Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Рабочая программа дисциплины Введение в языкознание
Направление подготовки 032700 Филология
Профиль подготовки Отечественная филология Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
Форма обучения очная
Саратов, Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Введение в языкознание» являются приобретение базовых знаний, необходимых для дальнейшего изучения других лингвистических курсов, ознакомление с важнейшими разделами и проблемами науки о языке. Студенты должны овладеть системой основных лингвистических понятий современного языкознания; освоить лингвистическую терминологию; научиться, используя систему научных понятий и терминов, анализировать языковые явления с помощью существующих приемов и методов. Теоретические знания и практические навыки, полученные в результате освоения дисциплины, могут применяться выпускниками в научно-исследовательской, педагогической, прикладной и проектной деятельности.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б.2. Общепрофессиональный цикл. Базовая часть» ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 032700– «Филология». Это пропедевтический курс, призванный подготовить студентов к изучению других лингвистических дисциплин. Курс дает начальные, базовые знания о языке (язык как система, соотношение языка и речи, языка и мышления, отношение языка и общества, происхождение языка, историческое развитие языков, основные принципы классификации языков), об основных разделах языкознания, знакомит студентов с важнейшими проблемами науки о языке, с лингвистической терминологией, основными методами и приемами лингвистического исследования. Это определяет значимость курса для освоения дисциплин как историко-лингвистического цикла, к которым относятся дисциплины «Введение в славянскую филологию", Старославянский язык", "Русская диалектология" «История русского языка», так и общетеоретического цикла - «Общее языкознание», «Социолингвистика». Компетенции, необходимые для освоения курса, формируются при изучении школьного курса русского языка.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины формируются: · ОК-1 (владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения), · ПК-8 (владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований), · часть ПК-1 (способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории языка), · часть ПК-2 (владение базовыми навыками сбора и анализа языковых фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий). В результате освоения дисциплины обучающийся должен: · Знать: основные лингвистические понятия, специфику языка как знаковой системы, основные единицы языка и правила их функционирования, наиболее важные концепции и проблемы языкознания, как на современном этапе, так и в историческом аспекте. · Уметь: применять полученные теоретические знания к анализу языковых фактов, ориентироваться в основных этапах истории науки о языке и проблемах современного языкознания в собственной профессиональной деятельности; проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик лингвистического анализа языковых явлений, формулировать аргументированные умозаключения и выводы, участвовать в научных дискуссиях;
· Владеть: базовыми навыками сбора и анализа языковых фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий, основными методами и приемами различных типов коммуникации на русском языке. 4. Структура и содержание дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц - 252 часа.
Образовательные технологии Отдельные лекционные занятия по «Введению в языкознание» проводятся с использованием электронных презентаций. На практических занятиях применяются разные виды тестирования, мини-зачеты по отдельным темам курса, терминологический диктант, проводятся собеседования, дискуссии, конференции (с чтением и обсуждением докладов студентов по заранее поставленной проблеме) по разделам курса. Для внеаудиторной работы предлагаются задания, ориентированные на использование Интернет-ресурсов, самостоятельный сбор и обработку языкового материала с использованием традиционных методов и современных информационных технологий.
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Используются следующие виды самостоятельной работы студентов: Выполнение домашних заданий: решение лингвистических задач и упражнений с последующей их проверкой на практическом занятии. Чтение учебной и научной литературы, рекомендованной преподавателем, с последующим проведением индивидуальных отчетов и коллоквиумов. Написание рефератов, докладов по разделам курса и их обсуждение на практических занятиях (н-р: «Сопоставительный анализ звуковых систем разных языков (на материале 2-х конкретных языков), «Происхождение письма», «Ученые – создатели теории фонем», «Литературный язык и территориальные диалекты» и др.). Отчет о выполненной работе представляется в виде устных сообщений (с электронной презентацией) на практических занятиях, а также в виде развернутой письменной работы. Результаты выполненной работы обсуждаются на занятиях.
Создание, проведение электронных презентаций иллюстративного материала по изучаемым проблемам языкознания.
Для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации используются задания следующего типа:
1. Задания для письменной контрольной работы: а) Опишите работу голосовых связок, небной занавески, языка при произношении след. звуков: В.1. рус. [з], [ш]; англ. [k], [m]; нем. [f], [b]; В. 2. рус. [н], [л]; англ. [s], [r]; нем. [t], [g]; В. 3. рус. [к], [j]; англ. [p], [h]; нем. [l], [ŋ].
б) Определите звуки, которые образуются с помощью след. артикуляций: В.1. Рус. яз.: а) голосовые связки дрожат; небная занавеска опущена; губы сомкнуты. б) голосовые связки не дрожат; небная занавеска поднята; нижняя губа сближается с верхними зубами; Англ. яз.: а) голосовые связки дрожат; небная занавеска поднята; язык распластан и не напряжен; кончик языка неплотно прижат к краю передних верхних зубов; воздух проходит через плоскую щель; б) голосовые связки дрожат; небная занавеска поднята; кончик языка поднят и прижат к верхним альвеолам; губы участия в образовании звука не принимают; В. 2. Рус. яз.: в) голосовые связки дрожат; небная занавеска поднята; задняя часть языка смыкается с задней частью неба; г) голосовые связки дрожат; небная занавеска поднята; язык отодвинут назад, и его задняя часть высоко поднимается к мягкому небу; губы вытянуты в трубочку; воздух свободно проходит через полость глотки и рта; Англ. яз.: в) голосовые связки дрожат; небная занавеска поднята; язык отодвинут назад, лежит максимально плоско; кончик языка не касается нижних зубов; губы не принимают участия в образовании звука; воздух свободно проходит через полость глотки и рта. г) голосовые связки дрожат; небная занавеска опущена; кончик языка поднят и прижат к верхним альвеолам; губы участия в образовании звука не принимают;
в) Выпишите из текста согласные и распределите их на группы по месту образования: В.1. Береза, вся обсеянная зелеными клейкими листьями, не шевелилась. В.2. Из-под прошлогодних листьев, поднимая их, вылезала, зеленея, первая трава и лиловые цветы. В. 3. В одну ночь, светлую, теплую, ветреную, взорвало лед на реке.
г) В приведенном тексте выделите все случаи комбинаторных и позиционных изменений согласных:
В. 1. Плюшкин надел очки и стал рыться в бумагах. Развязывая всякие связки, он попотчевал своего гостя такою пылью, что тот чихнул. В. 2. Наконец вытащил бумажку, всю исписанную кругом. Крестьянские имена усыпали ее тесно, как мошки. В. 3. И вскоре наш друг, с трудом сдерживая рыдания, облачается в этот музейный наряд. И в таком нелепом виде он выходит из бани, мало чего понимая. В. 4. Кучер долго не хотел отъезжать от дома, требуя, чтоб ему в крайнем случае подписали какую-то путевку. Без чего он никуда не поедет. д) Выполните фонетическую и фонематическую транскрипцию след. слов: В. 1. привязь, описка, манеж, В. 2. метраж, сгоряча, крапива, В. 3. расписать, подстежка, намертво, В. 4. смелость, опахало, насмешливо.
г) Произведите морфемный и словообразовательный анализ след. слов: В. 1. допуск, написание, В.2. водопроводчик, бездарь, В. 3. бракодел, служащий, В. 4. обжаривание, недружеский.
е) Определите грамматические значения и способы их выражения в приведенных примерах: В. 1. спрашивал, о матери, старейший, В. 2. приехал бы, старее, к дому, В. 3. сменяет, пригородного, братом, В. 4. пострадавший, буду говорить, в печь.
2. Ответьте на вопросы теста: 1. признаки – шумный, звонкий, твердый, переднеязычный – соответствуют сл. группе согласных: а) т, с; n, z (англ.), б) d (англ.), ж, з, г) g, l (англ.), б, ц, д) н, ж, з; w (англ.). 2. качественная редукция наблюдается во всех словах ряда: а) дымить, коза, петух, б) дожди, салат, леса, в) круги, пятак, село. 3. твердость как дифференциальный признак представлена в сл. группе фонем: а) н, р, б, с, б) ц, м, л, з, в) г, в, ш, ж. 4. звук [с] является аллофоном фонемы /с/ во всех словах ряда: а) слух, сом, нос, б) скиф, сани, смех, в) слон, судак, сила. 5. к комбинаторным изменениям звуков относятся: а) ассимиляция, редукция, диэреза, б) лабиализация, назализация, ассимиляция, в) метатеза, оглушение, аккомодация. 6. аффиксы с деривационным значением присутствуют во всех словах ряда: а) водный, слеза, исток, б) приезд, подоконник, хорошо, в) идти, барабан, края. 7. морфемная структура слова не включает в себя флексию в одном из слов ряда: а) вылет, строится, весна, б) морозный, строго, надпись, в) найдутся, молоко, участие. 8. грам. значение сов. вида выражено способом префиксации в сл. группе слов: а) собрать, спеть, б) пролететь, выучить, в) насыпать, положить. 9. слово образовано суффиксальным способом в сл. ряду: а) прибрежный, нехорошо, б) увлеченно, приволье, в) отломать, загородный. 10. в основе генеалогической классификации языков лежит: а) функциональное тождество языков; б) тождество материальных элементов; в) структурное тождество. 11. для языков флективного типа характерно: а) четкая граница между морфемами, б) способность морфемы выражать несколько значений, в) большая роль интонации. 12. русский язык относится к группе: а) восточнославянских языков, б) романских языков, в) южнославянских языков.
3. Письменно ответьте на вопрос:
В.1. Какие звуки называются гласными? В чем специфика их артикуляции? В. 2. Что такое монофтонг? Чем монофтонг отличается от дифтонга? от дифтонгоида? В. 3. Какие звуки называются согласными? В чем специфика их артикуляции? В. 4. Каковы основные различия в артикуляции гласных и согласных? В.5. Какие артикуляционные признаки положены в основу классификации гласных? В. 6. Что понимается под системой кардинальных гласных? В. 7. Какие артикуляционные признаки положены в основу классификации согласных? В. 8. Какие типы согласных выделяются в русском и других известных вам языках? В. 9. Что собой представляют универсальные фонетические классификации?
4. Подготовьте ответы на вопросы по теме «Язык и речь». 1. Различение в лингвистике понятий «язык» и «речь». 2. Признаки, характеризующие язык и речь как разные стороны единого явления объективной действительности (социальное и индивидуальное, закономерное и случайное и т.д.). 3. Признаки, характеризующие только речь (физические свойства, нормативность, точность и т.д.). 4.Единство и противоположность единиц языка и речи. Инвариантность и вариантность в их отношении к языку и речи. 5. Парадигматика и синтагматика в их отношении к языку и речи. 6. Внешняя (устная, письменная) и внутренняя речь. 7. Функции языка и речи.
5. Темы рефератов по разделу «Классификация языков мира» 1. Многообразие языков мира. Проблема классификации языков. 2. Живые и мертвые языки. 3. Языки народов России. 4. Языки народов стран ближнего Зарубежья. 5. Лингвистическая типология. Краткая история типологических исследований. 6. Историческая изменчивость типологических свойств языка. 7. Ареальная классификация языков. 8. Гипотеза языкового моногенеза как развитие представлений о родстве языков. 9. Лингвистическая карта России.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|