Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Игры с бегом и увёрткой для детей 3-7 лет

ДЕТСКИЕ ИГРЫ И ЗАБАВЫ

«Через детей последующих поколений детские игры снова повторяются, снова оживляются в памяти живущих поколений и снова молодеют»,

— Е. А. Покровский.

Игровой фольклор кубанцев отличается ярко выраженной трудовой и военно-прик­ладной направленностью: «Горшки», «Каза­ки-разбойники». Казачьи игры отличаются историческим и бытовым содержанием, на­ходчивостью, смекалкой, юмором.

Заметное влияние на становление игры, на развитие игрового действия оказали исто­рически сложившиеся особенности нацио­нальных культур разноязычного населения Кубани.

Для детей дошкольного возраста наибо­лее доступны кубанские народные игры с песенным и стихотворным сопровождени­ем, в которых участие педагога обязатель­но: «Селезень и утка», «Золотые ворота», «Сон казака».

В играх с соревнованием двух команд, где необходимо разделить де­тей на две части, равные по численности, по силам: «Перетяжки»; в играх с предмета­ми, где используются камушки, казанки, жгуты, палки, мячи, подковы, платки, шесты, шары и другие атрибуты; в симво­лических играх с помощью считалок выби­рается ведущий.

Считалки всегда весёлые, шуточные, рифмованные.

Если в народной игре предполагается соревнование двух ко­манд, то применяется обычно способ огова­ривания: «солнце» или «луна», «липка» или «берёзка», «золото» или «серебро», «мак» или «ромашка» и т. д.

 

Ниже помещено описание нескольких игр, некоторые — с вариантами.

 

 

ИГРА «В УТКУ» (СЕЛЕЗЕНЬ И УТКА)

 

Играющие становятся рядом, рука в руке.

Двое, стоящих на одном краю вере­ницы, отрываются от нее (это «селезень» и «утка») и бегут, подныривая под руки стоящих в ряду то спереди, то сзади, при­чём «селезень» догоняет «утку».

Стоя­щие в ряду приговаривают:

Догони, селезень, утку,

Догони, молодой, утку.

Поди, утушка, домой,

У тебя семеро детей,

Восьмойселезень,

Девятая — утка,

Десятаягуска.

 

Та пара, под руками которой «селезень» поймал «утку», заменяет их, а они становят­ся на освободившееся место.

ИГРА «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА» (1-Й ВАРИАНТ)

 

Играющие выбирают двух ведущих. Они сговариваются, какие возьмут себе названия: один называет себя «серебряное блюдечко», другой — «наливное яблочко».

После этого ведущие берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «золотые ворота».

Остальные участни­ки игры выстраиваются один за другим и гусь­ком проходят в «ворота», при этом говоря:

В золотые ворота

Проходите, господа!

В первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

 

На последнем слове ведущие опускают руки и закрывают «ворота», задерживая од­ного из игроков. Он просит: «Золотые воро­та, пропустите вы меня!».

Ему отвечают: «Мы всех пропускаем, а тебя оставляем! Что выбираешь — серебряное блюдечко или на­ливное яблочко?». Задержанный игрок вы­бирает и переходит на ту или другую сторо­ну, он встаёт за спину ведущего и поднимает руки. То же происходит с другими игрока­ми.

Так играющие делятся на две команды. После этого они меряются силой — берут длинную верёвку и перетягивают её.

ИГРА «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА» (2-Й ВАРИАНТ)

 

Играющие берутся за руки, образуя круг.

В центре его встают двое играющих, берутся за руки и поднимают их вверх — делают «золотые ворота». Рядом с «воротами» втыкают ветку.

Один из участников игры — водящий. Он проходит через «золотые ворота», подхо­дит к кругу и ребром ладони разрывает руки одной из стоящих там пар. При этом все го­ворят:

В золотые ворота проходите господа:

В первый разпрощается,

Второйзапрещается,

А на третий раз не пропустим вас!

 

Играющие, руки которых разъединил во­дящий, бегут в разные стороны по кругу к воткнутой в его центре ветке. Первый, вы­дернувший ветку, идёт в «золотые ворота», а проигравший встает в пару с водящим в круг.

ИГРА «ПЕТУХ» («СОН КАЗАКА»)

 

Из играющих выбирается «казак», кото­рый становится в середине круга. «Казаку» завязывают глаза, или он закрывает их сам. Дети двигаются по кругу со словами:

Кто с утра чертей гоняет,

Песни звонкие спивает,

Спать мешает казаку

И кричит «Ку-ка-ре-ку»?

 

Один из стоящих в кругу кричит по-петушиному, стараясь изменить голос. Казак, открыв глаза, старается угадать, кто кричал. Если ему это удается, — забирает кричащего в середину круга. Игра продолжается:

Все коровы во дворе

Размычались на заре.

Не понятно никому,

Почему «Му-Му, Му-Му».

 

Стоящий в кругу мычит, изображая ко­рову. Казак угадывает его и забирает к себе в круг. Игра продолжается:

 

Вот казак заснул опять,

Но не долго ему спать.

Утка уточек не зря

Учит крякать «кря-кря-кря».

 

Действие повторяется — казак забирает «утку».

Надоело казаку

«Кря-кря-кря» с «Ку-ка-ре-ку».

Я не лягу больше спать,

Вас я буду догонять!

 

По окончании слов дети, образующие хо­ровод, поднимают руки — «воротики», а ка­зак догоняет тех детей, которых он забирал в круг.

ИГРА «ПЛЕТЕНЬ» (1-Й ВАРИАНТ)

 

Играющие стоят шеренгами у четырех стен комнаты, взявшись за руки крест-нак­рест.

Дети первой шеренги подходят к стоя­щим напротив и кланяются. Отходят спиной на свое место. Движение повторяют дети второй, третьей и четвертой шеренги.

По сигналу (свисток) играющие расхо­дятся по всей комнате (залу, площадке), вы­полняя определённые движения под звуки бубна (поскоки, лёгкий бег, галоп и т. д.).

По следующему сигналу свистка или остановке бубна все бегут на свои места и строятся ше­ренгами, соответственно взявшись за руки крест-накрест.

Выигрывает та шеренга, ко­торая первая построится.

ИГРА «КРИВОЙ ПЕТУХ»

 

Дети стоят по кругу. Один — в центре.

Дети: «Кривой петух, на чём стоишь?» (На иголочках)

А как тебе, не колко? (На подковочках)

 

Дети идут по кругу и поют:

Ступай в кут,

Там блины пекут,

Там блины пекут,

Тебе блин дадут.

 

Ребёнок стучит ногой об пол. (3 раза)

Дети: —Кто там?

Это я, Тарас.

Дети: — Лови нас, не открывая глаз.

 

Кого поймал, должен угадать.

Игра на развитие звуковысотного слуха, тембрового слуха, ориентации в пространстве, упражняются в ритмическом хороводном шаге.

ИГРА «ЗАПЛЕТАЙСЯ ПЛЕТЕНЬ» (2-Й ВАРИАНТ)

Выбирается водящий, который должен выйти в другую комнату или отвернуться от остальных играющих, чтобы не видеть их действий. Играющие образуют «плетень» — замкнутый руками круг.

Кто-либо из участ­ников хоровода проходит под руками детей противоположной стороны круга, затягивая за собой остальных, и так — до полного «заплетения», запутывания.

Затем играющие зо­вут водящего, который должен распутать хоровод. Причем соединенные руки игроков должны находиться в правильном (не лома­ном) соединении.

ИГРА «ГОРШКИ»

 

Играющие делятся на две равные коман­ды. Одна команда становится «горшками» и садится на землю в кружок. Другая коман­да — «хозяева». Они становятся за горшка­ми. Один из играющих — водящий — изоб­ражает покупателя. Он подходит к одному из «хозяев» и спрашивает:

 

- Почём горшок?

Хозяин отвечает:

- По денежке.

А он не с трещиной?

- Попробуй.

Покупатель легко ударяет по «горшку» пальцем и говорит:

- Крепкий, давай сговор!

 

«Хозяин» и «покупатель» протягивают друг другу руки, напевая:

Чичары, чичары, собирайтесь гончары

По кусту, по насту, по лебедю горазду!

Вон!

Со словом «вон» и «хозяин» и «покупа­тель» бегут в разные стороны вокруг горш­ков. Кто первым прибежит к купленному «горшку», тот «хозяин», а опоздавший — водящий.

 

ИГРА «КАЗАЧЬЯ» (ЧАПАЕВЦЫ)

 

В игре участвуют только мальчики, они стоят в кругу. В центре круга стульчик — «боевой конь», верхом на «коне» — коман­дир с красным флажком.

Дети скачут на воображаемых лошадках, ноги слегка пружинят в коленях. Левая ру­ка каждого вытянута вперед, правая подня­та вверх.

По сигналу воспитателя командир соска­кивает с «коня», кладет флажок и становит­ся в общий круг.

Все остальные маршируют на месте, затем поворачиваются вправо и | идут по кругу за командиром.

Командир делает шаг внутрь круга, берет дудку, и, пово­рачиваясь кругом, дудит в неё. Двое мальчи­ков, около которых он остановился, повора­чиваются спиной друг к другу и бегут в про­тивоположные стороны вдоль круга. Каж­дый из них старается первым взять флажок и вскочить на «коня».

Выигравший стано­вится командиром.

ИГРА «ДОСТАНЬ ПЛАТОК»

 

Играющие ходят по кругу, выполняя лю­бые танцевальные движения. В центре круга стоит водящий с шестом в руке, на конце ко­торого — платок. По сигналу воспитателя или по окончании музыки нужно подпрыгнуть и достать платок.

Кому это удаётся, тот и победитель, который становится водящим.

Игра продолжается.

 

Игры с бегом и увёрткой для детей 3-7 лет

Домовой за грубкой?

 

Если игра проходила в помещении, кто-нибудь из мальчиков становился в угол, а если во дворе - около дерева.

Остальные бегали вокруг него и приговаривали: «Хто за грубкой? Домовой?»

Домовой бегает за ними и ловит их. Поймав кого-нибудь, ставит его на место домового, а сам присоединяется к другим.

Шкракобушка.

 

Собирается группа мальчиков; один из них отделяется и спрашивает кого-нибудь из остальных товарищей: «Где ты был?» Тот отвечает: «На мельнице».

- «Что делал?» - «Муку молол». - «Что вымолол?» - «Копеечку». - «Что купил?» - «Калачик». - «С кем съел?» - «С тобой». - «Кто подбирал?» Спра­шиваемый отвечает: «Он», - указывая при этом на кого-нибудь из мальчиков, стоящих в группе.

Все разбегаются от указанного мальчика со словами: «Шкракобушка, шкракобушка!»

Он же старается поймать кого-нибудь, и если это удастся ему, то де­лаются шкракобушкой двое и т.д., пока они не переловят всех остальных.

Чапля.

Играли мальчики 5-7 лет на достаточно маленькой площадке - примерно 5x5 м.

По жребию или по считалке выбирали водящего - чаплю.

Остальные - «лягушки».

Пока чапля «спит», т. е. стоит, накло­нившись вперёд и опираясь на прямые ноги, лягушки прыгают на корточках.

Проснувшись, чапля издаёт крик и начинает ло­вить (салить) лягушек обязательно большими шагами и на прямых ногах (не сгибая коленей) и держась хотя- бы одной рукой за голени ног.

Лягушки не должны спасаться от чапли, прыгая на корточках.

­

 

При нарушении условий, например, если кто-то из лягушек встанет во весь рост или выпрыгнет за пределы пло­щадки, а также при осаливании они меняются местами.

Чур у дерева!

 

Эта игра, традиционная в арсенале 5-7-летних казачат, также была излюбленной, в неё играли совместно с ма­ленькими горцами.

Играли обычно в саду или там, где росло хотя бы несколько деревьев.

Число играющих зависело от ко­личества деревьев. Все, кроме водящего, становились каждый у своего дерева, водящий же - в середине между деревьями.

Сто­ящие у деревьев начинали перебегать от дерева к дереву; в это время водящий должен успеть осалить бегущего, пока тот не подбежал к дереву и не выкрикнул: «Чур у дерева!»

Осаленный менялся местом с водящим.

Хваталки.

 

Игроки должны выстроиться двумя шеренгами одна против другой на расстоянии 50-60 шагов. Между ними на земле проводится черта. В соответствии с количеством игро­ков по всей длине черты раскладываются какие-нибудь пред­меты: камешки, палочки и др.

По команде: «Раз, два, три!» игроки бегут к предметам, стара­ясь захватить их как можно больше. Та команда, которая захва­тила больше предметов, выигрывает.

Игра заканчивается либо по соглашению, либо если набрано нужное количество очков.

Повтори!

 

В эту игру играли казачата 3-6 лет по 10-20.

Со­здавали круг.

Вожаком был самый старший – шестилетка.

Он отходил в сторону, потому как не должен был видеть, кого вы­берут затейником.

А задача затейника - показывать разные дви­жения, которые остальные играющие должны повторять сразу же, не раздумывая: хлопать в ладоши, приседать, подпрыгивать на двух ногах - для трёх-, четырёхлеток; или как бы скакать на лошади, подпрыгивать на одной ноге - для 5-6-леток.

Вожака звали в круг.

Он прохаживался внутри него и при­сматривался, кто же затевает каждый раз новое движение.

При этом, по условиям, ему не разрешалось смотреть долго на кого ни будь из игроков, т.е. на того, кто, как он думал, в настоящий момент исполнял роль затейника, а надо было поворачиваться в разные стороны. Как только при нём совершалось три движения, вожак угадывал затейника.

Это было довольно-таки трудно, потому как затейник старался менять движения незаметно, выбирал мо­мент, когда вожак смотрит не на него. Если он ошибался и на­зывал затейником не того, игра продолжалась.

Но после трёх ошибок выбирали нового вожака, а тот уходил из круга. Когда же вожак угадывал затейника, они менялись.

Колесо.

Играющих 16 или значительно больше.

Они, раз­делившись на одинаковые группы, становятся рядами, лицом к середине - как спицы в колесе.

Водящий помещается вне колеса. Он бежит по кругу и, уда­рив по спине кого-либо из задних игроков, становится позади него.

Запятнанный передаёт удар впереди стоящему, тот - сле­дующему и так далее до головного в спице; головной, получив удар, громко кричит «ай!». После крика все стоящие в спице и водящий бегут по кругу, обгоняя друг друга. Обежав круг, стараются стать на прежнее место.

Игрок, оказавшийся в спице сзади всех, идёт водить.

Нельзя пятнать раньше, чем получен удар.

Нельзя выбегать раньше крика. Нельзя мешать игрокам бежать и отталкивать вставших в спицу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...