Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

IV.Методы обучения социальным навыкам




Как уже утверждалось ранее, детей и подростков с аутизмом нужно подробно и детально инструктировать по социальным навыкам. Традиционные методы обучения социальным навыкам (такие как настольные игры о дружбе и правильном поведении в классе) бывают непонятны для многих детей с аутизмом. Например, школьный психолог была разочарована тем небольшим прогрессом, которого она достигла с учеником с аутизмом. Она утверждала, что программа обучения демонстрировала положительные результаты у «других детей в группе», но ребенок с аутизмом, похоже, ее «не понимал». Конечно, он ее не понимал! Причина была очевидна. Школьный психолог пыталась обучить учеников понятию «дружбы». Это приемлемо для других учеников, но для детей с аутизмом эти объяснения были слишком абстрактными. Так что, вместо того чтобы тратить бесконечное время на рассказы ребенку о «дружбе», обучение должно было концентрироваться на конкретных навыках, которые ребенок мог бы использовать, чтобы завести и сохранить друзей. Опыт подсказывает мне, что концепцию «дружбы» гораздо проще понять, когда у тебя уже есть друг или пара друзей!

Есть целый ряд вопросов, которые надо учитывать при выборе метода вмешательства. Например, решает ли программа обучения проблему недостатка овладения навыком, указанную в оценке социального взаимодействия? Улучшает ли программа его использование? Дает ли программа возможность овладеть навыком? Есть ли исследования, поддерживающие ее использование? Если нет, как вы планируете оценивать ее эффективность в случае вашего ребенка? Подходит ли программа ребенку по уровню его развития? Далее следует список методов обучения социальным навыкам, которые доказали свою эффективность в обучении детей с аутизмом.

Следующая часть статьи вкратце описывает разные стратегии вмешательства, которые были разработаны для обучения социальным навыкам маленьких детей с аутизмом, включая коррекцию с привлечением сверстников, упражнения, связанные с мыслями и чувствами, социальные истории, ролевые игры и видеомоделирование.

V.Коррекция с привлечением сверстников

Использование сверстников в качестве помощников — один из хороших примеров эффективной коррекции для маленьких детей с аутизмом. Коррекция с привлечением сверстников часто используется для установления позитивного социального взаимодействия среди сверстников-дошкольников (Strain & Odom, 1986; Odom, McConnell, & McEvoy 1992). Обучение с привлечением сверстников позволяет нам структурировать физическое и социальное окружение так, чтобы получить успешные моменты социального взаимодействия.

При таком подходе сверстников тренируют вовлекать в общение и отвечать сразу и нужным образом на желание ребенка с аутизмом общаться в течение учебного дня. Сверстники-помощники должны быть одноклассниками ребенка с аутизмом, у них должны быть соответствующие возрасту социальные и игровые навыки, должны посещать школу постоянно и ранее иметь опыт общения с детьми с аутизмом в позитивном (или, по крайней мере, нейтральном) ключе. Сверстникам-помощникам также нужно рассказать о видах поведения, возникающих при аутизме, вежливым и подходящим их возрасту образом.

Привлечение таких помощников позволяет учителям и другим взрослым действовать в качестве скорее посредников, чем активных собеседников и партнеров по играм. Поэтому, вместо того, чтобы становиться третьим лишним в общении между двумя детьми, учитель помогает сверстникам начать разговор или ответить нужным образом ребенку с аутизмом и уходит в сторону. Привлечение сверстников к общению также помогает обобщить новые навыки и попрактиковаться в них в естественной среде.

Занятия о мыслях и чувствах

Распознавание и понимание мыслей и чувств, как собственных, так и других людей, часто является ахиллесовой пятой детей с аутизмом, при этом оно необходимо для успешного общения. Например, мы постоянно изменяем наше поведение в соответствии с невербальной обратной связью, которую мы получаем от других людей. Мы можем продолжать рассказ, если другой человек улыбается, смотрит выжидающе или показывает другие признаки искреннего интереса. С другой стороны, если человек все время смотрит на часы, вздыхает, смотрит в другую сторону, мы, наверное, сократим наш рассказ (я сказал «наверное»!). У детей с аутизмом часто возникают трудности в распознавании и понимании этих невербальных сигналов. Из-за этого им сложнее модифицировать своё поведение, чтобы ответить на эмоциональные и умственные нужды других людей.

Самое простое занятие о мыслях и чувствах включает в себя показ ребенку картинок с различными выражениями эмоций. Картинки могут варьироваться от самых основных, такие как счастливый, грустный, злой или испуганный до более сложных эмоций, таких как смущенный, стыдливый, нервный или недоверчивый. Начните с просьбы ребенку показать на эмоцию («покажи, где счастливый»), затем попросите определить ребенка, что чувствует персонаж («что он чувствует?»).

У многих маленьких детей, с которыми я работаю, довольно легко получается научаться определять эмоции. Когда у них уже хорошо это выходит, пора переходить к более сложным обучающим методам, таким как обучение значению эмоции или «почему?» эта эмоция появляется. Для этого ребенку требуется делать выводы на базе контекста и знаков, изображенных на картинке. Таким образом, на основе информации на картинке вы можете спросить «Почему ребенок грустный?». Картинки должны изображать персонажей, участвующих в разных социальных ситуациях и показывающих разные выражения лиц или другие невербальные способы выражения эмоций. Вы можете вырезать картинки из журналов или скачивать и распечатывать их из Интернета. Можно также использовать иллюстрации из детских книг, которые обычно богаты на эмоциональное содержание и ситуативные изображения.

Как только ребенок отлично справляется с картинками, переходите на телевизионные программы и видеоролики социальных ситуаций. Многие программы, которые показывают по телевизору, являются отличным источником материала для занятий, так как показывают персонажей в социальных ситуациях, а те четко выражают свои эмоции. Вы можете использовать тот же механизм, что и с картинками, но на этот раз ребенок будет делать выводы исходя из динамических социальных сигналов. Просто попросите ребенка определить, что чувствуют персонажи на экране, и почему они себя так чувствуют. Когда действие происходит слишком быстро для ребенка, нажмите на паузу и задайте вопрос о неподвижной картинке (убедитесь, что ваш телевизор показывает четкое изображение во время паузы).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении необходимо подчеркнуть, что на долю родителей выпадает наиболеетрудная роль по развитию и подготовке аутичного ребенка к жизни.Эффективность описанных методов коррекции возможна только при ихсистематическом использовании в условиях домашней обстановки, при терпеливоми внимательном отношении к больному аутизмом.Успех социальной адаптации аутичного ребенка, занимающегося в коррекционнойгруппе либо другом специальном учреждении или на дому, тесно связан свозможностью координации действий родителей, врача, психолога и педагога.Не каждого аутичного ребенка можно вывести на уровень массовой иливспомогательной школы. Но и в случаях, когда он остается в пределах дома,труд специалистов работающих с ним и родителей будет вознагражден тем, чторебенок станет ровнее в поведении, более управляем; у него разовьется интереск какой-либо деятельности, которая заменит бесцельное времяпрепровождение исделает его поведение более целенаправленным, эмоционально насыщенным иконтактным.

Для организации бытового поведения аутичных детей, формирования у них навыков социально–бытовой адаптации можно выделить следующие рекомендации, которые могут пригодиться родителям и педагогам аутичных детей. Основой обучения служат эмоциональный контакт с ребенком, внимание к его индивидуальным особенностям и возможностям, понимание его интересов и страхов. Необходим индивидуальный подход к каждому ребенку. На начальных этапах обучения главной задачей является общая организация поведения: формирование установки на выполнение задания, усидчивости, концентрации внимания. При этом важно, с одной стороны, подкреплять желаемое поведение ребенка, а с другой использовать его интересы для удерживания его внимания. В начале следует подбирать доступные ребенку задания, создавая ситуацию успеха. Сложность увеличивается постепенно, после того как у ребенкa появилась установка на выполнение задания, причем взрослый на первых порах действует за ребенка, управляя его руками. Важно быть последовательным в своих требованиях и реакциях на поведении ребенка. Необходимо предъявлять разумные требования, ограничивая его поведение лишь в тех ситуациях, когда это действительно необходимо. Когда вы что-то хотите от ребенка, следует формулировать свою просьбу четко и кратко. Не стоит повторять просьбу несколько раз подряд. Если он не реагирует на нее, следует выполнить ее вместе, либо управляя руками ребенка, либо поручая ему отдельные операции. При обучении навыкам бытового поведения необходимы четкая схема действий, зрительная организация материалов, отсутствие отвлекающих предметов,повторение стереотипной бытовой ситуации изо дня в день.В качестве подкрепления желаемого поведения ребенка можно использовать самые разнообразные развлечения, лакомства, любимые ребенком формы контакта, обычную похвалу. Важно, чтобы ребенок получал награду непосредственно сразу после подкрепляемого поведения. Необходимо так же стремиться к разнообразию используемых подкреплений. Для особенно трудных или не приятных для ребенка заданий необходимо оставлять наиболее привлекательные для него развлечения или лакомства, редкие в остальное время, подчеркивая тем самым его успех.

Необходимо учитывать возрастные особенности. Следует чутко дозировать нагрузку, приспосабливая ее к внутреннему ритму ребенка. Не стоит лишний раз обращаться с просьбой, когда его внимание поглощено чем-то другим, - лучше попробовать ненавязчиво отвлечь его и затем обратиться с просьбой. Не стоит пытаться научить ребенка всему сразу, лучше сначала сосредоточиться на одном, наиболее доступном ему навыке, очень постепенно подключая его к наиболее простым операциям в других, часто повторяющихся бытовых ситуациях. Близких не должно раздражать и огорчать то, что ребенку, казалось бы уже усвоившему необходимый навык, еще долго будет требоваться внешняя организация.

Процесс освоения аутичным ребенком необходимых бытовых навыков является длительным и постепенным и требует большого терпения от взрослых.

 

 

Список литературы

1. Аникеева Л.И. «Направление коррекционно-воспитательной

работы с глухими детьми преддошкольного возраста

Дефектология 2 1985г

2. Буянов М.И. «Беседы о детской психиатрии» Москва 1995г.

3. Веденина М.Ю. «Использование поведенческой терапии

аутичных детей для формирования навыков бытовой

адаптации» Дефектология 2*1997г.

4.Веденина М.Ю., Окунева О.Н. “Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации” Дефектология 3*1997г.

5.Вейс Томас Й. “Как помочь ребенку?” Москва 1992г.

6.Коган В.Е. “ Аутизм у детей ” Москва 1981г.

7.Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. и др. “Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм” Москва 1989г.

8.Лебединский В.В. “Нарушения психического развития у детей” Москва 1985г.

9.Лебединский В.В.,Никольская О.С.,Баенская Е.Р., Либлинг М.М. “Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция” Москва 1990г.

10.Либлинг М.М.“Подготовка к обучению детей с ранним детским аутизмом” Дефектология 4*1997г.

11.Мастюкова Е.М.“Развитие начальных навыков самообслуживания у детей с ДЦП в семье. Воспитание навыков опрятности” Дефектология 2*1985г.

12.Никольская О.С. “Проблемы обучения аутичных детей” Дефектология 2*1995г.

13.Никольская О.С. “Особенности психического развития и психологическая коррекция детей, страдающих ранним детским аутизмом”: Автореф.;…канд. дис. Москва 1985г.

14Парк Клара “Социальное развитие аутиста глазами родителя” Московский пс.-терапевтич. журнал 3*1994г.

15.Словарь – справочник по дефектологии Москва 1998г.

16. Скотт Беллини / Scott Bellini http://www.iidc.indiana.edu/, http://outfund.ru/kak-obuchat-rebenka-s-autizmom-socialnym-navykam/

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...