Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика древнеегипетской культуры.

Опрос по домашнему заданию.

Гл. 1 стр. 18 вопросы 1-4

Изучение нового материала.

Презентация "Архитектура страны фараонов"

Общая характеристика древнеегипетской культуры.

С незапамятных времен древнеегипетская цивилизация привлекала внимание человечества. Древний Египет как никакая другая цивилизация создаёт впечатление вечности и редкой целостности. Географическое положение страны – узкая плодородная долина могучей африканской реки Нила, теснимая с запада и востока песками пустынь, - ограничивало мир древних египтян. Их цивилизация тысячелетиями существовала по своим законам, редко подвергаясь внешним вторжениям, которые выпали на долю других стран и народов Древнего мира.

Природа Египта – просторы неба и земли, огненный диск солнца, огромная, медленно текущая река, горы с плоскими вершинами, пальмовые рощи, заросли папируса и цветы лотоса - дарила искусству мотивы и формы, служила источником вдохновения.

Существование Египта зависело от разливов Нила, приносивших на поля плодородный ил: если они запаздывали, стране грозил неурожай и голод. А потому неудивительно, что египтяне внимательно следили за разливами рек. Их наблюдения легли в основу древнеегипетского календаря. Чтобы земля давала высокие урожаи, её нужно было орошать, и это повлияло на развитие строительного искусства и точных наук. В глубокой древности в Египте были изобретены папирус (материалом для него служил упругий лист, склеенный из полосок нарезанной тонкими слоями сердцевины нильского тростника, тоже называемого папирусом), иероглифы (священное письмо) и, собственно, книги (имеющих форму свитка). Египет – это родина исторической повести, сказки, басни, любовной лирики.

Велики достижения египтян в области математики и астрономии: они определили площадь круга и поверхности полушария, вычислили объём усеченной пирамиды, составили солнечный календарь и знаки зодиака, разделили сутки на двадцать четыре часа.

Доклад ученика: “Папирус”

Создателем письменности древние египтяне считали бога Тота. Как бог Луны, Тот являлся наместником Ра; как бог времени – разделил время на дни и месяцы, вёл летосчисление и писал летописи; как бог мудрости - создал письменность и счет, которым учил людей. Он автор священных книг, покровитель учёных, писцов, архивов, библиотек. Тота обычно изображали в виде человека с головой ибиса.

Основу древнеегипетской письменности составляли иероглифы (от греческого “хиерос” – “священный” и “глифе” – “вырезанное”) – рисунки значки, каждый из которых соответствовал слову или понятию. Иероглифические надписи включали и росписи, и рельефы. Однако главный писчий материал изготовляли из папируса – тропического водного растения, похожего на тростник. Из срезанных стеблей папируса выделяли сердцевину, расчленяли её на тонкие длинные полосы, выкладывали их в два слоя - вдоль и поперек, смачивали нильской водой, выравнивали, уплотняли ударами деревянного молотка и лощили инструментом из слоновой кости. Полученный лист при складывании не мялся на сгибах и в развёрнутом виде вновь становился гладким. Листы соединяли в свитки длинной до сорока метров. На них писали справа налево тонкой тростниковой палочкой. Красной краской начинали новый абзац (отсюда и произошло выражение “красная строка”), а весь остальной текст был чёрного цвета.

В эпоху Нового царства на свитках появились цветные рисунки, как, например, в “Книге мёртвых”. Художник изобразил рай загробной жизни Иару – это плодородные поля; по полноводным каналам там плавают лодки; на берегах высятся финиковые и кокосовые пальмы; а злаки вырастают выше человеческого роста.

Расшифровать древнеегипетскую письменность, долгое время хранившую свои тайны, удалось в 1822 г. французскому египтологу Жану Франсуа Шампольону (1790-1832). Помогла ему в этом надпись на Розеттском камне (названном так по месту находки близ города Розетта в дельте Нила), сделанного около 186 г. до н. э. египетским царём Птолемеем V на трёх языках, в том числе и на греческом.

Всю историю Египта можно разделить на два периода: доисторический (додинастический) и исторический. Есть еще более подробное деление: 1) додинастический период (IV тыс. до н.э.);
2) Древнее царство (XXXII-XXIV вв. до н.э.);
3) Среднее царство (XXI–начало XIX вв. до н.э.);
4) Новое царство (XVI-XII вв. до н.э.);
5) Позднее время (XI в. до н.э. – 332 г. до н.э.).

Сообщения учеников:

Доисторический период начинается в V или VI тысячелетии до н. э. Население тогда жило так же, как и сейчас, по берегам Нила. Уже в IV тысячелетии до н. э. египтяне сооружали каналы, с помощью которых в период разлива (июнь – сентябрь) доставляли нильскую воду, содержащую плодородный ил, на ближайшие поля. Отметки о состоянии воды в разные периоды дали, вероятно, первый толчок к возникновению письма; строительство каналов положило начало геометрии. Археологические находки начала IV тысячелетия до н. э. говорят об использовании металлов, главным образом меди, значительном развитии ремёсел и торговли, в том числе со странами Передней Азии, и на удивление высоком уровне мастерства обработки металла. Захоронения этого периода дают материал, говорящий о формировании религиозны представлений и о процессе имущественного расслоения. Согласно Манефону, история Египта началась объединением Верхнего и Нижнего Египта царём Меной (Менесом).

Период Древнего царства, существовавшего в 2700 – 2270 года до н. э., включает с III по VI династии “строителей пирамид”. Первым царём Древнего царства и одновременно первым строителем пирамиды был Джосер. Его пирамида в Саккара – древнейшее монументальное сооружение из камня. Второй была незаконченная пирамида его сына Сехемхета. Самые большие пирамиды возвели цари IV династии: Снофру, Хуфу, Хафра, Менкаура. Эти пирамиды принято называть греческими именами построивших их царей: пирамиды Снофру, Хеопса, Хефрена, Микерина. В период правления преемника Хефрена вспыхнуло одно из первых зафиксированных в истории восстаний народных масс; его причиной был невыносимый гнёт, который испытывал египетский народ, работавший до изнурения на строительстве пирамид. За время правления царей Древнего царства Египет превратился в централизованное рабовладельческое государство, главной опорой которого были мощная армия, чиновничий аппарат и жрецы; экономическую основу составляло сельское хозяйство с развитой оросительной системой. Богатство правителей увеличивалось с помощью грабительских войн. Вместе с тем пятисотлетний период Древнего царства был временем расцвета культуры; иероглифическое письмо достигло последней ступени своего развития, и наряду со строительством пирамид широко развилось изобразительное искусство – скульптура и росписи гробниц.

Первое междуцарствие (2270 – 2070 гг. до н. э.) характеризуется ослаблением центральной власти и постепенным распадом Египта на номы. Раздробленное государство не имело сил для организации захватнических войн, необходимых для приобретения нужных в экономике рабов; оросительная система приходила в запустение. Египет шёл к упадку. В стране царил хаос, и на разичных тронах в номах сменяется более сорока ничем не примечательных властителей. Мало кому из правителей удалось сохранить порядок.

Среднее царство (2070 – 1790 гг. до н. э.) включает XI – XII династии. Египет превращается в “цветущий зелёный сад”, совершенствуется металлургия, высокого уровня достигает ювелирное искусство, снова начинают строиться пирамиды, но значительного меньшего размера и преимущественно не из камня, а из необожжённого кирпича с каменной облицовкой. К знаменитым постройкам того времени относится заупокойный храм – пирамида Ментухотепа в Дейр-эль-Бахри и пирамиды в Лиште, Дашуре, Иллахуне. Прекрасно построен и город Хотеп-Сенусерт в Фаюмском оазисе, возникшем благодаря проведению оросительных каналов в пустыне.

Второе междуцарствие (ок. 1790 – ок. 1580 гг. до н. э.) начинается большими народными восстаниями. Их движущей силой становится сельская беднота, а к ней присоединяются и средние слои городского населения. В это время в разрозненную страну проникают кочевые племена из Азии, и правители на троне Египта часто меняются. Во времена XV династии в Египет вторгаются гиксосы и полностью его подчиняют. Начинаются новые восстания, на этот раз против чужеземной власти. В конце концов одерживает победу фиванский правитель – фараон Яхмос I, он и становится основателем новой, XVIII династии.

Новое царство (ок. 1580 – ок. 1090 гг. до н. э.) включает XVIII – XX династии и является периодом наибольшего политического, культурного и экономического расцвета Древнего Египта. Фараоны Тутмос III и Аменхотеп II продолжали традиционную политику завоеваний и покорения чужих земель. При фараоне Аменхотепе IV была проведена коренная реформа религии: он заменил традиционное поклонение многим богам поклонением одному богу солнца – Атону и сам сменил имя на Эхнатон – Угодный Атону. Политической целью этой реформы было ослабление власти жрецов, укрепление сильного, централизованного государства. Эхнатон так и не увидел результатов своей реформы. При его малолетнем преемнике Тутанхамоне была восстановлена старая религия и разрушена столица Эхнатона Ахетатон (Горизонт Атона). Во времена Рамсеса II мощь египетского государства и власть фараонов достигают своей вершины. Свидетельством славы Рамсеса стали колоссальные храмы в Абу-Симбеле, Карнаке и Луксоре… Огромное строительство и беспрестанные войны истощили страну. После смерти Рамсеса в стране наступает хаос.

Позднее царство (примерно 1090 – 332 гг до н э) начинается XXI династией. Наиболее известен фараон Шешонк I, который завоевал Иерусалим и захватил храм царя Соломона. После его смерти положение в стране ухудшалось, и Египет попал под власть нубийцев, царь которых Шабака основал XXV династию. Это были правители, воспитанные на египетской культуре, они управляли согласно египетским традициям, и положение в стране улучшилось. Между тем на Востоке растёт могущество Персидского царства, стремящегося к “мировому господству”. У Египта уже нет сил для ответа персам. В 525 г. до н. э. персидский царь Камбиз вторгается в Египет и свергает с трона последнего властителя последней египетской династии – Псамметиха III. Почти 200 лет находился Египет под персидским владычеством. Временами он снова добивался определённой независимости, но уже не достигал былой славы и мощи.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...