Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Слухо-моторная координация

Кинестетический праксис

1.1 –1.2 Нарушение кинестетической основы движений
Феноменология нарушений   Не может найти нужный набор движений, перебирает пальцы, помогает другой рукой. Движения диффузны, кроме нужных пальцев выставляет и другие.
Возможные причины   Нарушение кинестетической основы движений.
Рекомендации   Необходимо организовать игры с различными предметами: собирать мелкие предметы (пуговицы, зернышки риса, горошины, спички), вкладывать маленькие предметы в большие (матрешки), завязывать развязывать шнурки; застегивать, расстегивать пуговицы, молнии, кнопки; игры с веревочками - плести косички, завязывать узелочки типа макраме, продергивать через отверстия; складывать узоры из мозаики; лепить из пластилина; рвать бумагу на мелкие кусочки; резать ножницами; нанизывать бусинки. Для развития мелкой моторики нужно упражняться ежедневно. Это хорошо влияет не только на возможность управлять движением пальцев, но на развитие речи, произвольность поведения. Придумывайте сами, творите! При выполнении движения можете помогать ребенку своей рукой. Постепенно пассивное движение его пальцев с Вашей помощью сделают возможным и его самостоятельные движения.
Упражнения  
  1. Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца - «пальчики здороваются». Те же движения пальцев выполняются левой рукой, затем двумя руками одновременно.
  2. Выпрямить указательный палец правой руки и вращать им - «оса». То же левой рукой, обеими руками - «осы».
  3. Указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу. Те же выполняется левой рукой. Устраивают перегонки.
  4. Пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной, совершать движения вверх-вниз (птички летят, машут крыльями)
  5. Поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого пальца. То же, только сгибая пальцы, начиная с мизинца.
  6. Выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки.
  7. Все пальцы, кроме большого, соединить вместе, большой палец вытянут вверх.
  8. Согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие (бочонок с водой).
  9. Левая рука в том же положении, указательный палец правой руки вставить в отверстие сверху (птичка пьет водичку).
  10. Пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу (миска, гнездо).
  11. Обе руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, но большие пальцы опустить внутрь (птичье гнездо с яйцами).
  12. Держа пальцы вверх, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх или вытянуть - горизонтально внутрь (ворота, дверь).
  13. Соединить под углом кончики пальцев правой и левой рук (крыша, башня, дом).
  14. Руки в том же положении, только указательные пальцы расположить в горизонтальном положении перед «крышей» (магазин).
  15. Пальцы в том же положении, только большие пальцы находятся по обеим сторонам «прилавка» (его изображают указательные пальцы, расположенные горизонтально) и «разговаривают» друг с другом, как продавец и покупатель.
  16. Поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук (мост, дорога, дон).
  17. Руки в вертикальном положении, прижать ладони обеих рук друг к другу, затем слегка раздвинуть их, округлив пальцы (чаша, цветок).
  18. Прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз (корни растения).
  19. Вытянуть указательный палец правой руки, остальные пальцы «бегут» по столу (бежит собака, бежит лошадь).
  20. Пальцы правой руки находятся в том же положении, что в предыдущем упражнении, расставит, указательный и средний пальцы левой руки (они изображают всадника); посадить «всадника» на «коня» - указательный палец правой руки.
  21. Положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их (улитка с усиками).
  22. Правая рука, как в предыдущем упражнении, левую руку положить сверху (раковина улитки)
  23. Средний и безымянный пальцы правой руки прижать большим пальцем к ладони, указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять руку вверх (кошка).
Игры   Потешка «Прогулка» Раз - два - три - четыре - пять, пошли пальчики гулять. А вторые догонять, третьи пальчики - бегом. А четвертые - пешком, пятый пальчик поскакал, И в конце пути упал. Мозаика, пазлы.
1.3 – 1.4 Нарушение зрительно-пространственной организации движений
Феноменология нарушений   Неправильно располагает руки в пространстве, воспроизводит позы зеркально (вместо II и III пальцев показывает IV и V). Воспроизводит позу только правого (указательного) пальца, левый (указательный) палец - игнорирует.
Возможные причины   Нарушение зрительно-пространственной организации движении. Односторонняя пространственная агнозия
Рекомендации   Формирование пространственного мышления у ребенка должно происходить на базе его реального ориентирования в пространстве. У ребенка, движения которого значительно ограничены, оно формируется позднее. Левшество у детей с правосторонним гемипарезом усугубляет сложность формирования пространственной ориентации. Бороться с этим можно только многочисленными тренировками. На первом этапе нужно научить ребенка ориентироваться в собственном теле и осваивать такие понятия как «слева» (от меня) и «справа», «сверху», «снизу», «впереди», «сзади».  
Упражнения   Взрослый и ребенок садятся рядом. Взрослый просит ребенка повторять за ним движения, при этом все действия проговариваются вслух: • правой рукой касается своей левой руки; • левой рукой касается своей правой руки; • правую руку кладет на левое плечо и наоборот; • правую руку кладет на левое колено, левую руку - на правое плечо, правую руку на правое плечо, левую руку на левое плечо; • правую руку кладет на левое колено, левую руку на правое колено, правую руку на правое колено, левую руку на левое колено; • правой рукой достает левое ухо, левой рукой правое ухо, левой рукой левое ухо, правой рукой правое ухо • затем эти же упражнения выполняются, когда взрослый и ребенок сидят друг против друга (лицом к лицу).
Игры   Игра «Зеркало». Взрослый говорит: «То, что я делаю левой рукой, ты повторяй левой рукой». Ориентирование в картинках и при выкладывании фигурок: положи мячик слева от дерева, а солнце над деревом. Конструирование из геометрических фигур. Ориентирование по картам-схемам. Путешествие по лабиринту.
1.5 – 1.6 Инертность движений
Феноменология нарушении   С трудом переключается на новую позу, повторяет одно из предыдущих движении. Не может воспроизвести заданную позу.
Возможные причины   Инертность движений.
Рекомендации   Необходимы упражнения и игры, требующие быстрого переключения с одной позы на другую. У детей старшего возраста необходимо развивать те движения рук, на основе которых затем формируются навыки самообслуживания, рисования, письма. Важны игры на скорость реакции, смену движении или остановку по сигналу. Развитие целенаправленных движений рук можно начать с обучения простейшим играм: «Ладушки», «Сорока-белобока», «Колечки», «Щелчки». Эти игры предполагают выполнение определенных действии: погрозить пальцем, указать пальцем предмет, направление, подозвать пальцем к себе, помахать рукой - «до свидания», погладить рукой по голове, постучать по столу одним пальнем, но очереди - несколькими пальцами или несколькими полусогнутыми пальцами - «пианино», «дождь идет». Можно использовать имитационные движения «петушок машет крыльями», «у мельницы крутятся крылья», «дровосек колет дрова» и др.
Упражнения  
  1. Согнуть обе руки в кулаки, большие пальцы вытянуты вверх, приблизить их (двое разговаривают).
  2. Правую руку согнуть в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку (стол).
  3. Правую руку согнуть в кулак, а левую прислонить к ней вертикально (стул», кресло).
Игры   Один из игроков легонько постукивает указательным пальцем по ладошке другого игрока. Bторой игрок должен внезапно сжать ладонь, стараясь поймать пальчик первого. Первому игроку необходимо успеть отдернуть руку. Задача усложняется, если в игре используются другие пальчики.
1.7 – 1.8, 1.9 Нарушение кинестетической основы движений
Феноменология нарушении   Не может воспроизвести позу, заданною на другой руке. Справа-налево, слева-направо. Билатеральные нарушения переноса поз с одной руки на другую.
Возможные причины   Нарушение кинестетической основы движении. Нарушение межполушарного взаимодействия.
  Рекомендации   По мере развития мелкой моторики кистей рук, расширения двигательной и познавательной активности, возрастания мотивации к выполнению задании и упражнении целесообразно объединять упражнения в игровые комплексы по развитию крупной и мелкой моторики вместе, разыгрывая сюжетные ситуации для ребенка. Можно использовать игры-драматизации для ребенка, создавая свои домашний театр. Занятия должны проводиться непрерывно в течение многих месяцев и лет до достижения максимальной компенсации нарушения и социальной адаптации, когда ребенок перестает зависеть от взрослых и сможет активно включиться в жизнь.
Упражнения   Упражнения первого комплекса. «Веер» - Ладони на столе. На счет один-два пальцы врозь-вместе. Ладошка-кулак-ребро (на счет один-два-три). «Колечки» - Соединять поочередно с большим пальцем каждый пальчик. «Человечек» - Указательный и средний пальцы то правой, то левой руки бегают но столу.
    Упражнения второго комплекса. «Козлята» - То же упражнение, но выполняется одновременно двумя руками. «Очки» - Образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединяя их у глаз. «Деревья» - Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы. «Лилия» - Руки в вертикальном положении, прижать ладони обеих рук друг к другу. Затем слегка раздвинуть их, округлив пальцы. Упражнения третьего комплекса. «Флажок». - Большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе. «Гнездо» - Соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты. «Птичка» - Соединить большой, указательный и средний пальцы и постучать по столу. «Рыбка» - Соединить ладошки ровно и покачать ладошками вправо и лево. Упражнения четвертого комплекса. «Пчела» - Указательным пальцем правой руки, затем левой руки вращать вокруг. «Пчелы»- То же упражнение выполняется двумя руками. «Лодочка» - Концы пальцев направить вперед, прижимая ладошки друг к другу, слегка приоткрывая их. «Солнечные лучи» - Скрестить пальцы обеих рук, поднять руки вверх, растопырить пальцы. «Черепаха» - Большой палец с кулаке, выставить - спрятать. Упражнения пятого комплекса. «Замок» - На счет один - ладони вместе, на счет два - пальцы соединяются в замок. «Паук» - Пальцы согнуты, медленно передвигаются по столу. «Лиса и заяц» - Лиса крадется - все пальцы медленно шагают по столу, зайчик бежит - пальцы бегут столу. «Бабочка» - Ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе (бабочка машет крыльями). Счет до четырех - Большой палец соединяется поочередно с остальными. Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия: Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма. 1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и д.т. (в прямом и обратном порядке). В начале упражнения выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. 2. Кулак – ребро - ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. 3. Зеркальное рисование. Рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. 4. Ухо – нос. Левой рукой надо взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Далее одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот». 5. Змейка. Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Ребенок должен двигать пальцем, на который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. 6. Горизонтальная восьмерка. Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставить вытянутыми указательный и средний. Рисовать в воздухе этими пальцами знак бесконечности как можно большего размера. Когда рука из центра этого знака пойдет вверх, ребенок начинает слежение немигающими глазами, устремленными на промежуток между окончаниями этих пальцев, не поворачивая головы. 7. Перекрестные движения. Выполнять перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в стороны, назад). Затем сделать то же левой рукой и правой ногой. 8. Горизонтальная восьмерка. Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе. 9. Симметричные рисунки. Нарисовать в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.). 10. Медвежьи покачивания. Качаться из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключить руки. Придумать сюжет. 11. Перекрестное марширование. Сделать 6 пар перекрестных движений, «маршируя» на месте и касаясь левой рукой правого бедра и наоборот. Повторить «маршировку», выполняя односторонние подъемы бедра-руки вверх. Затем снова повторить упражнение перекрестно. 12. Мельница. Выполнять так, чтобы рука и противоположная нога двигались одновременно, с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. При этом касайться рукой противоположного колена, «пересекая среднюю линию» тела. Время упражнения 1-2 мин. Дыхание произвольное.
Игры   Потешка Идут четыре брата навстречу старшему; «Здравствуй, Большак» - говорят. «Здорово Васька-указка, Мишка - середка, Гришка - сиротка, да крошка -Тимошка!» (Ладошка - пальчики раздвинуть, большой палец выдвинуть вперед. На вторую фразу - пальцы складываются и шепотку, а затем постепенно большой палец соединяется с указательным, средним и т.д.) Потешка Ну-ка, братцы, за работу! Покажи свою работу! Большому - дрова рубить, печи топить, А тебе воду носить, а тебе обед варить, А малышке песни петь да плясать, родных братьев забавлять. (Мама и дети обращаются к согнутой в кулачок руке, поочередно разгибают все пальцы). Потешка Сидит белка на тележке, передает она орешки, Лисичке - сестричке, воробью-синичке, Мишке толстопятому, заиньке усатому, (Ребенок загибает но очереди пальцы правой (левой) руки, начиная с большого пальца).

 

Пространственный праксис

2.1 Пространственный праксис
Феноменология нарушений   Не может воспроизвести пространственное расположение руки, путает левую и правую стороны.  
Возможные причины   Нарушения зрительно-пространственной организации движений.  
Рекомендации   Нарушения пространственного восприятия можно заметить у ребенка достаточно рано. Например, малыш никак не может научиться строить из кубиков (притом, что движения руками ребенок совершает свободно), собирать разрезные картинки и картинки из кубиков, путает понятия «вверху внизу», «справа - слева», неправильно употребляет предлоги «под», «над», «за». Однако чаще подобные нарушения начинают проявляться в дошкольном и младшем возрасте. Так рисуя какой-либо объект, ребенок неправильно располагает его в пространстве, не может правильно расположить относительно друг друга детали объекта, пишет буквы в зеркально отображении или «справа - налево», затруднялся в определении правой и левой сторон, с трудом приобретает навыки конструирования  
Упражнения   Конструирование из кубиков по образцу. Родитель или педагог строит из кубиков башни, дома, выкладывает дорожки и т.д., и просит ребенка сделать также. Если у ребенка это получается плохо, можно взять его руки в свои и действовать его руками. Ребенку старшего возраста следует предложить занятия с конструктором, складывание разрезных картинок. Вы можете взять любую предметную картинку и для начала разрезать, ее на две части, а затем попросить ребенка сложить эту картинку, постепенно усложняя задание - на 4, 8, 12 частей.  
Игры   Игра. Ребенку завязываем глаза. Он должен чувствовать себя комфортно, без страха упасть. Лучше это делать на мягком ковре. Он знает, что где-то рядом с ним кладут или держат игрушку или что-то вкусное. Ее местонахождение мама называет одним словом, например, «впереди», на ощупь ребенок должен ее найти. В первое время ему необходимо помогать, подавая голос от игрушки или наклоняя его корпус в сторону игрушки. Конструктор, доски-вкладыши (доска Сегена), кубики, аппликация, оригами (складывание фигурок из бумаги)  
2.2 Пространственный праксис
Феноменология нарушении Не может найти заданную часть лица или тела.  
Возможные причины Нарушение схемы тела.  
Рекомендации   Для развития представлений ребенка о схеме тела можно проводить следующие упражнения. Ребенка сажают перед зеркалом и просят показать части своего тела: «Покажи свою правую руку, левую ногу, левый глаз» и т.д., «Правой рукой коснись левой ноги, левого плеча» и т.д., потом просят все то же самое показать на кукле. Ориентирование по картам-схемам. Нарисуйте карту дороги, а отдельно к ней предложите маршрут, начерченный отдельно или объясненный на словах: «вперед», «потом направо», «потом вперед» и т.д. К 10 годам нужно начинать учить изображать пространство на плоскости. Для этого возьмите деревянный кубик, наклейте на разные его поверхности разноцветную бумагу. Нарисуйте остов кубика и по-разному выставляя деревянный кубик перед ребенком, раскрашивайте рисунок соответствующими цветами.  
Упражнения   На первом этапе перед маленьким ребенком сажают игрушку (куклу) и демонстрируют: где у куклы ручки, где ножки, на лице глазки, носик и т.д., все это еще раз повторяют, демонстрируя на самом ребенке. Потом попросите ребенка показать свои ручки и ножки. Затем куклу можно повернуть спиной, вниз головой, положить на бок и т.д. На втором этапе мама и ребенок меняются местами. Эта задача намного сложнее, т.к. ребенок должен понять, с какой стороны он держит игрушку по отношению не к себе, а к маме. Ориентирование в картинках и при раскладывании фигурок: положи мячик слева от дерева, а солнце над деревом.  
Игры   Игра «Угадай». Взрослый берет ребенка за руки и задает провокационный вопрос: «Я держу тебя за ножки?» и т.д. Ребенок должен ответить. Если ответ ошибочный введите игровой штраф и, наоборот, поощрение. Составление узоров из геометрических фигур. Составление фигур из разрозненных деталей. Примерные задания: «Человечек», «Лицо», «Лошадь», «Медвежонок», «Автомобиль». Игра в пазлы по составлению картинок. Игра «Что это?». Вы показываете ребенку контурное изображение каких-либо предметов или только какие-то детали от них, а ребенок должен узнать, что это за предметы.  
2.3 Пространственный праксис
Феноменология нарушении   Импульсивно, эхопраксично воспроизводит заданные пробы, не стремится к коррекции указанных ошибок.  
Возможные причины   Нарушение произвольной регуляции движении.  
Рекомендации   Произвольность - важная составляющая деятельности. Произвольность подразумевает: - понимание или наличие цели деятельности, например «надо сделать движение». - наличие программы действия (как сделать), - понимание значимых условий деятельности (поднять руку, чтобы достать), - возможность коррекции ошибок (контроль). Задания должны быть связаны определенными условиями, например, делать что-либо по образцу, этапность выполнения задания сравнение результата с образцом и коррекция ошибок. Для коррекции этих нарушений необходимо организовывать занятия с ребенком, когда основной установкой этих занятии является именно осознание неправильности движения и проговаривание траектории правильного движения. Конструирование по наглядному образцу, по рисунку, по словесному описанию и по замыслу (перед началом работы - описать особенности задуманной постройки).  
Упражнения   Покажите ребенку сюжетную картинку и попросите его назвать, что нарисовано в середине, что справа, что слева, вверху и т.д. Можно на лист бумаги наклеить несколько картинок в центре и по углам, попросить ребенка показать и назвать предмет, расположенный в правом верхнем углу, в левом нижнем углу, в середине и т.д. Ребенок рисует геометрические фигуры под диктовку взрослого: «Нарисуй треугольник в верхнем левом углу, справа от него квадрат, под ним круг и т.д. Обязательно для ребенка просто рисование. Гуляя с ребенком, уточняете, что находится впереди, в каком месте повернете направо, что находится слева и  
Игры   Игра в «Кривое зеркало»: то, что я делаю левой рукой, ты повторяй левой рукой и т.д. Игра «Загадочные фигуры». Игроки принимают различные позы, а ведущий должен отгадать, что постарались изобразить дети. И, наоборот, ведущий игрок задает «фигуры», которые следует изобразить игрокам. Игра «Расставь мебель» - просят ребенка расположить карточки с рисунками предметов мебели на схеме комнаты. Игра «Собери квадрат». Взрослый вырезает из картона несколько квадратов разных цветов и разрезает каждый квадрат на несколько частей. Задание для ребенка: 1- разложи части квадратов по цвету, 2 собери из кусочков квадратики. Настольные игры, связанные с передвижением фишек. Лепка.  

 

Динамический праксис

3.1 – 3.4 Динамический праксис
Феноменология нарушений   Не может плавно переходить от одного движения к другому; движения разорваны, изолированы друга от друга. С трудом переключается с одного движения на другое, персеверирует прежние движения.  
Возможные причины   Нарушение динамической организации движений. Инертность движении.  
Рекомендации   Вначале сами попробуйте четко, не торопясь, произнести скороговорку с одновременным движением рук, а затем проделайте это вместе с ребенком. Если у малыша не будет получаться, возьмите его ручки в свои и вместе выполните все движения от начала до конца. В процессе работы можно менять интонации, темп, ритм.  
Упражнения   Ладони поочередно ударяют о кран стола. Обе ладони лежат на столе. Затем, поочередно, одна - сжимается в кулак, другая – распрямляется. Обе ладони лежат на столе, одновременно с произнесением скороговорки правая рука скользит по столу и очерчивает круг, а левая скользит вниз. Кулак правой руки лежит на столе, на слово «ежата» - кулак распрямляется, пальцы поднять и распрямить в стороны. Ладонь левой руки лежат на столе, на слово «ужата» - пальцы растопырить на столе. Ладони - на себя, все пальцы кроме больших - переплетены, большие пальцы - это «уши медведя» выставлены наверх. На слова «на горке» - ладони от себя вверх - образуют «горку». Пальцы обеих ладоней переплетены и прижаты. С одновременным произнесением слов расправляем пальцы и вновь сжимаем в «замок». Ладони обеих рук поставлены на ребро. На каждое слово - ладони поочередно «шагают» вправо и влево, затем «ложатся» ладошками на стол.  
Игры   «Барабаны» Пара барабанов, Пара барабанов, Била бой. Идут бобры. В сыры боры. Водовоз вез воду из под водопровода. Проворонила ворона вороненка. Полпогреба репы, полпогреба гороха.  
3.5 Динамический праксис
Феноменология нарушении   Неправильно воспроизводит пространственное направление движении. Замена правой руки на левую. Ошибки пространственного расположения рук. Путание левой и правой стороны. Это связано с дефектами движения рук в пространстве.  
Возможные причины   Нарушение пространственной организации движении. Нарушение пространственного гнозиса.  
Рекомендации   Необходимо постепенно сформировать у ребенка пространственные представления «вверху-снизу», «справа-слева», «впереди-сзади», определить правильно ли понимает и употребляет ребенок предлоги «над», «под», «за», «в», «перед». Необходимы игры с целью развития правильных движении и их правильной ориентации в пространстве.  
Упражнения   Выполняйте упражнения вместе с ребенком так, чтобы ребенок видел Вас, и мог за Вами повторять. Если ребенок не может сам выполнять упражнения, возьмите его руки в свои и выполните его руками движения. Перед началом занятии необходимо показать ребенку и проговорить вслух направления движений. Примеры упражнений. 1. Взмахи двумя руками в сторону - горизонтально до уровня плеч, затем вниз к бедрам. Летели две птички, собой невелички, Как они летели, Все люди глядели. 2. Взмахи двумя руками одновременно на уровне пояса влево-вправо. Взмахи одной рукой, каждой по отдельности влево-вправо. Тишина стоит вокруг, Вышли косари на луг. Взмах косой туда-сюда. Делай «раз» и делай «два». 3. Руки подняты вверх, над головой и касаются кончиками пальцев (ракета), затем опускаются в стороны - на уровне плеч. Раз, два - стоит ракета. Три, четыре - самолет. Упражнения повторяется 3-4 раза.  
Игры   Необходимы книжки-раскраски, книжки с играми лабиринтами. Игра «Ладошки». Ребенок должен выполнять действия по команде взрослого, который управляет игрой и произносит «Ладошки над столом» - ребенок должен переместить свои ладошки, ладошки «за спиной», «ладошки под подбородком», «ладошки над головой». Если ребенок ошибается - штраф, если выполняет правильно - приз. Постепенно можно увеличивать темп игры. Игра «Кто в домике живет». Подготовьте, рисунок 2-3 этажного домика и картинки с изображением зверей. Попросите ребенка расселить зверей, при этом, проговаривая, например: «волк живет на втором этаже, над квартирой зайца». Просите ребенка описать, где живут звери. С целью развития пространственных представлении необходимы игры на формирование временных понятий. Время дня – утро, ночь, день, вечер, представления о днях недели и их последовательности, о временах года и их последовательности, о числе и последовательности месяцев в году. Игра «Строят рисунок из спичек».
3.6 Динамический праксис
Феноменология нарушения   Не может одновременно изменять положение обеих рук, движение каждой руки производит изолированно, уподобляет движения обеих рук  
Возможные причины Нарушение реципрокной организации движений  
Рекомендации   Кроме физических двигательных упражнении, необходимы упражнения на различные графические пробы – это детские прописи, где необходимо обвести контуры рисунков
Упражнения   Упражнения следую выполнять с «открытыми глазами», затем повторить их с «закрытыми глазами»
Игры   Игра «Кошечка» - ребенок должен изобразить движения - кошечка «царапает», «гладит» - вместе двумя руками, изолированно каждой рукой, проговаривания вслух, проговаривая «про себя», без проговаривания.
3.6 Динамический праксис
Феноменология нарушения При выполнении движении отстает одна рука  
Возможные причины   Дезавтоматизация  
Рекомендации   Необходимы игры, направленные на одновременные действия двумя руками Упражнения следует выполнять, сначала в медленном темпе, постепенно ускоряя темп. При этом контролируете совместно с ребенком правильность выполнения задании. Сначала ребенок может громко считать при выполнении упражнения, затем - тихо проговаривать счет, потом считать «про себя».
Упражнения  
Игры   Игра «Камень ножницы, бумага». «Камень» - рука сжата в кулак, «ножницы» - большой, безымянный палец и мизинец сжаты в кулачок, а пальца указательный и средний пальцы выпрямлены и разжаты, «бумага» - ладонь раскрыта Играют вдвоем. Дети хором говорят «Камень, ножницы, бумага, раз, два три» и в такт качают кулачком. Закончив проговор, тут же из кулачка «строят» то, что хотят показать - «камень», «ножницы» или «бумагу». Ножницы режут бумагу - ножницы побеждают, бумага завертывает камень – бумага побеждает, камень тупит ножницы - камень побеждает. Игра учит правильности, быстроте движении н взаимодействию в игре.
3.9 Динамический праксис
Феноменология нарушении Воспроизводит движения только правой руки, игнорируя левую руку  
Возможные причины Игнорирование левой руки  
Рекомендации   Упражнения строятся следующим образом: правая рука должна быть «занята», все действия выполняются только левой рукой.
Упражнения  
Игры   Игра: В правой руке ребенок держит мячик, а левой рукой должен поймать конфетку.

 

Слухо-моторная координация

4.1 – 4.2 слyxo-моторные координации
Феноменология нарушении   Не может определить количество ударов, сказать одинаковыми или различными являются два предъявляемых друг за другом ритма. Не может воспроизвести ритм по заданному образцу, не улавливает структуру ритма.
Возможные причины Нарушения слуховою восприятия  
Рекомендации   Обычно к трем годам дети обладают достаточно большим объемом слуховых впечатлений, однако он еще не умеют управлять своим слухом: прислушивания, сравнивать, оценивать, звуки но силе, тембру, характеру, ритмической структуре. Способность слушать и понимать звуки не возникает сама собой даже при наличии острого природного слуха, его нужно целенаправленно развивать. Общая цель игр - открыть для ребенка мир звуков. Для успешного формирования целенаправленного слухового восприятия необходимо соблюдать два основных условия. Во-первых, нужно обязательно отделить «загаданный» звук от других звуковых впечатлений. Для этого нужна полная тишина в момент загадывания и отгадывания загадок. Во-вторых, нужно сделать так, чтобы ребенок не мог видеть источник звука.
Упражнения   Необходима тренировка слуха (остаточного слуха). Речевое звучание (шепот, громкая речь). Неречевые звучания - бытовые шумы, погремушки, игрушки-пищалки, барабан, скрип двери, постукивание ложками, деревянный колокольчик, тиканье часов.
Игры   Игра «Угадай». Для игры нужны три озвученные игрушки, контрастные по тембру и характеру издаваемых звуков. Вариант 1: погремушка, колокольчик и детская гармошка. Вариант 2: озвученная неваляшка, барабан, пищащая резиновая игрушка. Вариант 3: игрушечная музыкальная шарманка, бубен, деревянные ложки Перед началом игры следует продемонстрировать ребенку предмет и как он звучит. Затем посадить ребенка так, чтобы он не видел звучащий предмет, и издать звук (этим предметом). Ребенок должен отгадать, какой предмет звучал.  
4..3 Слухо-моторные координации
Феноменология нарушении Делает лишние удары, затрудняется при переходе от одного ритма к другому, персеверирует прежний ритм.
Возможные причины Инертность движении.  
Рекомендации   Нужны ритмические игры на скорость реакции, например, остановка или смена движений точно по сигналу.
Упражнения   Упражнения на прослушивание ритмичных звуков.  
Игры   Игры «Замри - отомри». Под ритмичную музыку дети двигаются. На команду «замри» - дети замирают в той позе, в какой из поз застала команда. На команду «отомри» - начинают двигаться, стараясь стараясь попасть в такт музыки. Игра «Повтори» Включите ритмичную музыку. Возьмите ладошку ребенка и постукивайте слегка по ней карандашиком в такт музыки. Это упражнение позволит ребенку почувствовать ритм.  
4.4 – 4.5 Слухо-моторные координации
Феноменология нарушении Забывает заданный ритм, теряет структуру ритма в ходе его выполнения. Не может выполнить ритмы по инструкции (при возможности их воспроизведения по образцу).
Возможные причины Слабость акустических следов. Нарушение произвольной организации движении  
Рекомендации   Для успешного развития слухо-моторной координации очень важно проводить игры систематически.
Упражнения   Различные ритмические упражнения на запоминание (oт простого ритма к более сложному).
Игры   Игра «Барабанщик» Взрослый отбивает ритм, ребенок должен вместе со взрослым отбивать ритм на барабанчике. Затем ребенок должен попытаться по памяти повторить ритм самостоятельно. Ритм постепенно усложняется. Игра может повторяться с любым звучащим предметом (ксилофон, колокольчик и пр.).

 

Стереогноз

5.1, 5.2, 5.4 Стереогноз
Феноменология нарушения Не узнает ощупываемый предмет в правой (или левой, или совместно) руке.  
Возможные причины   Нарушение сенситивного гнозиса. Нарушено тактильное опознание предмета (нарушено опознание отдельных признаков предмета, нарушен синтез этих признаков в единое целое).
Рекомендации   Необходимо знакомить ребенка не только с предметами различной формы, выполненными из различных материалов, но также важно расставлять акценты при знакомстве с предметом на отдельных его характеристиках. Например, шар - круглый, у кубика - есть острые грани, есть углы и пр. Перед тем, как дать ребенку ощупать предмет с открытыми глазами, следует назвать предмет, описать его свойства и форму словами, затем все то же проделать с закрытыми глазами.
Упражнения   Дайте ребенку пощупать гладкую поверхность, шершавую, пушистую, мягкую. Попросите ребенка описать свойства предметов и материалов словами.
Игры   Игра «Волшебный мешочек». В мешочек кладут предметы различной формы. На столе находятся вторые экземпляры этих предметов. Ребе<
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...