Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система педагогических наук

Выполнила

Студентка І курса

Группы НО-2-13

Цуканова Любовь

Проверил

Преподаватель

Каф. «Охрана труда»

Савчук С.И

Симферополь, 2013

Введение

Педагогическая мысль развивалась в недрах религии (верований) и философии. Достаточно назвать хотя бы «Веды» — главные четыре священные и другие книги древних индийцев, созданные в XII-VII веках до н.э. (по другим данным — с середины 2-го тысячелетия до н.э. до VI в. до н.э.). В них обсуждались проблемы космологии, теологии (богословия), онтологии (учения о бытии), теории познания и т.д. Они имели прямое отношение к формированию умозрительных взглядов на воспитание. Сошлемся также и на Библию — священное писание иудаизма и христианства: Ветхий Завет (XII-II вв. до н.э.) и Евангелие (2-я половина 1-го — начало П в.)- В них отражены нормы поведения людей в соответствии с кодексом христианской морали (заповеди, притчи, мифы). Тысячелетия христиане воспитывали и учили молодое поколение жить в соответствии с этими заповедями и канонами. Эти нормы стали также предметом теоретических рассуждений о воспитании. Ислам, или мусульманство, — одна из четырех мировых религий (возник в начале VII века) также содержит предписания о поведении людей в различных ситуациях, толкования учения Мухаммеда — основателя ислама.

Так в разных религиях в течение тысячелетий складываются теоретические суждения о воспитании, готовя почву для возникновения существующей самостоятельной науки.

Обратимся к философии как к прародительнице теории воспитания. У философии античности можно найти много педагогических идей. Это и неудивительно: они были не только «любителями мудрости» (т.е. философами в собственном смысле), но и распространителями знаний, своих учений. Это и Демокрит (около 460 г. до н.э. — прожил более ста лет, точный год смерти неизвестен), и софисты — странствующие философы Афин (V в. до н.э.), Сократ (V в. до н.э.), Платон (427-347 г. до н.э.) и Аристотель (384-322 г. до н.э.) — основатели академии и гимназии. Схоластическая философия XII—XIII веков (Петр Абеляр, Фома Аквинский и др.), арабская философия, проникшая в Западную Европу (VIII-XIV вв.), — все это дало толчок развитию педагогической мысли и созданию университетов. Философия эпохи Возрождения утверждала в жизни педагогические идеи гуманизма (Витторино да Фельтрэ, Рабле, Монтень — XIV-XVI вв.).

Утопический социализм Т. Мора (XVI в.) был философской основой всеобщего обязательного обучения, трудового воспитания. Сенсуалистическая философия Ф.Бэкона (1561-1626) впоследствии стала основой наглядного обучения. Д. Локк, английский философ (1632-1704), объявил опыт единственным источником всех идей, не исключая педагогических. Немецкий ученый Иммануил Кант (1724-1804), философ и педагог, утверждал принцип самоценности личности. Взгляды другого немецкого философа Фридриха Шеллинга (1775-1854) послужили основой идеи деятельностного начала в образовании. Идея историзма в педагогике идет от Георга Гегеля (1770-1831). Взгляды Р. Оуэна (1771-1858) на коммунистическое общество дали толчок развитию трудового обучения в области промышленности и политехнического обучения. Философские взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса на коммунистическое общество стали впоследствии основополагающей концепцией развития всей системы коммунистического воспитания в бывшем Советском Союзе и других социалистических странах и философской основой социалистической педагогики.

Педагогическая мысль была и результатом привлекательных и продуктивных догадок, интуиции ученых людей. Она обогащалась эмпирическим опытом многих систем обучения и воспитания в течение столетий у разных народов. Мысль, подкрепленная опытом (как положительным, так и негативным), бесконечно многими наблюдениями, создала условия для становления педагогики как самостоятельной отрасли знаний. Английский философ Ф. Бэкон (1561-1626) опубликовал в 1623 г. трактат «О достоинстве и приумножении наук». В нем он впервые включил педагогику в свою классификацию наук. А возникновение педагогики как науки связывают с именем великого чешского педагога Я. А. Коменского (1592-1670), потому что он один из первых мыслителей стал доказывать наличие универсальных законов и закономерностей развития человека от рождения до конца жизни. За основу этих законов он взял всеобщие законы природы — идею природосообразности. Правда, Я, А. Коменский эту отрасль знаний о воспитании и образовании назвал дидактикой. Название же» педагогика» закрепляется позднее.

Немецкие ученые (но не только они) основоположником педагогики как науки считают И. Ф. Гербарта (1776—1841). Ему принадлежит попытка разработать педагогику как теорию, фундаментом которой стали бы философия, психология и этика. А термин «педагогика» для обозначения теории воспитания закрепляется в конце XVIII — начале XIX века. В конце XVIII и первой половине XIX в. плеяда выдающихся немецких философов разрабатывала также и проблемы воспитания. Так, в книге «Иммануил Кант о педагогике», подготовленной его учеником Ф. Т. Ринком (F. Th. Rink, «Immanuel Kant iiber Padagogik», 1803), термин «педагогика» уже использован в теоретическом значении. Г. Гегель (1770-1831) в «Энциклопедии философских наук» (1817 г.) говорит: «Педагогика есть искусство делать человека нравственным …», -— здесь термин «педагогика» также отнесен к теории воспитания. И. Ф. Гербарт в 1806 г. издает книгу «Общая педагогика, выведенная из целей воспитания», где термин «педагогика» также использован в теоретических рассуждениях о воспитании и образовании. Еще один исторический факт. М. -А. Жюльен Парижский (1775-1848) в 1817 г. опубликовал брошюру «Очерк и предварительные заметки к исследованию по сравнительной педагогике», в которой «педагогика» фигурирует как научный термин.

Все эти факты подтверждают, что «педагогика» как понятие науки о воспитании и образовании входит в обиход на рубеже XVIII и XIX столетий. В начале XIX в. педагогика окончательно отделилась от религии и философии и стала самостоятельной. Постепенно возникли новые ее отрасли и со временем сложилась целая система педагогических наук.

Система педагогических наук

 

В систему педагогических наук входят:

1. Общая педагогика изучает основные законы и закономерности образования, воспитания и обучения человека, развития и формирования личности в самом широком диапазоне. Она аккумулирует данные других отраслей педагогики и в свою очередь является ядром и базой теоретических данных для всех них

2. История педагогики. История педагогики изучает развитие воспитания, обучения, школы и педагогической мусли в разные исторические периоды у различных народов и стран с древнейших времен и до наших дней. Она подразделяется на историю зарубежной и отечественной педагогики. Как и общая педагогика, история педагогики охватывает всю систему педагогических наук, поскольку каждьЧй вид педагогики имеет свою особенную историю возникновения, развития и становления в самостоятельную науку.

3. Сравнительная педагогика. Сравнительная (компаративная) педагогика — относительно молодая отрасль научно-педагогических знаний. Ее объект — состояние и основные тенденции развития образования в различных странах современного мира, которые она анализирует в сопоставительном плане. Она изучает международный педагогический опыт для того, чтобы взаимообогатить национальные педагогические культуры.

4. Возрастная педагогика. Возрастная педагогика включает педагогику преддошкольную и школьную, педагогику школы, вузовскую педагогику (или педагогику высшей школы), педагогику взрослых. Она изучает особенности воспитания человека в зависимости от его возрастного периода развития: преддошкольного и дошкольного детства, школьного возраста, студенческого периода. Есть специальная отрасль педагогической науки — андрогогика (от греч. andros — взрослый человек и agoge — руководство, воспитание). Андрогогика разрабатывает проблемы воспитания взрослых людей от 18-20 лет до старости в процессе повышения квалификации, непрерывного образования, курсовой подготовки и переподготовки специалистов. В последнее время появилась геронтология (от греч. geron — старик и логия — учение). Этот раздел медико-биологической науки, изучающий явления старения организма, дополняется исследованием особенностей воспитания старых людей, т.е. тоже превращается в науку

5. Специальная педагогика. Специальная педагогика разрабатывает теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования людей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Специальная педагогика имеет и другие названия: дефектология, коррекционная педагогика. В ее состав входят следующие разделы:

1) сурдопедагогика (изучает теоретические и практические основы воспитания и образования глухонемых и глухих детей и взрослых. Состоит из ряда научных дисциплин: теории сурдопедагогики, истории сурдопедагогики, методики обучения произношению и чтению с губ, с лица, акупедии и т. д.);

2) тифлопедагогика (изучает теоретические и практические основы воспитания и образования слепых и слабовидящих людей. В ее задачи входят: разработка всестороннего развития слепых и слабовидящих детей, преодоления у них полной или частичной утраты зрения, вооружение общеобразовательными знаниями, умениями и навыками, подготовка к участию в общественной жизни и практической трудовой деятельности);

3) олигофренопедагогика (разрабатывает закономерности воспитания и образования умственно отсталых людей. Ее содержанием являются: учение о сущности умственной отсталости у детей, о путях и средствах педагогического и психологического изучения особенностей аномального ребенка; теория обучения умственно отсталого ребенка; научное обоснование содержания обучения умственно отсталых детей во вспомогательной школе и т. д.);

4) логопедия (изучает вопросы воспитания и образования людей с расстройствами речи, исследует проявления и природу недостатков речи, причины и механизмы отклонений в развитии речи, разрабатывает принципы и методы их преодоления).

6. Профессиональная педагогика изучает закономерности, разрабатывает теоретическое обоснование, содержание и технологии обучения и воспитания человека, ориентированного на конкретно профессиональную сферу действительности.

В зависимости от профессиональной области различают военную, инженерную, производственную, медицинскую и др. педагогику.

Например, производственная педагогика изучает закономерности обучения работающих, переориентации их на новые средства и технологии производства, повышения их квалификации, переподготовки на новые профессии.

7. Социальная педагогика изучает закономерности и механизмы становления и развития личности в процессе получения образования и воспитания в различных социальных институтах, а также социально ориентированную деятельность ь образовательных, научных, культурных и других учреждений, учреждений и социальных служб, способствующих формированию социальной активности детей и молодежи в процессе решения общественных, политических, экономических и других проблем общества.

 

Научно-теоретическую структуру социальной педагогики образуют:

- агогика (проблемы предупреждения отклонений в поведении детей и подростков);

- герогика (социально-педагогические проблемы пожилых людей);

- андрагогика (образование и воспитание человека в течение всей его жизни);

- виктимология (проблемы категории людей, ставших жертвами неблагоприятных условий социальной организации и насилия)

8. Сравнительная (компаративная) педагогика — относительно молодая отрасль научно-педагогических знаний. Ее объект — состояние и основные тенденции развития образования в различных странах современного мира, которые она анализирует в сопоставительном плане. Она изучает международный педагогический опыт для того, чтобы взаимообогатить национальные педагогические культуры.

9. Лечебная педагогика разрабатывает систему образовательно-воспитательной деятельности педагогов с недомогающими и больными школьниками. Возникает интегрированная медико-педагогическая наука, направленная на разработку теоретического и содержательно-методического обеспечения лечения и обучения учащихся в щадящем режиме.

10. Этнопедагогика как самостоятельная наука выделилась в середине 70-х годов, т.е. насчитывает еще только четверть века. Она сформировалась на эмпирической фактологической базе народной педагогики как ее теоретическое осмысление. Она анализирует идеалы, традиции, обычаи, ритуалы воспитания, сложившиеся у разных народов, оценивает их роль в современной воспитательной практике.

11. Информационная педагогика занимается исследованием информационных процессов в системе воспитания, обучения и управления образованием. Это — молодая, активно развивающаяся, перспективная отрасль педагогики.

Методики преподавания различных дисциплин содержат специфические частные закономерности обучения конкретным дисциплинам (языку, физике, математике, химии, истории и др.), накапливают технологический инструментарий, позволяющий оптимальными методами и средствами усваивать содержание той или иной дисциплины, овладевать опытом предметной деятельности, оценочными отношениями.

Все разновидности педагогики имеют свой предмет исследования и в то же время составляют взаимосвязанную систему, дополняют друг друга и постоянно развиваются.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...