Архитектура Древней Греции
Культура греков, а позднее римлян, занимает важное место в истории развития всей европейской культуры. Это культура античности зрелого рабовладельческого общества, достигшего наивысшего расцвета в V в. до н.э. (в Афинах при Перикле). Первые археологические раскопки ее начаты в Геркулануме и Помпеях в начале XVIII в. Во втором тысячелетии до н.э. греческие племена и, в частности, дорийцы захватывают микенские территории и приносят с собой иной способ жизни и познания о железе. Местное население заселяет острова Эгейского моря и побережье Малой Азии. Возникает множество городов-государств (как, например, Афины и Спарта), соперничающих между собой, но одинаково воспринимающих искусство и архитектуру. Периоды развития греческой архитектуры Ранний период развития архитектуры (до V в. до н.э.) получил название архаического. В бронзовом веке храмы еще не строились. Только в первой половине VIII в. появляется храм, планировочную основу которого составил микенский мегарон. Он был сооружен из необожженного кирпича, крыша выполнена двускатной из дерева, а основной объем здания окружен колоннадой, что в последующем заложено в архитектуру греческих храмов (рис. 5). Одним из первых такой храм богини Геры построен на острове Самосе. В течение VII в. строительное искусство развивалось в рамках нескольких стилей. Дорический стиль сформировался около 600 г. до н.э. и в дальнейшем лишь незначительно изменялся. Примером может служить дорический храм Геры в Олимпии. Ионический стиль в V в. еще окончательно не сформировался. Оба указанных выше стиля существенно различались. Ранние ионические храмы в Малой Азии имели более богатое убранство и большие размеры по сравнению с дорическими храмами.
Расцвет художественного творчества в Греции приходится на вторую половину V в. до н.э. В этот период по инициативе Перикла реконструируется афинский Акрополь. Построен по проекту Иктина и Калликрата, дорический храм Парфенон, по проекту Мнесикла, Пропилеи, являющиеся парадными воротами Акрополя, маленький ионический храм в честь бескрылой богини победы Ники, храм Эрехтейон с очень сложным и необычным планом (рис.6). В IV в до н.э. на южном склоне акрополя перестраивается в камне ранее существовавший деревянный театр Диониса. Наиболее значительные сооружения этого периода возникают на Пелопоннесе (например, один из самых больших и великолепных греческих театров в Эпидавре, автор — архитектор Поликлет младший). Строительная техника Основным строительным материалом при возведении общественных и культовых зданий в греческой архитектуре был камень (в ранний период более мягкий, легко поддающийся обработке). Так, при первоначальном строительстве Акрополя использовался известняк, а при реконструкции — мрамор. Жилые постройки возводились в основном из кирпича, как сырцового, так и обожженного. Использовался кирпич в сочетании с каменной облицовкой и в культовых зданиях. Для конструкций перекрытий и покрытия применялось дерево. В ранний период из дерева выполнялись и колонны. Каменную кладку осуществляли без раствора при этом усиление ее, в том числе на сейсмические нагрузки, осуществлялось с помощью шипов, деревянных шпонок и металлических скоб. Установка архитектурных деталей была очень трудоемкой, так как только капители и плиты со скульптурным рельефом изготовлялись заранее. Остальные же детали принимали необходимый вид только после их обработки, которая осуществлялась в направлении сверху вниз по мере демонтажа строительных подмостей. Ордерная система
Греческая архитектура развивалась на основе решений храмовых сооружений, возводимых первоначально из дерева, а затем из камня. Стоечно-балочная конструктивная схема зданий, (включающая колонны и антаблементы, поддерживаемые колоннами части архитектурного ордера, состоящие из архитрава или балки, фриза и карниза) становится основой для принятия системы отдельных архитектурных элементов. Основными при этом являются подножье (крепида), колонны и стены, антаблементы и кровля с треугольным фронтоном. Система выявления конструкции сооружения в определенной художественной форме называется ордером. В Греции использовались дорический, ионический и коринфский ордера. Объемно-планировочное решение здания одинаково для каждого ордера, а различие их определяется формой колонн и антаблементов, пропорциями и архитектурными деталями. Дорический ордер (рис. 7) отличается простотой и строгостью решения, массивностью составляющих его элементов, размеры которых и соотношение между ними определяются единой мерой, модулем, равным радиусу колонны у ее основания. С накоплением опыта строительства увеличивались расстояния между колоннами, уменьшались сечения колонн, высота антаблемента и масса сооружений. Дорический храм возводился на трехступенчатом ленточном фундаменте — крепиде, ступени которого не были приспособлены для хождения людей, а их высота определялась общими размерами сооружаемого объекта. На крепиде устанавливались каннелюрованные колонны (без базы), имевшие незначительное утолщение к верху (энтазис), и поверх них — трехчастотные капители (гипотрахелий, эхин и абака). Высота колонны имела 11 модульных размеров. Дорический антаблемент включал: архитрав, фриз, состоящий из триглифов и метон, и несущий выступающий карниз. Двускатная крыша имела небольшой уклон. На треугольном фронтоне размещались скульптуры. Цвет подчеркивал работу конструкций сооружений — тектонику. Примерами сохранившихся дорических построек являются храмы Посейдона в Пестуме (на юге Италии), Гефеста в Афинах и величественный Парфенон (рис. 9) на афинском Акрополе (рис. 8). Ионический ордер (рис. 10) отличается от дорического большей легкостью. Колонны менее массивны, имеют базу, ствол и капитель с волютами и не увязаны с ритмом фриза. Вместо фриза часто выполнялся пояс с барельефом.
Ионический ордер преобладал в Малой Азии, где постройки с его использованием достигали больших размеров. Например, храм Артемиды в Эфесе имел длину 126 м и высоту колонн 18 м. Оба рассмотреных ордера использовались в строительстве сооружений культового и светского назначения. Коринфский ордер (рис. 11) развился фактически в римский период из ионического. Он отличается четырехсторонней капителью с использованием скульптурных изображений листьев аканта. Наиболее совершенным вариантом является капитель памятника Лисикрата в Афинах. Другим примером использования коринфского ордера является недостроенный афинский Олимпейон.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|