. 1444. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Младший должен приветствовать старшего, прохожий – сидящего, а маленькая группа людей – большую». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, причем в версии последнего также говорится: «Всадник должен приветствовать пешего…» 1445. Передают, что ‘Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Достаточно, если за несколько идущих вместе поздоровается кто-то один. Также достаточно, если за несколько сидящих вместе один из них ответит на приветствие». Этот хадис передали Ахмад и аль-Бейхаки. 1446. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не приветствуйте иудеев и христиан первыми, а при встрече с ними вытесняйте их на самую узкую тропинку». Этот хадис передал Муслим. 1447. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, также рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-нибудь из вас чихнет, то он должен сказать: “Хвала Аллаху!” (Аль-хамду лилляяхи). А его брат должен сказать ему: “Да смилостивится над тобой Аллах!” (Йархамука-ллааху). В этом случае он должен ответить: “Да поведет вас Аллах верным путем, и да улучшит Он вашу жизнь!” (Йахдиикуму-ллааху ва йуслих баалякум)». Этот хадис передал аль-Бухари. 1448. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, также рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Пусть никто из вас не пьет стоя». Этот хадис передал Муслим. 1449. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, также рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-нибудь из вас обувается, то пусть начинает с правой ноги. Если же он снимает обувь, то пусть начинает с левой ноги, дабы правую сандалию он надевал первой и снимал последней». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. 1450. Передают, что Абу Хурейра, да будет доволен им всевышний Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не ходите в одной сандалии. Надевайте обе сандалии вместе и снимайте их вместе». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. 1451. Передают, что Ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В день воскресения Аллах не станет смотреть на тех, кто надменно волочил за собой одежду». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. 1452. Передают, что Ибн ‘Умар, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, также рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда кто-нибудь из вас ест, пусть ест правой рукой. Когда же кто-нибудь из вас пьет, то пусть пьет правой рукой, потому что сатана ест и пьет левой рукой». Этот хадис передал Муслим. 1453. Передают, что ‘Амр ибн Шу‘ейб рассказывал со слов своего отца и деда о том, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ешь, пей, одевайся и раздавай милостыню, но делай это без расточительства и высокомерия». Этот хадис передали Абу Давуд и Ахмад. Аль-Бухари же передал его без цепочки рассказчиков.
Глава 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|